Напоминание

"Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях".


Автор: Омельченко Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Огонёк"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с.Белый Яр
Наименование материала: статья
Тема: "Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Системный подход к коррекционно-развивающему

обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Омельченко Н.Н.

Хакасия

Данная

тема

выбрана

мною

не

случайно. Коррекционная

работа

по

формированию

речи

и

правильного

звукопроизношения

у

детей

проводится

дифференцированно,

с

учетом

логопедического

заключения

и

индивидуальных

особенностей детей. В группе ярко выражено сочетание детей с нормой и детей с

тяжелыми

речевыми

недостатками:

ОНР

3ур,

и

ФФНР,

что

требует

более

эффективных

методов

коррекционной

работы,

а

не

просто

механическое

повторение

слов,

словосочетаний,

предложений

на

этапах

автоматизации

исправленных

звуков.

Необходима работа

по

формированию

всех

системных

компонентов

речи:

лексики,

грамматики,

выразительной

связной

речи; по

развитию произвольного внимания, памяти, мышления; по формированию навыков

звукового анализа и синтеза, зрительно-предметного восприятия, фонематического

слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных понятий и представлений.

Цель: реализация системного подхода к коррекционно-развивающему

обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Задачи:

• Изучить методическую литературу по теме;

• Разработать методы и приёмы коррекции речи;

• Организовать работу по формированию грамматического строя речи детей;

• Продолжать обогащать, расширять, активизировать словарный запас

воспитанников;

• Организовать работу по формированию звуковой стороны речи и правильного

звукопроизношения;

• Выявить наиболее эффективный путь обучения ребенка.

Решение данных задач проходило в несколько этапов.

На первом этапе работы по самообразованию мною был изучен теоретический

материал, согласно которому были сделаны следующие выводы:

1. В коррекционно-педагогической работе логопеду необходимо учитывать

принцип предупредительного подхода к дошкольникам. (Группа ведущих ученых

(Левина Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Колповская

И.К, Ястребова А.В. и др.) доказали, что существует прямая зависимость между

уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

Нарушения письма рассматриваются, как результат недостаточной

подготовленности, результат недоразвития устной речи ребенка.

2. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание

благоприятных условий для преодоления недостатков произношения:

- эмоционального контакта логопеда с ребенком;

- интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей

деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка;

- сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

3. Логопед должен учитывать принципы коррекционно-логопедического

воздействия, как основу эффективности процесса восстановления (коррекции) речи

у детей:

а) общедидактические принципы: сознательность и активность в обучении,

наглядность, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний,

умений и навыков; доступность, взаимосвязь обучения с практикой и др.

б) специфические коррекционно-логопедические принципы: системность,

индивидуальность подхода, комплексность, деятельностный подход,

онтогенетический принцип учета структуры дефекта, обходного пути и т.д.

4. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при

опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это

оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь

фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной

работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и

различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы,

предлоги и т.д.)

5. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные

связи между специалистами ДОУ (создание единого коррекционно-педагогического

пространства; оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей

речевое и личностное развитие ребенка; повышение уровня подготовки

специалистов; пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов, медиков,

детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений).

Учитывая данные положения, на втором этапе работы по самообразованию,

мною:

- подготовлен перспективный план занятий с детьми на год по

преодолению ФФНР и ОНР;

- создана развивающая среда в кабинете логопеда (приобретение

методической литературы и наглядного материала по лексическим темам;

- изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и раздаточный

материал для занятий (звуковички, колокольчики, вагончики, домики,

ниточки, шнурочки, схемы ударений, схемы предложений и т.д);

- подобрано оборудование для развивающих игр (игрушки, цветные

карандаши, развивающие игры – их у нас много, они в папках);

подготовлены конспекты занятий;

- созданы индивидуальные маршруты по освоению детьми правильного

звукопроизношения;

- проведены консультации с педагогами и родителями детей о важности и

необходимости коррекционно-развивающего обучения в ДОУ;

- разработаны методы и приемы коррекции речи и звукопроизношения детей

для использования на индивидуальных и групповых занятиях логопеда, в

процессе режимных моментов в группе;

- как самостоятельная практическая деятельность детей;

- как речевые пятиминутки: динамические паузы между воспитательскими

занятиями в группе;

- как игры и игровые упражнения с родителями дома.

Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало

эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей, в

подготовке их к обучению грамоте, предупреждении нарушений письменной речи у

дошкольников.

На третьем этапе работы по самообразованию планируется дальнейшее

использование и усовершенствование методов и приемов коррекционно-

педагогической работы с детьми-логопатами, позволяющими логопеду параллельно

с коррекцией звукопроизношения формировать всесистемные компоненты речи

детей. Планируется дальнейшее расширение и усовершенствование развивающей

среды, способствующей развитию мотивации, познавательных интересов детей, их

коммуникационных умений и навыков, самостоятельности, произвольности

внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что

способствовало бы эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.



В раздел образования