Автор: Баянова Елена Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Многозначные слова"
Раздел: начальное образование
Групповое логопедическое занятие. Класс 4 «а»
Тема: Многозначные слова. Слайд №1
Форма проведения: Путешествие в мир слов.
Цель: Формирование представлений о многозначных словах и их роли в речи.
Задачи:
1.
Учить детей определять лексическое значение слов, использовать в речи слова с
несколькими
значениями,
уточнять
и
обогащать
словарный
з ап а с ;
совершенствовать
звуковую
сторону
речи,
улучшать
дикцию,
выразительность
речи.
2.
Развивать
внимание,
мышление,
умение
анализировать
информацию,
выбирать
главное, коротко и точно выражать свои мысли.
3.
Воспитывать
навыки
правильной
речи,
интерес
и
любовь
к
родному
языку,
позитивно взаимодействовать и общаться со сверстниками.
Оборудование:
Компьютер,
мультимедийный
проектор,
мультимедийная
презентация,
ручки,
карточки
с
заданиями,
толковые
словарики,
макеты
деревьев,
удостоверения
придворного мудреца, опорная схема для характеристики звука [Ч].
Ход занятия
1.Оргмомент.
Приветствие учащихся.
Игра-энергизатор «Передай дальше». Группа встает в круг, держась за руки. Ведущий
(логопед) пожимает руку соседа, стоящего справа или слева, Тот также пожимает руку
своего соседа. Пожатие передаётся от одного к другому, пока не вернется
назад к
ведущему (логопеду). А теперь усложним: если ведущий (логопед) передаёт пожатие
(импульс) вправо, то получающий его говорит: «Эх!», а если влево – «Ох!». Возможна
передача импульса и влево и вправо, причем ведущий может через несколько секунд
передать следующий импульс. Важно, чтобы пожатие не потерялось.
- Энергия делает нашу речь правильной, красивой, точной.
- Мы подарили друг другу частичку этой энергии, которая потребуется нам на протяжении
всего занятия.
(Дети занимают места за партами согласно надписи на спинке стула.)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: - Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.
- Знаете ли вы, где происходит то, чего в жизни не бывает? В сказке.
- Мы отправимся в сказочное путешествие в мир слов. Слушайте и смотрите.
Слайд №2.
Жил-был король. Королевство у него было замечательное, вот только сам
король был глупый и вредный! И служил у этого короля учёный мудрец – умный-
преумный, талантливый-преталантливый, и много этот мудрец для королевства
того сделал да изобрёл, а за это любил его народ да уважал.
Слайд №3.
Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со
службы. А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум. И остался король
один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые
- Полетели письма по разным адресам. -
А одно из писем прилетело к нам. Давайте
узнаем, что в нём.
Слайд №4.
Читает
ученик: «Пожалейте меня, ребята, помогите вернуть в королевство ум и
знания! Оставил мне ученый подсказку – карту».
Логопед: - Ну что, ребята, поможем горе-королю? Поможем.
Логопед: -
Попадая
в
каждую
из
частей
королевства,
мы
должны
будем
выполнять
определенные задания. Только работать надо дружно, чтобы никто не отставал, иначе мы
не сможем вернуть в королевство ум и знания.
Слайд №5.
3. Речевая разминка. Прежде, чем мы отправимся с вами в путешествие в мир слов,
разомнём язычок. Произнесем чётко и с правильной интонацией скороговорку: «Ну и
учёный».
- Учёный хочет научить паучка читать и печатать.
-Научит?
- Не научит. Ни к чему паучку учёба.
- Учёный – чудачок!
Логопед:
-
Какой
звук
чаще
других
повторяется
в
скороговорке?
Давайте
уточним
правильную артикуляцию звука [ч]: положение губ, языка, твёрдость-мягкость, звонкость-
глухость…
- Язычок размяли. - Отправляемся в путь.
4. Основная часть. 1этап.
Крепостные ворота.
Слайд №6.
Логопед: - Какое первое препятствие встретилось у нас на пути? Первое препятствие - это
Крепостные ворота.
- В эти ворота мы сможем войти, лишь выполнив задание.
- Прочитайте задание.
Слайд №7.
- Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово.
Предложение: Давайте … замок на воротах.
ОТКРЫТЬ ОТВОРИТЬ
- Чтобы правильно выполнить это задание, надо найти в толковом словаре значения слов
ОТКРЫТЬ, ОТВОРИТЬ.
- Откройте словари. Найдите значение слова ОТВОРИТЬ, прочитайте.
Слайд № 8.
ОТВОРИТЬ - открыть дверь, окно, раздвинуть створки чего-либо.
- Найдите значение слова ОТКРЫТЬ, прочитайте.
ОТКРЫТЬ - разомкнуть, раскрыть что-нибудь сомкнутое, сложенное.
Логопед: - Выберите подходящее значение.
- В предложение нужно вставить слово ОТКРЫТЬ, потому что отворить можно дверь,
окно, створки чего-либо.
Логопед:- Правильно.
Слайд № 9.
- Прочитайте предложение целиком: Давайте откроем замок на воротах.
- Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась. Идем дальше.
Таинственный лес.
Логопед: - Как называется следующая часть королевства? Слайд № 10.
Дети: - Следующая часть королевства называется Таинственный лес.
Логопед: - Верно. Кто в нем живет?
Дети: - В Таинственном лесу живут медведи, рыси… Охотник.
- А кто такой охотник?
- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ОХОТНИК.
Слайд № 11.
ОХОТНИК
1
– тот, кто занимается охотой.
ОХОТНИК
2
– 1) тот, кто добровольно берется за выполнение какого-нибудь поручения, 2)
тот, кто склонен к чему-нибудь, любитель чего-нибудь, 3) тот, кто хочет приобрести,
получить что-нибудь.
Логопед: - Давайте посмотрим, что у охотника в руках. В руках у охотника лук.
Дети: - В руках у охотника лук.
- Что такое лук?
- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ЛУК.
Слайд № 12.
Лук
–
огородное
или
дикорастущее
растение
семейства
лилейных
с
острым
вкусом
луковицы и съедобными трубчатыми листьями.
Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.
- Так значит, что у охотника в руках? Оружие для метания стрел. Правильно.
- А ещё у охотника есть СТРЕЛЫ. Откройте толковые словари и посмотрите значение
слова стрелы.
Слайд № 13.
Стрела – 1) тонкий длинный стержень с заостренным наконечником для стрельбы из лука;
2) подвижная часть подъемного крана.
Стрелы – зеленые стрелы, тонкие стебельки.
-
Значит
у
охотника,
какие
стрелы?
Тонкие
длинные
стержни
с
заостренным
наконечником, для стрельбы из лука.
- Кто знает значение слова тетива? Посмотрите по словарику.
Тетива – веревка, стягивающая концы лука.
- Молодцы!
Логопед: - Охотник, лук, стрелы. У этих слов есть не одно, а несколько значений.
Слайд № 14.
Такие слова называются многозначными. Это слова-близнецы. Они похожи, как две
капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные
предметы.
- Составьте с данными словами распространенные предложения.
Слайд № 15.
- Составьте предложения, используя слова,
предложенные на слайде:
1) Натягивать, на, тетива, лук, охотник.
2) Лук, покупать, рынок, мама, на.
- В выделенных словах нужно изменить окончания.
Логопед: - Вы всё правильно сделали. Пропустил нас охотник. А карта ещё открылась.
Скорее, дальше.
- Давайте тихо-тихо пройдём по таинственному лесу, чтобы «не попасть в лапы диких
животных».
Ф/ минутка.
Дети идут по таинственному лесу.
Трава в лесу маленькая-маленькая (дети приседают);
Деревья высокие-высокие (поднимают руки вверх);
Ветер деревья качает (вращаются)
То направо, то налево (наклоны вправо-влево);
То вверх, то назад (дети потягиваются вверх, прогибаются назад);
То вниз сгибает (наклоны вперёд);
Шелестит листва на деревьях (дети поднимают руки вверх и «потряхивают» кистями
рук из стороны в сторону);
Птицы летят (дети машут «руками-крыльями») и улетают;
Парит орёл в небе (руки в стороны);
На пути кочки и пенёчки (понимание ног, согнутых в коленях);
Идёт медведь, шумит в кустах (движения медведя с покачиванием влево-вправо);
На пути ручеёк.
Наклонились, водой из ручья умылись.
Потянулись, улыбнулись.
Повертелись, оглянулись.
Перепрыгнули ручеёк (дети перепрыгивают ручей).
- Сядьте на свои места.
Помашите, потянитесь.
Поморгайте, улыбнитесь.
- Отдохнули? Отправляемся дальше.
Город мастеров
Логопед: - Ребята, куда мы попали?
Дети: - Мы попали в Город мастеров. Слайд № 16.
-
Кто знает значение слова город? Город – это крупный населённый пункт, жители
которого заняты несельскохозяйственной деятельностью.
Логопед: - Кто живет в Городе мастеров?
-
В
Городе
мастеров
живут ремесленники (ремесленник–человек,
владеющий
профессиональным
мастерством),
художники,
архитекторы (архитектор
–
главный
строитель). Слайд № 17
Логопед: - Ребята, как называют человека, который все умеет делать?
Дети: - Человека, который все умеет делать, называют мастер на все руки.
Логопед: - А как называют руки, которые все умеют делать?
Дети: - Руки, которые все умеют делать, называют золотыми.
Слайд № 18.
Логопед: - Прочитайте словосочетания: ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ, ЗОЛОТЫЕ РУКИ.
- Найдите значение этих словосочетаний в словарике, прочитайте. – Молодцы!
-
В
словосочетании ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ слово ЗОЛОТОЙ обозначает «сделанный из
золота», а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ - «руки, которые все умеют делать».
Логопед: - Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ценными. Поэтому и стали
называть руки, которые все умеют делать, золотыми.
Слайд №19.
Картинка с изображением мастера.
Говорят, у мастера руки не простые.
Говорят, у мастера руки золотые!
Логопед: - А мы все ближе к цели. Карта ещё приоткрылась.
- Вы хорошо поработали в пути.
Основная часть. 2этап.
Плодородная провинция
Логопед: - Продолжим путешествие.
- В какую часть королевства мы попали? Слайд № 20.
- Мы попали в Плодородную провинцию.
- Ребята, кто из вас знает значение слова ПРОВИНЦИЯ?
– Посмотрите значение в
словарике.
Логопед (или ответ подготовленного ученика): Слайд № 21.
Провинция – это местность, удаленная от крупных центров.
- Что можно ещё посчитать ПРОВИНЦИЕЙ? Деревню, село, посёлок, хутор, городок.
Деревня – небольшая сельская местность.
Село – большое крестьянское селение.
Посёлок – небольшое поселение городского типа.
Хутор – однодворное или многодворное сельское поселение.
Городок - провинциальный городок; уменьш. к слову город.
Игра «Четвёртый лишний». Выделить из ряда слов лишнее: столица, городок, село,
деревня.
Столица – главный город государства.
Логопед:
-
В
Плодородной
провинции
живут
крестьяне.
Они
возделывают
поля,
выращивают чудо-сады.
- А что они выращивают в этих чудо-садах, мы узнаем, выполнив задание. Задание не
простое, мы будем составлять загадки. Мы уже учились с вами составлять загадки. Нам
нужно вставить в таблицу слова, только тогда родится загадка.
Составление загадок – интерактивный метод ТРИЗ (работа в парах).
Инструкция для работы в парах: - Обычно писатели пишут по поодиночке, но были
писатели, которые писали вдвоём (Ильф и Петров, братья Гримм). Вы тоже сейчас будете
работать в парах.
1.
Обдумываете написание загадки вместе.
2.
Записывает тот, кто быстро пишет, а второй проверяет.
3.
Выбираете того, кто будет загадывать загадку.
При составлении загадок используем модель: Какой? (какая?) Кто такой (такая, такое) же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка
объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем
между правыми и левыми столбцами «как» или «но не».
Слова: яблоко, виноград, груша.
Логопед:
-
А
скажите,
ребята,
яблоко,
виноград,
груша
–
это
однозначные
или
многозначные слова? Виноград - однозначное слово, а яблоко, груша – многозначные
слова (глазное яблоко, яблоко – фрукт; груша боксёрская, груша – фрукт).
Логопед: - Отлично, ребята. Карта еще приоткрылась. Осталось совсем немного.
Долина мудрецов
Логопед: - В какую часть королевства мы попали? Слайд № 22.
- Мы попали в Долину
мудрецов. - А кто такой мудрец? - Прочитайте значение этого
слова в словарике. – Правильно, мудрец - это мудрый человек, человек большого ума,
мыслитель.
- Мудрецы подготовили нам задание для размышления. Будем угадывать слово по его
описанию. Прочитав синквейн – пятистишие, вы должны угадать, о каком предмете
составлен этот синквейн. В первой и четвёртой строке пропущено одно и то же слово.
Слайд № 23.
Анализ неполного синквейна – интерактивный метод (работа в парах).
Дан синквейн
без
указания
темы,
первой
и
четвёртой
строк
–
на
основе
существующих
строк
необходимо её определить.
Книга
1.
……
2.
Мудрая, полезная
3.
Читаем, узнаем, размышляем, советует.
4.
….. - мой друг.
5.
Учитель.
Сравнить правильный ответ на слайде. Слайд № 24.
- Посмотрите, мы всё правильно сделали. Карта вся открылась. Слайд № 25.
-
Молодцы,
ребята! Слайд
№
26.
Вот
и
вернулись
в
королевство ум
и знания.
Завистливый царь исправился и понял свою ошибку.
Подведение итогов.
- Путешествуя, мы помогли горе-королю да знания свои проверили.
- Для того, чтобы получить удостоверение придворного мудреца, давайте вспомним как
называются слова с одним значением? С несколькими значениями?
Слайд № 27.
- Какие многозначные слова встретились нам за время нашего путешествия? Картинки на
слайде: лук, стрела, яблоко, груша, охотник.
– Замечательно!
- И я могу вас назвать, словом охотник. Почему? Вы были охотниками за знаниями. И
мне с вами было охотно заниматься.
Вручаю удостоверение придворного мудреца …………
за то, что он был самым внимательным на занятии.
за то, что давал полные и правильные ответы.
одним из первых угадал пропущенное слово в синквейне.
составил и прочитал красивую загадку.
быстро отыскивал значение слова в толковом словарике.
правильно составил предложение, используя предложенные слова.
*Детям вручаются удостоверения придворных мудрецов.
- Что понравилось на занятии? Что для вас было трудным?
- А сейчас давайте поблагодарим друг друга за прекрасный день.
Упражнение «Спасибо
за
прекрасный
день». Дети
пожимают
друг
другу
руку
и
произносят
«Спасибо
за
приятный день!»
Самооценка.
«Самооценочные лесенки». Поставьте знак ! на той ступеньке, где оценка совпадает с
твоей.
* На занятии мне было:
Что для вас было трудным?
* Я работал на занятии: