Напоминание

"Многозначные слова"


Автор: Баянова Елена Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Многозначные слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Групповое логопедическое занятие. Класс 4 «а»

Тема: Многозначные слова. Слайд №1

Форма проведения: Путешествие в мир слов.

Цель: Формирование представлений о многозначных словах и их роли в речи.

Задачи:

1.

Учить детей определять лексическое значение слов, использовать в речи слова с

несколькими

значениями,

уточнять

и

обогащать

словарный

з ап а с ;

совершенствовать

звуковую

сторону

речи,

улучшать

дикцию,

выразительность

речи.

2.

Развивать

внимание,

мышление,

умение

анализировать

информацию,

выбирать

главное, коротко и точно выражать свои мысли.

3.

Воспитывать

навыки

правильной

речи,

интерес

и

любовь

к

родному

языку,

позитивно взаимодействовать и общаться со сверстниками.

Оборудование:

Компьютер,

мультимедийный

проектор,

мультимедийная

презентация,

ручки,

карточки

с

заданиями,

толковые

словарики,

макеты

деревьев,

удостоверения

придворного мудреца, опорная схема для характеристики звука [Ч].

Ход занятия

1.Оргмомент.

Приветствие учащихся.

Игра-энергизатор «Передай дальше». Группа встает в круг, держась за руки. Ведущий

(логопед) пожимает руку соседа, стоящего справа или слева, Тот также пожимает руку

своего соседа. Пожатие передаётся от одного к другому, пока не вернется

назад к

ведущему (логопеду). А теперь усложним: если ведущий (логопед) передаёт пожатие

(импульс) вправо, то получающий его говорит: «Эх!», а если влево – «Ох!». Возможна

передача импульса и влево и вправо, причем ведущий может через несколько секунд

передать следующий импульс. Важно, чтобы пожатие не потерялось.

- Энергия делает нашу речь правильной, красивой, точной.

- Мы подарили друг другу частичку этой энергии, которая потребуется нам на протяжении

всего занятия.

(Дети занимают места за партами согласно надписи на спинке стула.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: - Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.

- Знаете ли вы, где происходит то, чего в жизни не бывает? В сказке.

- Мы отправимся в сказочное путешествие в мир слов. Слушайте и смотрите.

Слайд №2.

Жил-был король. Королевство у него было замечательное, вот только сам

король был глупый и вредный! И служил у этого короля учёный мудрец – умный-

преумный, талантливый-преталантливый, и много этот мудрец для королевства

того сделал да изобрёл, а за это любил его народ да уважал.

Слайд №3.

Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со

службы. А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум. И остался король

один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые

- Полетели письма по разным адресам. -

А одно из писем прилетело к нам. Давайте

узнаем, что в нём.

Слайд №4.

Читает

ученик: «Пожалейте меня, ребята, помогите вернуть в королевство ум и

знания! Оставил мне ученый подсказку – карту».

Логопед: - Ну что, ребята, поможем горе-королю? Поможем.

Логопед: -

Попадая

в

каждую

из

частей

королевства,

мы

должны

будем

выполнять

определенные задания. Только работать надо дружно, чтобы никто не отставал, иначе мы

не сможем вернуть в королевство ум и знания.

Слайд №5.

3. Речевая разминка. Прежде, чем мы отправимся с вами в путешествие в мир слов,

разомнём язычок. Произнесем чётко и с правильной интонацией скороговорку: «Ну и

учёный».

- Учёный хочет научить паучка читать и печатать.

-Научит?

- Не научит. Ни к чему паучку учёба.

- Учёный – чудачок!

Логопед:

-

Какой

звук

чаще

других

повторяется

в

скороговорке?

Давайте

уточним

правильную артикуляцию звука [ч]: положение губ, языка, твёрдость-мягкость, звонкость-

глухость…

- Язычок размяли. - Отправляемся в путь.

4. Основная часть. 1этап.

Крепостные ворота.

Слайд №6.

Логопед: - Какое первое препятствие встретилось у нас на пути? Первое препятствие - это

Крепостные ворота.

- В эти ворота мы сможем войти, лишь выполнив задание.

- Прочитайте задание.

Слайд №7.

- Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово.

Предложение: Давайте … замок на воротах.

ОТКРЫТЬ ОТВОРИТЬ

- Чтобы правильно выполнить это задание, надо найти в толковом словаре значения слов

ОТКРЫТЬ, ОТВОРИТЬ.

- Откройте словари. Найдите значение слова ОТВОРИТЬ, прочитайте.

Слайд № 8.

ОТВОРИТЬ - открыть дверь, окно, раздвинуть створки чего-либо.

- Найдите значение слова ОТКРЫТЬ, прочитайте.

ОТКРЫТЬ - разомкнуть, раскрыть что-нибудь сомкнутое, сложенное.

Логопед: - Выберите подходящее значение.

- В предложение нужно вставить слово ОТКРЫТЬ, потому что отворить можно дверь,

окно, створки чего-либо.

Логопед:- Правильно.

Слайд № 9.

- Прочитайте предложение целиком: Давайте откроем замок на воротах.

- Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась. Идем дальше.

Таинственный лес.

Логопед: - Как называется следующая часть королевства? Слайд № 10.

Дети: - Следующая часть королевства называется Таинственный лес.

Логопед: - Верно. Кто в нем живет?

Дети: - В Таинственном лесу живут медведи, рыси… Охотник.

- А кто такой охотник?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ОХОТНИК.

Слайд № 11.

ОХОТНИК

1

– тот, кто занимается охотой.

ОХОТНИК

2

– 1) тот, кто добровольно берется за выполнение какого-нибудь поручения, 2)

тот, кто склонен к чему-нибудь, любитель чего-нибудь, 3) тот, кто хочет приобрести,

получить что-нибудь.

Логопед: - Давайте посмотрим, что у охотника в руках. В руках у охотника лук.

Дети: - В руках у охотника лук.

- Что такое лук?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ЛУК.

Слайд № 12.

Лук

огородное

или

дикорастущее

растение

семейства

лилейных

с

острым

вкусом

луковицы и съедобными трубчатыми листьями.

Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

- Так значит, что у охотника в руках? Оружие для метания стрел. Правильно.

- А ещё у охотника есть СТРЕЛЫ. Откройте толковые словари и посмотрите значение

слова стрелы.

Слайд № 13.

Стрела – 1) тонкий длинный стержень с заостренным наконечником для стрельбы из лука;

2) подвижная часть подъемного крана.

Стрелы – зеленые стрелы, тонкие стебельки.

-

Значит

у

охотника,

какие

стрелы?

Тонкие

длинные

стержни

с

заостренным

наконечником, для стрельбы из лука.

- Кто знает значение слова тетива? Посмотрите по словарику.

Тетива – веревка, стягивающая концы лука.

- Молодцы!

Логопед: - Охотник, лук, стрелы. У этих слов есть не одно, а несколько значений.

Слайд № 14.

Такие слова называются многозначными. Это слова-близнецы. Они похожи, как две

капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные

предметы.

- Составьте с данными словами распространенные предложения.

Слайд № 15.

- Составьте предложения, используя слова,

предложенные на слайде:

1) Натягивать, на, тетива, лук, охотник.

2) Лук, покупать, рынок, мама, на.

- В выделенных словах нужно изменить окончания.

Логопед: - Вы всё правильно сделали. Пропустил нас охотник. А карта ещё открылась.

Скорее, дальше.

- Давайте тихо-тихо пройдём по таинственному лесу, чтобы «не попасть в лапы диких

животных».

Ф/ минутка.

Дети идут по таинственному лесу.

Трава в лесу маленькая-маленькая (дети приседают);

Деревья высокие-высокие (поднимают руки вверх);

Ветер деревья качает (вращаются)

То направо, то налево (наклоны вправо-влево);

То вверх, то назад (дети потягиваются вверх, прогибаются назад);

То вниз сгибает (наклоны вперёд);

Шелестит листва на деревьях (дети поднимают руки вверх и «потряхивают» кистями

рук из стороны в сторону);

Птицы летят (дети машут «руками-крыльями») и улетают;

Парит орёл в небе (руки в стороны);

На пути кочки и пенёчки (понимание ног, согнутых в коленях);

Идёт медведь, шумит в кустах (движения медведя с покачиванием влево-вправо);

На пути ручеёк.

Наклонились, водой из ручья умылись.

Потянулись, улыбнулись.

Повертелись, оглянулись.

Перепрыгнули ручеёк (дети перепрыгивают ручей).

- Сядьте на свои места.

Помашите, потянитесь.

Поморгайте, улыбнитесь.

- Отдохнули? Отправляемся дальше.

Город мастеров

Логопед: - Ребята, куда мы попали?

Дети: - Мы попали в Город мастеров. Слайд № 16.

-

Кто знает значение слова город? Город – это крупный населённый пункт, жители

которого заняты несельскохозяйственной деятельностью.

Логопед: - Кто живет в Городе мастеров?

-

В

Городе

мастеров

живут ремесленники (ремесленник–человек,

владеющий

профессиональным

мастерством),

художники,

архитекторы (архитектор

главный

строитель). Слайд № 17

Логопед: - Ребята, как называют человека, который все умеет делать?

Дети: - Человека, который все умеет делать, называют мастер на все руки.

Логопед: - А как называют руки, которые все умеют делать?

Дети: - Руки, которые все умеют делать, называют золотыми.

Слайд № 18.

Логопед: - Прочитайте словосочетания: ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ, ЗОЛОТЫЕ РУКИ.

- Найдите значение этих словосочетаний в словарике, прочитайте. – Молодцы!

-

В

словосочетании ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ слово ЗОЛОТОЙ обозначает «сделанный из

золота», а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ - «руки, которые все умеют делать».

Логопед: - Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ценными. Поэтому и стали

называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

Слайд №19.

Картинка с изображением мастера.

Говорят, у мастера руки не простые.

Говорят, у мастера руки золотые!

Логопед: - А мы все ближе к цели. Карта ещё приоткрылась.

- Вы хорошо поработали в пути.

Основная часть. 2этап.

Плодородная провинция

Логопед: - Продолжим путешествие.

- В какую часть королевства мы попали? Слайд № 20.

- Мы попали в Плодородную провинцию.

- Ребята, кто из вас знает значение слова ПРОВИНЦИЯ?

Посмотрите значение в

словарике.

Логопед (или ответ подготовленного ученика): Слайд № 21.

Провинция – это местность, удаленная от крупных центров.

- Что можно ещё посчитать ПРОВИНЦИЕЙ? Деревню, село, посёлок, хутор, городок.

Деревня – небольшая сельская местность.

Село – большое крестьянское селение.

Посёлок – небольшое поселение городского типа.

Хутор – однодворное или многодворное сельское поселение.

Городок - провинциальный городок; уменьш. к слову город.

Игра «Четвёртый лишний». Выделить из ряда слов лишнее: столица, городок, село,

деревня.

Столица – главный город государства.

Логопед:

-

В

Плодородной

провинции

живут

крестьяне.

Они

возделывают

поля,

выращивают чудо-сады.

- А что они выращивают в этих чудо-садах, мы узнаем, выполнив задание. Задание не

простое, мы будем составлять загадки. Мы уже учились с вами составлять загадки. Нам

нужно вставить в таблицу слова, только тогда родится загадка.

Составление загадок – интерактивный метод ТРИЗ (работа в парах).

Инструкция для работы в парах: - Обычно писатели пишут по поодиночке, но были

писатели, которые писали вдвоём (Ильф и Петров, братья Гримм). Вы тоже сейчас будете

работать в парах.

1.

Обдумываете написание загадки вместе.

2.

Записывает тот, кто быстро пишет, а второй проверяет.

3.

Выбираете того, кто будет загадывать загадку.

При составлении загадок используем модель: Какой? (какая?) Кто такой (такая, такое) же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка

объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем

между правыми и левыми столбцами «как» или «но не».

Слова: яблоко, виноград, груша.

Логопед:

-

А

скажите,

ребята,

яблоко,

виноград,

груша

это

однозначные

или

многозначные слова? Виноград - однозначное слово, а яблоко, груша – многозначные

слова (глазное яблоко, яблоко – фрукт; груша боксёрская, груша – фрукт).

Логопед: - Отлично, ребята. Карта еще приоткрылась. Осталось совсем немного.

Долина мудрецов

Логопед: - В какую часть королевства мы попали? Слайд № 22.

- Мы попали в Долину

мудрецов. - А кто такой мудрец? - Прочитайте значение этого

слова в словарике. – Правильно, мудрец - это мудрый человек, человек большого ума,

мыслитель.

- Мудрецы подготовили нам задание для размышления. Будем угадывать слово по его

описанию. Прочитав синквейн – пятистишие, вы должны угадать, о каком предмете

составлен этот синквейн. В первой и четвёртой строке пропущено одно и то же слово.

Слайд № 23.

Анализ неполного синквейна – интерактивный метод (работа в парах).

Дан синквейн

без

указания

темы,

первой

и

четвёртой

строк

на

основе

существующих

строк

необходимо её определить.

Книга

1.

……

2.

Мудрая, полезная

3.

Читаем, узнаем, размышляем, советует.

4.

….. - мой друг.

5.

Учитель.

Сравнить правильный ответ на слайде. Слайд № 24.

- Посмотрите, мы всё правильно сделали. Карта вся открылась. Слайд № 25.

-

Молодцы,

ребята! Слайд

26.

Вот

и

вернулись

в

королевство ум

и знания.

Завистливый царь исправился и понял свою ошибку.

Подведение итогов.

- Путешествуя, мы помогли горе-королю да знания свои проверили.

- Для того, чтобы получить удостоверение придворного мудреца, давайте вспомним как

называются слова с одним значением? С несколькими значениями?

Слайд № 27.

- Какие многозначные слова встретились нам за время нашего путешествия? Картинки на

слайде: лук, стрела, яблоко, груша, охотник.

– Замечательно!

- И я могу вас назвать, словом охотник. Почему? Вы были охотниками за знаниями. И

мне с вами было охотно заниматься.

Вручаю удостоверение придворного мудреца …………

за то, что он был самым внимательным на занятии.

за то, что давал полные и правильные ответы.

одним из первых угадал пропущенное слово в синквейне.

составил и прочитал красивую загадку.

быстро отыскивал значение слова в толковом словарике.

правильно составил предложение, используя предложенные слова.

*Детям вручаются удостоверения придворных мудрецов.

- Что понравилось на занятии? Что для вас было трудным?

- А сейчас давайте поблагодарим друг друга за прекрасный день.

Упражнение «Спасибо

за

прекрасный

день». Дети

пожимают

друг

другу

руку

и

произносят

«Спасибо

за

приятный день!»

Самооценка.

«Самооценочные лесенки». Поставьте знак ! на той ступеньке, где оценка совпадает с

твоей.

* На занятии мне было:

Что для вас было трудным?

* Я работал на занятии:



В раздел образования