Напоминание

"Энергетика жизнеобеспечения"


Автор: Звонцова Елена Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 48"
Населённый пункт: город Норильск Красноярского края
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: "Энергетика жизнеобеспечения"
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок по теме "Энергетика жизнеобеспечения" (новые

ФГОС). 8 класс.

Предмет

Биология

Химия

Физика

Класс

8

Тема урока

Энергетика жизнеобеспечения

Цель урока:

1. Организовать деятельность учащихся по углублению и закреплению знаний о энер-

гетических затратах жизнеобеспечения подростка с точки зрения физики, химии, био -

логии. Учащиеся, используя дополнительный материал,

смогут составлять меню и

определить количество затраченной и полученной энергии.

2. Развивать логическое мышление через умение работать с дополнительной литерату-

рой, быстро мыслить, кратко и логично выражать и аргументировать свою точку зре-

ния.

3. Воспитывать культуру общения: умение слушать, корректировать ответы учащихся,

корректно оценивать работу одноклассников.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

ученик научится

рассчитывать

з а т р а ч е н н у ю

и

полученную

энергию

за

день,

вычислять и делать

вывод

о

необходимом

количестве энергии.

у ч е н и к

п о л у ч и т

возможность научиться:

выбирать

продукты

питания в соответствии с

целями и условиями затрат

энергии для

эффективного

использования

сбалансированного

питания;

у ч а с т в о в а т ь

в

диалоге, учитывать разные

мнения

и

стремиться

к

координации

различных

позиций в сотрудничестве

ученик научится

работать с источниками

информации, адекватно

использовать речевые

средства для дискуссии,

сравнивать разные точки

зрения.

ученик

проявляет учебно-

познавательный интерес к

рассматриваемому

материалу

понимает причины успеха в

учебной деятельности

Решаемые учебные

проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и само-

развития.

Вид используемых на

уроке средств ИКТ

ПК

Оборудование

Раздаточный материал, текст приложения, продукты пита-

ния, оборудование для проведения химических опытов.

СТРУКТУРА УРОКА

1.

Актуализация знаний

Задача: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициа-

тивы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Учитель биологии

Здравствуйте ребята.

При изучении многих тем по курсу «Анато-

мия и физиология человека», мы часто обраща-

лись к вашим знаниям по химии и физике. Наше

занятие сегодня будет интегрированным и глуб-

же разобраться в процессах жизнедеятельности

нам помогут учителя химии и физики.

Девизом сегодняшнему уроку пусть послужат

слова Гиппократа: «Человек ест, чтобы жить, а не

живет, чтобы есть».

Учитель физики.

К сегодняшнему уроку вы получили домашнее

задание: написали свой список дел за день.

Возникает вопрос: Сколько необходимо энер-

гии в день для жизнедеятельности подростка?

На уроках физики вы знакомились с понятия-

ми

«работа»,

«энергия»,

с

законом

сохранения

энергии.

Энергия

не

появляется

и

не

исчезает,

она

переходит из одного вида в другой, качественно

оставаясь неизменной.

Это из основных законов природы, которому

подчиняются все процессы в живых организмах.

Учитель биологии.

На что же расходуется энергия в организме?

Процессы

жизнедеятельности

(дыхание,

рост, развитие, движение и т.д.)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Энергия жизнеобеспечения.

Как может поступить энергия в организм чело-

века?

С продуктами питания.

Деятельность учащихся

С помощью справочной литературы подсчиты-

вают затраченную энергию, вступают в диалог;

используя личностный результат, определяют

кол-во энергозатрат.

Определяют ключевые слова урока: энергия

Затраты энергии

Получение энергии

кДж

2 . Создание проблемной ситуации.

Задача: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Учитель биологии:

Из предложенных продуктов вам необходимо вы-

брать те, которые соответствуют традиционным

кухням народов Японии, США и России.

Деятельность учащихся

Рассматривают продукты, вспоминают особен-

ности национальных особенностей кухонь,

предполагают, набор продуктов.

Высказывают своё мнение, предполагают, что,

прежде всего, необходимо знать особенности

национальных кухонь.

3. Целеполагание

Задача: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Организовать выполнение индивидуального

опережающего задания по группам:

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какую цель вы поставите перед собой?

Познакомиться

и

выбрать

наиболее

рацио-

нальную кухню с точки зрения сбалансированного

питания.

Для достижения цели, что мы должны сде-

лать:

Познакомиться

с

особенностями

националь-

ных кухонь разных народов.

Опытным путем выявить содержание органи-

ческих веществ в различных продуктах питания.

Сделать вывод о рациональности своего пита-

ния с точки зрения энергозатрат.

Для выполнения поставленных задач мы про-

слушаем индивидуальные сообщения учащихся.

Деятельность учащихся

Индивидуальный рассказ о национальных кух-

нях по группам.

Особенности кухонь заносят в карточки.

Информацию размещают на доску.

4. Планирование

Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся материал

Деятельность учителя

Учитель биологии

Так как меню на день состоит из большого коли-

чества блюд, а наше время ограничено уроком, то

мы предлагаем поработать сегодня над составле-

нием завтрака.

По одному представителю от команд на жеребьев-

ку. (опорный лист)

А вот теперь вы можете из предложенных продук-

тов вам необходимо выбрать те, которые соответ-

ствуют традиционным кухням народов Японии,

США и России. (опорный лист)

Однако необходимо помнить, что в рационе долж-

ны быть продукты разного происхождения.

Какие продукты питания Вы знаете?

Растительного и животного происхождения.

Что такое питательные вещества?

Деятельность учащихся

Выбор карточек с названием кухни.

Работа в группах по выбору, из предложенно-

го списка, набора продуктов, характерного для

выбранной кухни.

В опорной схеме на доске отметки о продук-

тах.

Вещества, из которых состоят продукты пи-

тания: органические и неорганические.

Какие питательные вещества дают нам энер-

гию?

Органические.

Вспомните сколько Е дают при разложении ор-

ганические в-ва?

1 г белков – 17,6 к Дж

1г углеводов – 17,6 кДж

1г жиров – 38,9 кДж

Значит надо питаться только жирами?

Нет, пища должна быть сбалансированной.

Отметьте в опорной схеме знаком + наличие ве-

ществ в выбранных продуктах.

В индивидуальной опорной схеме и на доске

отметки о веществах в продуктах.

5. “Открытие нового знания”.

Задача: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, вы-

сказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

Учитель химии:

Определить энергетическую ценность продуктов

питания, не зная их состав невозможно, а это зада-

ча химиков. Мы можем определить наличие бел-

При выполнении опытов мы должны соблюдать

правила ТБ при работе с веществами:

1 . Категорически запрещается пробовать веще-

ства на вкус, принимать пищу или класть продукты на

рабочий стол, нюхать вещества из горлышек склянок,

при растворении веществ в пробирке зажимать от-

верстие пальцем.

2. Наливать или насыпать вещества можно толь-

ко

над столом или специальным поддоном; просыпан-

ные или случайно пролитые вещества надо немедленно

убирать специальной тряпочкой (тампоном). Необходи-

мо содержать в чистоте рабочее место; огарки, спички и

другие отходы собирают в специально приспособленную

для этого емкость.

3. Опыты проводить только с таким количеством

веществ, которые обозначены в методическом руко-

водстве по проведению каждого опыта.

При

изучение

органических

веществ

на

уроке

биологии мы с вами выполняли качественные ре-

акции с химически чистыми в-вами.

Что является признаком качественной реакцией

на белки?

При взаимодействии белка с гидроксидом меди

образуется фиолетовое окрашивание.

Что является признаком качественной реакцией

на углеводы?

При

взаимодействии

углевода

со

спиртовым

раствором йода наблюдается синие окрашива-

ние.

Что является признаком качественной реакцией

Деятельность учащихся

Работа по инструктивной карточке для уча-

щихся по выполнению опытов.

на жиры?

При взаимодействии жира с хлоридом железа

(III)наблюдается светло желто-зеленое окраши-

вание.

6. Применение нового знания

Задача: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Учитель химии

В каждой команде разделитесь попарно для вы-

полнения качественных реакций на органические

вещества.

И если вы готовы, получите оборудование.

Результаты своих опытов внесите в опорную

схе-

му.

Учитель физики

С помощью таблицы «Состав пищевых продуктов

и их калорийность» рассчитайте, какое количество

энергии мы получим, съев такой завтрак?

Результаты впишите в опорную схему.

Учитель биологии

Зная, правила приема пищи, определите, количе-

ство полученной энергии за день.

Результаты впишите в опорную схему.

Сравните полученные значение по затрате энер-

гии за день с полученной энергией

Какой вывод мы можем сделать?

При японской и русской кухне энергия затрачива-

ется,

При американской кухне энергия накапливается.

Деятельность учащихся

Работа в парах

Выполнение опытов

В индивидуальной опорной схеме и на доске

отметки о веществах в продуктах.

Используя свои знания и дополнительную ли-

тературу, определяют количество Е получае-

мое за день.

Полученный результат заносят в схему на дос-

ке.

7. Рефлексия

Задача: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели уро-

ка.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оце-

нить меру своего личного продвижения к цели и

К каким выводам мы с вами пришли на этом уро-

ке.

1.Энергетические затраты подростка составляют

12 000 к Дж.

2. Энергия поступает в организм с питательными

веществами: белками, жирами, углеводами.

3.В своем питании предпочитаю продукты _____

кухни.

Итог урока:

Кто для себя выбрал японскую кухню?

Кто для себя выбрал русскую кухню?

Кто для себя выбрал американскую кухню?

4. Основное правило любого питания сбалансиро-

ванное.

Учитель химии.

Сегодня на уроке вы показали знания по 3 наукам

Определяют степень соответствия поставлен-

ной цели и результатов деятельности: называ-

ют тему и задачи урока.

в решении проблемы энергозатрат человека и все

работали на 5.

И можем с полной уверенностью согласиться с

высказыванием Гиппократа «Человек ест, чтобы

жить, а не живет, чтобы есть».

8. Домашнее задание

Составить рациональное меню для своей семьи на день с учетом необходимых затрат энергии.

Справочный материал к уроку

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Название продук-

та

Белки

%

Жиры

%

Углеводы

%

Калорий-

ность на 100

г,

к

Дж

Гречневая крупа

12,5

2,5

67,4

1 473

Рис

7,6

1,0

75,8

1 475

Фасоль

23,2

2,1

53,8

1 407

Хлеб ржаной

6,9

0,9

42,9

933

Хлеб пшеничный

8,1

0,9

47,0

983

Картофель

2,0

-

20,0

378

Морковь

1,3

-

8,7

172

Огурцы

1,0

-

2,4

58

Помидоры

1,0

-

3,8

82

Апельсины

0,9

-

9,1

172

Яблоки

0,5

-

11,2

201

Сахар

-

-

99,9

1 720

Шоколад

6,3

37,2

53,2

2 477

Масло растительное

-

99,8

-

3 898

Масло сливочное

0,5

83,5

0,5

3 278

Майонез

3,0

30,0

2,5

1 266

Творог жирный

15,0

20,0

1,0

978

Мороженое сливоч-

ное

4,0

10,0

17,0

752

Сыр

22,5

25,0

3,5

1 424

Мясо говяжье

20,0

10,7

-

762

Мясо свинина

23,5

10,0

-

795

Курица

20,0

5,0

-

539

Колбаса

13,7

27,9

-

1 325

Сосиски

12,4

19,4

0,4

978

Яйца

12,5

12,0

0,5

692

Рыба

19,0

0,8

1,3

358

Икра красная

31,6

13,8

7,7

1 083

Сельдь

19,7

24,5

12,4

1 294

Режим питания:

Завтрак: 25-30%

Обед: 40-45%

Полудник:10-15%

Ужин: 15-20%

Список продуктов для завтрака.

Хлеб (булочки), соевое соус, сосиски, каша (овся-

ная), рис, яйцо, масло сливочное, кальмары, мор-

ская капуста, листья салата, сок, чай с сахаром,

кофе со сливками.

Качественная реакция на углеводы

Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера

и добавьте несколько капель спиртового раствора

иода. Появляется синее окрашивание.

Качественная реакция на белок

В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и

2-3 мл. раствора гидроксида натрия, затем 1-2 мл.

раствора медного купороса. Появляется

фиолетовое окрашивание.

Качественная реакция на белок

В пробирку поместите небольшое количество жира

и добавьте 2-3 капли 1% -ного раствора FeCl

3

.

Появляется ярко-зеленое окрашивание

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

1. Категорически запрещается пробовать вещества на

вкус, принимать пищу или класть продукты на рабочий

стол, нюхать вещества из горлышек склянок, при

растворении веществ в пробирке зажимать отверстие паль-

цем.

2. Наливать или насыпать вещества можно только над

столом или специальным поддоном; просыпанные или

случайно пролитые вещества надо немедленно убирать

специальной тряпочкой (тампоном). Необходимо содержать

в чистоте рабочее место; огарки, спички и другие

отходы собирают в специально приспособленную для

этого емкость.

3. Опыты проводить только с таким количеством

веществ, которые обозначены в методическом руководстве

по проведению каждого опыта.

Качественная реакция на углеводы

Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера и добавьте

несколько капель спиртового раствора иода. Появляется синее

окрашивание.

Качественная реакция на белок

В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и 2-3 мл. раствора

гидроксида натрия, затем 1-2 мл. раствора медного купороса.

Появляется фиолетовое окрашивание.

Качественная реакция на белок

В пробирку поместите небольшое количество жира и добавьте

2-3 капли 1% -ного раствора FeCl

3

.

Появляется ярко-зеленое окрашивание

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

1. Категорически запрещается пробовать вещества на

вкус, принимать пищу или класть продукты на рабочий

стол, нюхать вещества из горлышек склянок, при растворе-

нии веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем.

2. Наливать или насыпать вещества можно только над сто

лом или специальным поддоном; просыпанные или слу-

чайно пролитые вещества надо немедленно убирать специ-

альной тряпочкой (тампоном). Необходимо содержать в чис-

тоте рабочее место; огарки, спички и другие отходы собирают

в специально приспособленную для этого емкость.

3 . Опыты проводить только с таким количеством ве-

ществ, которые обозначены в методическом руководстве по

проведению каждого опыта.

Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть.

Гиппократ

Тема__________________________________.

1.

Личные затраты энергии за день ___________кДж.

2.

Особенности национальных кухонь:

Японская кухня ________________________________

_______________________________________________

Американская кухня _______________________ ____

_______________________________________________

Русская кухня ________________________________

_______________________________________________

3.

Состав завтрака ______________________кухни.

4.

Количество энергии, полученное за день

Завтрак: 25-30% _________________ к Дж

Всего за день ________________ к Дж

5.

Затрачено за день _____________ к Дж

Получено за день _____________ к Дж

Накоплено (растрачено) _____________ к Дж

6.

Выводы:

1. Энергетические затраты подростка составляют

__________________________________________.

2. Энергия поступает в организм с ____________:

__________________________________________.

3

. В своем питании предпочитаю продукты

____________________________________________.

4. Основное правило любого питания:

_________________________________________.

Продук-

ты

Наличие питательных веществ

Е

ценн

ость

Белки

Жиры

Углеводы

Теорети-

ческие

знания

Практиче-

ский ре-

зультат

Теорети-

ческие

знания

Практиче-

ский ре-

зультат

Теорети-

ческие

знания

Практиче-

ский ре-

зультат

Итого



В раздел образования