Автор: Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46"
Населённый пункт: город Псков
Наименование материала: конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе
Тема: "В гостях у Старичка – Лесовичка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ФЦКМ
в старшей группе
на тему:
«В гостях у Старичка – Лесовичка»
Цель: дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах;
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах
Научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые
приводятся в загадках и объяснениях воспитателя;
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, мышления;
Развитие общей моторики;
Развитие диалогической речи;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать внимательность и быстроту при выборе съедобных и не
съедобных грибов во время игры;
Оборудование: игрушка(картинка) старичка – Лесовичка ; картинки:
ядовитые и съедобные грибы и ягоды; фишки красного цвета, разноцветные;
корзина.
Ход занятия
I.
Орг.момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам не одна, а что бы узнать с кем я
пришла, послушайте меня внимательно:
Он и днём и в час ночной
Охраняет лес родной,
Чтоб деревья не ломали
И зверей не обижали.
В своём царствии лесном
Он владеет волшебством -
Тех, кто лесу навредит
В пень тот час же превратит.
Справедливый старичок –
Старичок-лесовичок.
В.: Ну что, вы догадались, кто к нам сегодня пришёл?!
Д.: Старичок-лесовичок!
II.
Основная часть.
В.: Пришел он к вам, чтобы пригласить вас в свой чудесный лес за грибами
да ягодами. Любите собирать грибы да ягоды?
Дети: Да!
В.: Тогда берём корзиночку и в путь. Ребята, и первая наша остановка,
станция Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.
Растут в лесу сестрички, Рыжие...
Дети: Лисички.
В.:Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я...
Дети: Подосиновик.
В.: На пеньке сидят ребята
Называют их…
Дети: Опята.
В.: Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок..
Дети: Масленок.
В.: Серенькие шапочки,
Рябенькие ножки,
Под березою растут,
Как же их зовут?
Дети: Подберезовики.
В.: Молодцы, ребята, и последняя загадка которую приготовил для вас
старичок – Лесовичок:
На толстой белой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает...
Дети: Боровик.
В.: Вот сколько съедобных грибов мы положили в свою корзиночку!
- Ребята, но Лесовичок хотел вас и предупредить, будьте осторожны в лесу с
грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзину залезут не
прошеные гости. Угадайте, какие?
Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая,
А на шапке, как веснушки,
Беленькие конопушки.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый,
как Петрушка,
Ядовитый...
Дети: Мухомор (воспитатель показывает иллюстрацию).
В.: В лесу есть грибы, что не надо искать,
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это...
Дети: Поганки.
В.: У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб,
Учти, он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют…
Дети: Бледной поганкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, съедобные грибы мы с вами собрали, а
ядовитые оставили в лесу.
В.: Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке,
не топчите, не сбивайте. А Лесовичок то знает, что все грибы в его лесу
нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся.
Они нужны лесу. Вы, ребята у нас все хорошие и никогда не будите
безобразничать. Правда, ребята?
Дети: Да.
В.: Давайте проверим, сможем ли мы не навредить лесу. Поиграем в игру:
«Собери грибы в корзину».
На полу расставлены фишки: красные - мухоморы, разноцветные - хорошие
грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзину. Следят, чтобы ни один
красный мухомор не попал туда и не упал. Соревнуются 2 команды, затем
идет подсчет грибов, проверяется, нет ли среди них ядовитых грибов.
В.: Молодцы, ребята, теперь Лесовичёк видит, что вы никогда не причините
вреда моему лесу.
Воспитатель: Ребята, но бывает так, что грибы растут не только в лесу, но и в
городе, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в
городе, даже если они съедобны, опасны. Они содержат много нитратов.
Грибы поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб в
городе, растопчите его или покажите взрослым. Учите маленьких братьев и
сестер этим несложным правилам.
В.: А лесу Лесовичка растут не только грибы, но и чудесные ягоды. Давайте
вспомним и назовём, какие лесные ягоды мы знаем.
(Воспитатель показывает иллюстрацию, дети называют.)
Дети: Малина, земляника, ежевика, костяника, черника, брусника, рябина,
шиповник и др.
В.:: Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды
(показывает иллюcmpaцuю и называет ягоды: волчья ягода, вороний глаз,
дурман и др.)
В.: Ну что ребята, Лесовичку пора возвращаться к своим лесным делам,
давайте поблагодарим Лесовичка за гостеприимство, за науку, скажем ему
«Спасибо!».
Дети: Спасибо, Лесовичок!
III.
Итог занятия.
Ребят давайте с вами вспомним:
-Кто сегодня приходил к нам в гости?
- О чём мы сегодня разговаривали?