Напоминание

Развитие детской инициативы в разных видах деятельности


Автор: Соктоева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №4 "Малыш"
Населённый пункт: Республика Бурятия, с. Петропавловка
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие детской инициативы в разных видах деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации для воспитателей

по развитию детской инициативы в разных

видах деятельности

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

Статья 64. п. 2. Образовательные программы дошкольного образования

направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с

учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе

достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого

и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ

начального общего образования, на основе индивидуального подхода к

детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного

возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

Гл. 1. п. 1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех

этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,

обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок

становится активным в выборе содержания своего образования, становится

субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного

образования);

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…

п. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических

качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,

формирования предпосылок учебной деятельности…

Гл. 2 п. 2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его

позитивной социализации, его личностного развития, развития

инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со

взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам

деятельности…

п. 2.11.2 В содержательном разделе Программы должны

быть представлены:

б) способы и направления поддержки детской инициативы…

Гл. 3 п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть

обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических

для них видах деятельности…

п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной

ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного

возраста, предполагают:

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности,

участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих

чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,

исследовательской, проектной, познавательной и т. д. …

Гл. IV. п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности - игре, общении, познавательно-

исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен

выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…

Сферы инициативности ребенка (субъектной

активности) обеспечивают:

Развитие наиболее важных психических процессов (психических

новообразований возраста);

Обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его

самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного детства,

включенность в те виды культурной практики, которые традиционно

отведены обществом для дошкольника.

Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения

универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в

самостоятельной деятельности в предметной среде.

К основным культурным практикам, осваиваемыми

дошкольниками, относятся: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, восприятиехудожественной литературы и фольклора,

продуктивная.

В соответствии с содержанием образовательной деятельности

добавляются: музыкальная, двигательная, практическая (трудовая,

целенаправленное изучение основ математики, грамоты и др.

Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой

1-й уровень. Ребенок активно развертывает несколько связанных по

смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит

от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-

заместители, наделяя один и тот же предмет разны- ми игровыми

значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводитпонравившееся

условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными

вариациями.

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки

активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых

действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители

в условном игровом значении.

2-й уровень. Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в

больницу», «Я – шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет

имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые

роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычной

последовательности событий, активно используя не только условные

действия, но и ролевую речь, внося разнообразие в ролевые диалоги; в

процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к

другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся

в процессе игры; принимает разнообразные роли;

при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные

действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или

сверстниками).

3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно

создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в

процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая

оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей;

замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание

историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием

мелких игрушек- персонажей, а также может фиксироваться в

продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в

новую связную последовательность; использует развернутое словесное

комментирование игры через события и пространство (что и где

происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в

продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный

рисунок).

Инициатива как целеполагание и волевое усилие:

наблюдение за продуктивной деятельностью

1-й уровень. Ребенок обнаруживает стремление включиться в

процесс деятельности («Хочу лепить», «…рисовать». «…строить») без

отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом,

изрисовывает много листов бумаги и т. п.); завершает деятельность по

мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты

делаешь?» отвечает, обозначая процесс («рисую»,«строю»); называние

продукта деятельности может появиться после ее

окончания (предварительно конкретная цель не формулируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не

фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие

моменты, и не возвращается к ней.

2-й уровень. Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу

нарисовать», «…построить», «…слепить домик»); работает с конкретным

материалом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен

любым продуктом деятельности (в процессе работы цель может меняться

в зависимости от того, что получается в ходе деятельности).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («На- рисую домик»);

в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат

(«Получилась машина»).

3-й уровень. Имеет конкретное намерение-цель; работает над

материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется,

демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не

удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические

образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных

материалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во

время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего

качества; возвращается к прерванной

работе, доводит ее до конца.

«Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет

жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за

счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны

выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где

встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и

интересы конкретной группы дошкольников»



В раздел образования