Автор: Соктоева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №4 "Малыш"
Населённый пункт: Республика Бурятия, с. Петропавловка
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие детской инициативы в разных видах деятельности
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации для воспитателей
по развитию детской инициативы в разных
видах деятельности
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Статья 64. п. 2. Образовательные программы дошкольного образования
направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного
возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
Гл. 1. п. 1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,
обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…
п. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности…
Гл. 2 п. 2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности…
п. 2.11.2 В содержательном разделе Программы должны
быть представлены:
б) способы и направления поддержки детской инициативы…
Гл. 3 п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть
обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности…
п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной
ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного
возраста, предполагают:
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т. д. …
Гл. IV. п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-
исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…
Сферы инициативности ребенка (субъектной
активности) обеспечивают:
Развитие наиболее важных психических процессов (психических
новообразований возраста);
Обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его
самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного детства,
включенность в те виды культурной практики, которые традиционно
отведены обществом для дошкольника.
Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения
универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в
самостоятельной деятельности в предметной среде.
К основным культурным практикам, осваиваемыми
дошкольниками, относятся: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, восприятиехудожественной литературы и фольклора,
продуктивная.
В соответствии с содержанием образовательной деятельности
добавляются: музыкальная, двигательная, практическая (трудовая,
целенаправленное изучение основ математики, грамоты и др.
Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой
1-й уровень. Ребенок активно развертывает несколько связанных по
смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит
от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-
заместители, наделяя один и тот же предмет разны- ми игровыми
значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводитпонравившееся
условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными
вариациями.
Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки
активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых
действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители
в условном игровом значении.
2-й уровень. Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в
больницу», «Я – шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет
имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые
роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычной
последовательности событий, активно используя не только условные
действия, но и ролевую речь, внося разнообразие в ролевые диалоги; в
процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к
другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся
в процессе игры; принимает разнообразные роли;
при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные
действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или
сверстниками).
3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно
создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в
процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая
оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей;
замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание
историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием
мелких игрушек- персонажей, а также может фиксироваться в
продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).
Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в
новую связную последовательность; использует развернутое словесное
комментирование игры через события и пространство (что и где
происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в
продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный
рисунок).
Инициатива как целеполагание и волевое усилие:
наблюдение за продуктивной деятельностью
1-й уровень. Ребенок обнаруживает стремление включиться в
процесс деятельности («Хочу лепить», «…рисовать». «…строить») без
отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом,
изрисовывает много листов бумаги и т. п.); завершает деятельность по
мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты
делаешь?» отвечает, обозначая процесс («рисую»,«строю»); называние
продукта деятельности может появиться после ее
окончания (предварительно конкретная цель не формулируется).
Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не
фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие
моменты, и не возвращается к ней.
2-й уровень. Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу
нарисовать», «…построить», «…слепить домик»); работает с конкретным
материалом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен
любым продуктом деятельности (в процессе работы цель может меняться
в зависимости от того, что получается в ходе деятельности).
Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («На- рисую домик»);
в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат
(«Получилась машина»).
3-й уровень. Имеет конкретное намерение-цель; работает над
материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется,
демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не
удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические
образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных
материалах (лепка, рисование, конструирование).
Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во
время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего
качества; возвращается к прерванной
работе, доводит ее до конца.
«Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет
жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за
счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны
выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где
встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и
интересы конкретной группы дошкольников»