Автор: Омельченко Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Огонёк"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с.Белый Яр
Наименование материала: статья
Тема: "Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях".
Раздел: дошкольное образование
Системный подход к коррекционно-развивающему
обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Омельченко Н.Н.
Хакасия
Данная
тема
выбрана
мною
не
случайно. Коррекционная
работа
по
формированию
речи
и
правильного
звукопроизношения
у
детей
проводится
дифференцированно,
с
учетом
логопедического
заключения
и
индивидуальных
особенностей детей. В группе ярко выражено сочетание детей с нормой и детей с
тяжелыми
речевыми
недостатками:
ОНР
–
3ур,
и
ФФНР,
что
требует
более
эффективных
методов
коррекционной
работы,
а
не
просто
механическое
повторение
слов,
словосочетаний,
предложений
на
этапах
автоматизации
исправленных
звуков.
Необходима работа
по
формированию
всех
системных
компонентов
речи:
лексики,
грамматики,
выразительной
связной
речи; по
развитию произвольного внимания, памяти, мышления; по формированию навыков
звукового анализа и синтеза, зрительно-предметного восприятия, фонематического
слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных понятий и представлений.
Цель: реализация системного подхода к коррекционно-развивающему
обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Задачи:
• Изучить методическую литературу по теме;
• Разработать методы и приёмы коррекции речи;
• Организовать работу по формированию грамматического строя речи детей;
• Продолжать обогащать, расширять, активизировать словарный запас
воспитанников;
• Организовать работу по формированию звуковой стороны речи и правильного
звукопроизношения;
• Выявить наиболее эффективный путь обучения ребенка.
Решение данных задач проходило в несколько этапов.
На первом этапе работы по самообразованию мною был изучен теоретический
материал, согласно которому были сделаны следующие выводы:
1. В коррекционно-педагогической работе логопеду необходимо учитывать
принцип предупредительного подхода к дошкольникам. (Группа ведущих ученых
(Левина Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Колповская
И.К, Ястребова А.В. и др.) доказали, что существует прямая зависимость между
уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.
Нарушения письма рассматриваются, как результат недостаточной
подготовленности, результат недоразвития устной речи ребенка.
2. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание
благоприятных условий для преодоления недостатков произношения:
- эмоционального контакта логопеда с ребенком;
- интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей
деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка;
- сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
3. Логопед должен учитывать принципы коррекционно-логопедического
воздействия, как основу эффективности процесса восстановления (коррекции) речи
у детей:
а) общедидактические принципы: сознательность и активность в обучении,
наглядность, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний,
умений и навыков; доступность, взаимосвязь обучения с практикой и др.
б) специфические коррекционно-логопедические принципы: системность,
индивидуальность подхода, комплексность, деятельностный подход,
онтогенетический принцип учета структуры дефекта, обходного пути и т.д.
4. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при
опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это
оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь
фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной
работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и
различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы,
предлоги и т.д.)
5. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные
связи между специалистами ДОУ (создание единого коррекционно-педагогического
пространства; оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей
речевое и личностное развитие ребенка; повышение уровня подготовки
специалистов; пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов, медиков,
детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений).
Учитывая данные положения, на втором этапе работы по самообразованию,
мною:
- подготовлен перспективный план занятий с детьми на год по
преодолению ФФНР и ОНР;
- создана развивающая среда в кабинете логопеда (приобретение
методической литературы и наглядного материала по лексическим темам;
- изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и раздаточный
материал для занятий (звуковички, колокольчики, вагончики, домики,
ниточки, шнурочки, схемы ударений, схемы предложений и т.д);
- подобрано оборудование для развивающих игр (игрушки, цветные
карандаши, развивающие игры – их у нас много, они в папках);
подготовлены конспекты занятий;
- созданы индивидуальные маршруты по освоению детьми правильного
звукопроизношения;
- проведены консультации с педагогами и родителями детей о важности и
необходимости коррекционно-развивающего обучения в ДОУ;
- разработаны методы и приемы коррекции речи и звукопроизношения детей
для использования на индивидуальных и групповых занятиях логопеда, в
процессе режимных моментов в группе;
- как самостоятельная практическая деятельность детей;
- как речевые пятиминутки: динамические паузы между воспитательскими
занятиями в группе;
- как игры и игровые упражнения с родителями дома.
Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало
эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей, в
подготовке их к обучению грамоте, предупреждении нарушений письменной речи у
дошкольников.
На третьем этапе работы по самообразованию планируется дальнейшее
использование и усовершенствование методов и приемов коррекционно-
педагогической работы с детьми-логопатами, позволяющими логопеду параллельно
с коррекцией звукопроизношения формировать всесистемные компоненты речи
детей. Планируется дальнейшее расширение и усовершенствование развивающей
среды, способствующей развитию мотивации, познавательных интересов детей, их
коммуникационных умений и навыков, самостоятельности, произвольности
внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что
способствовало бы эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.