Напоминание

"Работа над инструктивным материалом"


Автор: Бочарникова Елена Валерьевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МАОУ ДОД "Центральная детская школа искусств", г. Кемерово
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая публикация
Тема: "Работа над инструктивным материалом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над инструктивным материалом

Работа над инструктивным материалом (упр., гаммы, этюды) – неотъемлемая

часть

обучения

в

музыкальной

школе.

Она

необходима

для

развития

аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем-

владения

всеми

музыкально-

выразительными

средствами

исполнения.

Польза, которую принесёт изучение инструктивного материала, будет тем

большей, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.

Большое

значение

для

приобретения

навыков

освоения

новых

приемов

имеют упражнения.

Работа

над

ними

должна

быть

осмысленной,

не

автоматической,

т.е.

преподаватель

и

ученик

должны

четко

видеть цель

каждого упражнения и знать, какие нужно поставить задачи для достижения

этой цели.

ЦЕЛЬ: в

левой

руке

развитие

силы

в

пальцах,

на

выдержку.

А

также

координация правой и левой рук.

ЗАДАЧИ: в левой руке не поднимать пальцы выше 3-5 мм над струной. В

правой руке то f, то p, вверх i m, вниз m a.

Следующее упражнение по всему грифу на пассажную технику.

ЦЕЛЬ: Мобильность, техничность обеих рук в пассажах.

ЗАДАЧИ: в левой руке пальцы над струнами, минимум движений. В правой

руке вверх i m с опорой, вниз – i a с опорой, т.к. современная пассажная

техника основана на трехпальцевой аппликатуре.

(По

Кузину

Ю.П.,

на

начальном

этапе

упражнения

на

звукоизвлечение:

а) тирандо, б) апояндо. Затем на арпеджио по «школе М. Каркасси». Для

способных детей во 2, 3 классах обратиться к упражнениям по школе Э.

Пухоля.

Регулярная

работа

над

гаммами

развивает

музыкально-слуховые

и

ладотональные представления, способствует развитию беглости.

Последовательность изучения гамм в классе гитары,

зависит от удобства

расположения

тональностей,

возможностей

использовать

типовую

аппликатуру,

поэтому

не

всегда

совпадает

с

последовательностью

их

расположения по квинтовому кругу.

Сначала необходимо изучить гаммы с открытыми струнами в 1-2 октавы в

наиболее

употребительных

тональностях.

Для

1

и

2

класса

ДМШ

рекомендуются гаммы с каденциями по «Школе игры на шестиструнной

гитаре» М. Каркасси. С 3 класса ДМШ изучаются типовые аппликатуры двух

октавных

гамм

мажорных

и

минорных.

Каденции

к

гаммам

во

всех

тональностях приводятся в «Школах» М. Каркасси, П. Агафошина.

В старших классах изучают трёхоктавные мажорные и минорные гаммы, от

шестой и от пятой струн.

Планомерная

работа

над

гаммами

развивает

музыкально-слуховые

и

ладотональные представления, способствует развитию беглости. Задачи при

игре гамм: освоение техники переходов в другие позиции, ритмического

варьирования; работа над беглостью, динамикой и др.

ЗАДАЧИ при игре гамм:

а) освоение техники переходов в другие позиции;

б) ритмическое варьирование;

в) работа над беглостью;

г) работа над динамикой.

Современные

педагоги-методисты

советуют

уже

в

первом

классе

ДМШ

играть гамму До мажор по апппликатуре А. Сеговии. Обязательно играть

АПОЯНДО по 2 удара на ноту (i m). Когда аппликатура будет твердо освоена

гамму играть с динамикой (на крещендо и диминуэндо). Затем добавлять

ритмические сложности. Отрабатывать 3х – пальцевую аппликатуру.

Большая

сложность

учащихся

чисто

переходить

из

позиции

в

позицию.

Преследуя эту цель, необходимо поставить задачу не убирать все пальцы с

грифа, а перемещаться, контактируя со струной. Добиться в левой и правой

руке мелких компактных движений, стремиться к экономии движений (играть

с подготовкой).

Переходим к этюдам. В них ученик осваивает приемы игры на гитаре и

овладевает исполнительскими штрихами.

Подбор этюдов и упражнений обычно связан с техническими трудностями

изучаемых пьес. В начальных классах это работа над освоением аккордов и

несложных фигураций арпеджио; со 2 класса больше внимания обращается

на левую руку (знакомство с барре, легато). При переходе в старшие классы

учащийся

уже

должен

ознакомиться

с

различными

приёмами

игры

и

штрихами; глиссандо, стаккато, вибрато и др.

В этюдах для старших классов развивается техника арпеджио, легато, барре;

включается

работа

над

тремоло,

пассажами,

сложными

флажолетами,

специфическими приёмами игры на гитаре.

В этюдах ученик должен добиваться хорошего звучания инструмента, много

внимания уделять кантилене, работать над динамикой.

Современные педагоги- методисты в 1-3 классах советуют сделать акцент на

классических этюдах: Каркасси, Курулли, Джулиани, Сора, а также знакомить

с этюдами Л. Брауэра. В старших классах следует обратиться к этюдам по

«школе» Э. Пухоля.

ДЖУЛИАНИ « Этюд № 5» ми минор (Ручей)

ЦЕЛЬ: научиться исполнять арпеджио в виде секстоли.

Задачи:

весь

этюд

стаккато,

здесь

отрабатывается

четкое

попадание

на

струну в правой руке, одновременно в медленном темпе закрепляется текст в

левой руке и переходы из позиции в позицию. При игре легато выделять бас.

В 1-ой половине стараться убирать открытую струну «МИ». Во 2ой половине

этюда наоборот выделять мелодию на 1 струне.

Комбинировать штрихи- при таком варианте исполнения внимание ученика

постоянно приковано к качеству звучания и контролю движения пальцев.

Э. ПУХОЛЬ «Этюд №1» До мажор.

ЦЕЛЬ: Освоить гаммообразную технику. Развитие 4-ого пальца в левой руке.

ЗАДАЧИ: В левой руке все пальцы на гриф;

В

правой

выделять

1-ую

ноту

в

группировке

(сильная

и

относительно

сильная доли) играть i m –с опорой, затем m a с опорой. Посоянно сдвигать

темп.

Сложности: не ровно играет, не ставит все пальцы на гриф. Отрабатывать

игру на пунктир.

Ф. Сор «Этюд» ля минор

ЦЕЛЬ: овладеть аккордовой техникой.

Задачи: в медленном темпе готовить мысленно заранее аккорд, в момент

паузы.

В

правой

руке

аккорд

извлекать

в

кулак,

не

двигая

запястьем,

кончиками, в момент паузы возвратить пальцы на струны.

Подводя

итог,

можно

сделать

вывод,

что

чем

сложнее,

интереснее

и

разнообразнее поставленные музыкально-эстетические задачи, тем больше

польза. Критериями выученности этюдов являются качество звука, ровность

звучания, тембр и темп исполнения.

Постоянное совершенствование исполнения уже выученных этюдов, наряду с

освоением

новых,

путь,

который

способствует

преодолению

многих

технических

трудностей,

формированию

и

развитию

двигательного

и

слухового опыта.

Список литературы

1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М. 1987

2. Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века - М. 1989

3. Гитман А. Начальное обучение игре на гитаре - М. 1995

4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре - М. 1986

5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре - М. 1991

6. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре - М. 1988

7. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь – М-1993



В раздел образования