Напоминание

"Мы югорчане"


Автор: Плехова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ "РОДНИЧОК"
Населённый пункт: Тюменская область, ХМАО-ЮГРА, пгт Междуреченский
Наименование материала: Программа
Тема: "Мы югорчане"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образование Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «РОДНИЧОК»

Программа

«МЫ ЮГОРЧАНЕ»

по художественно-творческому развитию старших дошкольников

Автор-составитель:

Воспитатель:

Плехова Татьяна Александровна

пгт. Междуреченский 2016
1

М. Горькому принадлежит столь же простая, сколь и точная формула: «Красивые вещи

воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду». Действительно, с одной

стороны, - освоение опыта воображения, воплощенного в творениях людей (а тем самым –

развитие и своей собственной фантазии), с другой, - воспитание уважения к труду, вложенному

в эти творения, в единстве составляют необходимое условие интеграции подрастающих

поколений в исторически развивающуюся культуру – общечеловеческую и национальную.

Е. А. Флерина отмечала особую силу влияния народного искусства на процессы восприятия,

мышления, общее психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

На наш взгляд, традиционное декоративно-прикладное искусство выступает как инструмент

творческого овладения детьми общественно-культурным опытом, т. к. ориентирует ребенка на

освоение не только его сложившегося, но и складывающегося, открытого к развитию

содержания пространства новых культурных смыслов. Его средствами может быть задана

модель зоны ближайшего и более отдаленного развития ребенка, которая несет в себе

«культурный код» человеческого (детского) развития. Этим и определяется образовательная

ценность декоративно-прикладного искусства.

Ханты-Мансийский автономный округ в последние годы является благоприятным регионом

нашей страны для проживания, с высоким уровнем экономического развития, с хорошим

уровнем жизни. Югра - это многонациональный, полиэтнический округ, отсюда и особенность

образования и воспитания детей, которая тесно связана с диалогом и трансляцией

национальных культур. Причем проблема состоит в том, что на традиционных народных

праздниках обско-угорских народов присутствующим отводится роль пассивного зрителя,

наблюдателя. Необходимо организовать такую систему воспитания, которая непосредственно в

образовательном учреждении познакомит детей с особенностями национальной культуры

ханты и манси. Стержнем, вокруг, которого будет построена такая система, станет традиционное

декоративно-прикладное искусство обско - угорских народов.

Решение проблем образования в детских садах и школах Севера и повышения эффективности

усвоения дошкольниками содержания трудового обучения, включающего знания о культуре,

традициях, истории и нравах народов Севера может быть достигнуто путем корректировки

учебных программ по декоративно-прикладному искусству с учетом особенностей и перспектив

развития региона, национальных способностей, традиций народной педагогики. Это актуально

и необходимо, так как деятельность детского сада и школы как социальных институтов прочно

связана с национальными интересами, традициями и культурой региона.

Искусство коренных народов - это самобытный пласт этнокультуры. С точки зрения

исследователей, народное изобразительное искусство, особенно декоративное, отличается

богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Яркие цвета

узоров, симметрия и ритм, чередование форм привлекают детей. Реалистичность и простота

оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому

пониманию, ребенок дошкольного возраста способен освоить технику выполнения узоров и

самостоятельно орнаментировать изделия. Изделия народного искусства помогают усвоить

нравы, обычаи, учат понимать и любить прекрасное, дают пищу художественному восприятию

детей, способствуют возникновению эстетического переживания и первых эстетических

суждений.
2

Стремление познакомить с культурой коренных народов, желание показать ее

привлекательность и неповторимость привело к тому, что была составлена программа, дающая

возможность воспитателю вести не стихийную, а планомерную работу по приобщению детей к

декоративно-прикладному и орнаментальному искусству обских угров.

Организуя работу мы опирались на принципы построения продуктивной деятельности в

условиях развивающегося дошкольного образования, сформулированными В.Т.Кудрявцевым:



формирование художественной умелости как общей способности к освоению широкого

круга конкретных художественных (декоративно-прикладных) умений, их гибкому

применению и видоизменению в нестандартных ситуациях



в основе художественной умелости лежит творческое воображение ребенка, а именно

способность «видеть целое раньше частей», развитие у дошкольников умения выделять

целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в ходе

развертывания продуктивной деятельности.



поиск смысла создаваемого и передачи его другим людям способность

экспериментировать с образами



овладение детьми средствами композиции и композиционного поиска: пропорцией,

масштабностью, ритмом, контрастом, которые получают особое выражение в

декоративно-прикладном искусстве.





Программа «Северное сияние» является специализированной программой для

дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по

художественно-творческому развитию и направлена на комплексное решение задач

познавательного, художественно-эстетического и речевого развития детей через

ознакомление с декоративно-прикладным искусством обских угров.

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся в течение учебного

года 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 36 занятий в год в каждой возрастной

группе. Продолжительность занятий: в старшей группе - 25 минут, в подготовительной

группе - 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Набор воспитанников проходит в

начале учебного года на основе желания детей и интересов родителей.



Программа для детей 5-6 лет состоит из блоков: «Жизненный уклад обских угров»,

«Культура коренных народов обского Севера», «Орнаментальное искусство обских

угров», «Декорирование деталей и предметов одежды».



Программа для детей 6-7 лет включает блоки: «Югорский мир», «Игрушки из

природного материала», «Орнаменты», «Работа с иголкой», «Бисероплетение», «Работа

с тканью».



Цель:
3



Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами

декоративно-прикладного и орнаментального искусства обских угров.



Задачи:



Обучающие:



Расширять представления детей о культуре коренных народов: быте, традициях,

декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве, устном народном творчестве

обских угров;



Формировать навыки пользования иглой и наперстком, шитья предметов для

рукоделия, плетения бисерных украшений и вышивки бисером, изготовления народных

игрушек;



Обогащать и активизировать словарь за счет слов, обозначающих названия предметов

обихода, орудий труда, этапов работы, признаков декоративного и орнаментального

искусства и действий, связанных с деятельностью;



Развивающие:



Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность,

наблюдательность и воображение;



Развивать мелкую моторику рук, точность ручных движений и зрительно- моторную

координацию;



Воспитательные:



Воспитывать уважительное отношение к людям труда, к творчеству народных мастеров,

интерес к культуре коренных народов;



Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к ручному труду;



Содержание



В содержание работы включены разные виды деятельности: декоративное рисование,

аппликация, ручной труд, ознакомление с предметами быта, одеждой, устным

народным творчеством (сказки, стихи, пословицы), музыкой (песнями, танцами,

музыкальными инструментами, народными праздниками).



Основными направлениями работы по ознакомлению дошкольников с обско-угорским

декоративно-прикладным искусством стали:



непосредственное ознакомление с жилищем обских угров (Музей «Торум Маа»), с

предметами быта, одеждой («музей Природы и человека»)



знакомство с устным народным творчеством, музыкой, песнями (Театр коренных обско-

угорских народов, занятия в ДОУ)
4



ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских

народов во время экскурсий: Окружной центр прикладного творчества и ремесел,

Детский этнографический центр «Лылынг союм», на выставки декоративно

прикладного искусства (на городских и окружных праздниках обско-угорских народов).



занятия по декоративному творчеству, на которых дети знакомятся с орнаментами,

создают эскизы на полосе, квадрате, круге, силуэтах, изображающих предметы быта и

одежды, обучаются приемам вырезывания и рисования с учетом возрастных

особенностей детей.



занятия по ручному труду, на которых дети учатся работать с тканью, бисером,

закрепляют навыки пользования иголкой, наперстком.



участие детей в праздниках, играх на основе традиционной культуры народов

ханты и манси и др.



Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста



Обобщение представлений о характерных признаках времен года, региональных

признаках, закрепление в речи названий признаков;



Систематизация представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей,

насекомых, закрепление названий животных, проживающих в крае, места их обитания



Обобщение представлений о том, что все живые существа растут, развиваются,

размножаются, обогащение словаря словами, обозначающими жизненно важные

процессы



Конкретизация представлений о растениях и месте их произрастания (растут, питаются,

поглощают свет и воду) узнавание и их различение, называние словом;



Формирование представлений о способностях человека и других живых существ

чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи и

др.), особенности окружающей среды в крае, закрепление в активном словаре новых

слов;



Обобщение представлений о жилище человека в зависимости от места обитания и

климатических условий, особенности проживания коренных народов в округе,

закрепление новых слов в активном словаре;



Систематизация знаний о разных национальностях людей, культуре;

Художественно-творческая деятельность детей старшего возраста



Расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного

искусства (графика, живопись) умение видеть их особенности и отличительные признаки
5



Отражение в рисунке, в лепке, в конструировании своеобразия архитектурного стиля и

назначения предметов, сооружений, зданий;



Стимулирование проявлений творчества в изготовлении игрушек, масок и элементов

декораций для игр драматизации и др.

Учебно-тематический план работы с детьми 5-6 лет по декоративно-художественной

деятельности

Цель:
Обучение детей декорированию предметов и деталей одежды
Задачи:
• Знакомство с бытом, одеждой и культурой народов ханты и манси • Знакомство с орнаментальным искусством обско-угорских народов • Развитие умений ориентироваться на листе бумаги • Обучение приемам изображения и вырезывания элементов обско-угорского • орнамента (вырезывания геометрических фигур) • Развитие умений составлять узоры из простых элементов • Развитие умений декорировать разными орнаментами детали одежды 6

м

Форма

Тема

Материал и

оборудование

Приемы

Кол-

во
Сентябрь тяб рь НОД Познавательно- речевое Коренные народы нашего края Знакомство с жилищем, одеждой, предметами быта Карта округа, фотографии, одежда, посуда , туесок, сумочка, мешочек для рукоделия, Рассказ, рассматривание предметов, просмотр Видеофильма 1 Познавательно- речевое Знакомство с играми народов севера Игрушки (нарты, погремушки, Куклы - акань Рассказ, рассматривание, художественное слово, 1 Познавательно- речевое Знакомство с устным народным творчеством, музыкой и песнями народов севера Магнитофон, видео, народные музыкальные инструменты Рассказ с использованием художественного слова, чтение сказки. 1 Познавательно- речевое Знакомство с декоративно прикладным искусством народов севера: орнаменты Предметы быта, женские украшения из бисера Рассказ, рассматривание, художественное слово. 1 Октябрь Аппликация Элементы: «Полоска», «Пав», «Священное лезвие (топор)», «Зубчики», «Головки» Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, ножницы Рассказ, рассматривание, художественное слово, обследование предметов. 2 Аппликация Элемент «заячьи ушки» Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, ножницы Рассказ, рассматривание, художественное слово. 2 Ноябрь Аппликация Извилина», «крест» «Двойные павы» Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, Рассказ, рассматривание, обследование, называние элементов узора. 2 Рисование «Голова небесного зверя» Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые Рассказ, рассматривание, 2 7
карандаши, обследование, Декабрь Рисование «Ноги утки» «Заячьи лапки» Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, Рассказ, рассматривание, художественное слово 2 Аппликация «Оленьи рога» Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага Рассказ, рассматривание, художественное слово 2 Январь Аппликация Составление и выкладыв. орнаментов на полосе Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, полоса бумаги Объяснение, показ образцов, готовая разметка, самостоятельная работа, анализ работ 2 Рисование Рисование орнаментов на полосе Белая бумага, простые карандаши, краски Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ 1 Февраль Аппликация Составление и выкладывание орнаментов на квадрате Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, квадрат Объяснение, показ образцов, готовая разметка, 2 Рисование Рисование орнаментов на квадрате Белая бумага, простые карандаши, краски Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ 1 8
Март Физкультурный досуг «Состязание оленеводов» 1 Аппликация Составление узоров Цветная бумага, простые карандаши Объяснение, показ образцов 2 Рисование Рисование орнаментов в круге Белая бумага, простые карандаши Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ 1 Рисование Рисование орнаментов на силуэте рукавицы Бумага, карандаши, силуэт рукавицы Объяснение, показ образцов, схема, самостоятельная работа, анализ выполненных работ 1 Развлечение Вороний праздник (встреча весны) 1 Апрель Аппликация Составление орнамента на рукавице Бумага цветная, карандаши, клей, ножницы, силуэт рукавиц Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ 2 Рисование Рисование орнаментов на силуэте платья Бумага, карандаши, фломастеры, силуэт платья Объяснение, показ образцов, самостоятельная работа, анализ работ 2 Май По замыслу 1 Выставка детских узоров «Северные узоры» Диагностика По критериям программы 9

К концу года ребенок имеет представление:
о быте, одежде и культуре народов ханты и манси об орнаментальном искусстве обско-угорских народов
К концу года ребенок умеет:
Ориентироваться на листе бумаги. Рисовать и вырезать элементы обско-угорского орнамента (вырезание геом. фигур) Умеет составлять узоры из простых элементов Умеет декорировать детали одежды разными орнаментами 10

Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет по ручному труду

Цель:
Формирование устойчивого интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов, развитие представлений о художественном многообразии, богатстве, красоте народных хантыйских и мансийских орнаментов, предметов декоративно-прикладного искусства •
Задачи:
• Продолжать обучать умению декорировать элементы одежды • Обучение пользованию иглой и наперстком • Обучение умениям и навыкам шитья предметов для рукоделия • Обучение умениям и навыкам плетения бисерных украшений и вышивки бисером • Развитие умений изготовлять народную игрушку • Воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к ручному труду 11
М Тема занятия Материалы и оборудование Содержание Кол- во Сентябрь Экскурсия в Центр ремесел «Декоративно – прикладного творчества» (ДК) Предметы дек прикладного творчества народов ханты и манси Рассказ сотрудника 1 Изучение хантыйских и мансийских орнаментов и узоров Изделия декор прикладного искусства народов ханты и манси Рассказ воспитателя, рассматривание образцов изделий 1 Украшение орнаментом сумочки или рукавицы Готовые силуэты из бумаги рукавицы, сумочки, Рассказ воспитателя, рисование на листе в клеточку 1 Украшение орнаментом рубашки или платья Готовые силуэты рубашки, платья из бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы, трафареты Рассказ воспитателя, рисование на листе в клеточку, закрашивание фломастерами, 1 Октябрь Игрушки обско - угорских народов (выставка) Выставка игрушек Рассказ сотрудника, рассматривание игрушек, материала из которого они изготовлены, художественное слово 1 Изготовление бус из ягод рябины Проволока тонкая, ягоды рябины Правила техники безопасности при работе с проволокой , этапы работы, самостоятельная работа 1 12
Знакомство с берестой Кружка, корзинка, кузовок Рассматривание берестяных изделий 1 Орнамент на кузовке для сбора ягод Трафарет, ножницы, клей Рассказ воспитателя. Этапы работы, самостоятельная работа. Рассматривание берестяных изделий 1 Ноябрь «Знакомство с иголкой и наперстком» Иголки по количеству детей, наперстки, кусочки ткани (ситец ) Рассказ воспитателя с использованием художественного слова, правила техники безопасности пользования иголкой. 1 «Игольница» сукно, ситец или сатин, бисер. Рассматривание образцов игольниц, самостоятельная работа, анализ работ 2 «Мешочек для мастерицы» Образцы сумочек, сукно, ситец или сатин, бисер. Рассказ воспитателя, рассматривание образцов сумочек, самостоятельная работа, анализ работ 2 Декабрь «Хантыйский (мансийский) платок» Кусочки цветной ткани, иголки, нитки, однотонная ткань, образцы платков Беседа о народах ханты, рассматривание образцов платков, показ этапов работы, самостоятельная работа, анализ 2 «Платок для юганской куклы-пакы» Ткань квадратной или треугольной формы, ножницы, иголки с нитками Беседа о народах ханты, рассматривание образцов платков, показ этапов работы, самостоятельная работа, анализ 2 13
Январь Знакомство с бисером Бисер, леска или иголка с ниткой Рассказ воспитателя, рассматривание украшений, узоров, показ этапов работы, самостоятельная работа. 1 Турлопс (нагрудник) Бисер, леска или иголка с ниткой, кусочек ткани. Рассказ воспитателя, узоров, показ этапов работы, 2 Февраль Пришивание пуговиц к ткани Ткань, иголка с ниткой пуговицы, ножницы Рассказ воспитателя, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка 2 «Украшение для манжета» Бисер 2-3 цветов, тонкая ткань прямоугольной формы Рассматривание образцов украшений, узоров, цветовой гаммы. 2 Март Вышивка салфетки (подарки мамам к 8 марта) Салфетка, бисер, иголка с ниткой, ножницы. Рассказ воспитателя, вышивка по контуру в одну и две бисеринки 2 Сделаем бабушке нарядные чулки Орнаменты, трафареты, ножницы, клей Рассматривание образцов украшений, приклеивание орнаментов 2 Акань - хантыйская кукла Куклы хантов разных регионов, ткань ситец или сатин, однотонная и цветная Рассматривание кукол этнических групп ханты, показ образца, самостоятельная работа 2 Апрель Цветы из бисера Проволока, ножницы, бисер Нарезание проволоки кусками, нанизывание по порядку бисера на проволоку. 2 Узоры из пуговиц для женских украшений (воротник) Пуговицы, ножницы, иголка с ниткой Пришивание пуговиц орнаментом (рисунком). Составление мозаики из пуговиц 1 Экскурсия в РКЦИ «КОНДА» Предметы быта, одежда, игрушки Рассказ сотрудника о коренных народах ханты и манси 1 По замыслу Самостоятельная работа 1 14
Май Чему мы научились Выставка детских работ Рассказ воспитателя, рассматривание работ 1
К концу года ребенок может:
• Выбирать знакомые орнаменты, рисовать их на бумаге, вырезать, декорировать ими элементы одежды • Пользоваться иглой и наперстком • Умеет шить предметы для рукоделия, пришивать пуговицы, пришивать разноцветные полоски ткани • Умеет плести украшения из бисера и вышивать бисером • Умеет изготовлять народную игрушку
Работа с педагогами ДОУ и педагогами дополнительного образования в рамках программы
Методический совет Рассмотрение программы Педагогический совет Ознакомление с программой Консультация Орнаментальное искусство обских угров Рекомендации Обычаи коренных народов севера Семинар-практикум Изготовление традиционной игрушки – оберега народов ханты и манси Викторина «Знаете ли вы узоры народов севера» Работа с родителями Форма мероприятия Тема Сроки Родительское собрание Знакомство с программой «Мы югорчане» Сентябрь-октябрь Посещение занятий Орнаментирование элементов одежды обских угров (старшая группа). Работа с тканью (подготовительная группа) В течение года Памятка для родителей Правила работы с иголкой В течение года Выставка «Северные узоры» Апрель-май 15

Новизна
Сделана попытка разработать программу по художественно-творческому развитию дошкольников на региональном материале посредством интеграции дошкольного и дополнительного образования.
Практическая значимость
Выявление творчески одаренных детей. Расширение спектра дополнительных бесплатных образовательных услуг. Программа по художественно-творческому развитию , разработана на региональном материале с привлечением учреждений дополнительного образования РКЦИ «КОНДА».
Участники
Педагоги, дети, родители ДОУ, учреждения дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
 Создание условий для развития индивидуальных возможностей ребенка  Участие детей в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества  Повышение квалификации педагогических кадров  Удовлетворение образовательных запросов и потребностей родителей воспитанников  Расширение взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования
Показатели объема представлений у детей о жилище, одежде, посуде и декоративно-
16

прикладном искусстве обско-угорских народов
Показатели объема представлений Полный объем Частичный объем Нулевой объем 5 -6 лет Проявляет устойчивый интерес к предметам быта, одежде, произведениям народного творчества, знаком с народной игрушкой, выделяет ее особенности. Эпизодически проявляет интерес к народной игрушке обско-угорских народов, при помощи воспитателя может назвать характерные особенности. Ребенок не проявляет интереса к обско- угорскому народному искусству. 6 -7 лет Проявляет устойчивый интерес к предметам быта, одежде, жилищу, произведениям народного творчества, орнаментам, народной игрушке, знает и называет их особенности. Интерес к предметам быта, одежде, жилищу, произведениям народного творчества, орнаментам, игрушке неустойчивы. Интерес к обско- угорскому народному искусству кратковременный.
Учебно-методическое обеспечение программы
• Ерныхова Е. Вадичупова Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов.- Ханты- Мансийск-2006. 17
• А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000. • Ерныхова Е.Уроки Евдокии Ерныховой: Декоративно-прикладное искусство ханты и манси. - Березово, 1997. • Канев В.Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. -Сыктывкар, 1994. • Клевцов В.И. Плетение из бересты (50 полезных изделий).- СбП: Лениздат, 1996. • Кудрявцев В., Решетникова Р.Е. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров.-М.: Издательство ИКАР, 2003.-208с. • Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси// Югра. - 1992-№1 • Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология, генезис.- Томск, 1999. • Николаева Т.Е., Егорова Г.И., Волдина Т.В. Сохранение фольклорных традиций.-Ханты- Мансийск: полиграфист, 2005 • Тахтуева А.М. Материальная культура юганских ханты. Северный дом. • Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. СбП, Просвещение,1993 • Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси/ под ред. Полуниной Т.А.-Ханты- Мансийск: ГуиПП» Полиграфист», 2002,- 48с. 18


В раздел образования