Автор: Цуцкова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ"Специальная школа-интернат г.Данкова"
Населённый пункт: Липецкой обл.
Наименование материала: доклад
Тема: "Работа с учебником на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
ГБОУ «Специальная школа – интернат
г. Данкова»
Доклад на тему:
«Больше внимания работе с
учебником на уроках
русского языка».
/
Выступление
Цуцковой Натальи Анатольевны
учителя начальных классов/
Как известно, основным средством реализации программного материала является учебник.
Учебник, как основное пособие определяет деятельность в педагогическом процессе и
учителя и ученика.
Материалом, его расположением и последовательностью, характером заданий и системой,
учебник как бы подсказывает учителю тот методический путь, по которому он должен
идти в соей работе. Хорошо организованная и систематически поставленная работа по
учебнику, является одним из решающих условий успешного усвоения обучающимися
знаний по русскому языку. Работа с учебником, усвоение его материала – главный момент
на уроке.
Нередко учителя 1 -4 классов учебник русского языка используют как сборник
упражнений для домашних заданий. На уроке же в основном используется
дополнительный материал из различных дидактических пособий, а работу с учебником
отводится 8 минут, не более, что в корне не верно.
Учебники русского языка для 2 -3 классов построены по принципу изучения разных
сторон языка посредством упражнений, проведения сравнений, противопоставлений,
классификации грамматических явлений. Материал расположен ступенчато, по классам
для того, чтобы каждое понятие о том или ином явлении языка и грамматики развивалось у
обучающихся постепенно, с определённым нарастанием трудностей, с опорой на
изученное. Такое равномерное, рациональное распределение материала по классам важно
и с точки зрения постепенного привития навыков самостоятельности.
Упражнения учебника – это основной материал, на котором обучающиеся должны
проводить наблюдения над изучаемым грамматическим явлением, учиться практически
применять грамматическую теорию. Материал учебника должен формировать
орфографические и пунктуационные навыки, развивать устную и письменную речь,
прививать школьникам навыки самостоятельной работы.
Очень важно с самых первых шагов усвоения детьми грамматико-орфографического
материала научить их правильно:
1) Воспринимать задания к нему – к упражнению, т.е. отчетливо уяснить, что именно
нужно сделать, какую работу выполнить, на какие правила опереться.
2) Видеть на образце, как именно все это нужно сделать.
3) Во время выполнения задания сосредоточиться на главном, но и нельзя упускать из виду
ранее пройденное.
4) По ходу выполнения контролировать себя.
5) Оценивать (самому) выполненную работу в целом.
Когда начинаю проходить новую тему, я стараюсь рассмотреть упражнения в учебнике,
выделяю упражнения пропедевтические. Они обычно даются перед изучением новой
темы, нового правила, определения. Такие упражнения подготавливают обучающихся к
восприятию того или иного грамматического или орфографического правила.
Необходимость пропедевтических упражнений вытекает из того, что большинство правил
в какой –то мере опирается на ранее изученный материал.
Чрезвычайно значимым моментом урока русского языка является самостоятельная работа
обучающихся. На каждом уроке для него необходимо отвести время. Выполнение
упражнения по учебнику целесообразно
организовать так, чтобы часть его выполнялась детьми под руководством учителя, а часть
самостоятельно.
Ни следует забывать учителю и о том, что выводы, правила, определения обязательно
должны прочитываться по учебнику. Во время объяснения, учителю необходимо почаще
привлекать внимание обучающихся к учебнику – это помогает облегчить им выполнение
домашней работы.
Хочу заметить, что не надо стремиться к тому, чтобы обучающиеся выполняли все
упражнения полностью. В некоторых случаях может быть выполнено не все упражнения, а
только часть его, в другом – тексты упражнений могут быть использованы для выборочных
диктантов, или несколько изменены задания, или взять их для написания под диктовку, что
часто в своей работе делаю я.
Итак, необходимо приучать школьников сознательно пользоваться учебником для
получения знаний, а не только выполнять по нему упражнения. Основная цель учебника
заключается в том, чтобы с его помощью обучающиеся получали стройную систему
знаний и могли воспроизводить и закреплять полученные знания.