Автор: Звонцова Елена Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 48"
Населённый пункт: город Норильск Красноярского края
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: "Энергетика жизнеобеспечения"
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок по теме "Энергетика жизнеобеспечения" (новые
ФГОС). 8 класс.
Предмет
Биология
Химия
Физика
Класс
8
Тема урока
Энергетика жизнеобеспечения
Цель урока:
1. Организовать деятельность учащихся по углублению и закреплению знаний о энер-
гетических затратах жизнеобеспечения подростка с точки зрения физики, химии, био -
логии. Учащиеся, используя дополнительный материал,
смогут составлять меню и
определить количество затраченной и полученной энергии.
2. Развивать логическое мышление через умение работать с дополнительной литерату-
рой, быстро мыслить, кратко и логично выражать и аргументировать свою точку зре-
ния.
3. Воспитывать культуру общения: умение слушать, корректировать ответы учащихся,
корректно оценивать работу одноклассников.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
ученик научится
рассчитывать
з а т р а ч е н н у ю
и
полученную
энергию
за
день,
вычислять и делать
вывод
о
необходимом
количестве энергии.
у ч е н и к
п о л у ч и т
возможность научиться:
выбирать
продукты
питания в соответствии с
целями и условиями затрат
энергии для
эффективного
использования
сбалансированного
питания;
у ч а с т в о в а т ь
в
диалоге, учитывать разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций в сотрудничестве
ученик научится
работать с источниками
информации, адекватно
использовать речевые
средства для дискуссии,
сравнивать разные точки
зрения.
ученик
проявляет учебно-
познавательный интерес к
рассматриваемому
материалу
понимает причины успеха в
учебной деятельности
Решаемые учебные
проблемы
Развитие у учащихся навыков самостоятельности и само-
развития.
Вид используемых на
уроке средств ИКТ
ПК
Оборудование
Раздаточный материал, текст приложения, продукты пита-
ния, оборудование для проведения химических опытов.
СТРУКТУРА УРОКА
1.
Актуализация знаний
Задача: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициа-
тивы учащихся; формирование коммуникативных умений.
Деятельность учителя
Учитель биологии
Здравствуйте ребята.
При изучении многих тем по курсу «Анато-
мия и физиология человека», мы часто обраща-
лись к вашим знаниям по химии и физике. Наше
занятие сегодня будет интегрированным и глуб-
же разобраться в процессах жизнедеятельности
нам помогут учителя химии и физики.
Девизом сегодняшнему уроку пусть послужат
слова Гиппократа: «Человек ест, чтобы жить, а не
живет, чтобы есть».
Учитель физики.
К сегодняшнему уроку вы получили домашнее
задание: написали свой список дел за день.
Возникает вопрос: Сколько необходимо энер-
гии в день для жизнедеятельности подростка?
На уроках физики вы знакомились с понятия-
ми
«работа»,
«энергия»,
с
законом
сохранения
энергии.
Энергия
не
появляется
и
не
исчезает,
она
переходит из одного вида в другой, качественно
оставаясь неизменной.
Это из основных законов природы, которому
подчиняются все процессы в живых организмах.
Учитель биологии.
На что же расходуется энергия в организме?
Процессы
жизнедеятельности
(дыхание,
рост, развитие, движение и т.д.)
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Энергия жизнеобеспечения.
Как может поступить энергия в организм чело-
века?
С продуктами питания.
Деятельность учащихся
С помощью справочной литературы подсчиты-
вают затраченную энергию, вступают в диалог;
используя личностный результат, определяют
кол-во энергозатрат.
Определяют ключевые слова урока: энергия
Затраты энергии
Получение энергии
кДж
2 . Создание проблемной ситуации.
Задача: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
Учитель биологии:
Из предложенных продуктов вам необходимо вы-
брать те, которые соответствуют традиционным
кухням народов Японии, США и России.
Деятельность учащихся
Рассматривают продукты, вспоминают особен-
ности национальных особенностей кухонь,
предполагают, набор продуктов.
Высказывают своё мнение, предполагают, что,
прежде всего, необходимо знать особенности
национальных кухонь.
3. Целеполагание
Задача: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
Деятельность учителя
1. Организовать выполнение индивидуального
опережающего задания по группам:
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какую цель вы поставите перед собой?
Познакомиться
и
выбрать
наиболее
рацио-
нальную кухню с точки зрения сбалансированного
питания.
Для достижения цели, что мы должны сде-
лать:
Познакомиться
с
особенностями
националь-
ных кухонь разных народов.
Опытным путем выявить содержание органи-
ческих веществ в различных продуктах питания.
Сделать вывод о рациональности своего пита-
ния с точки зрения энергозатрат.
Для выполнения поставленных задач мы про-
слушаем индивидуальные сообщения учащихся.
Деятельность учащихся
Индивидуальный рассказ о национальных кух-
нях по группам.
Особенности кухонь заносят в карточки.
Информацию размещают на доску.
4. Планирование
Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся материал
Деятельность учителя
Учитель биологии
Так как меню на день состоит из большого коли-
чества блюд, а наше время ограничено уроком, то
мы предлагаем поработать сегодня над составле-
нием завтрака.
По одному представителю от команд на жеребьев-
ку. (опорный лист)
А вот теперь вы можете из предложенных продук-
тов вам необходимо выбрать те, которые соответ-
ствуют традиционным кухням народов Японии,
США и России. (опорный лист)
Однако необходимо помнить, что в рационе долж-
ны быть продукты разного происхождения.
Какие продукты питания Вы знаете?
Растительного и животного происхождения.
Что такое питательные вещества?
Деятельность учащихся
Выбор карточек с названием кухни.
Работа в группах по выбору, из предложенно-
го списка, набора продуктов, характерного для
выбранной кухни.
В опорной схеме на доске отметки о продук-
тах.
Вещества, из которых состоят продукты пи-
тания: органические и неорганические.
Какие питательные вещества дают нам энер-
гию?
Органические.
Вспомните сколько Е дают при разложении ор-
ганические в-ва?
1 г белков – 17,6 к Дж
1г углеводов – 17,6 кДж
1г жиров – 38,9 кДж
Значит надо питаться только жирами?
Нет, пища должна быть сбалансированной.
Отметьте в опорной схеме знаком + наличие ве-
ществ в выбранных продуктах.
В индивидуальной опорной схеме и на доске
отметки о веществах в продуктах.
5. “Открытие нового знания”.
Задача: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, вы-
сказывать свою точку зрения.
Деятельность учителя
Учитель химии:
Определить энергетическую ценность продуктов
питания, не зная их состав невозможно, а это зада-
ча химиков. Мы можем определить наличие бел-
При выполнении опытов мы должны соблюдать
правила ТБ при работе с веществами:
1 . Категорически запрещается пробовать веще-
ства на вкус, принимать пищу или класть продукты на
рабочий стол, нюхать вещества из горлышек склянок,
при растворении веществ в пробирке зажимать от-
верстие пальцем.
2. Наливать или насыпать вещества можно толь-
ко
над столом или специальным поддоном; просыпан-
ные или случайно пролитые вещества надо немедленно
убирать специальной тряпочкой (тампоном). Необходи-
мо содержать в чистоте рабочее место; огарки, спички и
другие отходы собирают в специально приспособленную
для этого емкость.
3. Опыты проводить только с таким количеством
веществ, которые обозначены в методическом руко-
водстве по проведению каждого опыта.
При
изучение
органических
веществ
на
уроке
биологии мы с вами выполняли качественные ре-
акции с химически чистыми в-вами.
Что является признаком качественной реакцией
на белки?
При взаимодействии белка с гидроксидом меди
образуется фиолетовое окрашивание.
Что является признаком качественной реакцией
на углеводы?
При
взаимодействии
углевода
со
спиртовым
раствором йода наблюдается синие окрашива-
ние.
Что является признаком качественной реакцией
Деятельность учащихся
Работа по инструктивной карточке для уча-
щихся по выполнению опытов.
на жиры?
При взаимодействии жира с хлоридом железа
(III)наблюдается светло желто-зеленое окраши-
вание.
6. Применение нового знания
Задача: применить знания в новой ситуации
Деятельность учителя
Учитель химии
В каждой команде разделитесь попарно для вы-
полнения качественных реакций на органические
вещества.
И если вы готовы, получите оборудование.
Результаты своих опытов внесите в опорную
схе-
му.
Учитель физики
С помощью таблицы «Состав пищевых продуктов
и их калорийность» рассчитайте, какое количество
энергии мы получим, съев такой завтрак?
Результаты впишите в опорную схему.
Учитель биологии
Зная, правила приема пищи, определите, количе-
ство полученной энергии за день.
Результаты впишите в опорную схему.
Сравните полученные значение по затрате энер-
гии за день с полученной энергией
Какой вывод мы можем сделать?
При японской и русской кухне энергия затрачива-
ется,
При американской кухне энергия накапливается.
Деятельность учащихся
Работа в парах
Выполнение опытов
В индивидуальной опорной схеме и на доске
отметки о веществах в продуктах.
Используя свои знания и дополнительную ли-
тературу, определяют количество Е получае-
мое за день.
Полученный результат заносят в схему на дос-
ке.
7. Рефлексия
Задача: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели уро-
ка.
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оце-
нить меру своего личного продвижения к цели и
К каким выводам мы с вами пришли на этом уро-
ке.
1.Энергетические затраты подростка составляют
12 000 к Дж.
2. Энергия поступает в организм с питательными
веществами: белками, жирами, углеводами.
3.В своем питании предпочитаю продукты _____
кухни.
Итог урока:
Кто для себя выбрал японскую кухню?
Кто для себя выбрал русскую кухню?
Кто для себя выбрал американскую кухню?
4. Основное правило любого питания сбалансиро-
ванное.
Учитель химии.
Сегодня на уроке вы показали знания по 3 наукам
Определяют степень соответствия поставлен-
ной цели и результатов деятельности: называ-
ют тему и задачи урока.
в решении проблемы энергозатрат человека и все
работали на 5.
И можем с полной уверенностью согласиться с
высказыванием Гиппократа «Человек ест, чтобы
жить, а не живет, чтобы есть».
8. Домашнее задание
Составить рациональное меню для своей семьи на день с учетом необходимых затрат энергии.
Справочный материал к уроку
Состав пищевых продуктов и их калорийность
Название продук-
та
Белки
%
Жиры
%
Углеводы
%
Калорий-
ность на 100
г,
к
Дж
Гречневая крупа
12,5
2,5
67,4
1 473
Рис
7,6
1,0
75,8
1 475
Фасоль
23,2
2,1
53,8
1 407
Хлеб ржаной
6,9
0,9
42,9
933
Хлеб пшеничный
8,1
0,9
47,0
983
Картофель
2,0
-
20,0
378
Морковь
1,3
-
8,7
172
Огурцы
1,0
-
2,4
58
Помидоры
1,0
-
3,8
82
Апельсины
0,9
-
9,1
172
Яблоки
0,5
-
11,2
201
Сахар
-
-
99,9
1 720
Шоколад
6,3
37,2
53,2
2 477
Масло растительное
-
99,8
-
3 898
Масло сливочное
0,5
83,5
0,5
3 278
Майонез
3,0
30,0
2,5
1 266
Творог жирный
15,0
20,0
1,0
978
Мороженое сливоч-
ное
4,0
10,0
17,0
752
Сыр
22,5
25,0
3,5
1 424
Мясо говяжье
20,0
10,7
-
762
Мясо свинина
23,5
10,0
-
795
Курица
20,0
5,0
-
539
Колбаса
13,7
27,9
-
1 325
Сосиски
12,4
19,4
0,4
978
Яйца
12,5
12,0
0,5
692
Рыба
19,0
0,8
1,3
358
Икра красная
31,6
13,8
7,7
1 083
Сельдь
19,7
24,5
12,4
1 294
Режим питания:
Завтрак: 25-30%
Обед: 40-45%
Полудник:10-15%
Ужин: 15-20%
Список продуктов для завтрака.
Хлеб (булочки), соевое соус, сосиски, каша (овся-
ная), рис, яйцо, масло сливочное, кальмары, мор-
ская капуста, листья салата, сок, чай с сахаром,
кофе со сливками.
Качественная реакция на углеводы
Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера
и добавьте несколько капель спиртового раствора
иода. Появляется синее окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и
2-3 мл. раствора гидроксида натрия, затем 1-2 мл.
раствора медного купороса. Появляется
фиолетовое окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку поместите небольшое количество жира
и добавьте 2-3 капли 1% -ного раствора FeCl
3
.
Появляется ярко-зеленое окрашивание
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Категорически запрещается пробовать вещества на
вкус, принимать пищу или класть продукты на рабочий
стол, нюхать вещества из горлышек склянок, при
растворении веществ в пробирке зажимать отверстие паль-
цем.
2. Наливать или насыпать вещества можно только над
столом или специальным поддоном; просыпанные или
случайно пролитые вещества надо немедленно убирать
специальной тряпочкой (тампоном). Необходимо содержать
в чистоте рабочее место; огарки, спички и другие
отходы собирают в специально приспособленную для
этого емкость.
3. Опыты проводить только с таким количеством
веществ, которые обозначены в методическом руководстве
по проведению каждого опыта.
Качественная реакция на углеводы
Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера и добавьте
несколько капель спиртового раствора иода. Появляется синее
окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и 2-3 мл. раствора
гидроксида натрия, затем 1-2 мл. раствора медного купороса.
Появляется фиолетовое окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку поместите небольшое количество жира и добавьте
2-3 капли 1% -ного раствора FeCl
3
.
Появляется ярко-зеленое окрашивание
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Категорически запрещается пробовать вещества на
вкус, принимать пищу или класть продукты на рабочий
стол, нюхать вещества из горлышек склянок, при растворе-
нии веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем.
2. Наливать или насыпать вещества можно только над сто
лом или специальным поддоном; просыпанные или слу-
чайно пролитые вещества надо немедленно убирать специ-
альной тряпочкой (тампоном). Необходимо содержать в чис-
тоте рабочее место; огарки, спички и другие отходы собирают
в специально приспособленную для этого емкость.
3 . Опыты проводить только с таким количеством ве-
ществ, которые обозначены в методическом руководстве по
проведению каждого опыта.
Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть.
Гиппократ
Тема__________________________________.
1.
Личные затраты энергии за день ___________кДж.
2.
Особенности национальных кухонь:
Японская кухня ________________________________
_______________________________________________
Американская кухня _______________________ ____
_______________________________________________
Русская кухня ________________________________
_______________________________________________
3.
Состав завтрака ______________________кухни.
4.
Количество энергии, полученное за день
Завтрак: 25-30% _________________ к Дж
Всего за день ________________ к Дж
5.
Затрачено за день _____________ к Дж
Получено за день _____________ к Дж
Накоплено (растрачено) _____________ к Дж
6.
Выводы:
1. Энергетические затраты подростка составляют
__________________________________________.
2. Энергия поступает в организм с ____________:
__________________________________________.
3
. В своем питании предпочитаю продукты
____________________________________________.
4. Основное правило любого питания:
_________________________________________.
Продук-
ты
Наличие питательных веществ
Е
ценн
ость
Белки
Жиры
Углеводы
Теорети-
ческие
знания
Практиче-
ский ре-
зультат
Теорети-
ческие
знания
Практиче-
ский ре-
зультат
Теорети-
ческие
знания
Практиче-
ский ре-
зультат
Итого