Напоминание

Программа создана на основе "Программы МОУ ДОД "Центр детского творчества" г. Надыма"


Автор: Волчкова Светлана Петровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: Программа детского оздоровительного лагеря "Мечта" "Лукоморье"
Тема: Программа создана на основе "Программы МОУ ДОД "Центр детского творчества" г. Надыма"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ЛАГЕРЯ «МЕЧТА» -2015

1.

2.

Название программы

Программа

летнего

пришкольного

лагеря

с

дневным

пребыванием детей

«Лукоморье»

3.

Девиз программы

«Земля открытий и дерзанья!»

4.

Авторы программы

Программа

создана

на

основе

«Программы

МОУ

ДОД

«Центр детского творчества» г. Надыма»

В

разработке

программы

«Мечта-

2015»

принимали

участие МДОУ «Детский сад «Родничок», МОУ СОШ №

3,4

5.

Нормативно-правовая

база разработки

программы

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Федеральный

закон

от

29.12.2012

273-ФЗ

"Об

образовании

в

Российской

Федерации

Федеральный

закон

«Об

основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;

Государственная

программа

«Пат риотиче ско е

воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015

годы»;

Го сударственная

программа

Я ма л о - Н е н е ц ко го

автономного округа «Развитие образования на 2014-2016

годы»;

Государственная

программа

Ямало-Ненецкого

автономного округа «Безопасный регион» на 2014-2020

годы»;

Муниципальная

программа

«Развитие

образования

Надымского района» на 2014-2016 годы;

Муниципальная

программа

«Социальная

поддержка

граждан Надымского района и обеспечение доступной

среды» (подпрограмма «Дети Надымского района»);

Муниципальная

программа

«Безопасный

район»

(подпрограмма

«Комплексные

меры

по

профилактике

экстремизма,

гармонизации

межэтниче ских

и

межкультурных отношений, профилактики ксенофобии,

у к р е п л е н и е

т о л е р а н т н о с т и

н а

т е р р и т о р и и

муниципального образования Надымский район») ;

Муниципальная

программа

«Защита

населения

и

территории муниципальных образований город Надым и

Надымский район от чрезвычайных ситуаций природного

и

техногенного

характера

и

обеспечение

пожарной

безопасности»

(подпрограмма

«Меры

пожарной

б е з о п а с н о с т и

н а

о б ъ е к т а х

м у н и ц и п а л ь н о й

собственности»;

Муниципальная

программа

«Развитие

туризма,

повышение

эффективности

реализации

молодежной

политики, организация отдыха и оздоровления детей и

учащейся молодежи» (подпрограмма «Комплексные меры

противодействия

наркомании,

алкоголизму

и

незаконному

обороту

наркотиков

на

территории

муниципального образования Надымский район»).

6.

Тип программы

Комплексная, воспитательная

7.

Статус лагеря

Муниципальный

8.

Тип лагеря

Ассоциация

пришкольных

летних

оздоровительных

лагерей «Мечта»

9.

География участников

обучающиеся образовательных учреждений г. Надыма;

дети

из

числа

коренных

малочисленных

народов

Севера;

дети из социально незащищенных семей;

выпускники 2015 г. ДОУ г. Надыма.

10.

Возраст участников

6,5 -14 лет

11.

Продолжительность

смены

21 день:

на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ.

ЦЕЛИ. ЗАДАЧИ.

В

последние

годы

очевидно

возрастание

внимания

к

организации

летних

оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания

детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме

того,

лагеря

способствуют

формированию

у

ребят

не

подавляющего

личность

чувство

коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная

защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта

ребенка. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности

человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование

ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование

культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с

активным созидательным отношением к миру.

Летний пришкольный лагерь «Мечта» помогает использовать период летнего отдыха

школьников

для

укрепления

здоровья,

развития

физических

сил,

обогащения

знаниями

и

новыми впечатлениями.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного

детского

коллектива,

так

и

создает

основу

для

развития

социального

интеллекта

детей

и

подростков и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе

в последующей учебной деятельности.

Создаются

большие

возможности

для

организации

неформального

общения.

Неформальность

обстановки

позволяет

организовать

и

развивать

самостоятельность

ребят,

воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и

навыкам.

Большая роль отводится организации занятости подростков в летний период времени,

остающихся в городе, как мощная превентивная форма против безнадзорности, асоциального и

аддитивного поведения подростков.

Разработка

данной

программы

организации

каникулярного

отдыха,

оздоровления

и

занятости детей была вызвана:

повышением

спроса

родителей

и

детей

на

организованный

и

содержательный

отдых

школьников в условиях города;

необходимостью реализации групповых и индивидуальных воспитательных траекторий;

обеспечением преемственности в содержании работы лагеря предыдущих лет;

необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в

реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя

разноплановую

деятельность,

объединяет

различные

направления

оздоровления,

отдыха

и

воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение

двух лагерных смен.

Основным составом лагеря являются школьники г. Надыма. На основании заявления

родителей или их законных представителей принимаются все желающие в возрасте от 6,5 до 14

лет.

При

комплектовании

особое

внимание

уделяется

детям

из

малообеспеченных,

многодетных,

неполных,

опекаемых

и

неблагополучных

семей,

так

как

они

не

имеют

возможности получить полноценный здоровый отдых во время летних каникул, выехать за

пределы города. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в

разновозрастных отрядах по 25 человек.

Целью

данной

программы

является создание

условий

для

полноценного

отдыха,

оздоровления

детей,

развития

их

творческого

потенциала

посредством

включения

в

разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.

профилактика детско-подростковой безнадзорности и правонарушений, привитие навыков

безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решение целого комплекса задач:

Программа летнего лагеря опирается на следующие принципы:

1.

«Уважай

личность

ребёнка».

Создаётся

атмосфера

бережного

отношения

к

личности

ребёнка.

2.

«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от

пассивных

поглотителей

информации

становятся

творцами,

созидателями.

Работа

мастерских завершается выставками, итоговыми показами.

3.

«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (мастерские, спорт

площадка, библиотека), не имеют ограниченного режима работы в течение дня.

4.

«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого

своя ответственность, но общий результат.

5.

«Принцип могучей кучки». Досуг в целом - дело коллективное, радость удачи делится

обычно на всех. Вот для такого успеха нужна "могучая кучка", союз единомышленников,

спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи.

6.

«Принцип фельдмаршала Кутузова». Иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие

событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать.

Так поступил Михаил Кутузов в войне 1812 года с французами. Он побеждал тем, что

просто ждал, как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал,

но делал победу. Мы много суетимся, блефуем, делаем «вид», вечно подгоняем ребят. А ведь

досуг - их личное, добровольное дело.

7.

«Принцип горы». В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Ни

в чем. Люди в горах обычно все время идут вверх. «Принцип горы» требует неторопливых,

но постоянных шагов к высоте.

8.

«Принцип камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Личная

реализация общих ценностей - регулятор социального поведения. Значит, каждого надо

"бросить, как камень, в воду, в дело, в творчество", чтобы пошли круги результативности,

появились творческие следы.

9.

«Принцип опоры на положительные эмоции ребенка». Существует старая мудрость: ищи в

ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется.

Увидеть добрые начала и опереться на них - вот принцип общей и досуговой педагогики.

Положительное и прекрасное рождает добро. Сам по себе качественный досуг одобряет,

Создание условий для организованного, физически активного отдыха детей;

пропаганда культурного наследия народов, живущих на Ямале;

приобщение

детей

к

здоровому

образу

жизни

через

комплекс

профилактических,

оздоровительных мероприятий;

создание

условий

для

самореализации

и

самовыражения,

атмосферы

творчества

и

сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности

посредством интерактивной игры;

развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие

в совместных творческих делах;

формирование общечеловеческих ценностей: навыков межнационального общения, чувства

толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

воспитание экологической культуры;

сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;

выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, в его сфере так необходима опора

на любые положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет. Ребенок кажется себе еще

лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост.

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

Летний период в организации деятельности лагеря создает особенно благоприятные

условия для общения детей между собой, обмена эмоциональными ценностями, личностными

интересами.

В

2015

году

программа

летнего

оздоровительного

лагеря

реализуется

в

рамках

Ассоциации пришкольных оздоровительных лагерей «Мечта» на базе трёх образовательных

организаций.

Программа

рассчитана

на

21

день,

будет

реализовываться

в

условиях

двух

летних

оздоровительных смен с дневным режимом пребывания:

на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

I смена – 01.06.2015г. - 30.06.2015г.

II смена – 04.07.2015г. - 27.07.2015г.

на базе МОУ СОШ №3 и №4

I смена – 04.06.2015г. – 29.06.2015г.

II смена – 03.07.2015г – 27.07.2015г.

Режим работы лагеря с 8.00 до 17.30 часов для МДОУ и с 8.30 до 18.00 для СОШ

(выходной – суббота, воскресенье, государственные праздники),

3000

школьников

младшего

и

среднего

возраста

г.

Надыма

будут

погружены

в

познавательно – интеллектуальную, физкультурно - оздоровительную и досуговую деятельность

через участие в работе мастерских, творческих делах отряда и общелагерных воспитательных

мероприятиях

познавательного

и

досугового

характера

посредством

интерактивной

игры

«Лукоморье»

Смена характеризуется игровым сюжетом, темой, идеей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы.

Подготовительный этап включает:

подбор кадров;

работу с родителями и детьми;

комплектование отрядов;

разработку документации;

составление социального паспорта;

составление штатного расписания;

знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями;

подготовка документов по ТБ для работников лагеря и детей;

разработка программы лагеря, мероприятий в рамках программы;

прохождение медкомиссии, подготовка санитарных книжек;

осмотр помещений, территории: актовый зал, спортивный зал, отрядные комнаты,

туалеты, спортивная площадка;

составление приказов об открытии лагеря, назначение ответственных лиц;

разработка плана работы лагеря, отрядов, творческих мастерских;

составление списков отрядов;

приобретение канцтоваров, фототоваров;

договор столовой ОУ о питании детей;

формирование призового фонда – грамоты, сувениры;

сбор инвентаря: фонотека, спортинвентарь, бытовые предметы, аппаратура;

оформление фойе, отрядных комнат;

проведение инструктажей с работниками лагеря.

Основной (практический) этап.

Реализация

программы

Этно

Дистрикт

«Лукоморье».

Проведение

работы

с

детьми,

сочетающей

развитие

и

воспитание

с

оздоровительным

отдыхом.

Развитие

творческих

способностей и коммуникативных навыков детей.

Аналитический этап:

Основной идеей этого этапа является:

анализ, подведение итогов деятельности реализации программы;

выработка перспектив деятельности;

анализ предложений, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря

детьми, родителями, педагогами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГАММЫ

Характеристика периодов смены.

Организационный период (первые 3 дня).

Цель: создание условий для адаптации ребёнка к условиям и требованиям лагеря.

Задачи:

знакомство детей друг с другом;

знакомство с традициями, законами лагеря;

знакомство со структурой лагеря;

введение в сюжет игры;

знакомство с планом работы лагеря;

закладывание основ детского коллектива.

Происходит погружение в интеракцию, объяснение сути и правил игры. Важно уделить

особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе. В

это время проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах,

тренинги

на

знакомство,

на

сплочение.

Итогом

организационного

периода

становится

представление отрядов. Открытие смены.

Основной период.

Цель: реализация программы.

Задачи:

закрепление навыков общения;

реклама ЗОЖ, активной жизненной позиции;

реализация лидерского потенциала;

реализация творческого, физического и духовного потенциалов;

освоение различных видов деятельности;

освещение деятельности лагеря в средствах массовой информации.

В этот период происходит практическая реализация смены. Это период самореализации в

игровом

интерактивном

пространстве.

Проводится

контрольное

тестирование

на

анализ

психологического климата в отрядах. Возможна корректировка отдельных частей программы в

случае необходимости.

Итоговый период.

Цель: анализ, подведение итогов деятельности участников программы;

Задачи:

подведение итогов смены, награждение победителей;

выпуски фотогазет, экспресс газет;

организация анализа работы с детьми по итогам смены;

педагогический анализ всех уровней программы смены.

В этот период необходимо учесть, какое впечатление оставило пребывание в лагере у

детей. Для этого проводится анкетирование. В заключение смены определяется отряд-лидер,

награждаются активные участники лагерной смены.

Формы и методы организации смены

Направление

Способы

Оздоровление детей

-

Утренняя зарядка

-

Плавание в бассейне

-

Спортивные мероприятия

-

Практические занятия

-

Игры на свежем воздухе

-

Экскурсии

-

П роф илактиче ские

п р о ц е д у р ы

( ф и т о т е р а п и я ,

а р о м а т е р а п и я ,

витаминизация)

Развитие творческих способностей

-

занятия в кружках

-

мастерские по направлениям

-

тематические выставки, презентации

-

конкурсно – игровые мероприятия

-

инсценировки

-

игры, тренинги

-

КТД

Формирование основ правовой

культуры, гражданско –

патриотического самосознания

-

беседы

-

конкурсы

-

анкетирование

-

игры, тренинги

Развитие лидерских качеств у детей

-

КТД

-

Дни вопросов и ответов

-

Тренинги

-

Деловые игры

-

Творческие конкурсы

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Участие

детей

в

интерактивной

игре

«Лукоморье» создаёт условия для полноценного

отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию

ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно

значимую

и

личностно

привлекательную

деятельность,

содержательное

общение

и

межличностные отношения в разновозрастном, временном

коллективе, развитие творческих

способностей детей.

Решение

комплекса

психолого-педагогических,

методических

и

управленческих

задач

предполагает достижение по окончанию смены следующих результатов:

Создано единое информационно – познавательное

поле для раскрытия личности и

творческой самореализации ребёнка в рамках реализации программы лагеря;

на 50% повысится двигательная активность, которая будет способствовать укреплению

здоровья и физическому развитию детей;

уровень заболеваний респираторно-вирусных инфекций снизится на 30 %;

сформирован сплоченный временный творческий коллектив детей (стадия «Алый парус»

по А.Н Лутошкину), способный как к совместному, так и к самостоятельному поиску и

решению образовательных задач и организации увлекательного досуга;

150 детей и подростков вовлечены в активную

интеллектуально – познавательную,

физкультурно – оздоровительную и досуговую деятельность, посредством реализации

образовательных

программ

и

досуговых

мероприятий,

что

составляет

100%

от

запланированного количества участников лагеря;

уровень организаторских и коммуникативных способностей детей возрастет на 20%;

на 85% удовлетворены детские потребности в полноценном отдыхе и организации досуга

в летнее каникулярное время.

МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проанализировать

результаты

работы

всего

коллектива

лагеря

поможет

и

мониторинговая деятельность, материалы по рефлексии мероприятий и отзывы детей и

родителей.

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий

по

организации

деятельности

детского

лагеря.

Апрель - май

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный

период с целью выявления их интересов,

мотивов пребывания в лагере.

1-2 день смены

Отрядные воспитатели

3.

Ежедневное

отслеживание

настроения

детей,

удовлетворенности

проведенными

мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря,

педагог-организатор,

отрядные воспитатели

4.

Анкетирование

детей

в

конце

смены,

позволяющее

выявить

о п р а вд а н и е

ожиданий.

Последний день

смены

Педагог-организатор,

отрядные воспитатели

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям

отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Отрядные воспитатели

Система показателей эффективности реализации программы

Для

оценки

эффективности

реализации

программы

лагеря

определена

система

целевых

индикаторов и показателей.

Наименование показателя

Единица

измерения

Базовый

показатель

Окончание

смены

1

Сформированность коллектива

Межличностные отношения

Ед.

*

2

Личностный рост участника смены

Лагерная мотивация

Ед.

*

3

Взаимодействие с социумом

Количе ство

социальных

п а рт н е р о в ,

привлеченных для реализации программных

мероприятий

Ед.

**

Количество

услуг,

предо ст авленных

социальными партнерами

Ед.

**

4

Предоставление

широкого

спектра

дополнительных образовательных услуг

К о л и ч е с т в о

н а п р а в л е н н о с т е й

предоставленных образовательных услуг

Ед.

**

Количество

творческих

лабораторий

Ед.

**

(объединений)

Количество образовательных программ

Ед.

**

Уровень

о своения

о б р а з о ват е л ь н о й

программы (ЗУНы)

%

*

5

Организация досуга

Общее количество мероприятий, из них:

- познавательных

- спортивных

- экологических

- художественные

Ед.

**

Количество участников мероприятий

Ед.

**

Число победителей и призеров

Чел.

**

6

Укрепление здоровья

Число

детей

и

подростков,

прошедших

к о м п л е к с

о з д о р о в и т е л ь н о -

профилактических мероприятий

Чел.

**

Количе ство

оздоровительных

у с л у г

(мероприятий, процедур)

Ед.

**

*

Показатели в начале смены

**

Показатели прошлого года

Система личностного роста

Перед

педагогическим

коллективом

лагеря

поставлены

задачи

осуществления

личностно-ориентированного подхода, построения в ходе педагогического процесса субъект -

субъектного взаимодействия, способствования личностному росту каждого ребенка в процессе

организации совместной творческой деятельности.

Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого,

условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника,

микроклимата,

созданного

во

временном

детском

коллективе,

уровня

межличностных

отношений.

Для

осуществления педагогической

поддержки

личностного

роста

ребенка

необходимо, взрослый должен:

владеть комплексом профессионально-педагогических умений;

быть включен в сотворчество;

ориентироваться на гуманистические принципы;

использовать оптимальные для поставленных задач коммуникативные модели;

обладать психологической культурой.

С целью изучения динамики развития личностных качеств каждого участника смены

воспитателям предлагаются карты личностного роста воспитанника, позволяющие отслеживать

в течение смены развитие особых психологических свойств ребенка, особенности характера и

поведения,

мотивы,

интересы

и

склонности,

его

ценностные

ориентации,

творческую

активность и успешность.

Для

проведения

диагностики

каждого

ребенка

используются

следующие

методы:

наблюдение, опрос, анкетирование, социометрия. Заполнение карты осуществляется на основе

наблюдений в условиях организации отдельных дел, оценки участия ребенка в том или ином

мероприятии,

выявления

эмоционального

отношения

непосредственно

в

поступках

или

поведении и т.п.

Карта личностного роста позволяет определить:

- состояние здоровья

- темперамент

- черты характера, особые психологические свойства

- мотивационные характеристики

- творческие характеристики

- познавательные способности

- характеристика воспитанника как лидера

- воспитанность.

Результаты

наблюдений

вносятся

в

карту

личностного

роста

в

последние

дни

каждого

периода

смены

(3-4

день

организационного

периода,

11-12

день

основного

и

3-4

день

заключительного периода).

Выбранные формы диагностики для осуществления анализа личностного роста должны

соответствовать следующим требованиям:

- предоставлять простор для творческой экспрессии;

- обеспечивать широкий спектр выражения эмоций;

- возбуждать интерес ребенка;

- облегчать экспрессивную и исследовательскую игру;

- делать возможными исследование и экспрессию без вербализации;

- создавать возможность успеха без предписанной структуры;

- создавать возможность неопределенной игры.

МЕТОДОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Период смены,

педагогические задачи

Формы и методы организации

деятельности

Результат

1.

Организационный

период (3- 4 дня)

Педагогические задачи:

знакомство

с

режимом

лагеря;

о з н а к о м л е н и е

с

творческими объединениями;

з н а ко м с т в о ,

с о з д а н и е

психологически

безопасной

атмосферы,

формирование

коллективных

ценностей

и

правил,

работ а

над

с о з д а н и е м

отрядов,

поддержка

позитивного

эмоционального подъёма

встреча детей,

проведение

диагностики

по

в ы я в л е н и ю

л и д е р с к и х ,

организаторских

и

творческих

способностей,

знакомство

с

п р а в и л а м и

жизнедеятельности лагеря;

подготовка к торжественному

открытию смены.

формирование

межличностных

о т н о ш е н и й

д е т е й

в

о т р я д а х

и

с

педагогическими

работниками,

эмоциональная

включённость

детей

и

педагогических

р а б о т н и к о в

в

жизнедеятельность лагеря;

с о з д а н и е

д е т с к и х

коллективов;

формирование органов

самоуправления.

2.

Основной период

(12 дней)

Педагогические задачи:

с о з д а н и е

у с л о в и й

д л я

и н д и в и д у а л ь н о г о

и

коллективного развития,

реализация

календарно

тематического

планирования

отрядов;

в ы с т р а и в а н и е

л и ч н ы х

маршрутов

как

детей,

так

и

отрядов;

организация

и

проведение

кол л е кт и в н ы х ,

о т р я д н ы х ,

общелагерных

совме стных

творческих дел,

з а н я т и я

в

т в о р ч е с к и х

объединениях

(по

программам

педагогов

дополнительного

образования),

экскурсии,

организованные

выезды,

о з д о р о в и т е л ь н ы е

и

профилактические мероприятия.

создание отряда как

социального организма

со своими принципами

и законами,

установление

межотрядных

связей,

п р и н я т и е

д е т ь м и

принципов

общей культуры,

реализация

основной

идеи лагерной смены,

реализация

основной

идеи

смены.

осуществление

личных

маршрутов

детей

и отряда в целом.

3.

Заключительный

период

(5

дней)

Педагогические задачи:

Организация

конструктивного

общелагерного

взаимодействия,

п о д в е д е н и е

л и ч н ы х

и

коллективных итогов,

анализ деятельности смены.

Подведение итога совместной

деятельности смены;

п од гото в ка

к

з а к р ы т и ю

лагерной смены;

а н а л и з

к а ч е с т в е н н ы х

изменений,

личностного

роста

участников смены;

анализ

предложений

детей,

р о д и т е л е й ,

п е д а г о г о в ,

внесенных по развитию летнего

оздоровительного лагеря;

корректировка

перспектив

деятельности лагеря;

составление

аналитического

материала

по

итогам

работы

смены.

Ус т а н о в л е н и е

в

л а г е р е

а т м о с ф е р ы

единства, взаимопомощи и

поддержки

лично стный

р о с т,

о с о з н а н и е

с в о е г о

творческого потенциала.

ИДЕЯ СМЕНЫ

В.

А.

Сухомлинский

писал: «Нельзя

пробудить

чувство

Родины

без

восприятия

и

переживания

окружающего

мира.

Пусть

в

сердце

малыша

на

всю

жизнь

останутся

воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ

великой Родины».

В

настоящее

время

воспитание

гражданственности

и

любви

к

Родине

определяется

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», необходимость активизации

работы

по

патриотическому

воспитанию

подрастающего

поколения

подчеркивается

в

Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», как

необходимость возрождения и развития патриотизма - важной социальной ценности, основы

духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности.

Формирование

гражданина,

патриота

своей

Родины,

начинается

в

детском

возрасте

с

чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На

основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к

Родине.

В 2015 году будет отмечаться 85-летие со дня образования Ямало-Ненецкого автономного

округа и Надымского района.

Ямал - заповедный уголок земли - является хранителем уникальной культуры. Сейчас

Ямальская земля известна всему миру как богатейшая кладовая газа и нефти, жемчужина

России в драгоценной оправе. Но во все времена самым главным богатством Ямала были люди,

населяющие этот суровый и прекрасный край. Именно они, мужественные, трудолюбивые,

добрые и бесконечно преданные своей малой Родине, прославили своими делами родную

землю.

В Ямало-Ненецком автономном округе живут представители более 50-ти народностей.

Некоторые из них поселились в округе в последние десятилетия в связи с промышленным

освоением

Севера

(среди

них

русские,

украинцы,

белорусы,

эстонцы,

молдаване

и

др.).

Коренным

населением

крайнего

Севера

являются

народы,

издавна

населяющие

Нижнее

Приобье и полуостров Ямал. Среди этих народов — ненцы, ханты, селькупы, коми-ижевцы,

сибирские татары.

Все

живут дружно, бок

о

бок и называют

себя особым

народом -

северянами.

В течение учебного года среди учащихся школ города, младшего и среднего школьного

возраста,

проводился

опрос

о

сюжетах

проведения

лагерных

смен.

Более

75%

учащихся

высказало заинтересованность историей и развитием округа, района, города.

Основываясь

на

принципах

государственной

политики

в

области

образования,

в

необходимости

активизации

работы

по

воспитанию

гражданственности,

любви

к

Родине,

патриотизма, толерантности,

исходя и учитывая желания детей и родителей, а также опыт,

накопленный

в

течение

прошлых

лагерных

смен,

позволил

разработать

тематическую

программу «Лукоморье» ориентированную

на

обеспечение

отдыха

и

занятости

детей,

воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни,

культуру, традиции. Всё это позволит создать единое воспитательное поле, стимулирующее

интерес детей к культуре малочисленных народов Ямала, культуре народов России.

Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой

организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, -

пространством для развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

Данные тенденции в практике организации летнего отдыха определяют

актуальность

выбранных

форм

деятельности, положенных

в

основу

разработки

программы

летнего

оздоровительного лагеря «Мечта – 2015»: интерактивная игра, построенная с использованием

современных

технологий,

носящая динамический

характер

и

ориентированная

на

деятельностный подход.

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра.

Во-первых,

игра

выступает

как

самостоятельная

творческая

деятельность

образования,

воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести новые знания, умения и навыки.

Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на

коллектив и личность.

В-третьих – это метод стимулирования интереса и творческой активности детей в других

видах деятельности.

В-четвертых, игра – это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности

детского коллектива.

Интерактивная

игра

развивает

творческие,

интеллектуальные

способности

детей,

удовлетворяются

их

потребности,

связанные

с

расширением

сферы

общения.

Детский

коллектив - это новый мир, пусть даже и временный, позволяет расширить социальный опыт,

опыт творческого общения.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter — между,

меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать,

вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы

на более широкое взаимодействие воспитанников не только с воспитателем, вожатым, но и друг

с другом и на доминирование активности детей в процессе обучения и воспитания. Роль

воспитателя, вожатого, педагога в интерактивной игре практически сводится к направлению

деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана действия. Главное

в организации интерактивной

игры - создание условий для обретения значимого для детей

опыта

социального

поведения.

Под

интерактивной

игрой

мы

понимаем

не

просто

взаимодействие детей друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную

деятельность различной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся

понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Интерактивная игра выступает как

инструмент,

позволяющий

значительно

разнообразить

форму

познания

окружающей

действительности.

Идея методики интерактивной игры довольно проста: детям предлагается или они сами ищут

дело

по

душе,

сами

их

планируют

(придумывают,

режиссируют)

при

активном

участии

вожатого. В интеракции «педагог (воспитатель, вожатый, педагог – организатор)

– группа

воспитанников», педагог может выступать в нескольких основных ролях:

в роли организатора взаимодействия всех участников воспитательного процесса: создание

эмоционального настроя и положительной мотивации на предстоящее КТД; постановка

цели и задач, создание проблемной ситуации, закрепление и обобщение знаний, рефлексия;

в

роли эксперта

отслеживает

результаты

деятельности

ребят;

отвечает

на

возникшие

вопросы участников;

в роли фасилитатора координирует процесс обмена информацией, обращается к личному

опыту воспитанников, поддерживает их активность, подбадривает и поощряет.

в

роли консультанта обращается к личному опыту участников, помогает искать решения

уже поставленных задач и самостоятельно ставить новые.

Педагогическая интеракция – продуктивное межличностное взаимодействие педагога и

воспитанника, которое характеризуется рядом признаков:

-

эффективная педагогическая интеракция - деятельность добровольная, долговременная,

затрагивающая все личностные аспекты педагога и воспитанника и, что очень важно,

основанная на внутренней мотивации, желании личностного роста;

-

структурируется как диалогическое взаимодействие, взаимодеяние, взаимотворение, и

совместное творческое порождение;

-

основывается

на

принципе творческой активности

развития

личности на трех

онтологических уровнях: природном, социальном, духовном;

-

опосредствуется социокультурной средой лагеря;

-

используются интерактивные технологии развития творческой активности личности и

мотивационный эффект обратной связи;

-

обеспечивается

повышение

уровней

самоорганизации,

рефлексии

и

творческой

свободы личности.

В ходе различных интеракций реализовываются следующие функции:

-

коммуникативная - способствует развитию различных форм общения «ребенок-ребенок»,

«ребенок-взрослый», «ребенок-общество»;

-

регулятивная

-

проявляется

в

процессе

выполнения

детьми

управленческих,

организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;

-

функции социальных связей;

-

организаторская;

-

досуговая.

Позиция взрослого при интеракциях отражается в следующих правилах:

-

не подменять детей там, где они сами могут справиться;

-

поддерживать идеи и начинания детей;

-

уважать решение детей, помогать их реализовывать;

-

избегать прямого нажима, стараться убеждать, объяснять.

Интерактивная

игра

представляет

собой

совместный

поиск

лучших

решений

жизненно

важных задач, потому что творится все сообща – не только выполняется, но и организуется:

задумывается,

планируется,

оценивается.

Игра

не

может

твориться

по

шаблону,

всегда

выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

В 2015 году летний сезон будет организован в форме интерактивной игры

«Лукоморье»,

которая пройдет под девизом «Земля открытий и дерзанья!». Все действия будут происходить в

лагере «Мечта», воспитанники участвуют и готовят совместно с воспитателями и вожатыми

творческие

дела

отряда

и

лагеря,

посещают

профильные

кружки,

танцевальную

студию,

спортивные

секции,

бассейн

«Дельфин»,

Центр

развития

ребёнка

«Домашний

очаг»,

спортивный комплекс «Полярный».

Организаторы данной смены попытаются создать условия для формирования у детей и

подростков гражданской позиции, патриотических чувств, чувства долга, через погружение в

интерактивную игру и ряд мероприятий на данную тему.

Содержание мероприятий носит интегративный, комплексный характер и имеет следующие

направления:

спортивно-краеведческое,

культурно-историческое,

образовательно-

познавательное, оздоровительное.

Тематика мероприятий приурочена к празднованию 85-летия со дня

образования Ямало-

Ненецкого округа и Надымского района.

Инновационной

формой

реализации

программы

Этно

дистрикт

«Лукоморье»

является

сетевое

взаимодействие

муниципальных

образовательных

организаций,

на

базе

которых

развернёт

свою

деятельность

Ассоциация

летних

пришкольных

оздоровительных

лагерей

«Мечта-2015».

ИГРОВАЯ ЗАВЯЗКА СМЕНЫ

Программа лагеря реализуется через организацию и проведение интерактивной игры

«Лукоморье». Погружение в игру осуществляется с момента начала смены, с рассказа детям о

«Легенде на крыльях»:

«В граде стольном, что стоит на

65 параллели, на карте есть маленькая, но очень

красивая страна, под загадочным названием Лукоморье.

По трем сторонам раскинулись поселения: Морошковое, Брусничное, Ромашковое. Всем

была хорошая страна, всего на ней было вдоволь: животных, птиц, необыкновенной красоты

растений, могучие кедры, белоствольные березки.

Все радовало глаз. И охраняла это богатство хозяйка земли Лукоморья Яервне. Суровая

и

властная,

она

наделила

жителей

каждого

поселения

особыми

качествами.

Одних

-

трудолюбием, других - творчеством, третьих - мастерством, но поселила в их душ холод.

Именно поэтому жили они скучно, грустно, и каждый сам по себе мечтал о счастье.

Долго ли, мало ли жили так жители Лукоморья, да только пролетела как то над Лукоморьем

белоснежная птица Стерх. И поняла хозяйка. Что именно такой диковинной птицы нет в ее

стране. Бросила она горсть снега в птицу, да не попала. Взмахнула птица крыльями, и упало

одно перышко в Морошкино, взмахнула второй раз крыльями - упало перышко в Брусничное,

третий раз взмахнуло крыльями - упало в Ромашковое.

И все изменилось засияло яркое солнышко, зазеленела трава, запели птицы, зажурчали

ручьи… и оттаяло холодное сердце хозяйки земли Лукоморья.

И разрешила она жителям

трех поселений объединиться. И зажили они в мире и

согласии. Стали они собираться вместе, появились у них общие дела, общие традиции и зажили

весело, радостно и счастливо.

А хозяйка Лукоморья стала доброй и заботливой. Вот с той поры и поселилась в стране

Лукоморья птица Стерх. И каждый житель

дорожил всем тем, что принесла им на своих

крыльях эта удивительная сказочная птица».

По замыслу игры с первого дня воспитанники попадают в страну «Лукоморье», где есть

поселения Морошковое, Брусничное, Ромашковое – три территориальные части лагеря «Мечта-

2015».

В каждом поселении есть «Чум Семьи …..» с разными названиями - это отряды лагеря.

В каждом поселении есть:

Глава поселения – директор (заведующий) лагеря;

Хозяйка «Чума Семьи ….» - воспитатель;

Шаман - педагог организатор;

Хозяин Огня – шеф-повар;

Знахарь – медицинский работник;

Помощники хозяйки «Чума» - инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог

дополнительного образования;

Неко(старшие братья и сёстры) – вожатые.

В

течение

смены

все

воспитательные

мероприятия,

творческие

дела

и

спортивные

состязания

будут

объединены

общей

темой

интерактивной

игры

«Лукоморье"

с

интерактивными играми и конкурсами, связанными единой тематикой.

Каждый день на «интерактивном поле» (линейке) детям будут вручаться Береста с

новыми игровыми заданиями.

В начале смены каждое «поселение: Морошковое, Брусничное, Ромашковое» получить

отрез ткани с определённым цветом, на котором по окончании смены ребята воспроизведут

панораму своей жизни в «Чуме Семьи …». «Поселения» будут представлять микроклимат, в

котором живёт птица Стерх (деление методом возрастного ценза воспитанников: солнце –

желтый цвет, дерево (растения) – зелёный цвет, озеро(болото) – синий цвет).

Основными мероприятиями страны «Лукоморье» будут:

Открытие лагерной смены- начало игры;

«

Нарка сехэра» (большая дорога);

«Яха

вар» (берег реки);

«Пэдара» (лес);

Закрытие лагерной смены – конец игры.

На закрытии лагерной смены все части соединятся в объемный 3D Этно дистрикта

«Лукоморье».

На протяжении всей смены за различные победы и отличившиеся поступки каждому

отряду, так же и за личные заслуги, будут вручаются наградные смайлики разных цветов:

-

смайлик за храбрость (красного цвета)

-

смайлик за смелость (оранжевого цвета)

-

смайлик за доброту (желтого цвета)

-

смайлик за отзывчивость (зеленого цвета)

смайлик за трудолюбие (голубого цвета)

-

смайлик за активность (синего цвета)

-

смайлик за благородство (фиолетового цвета)

Финалом интерактивной игры «Лукоморье» будет участие детей в общей спортивно –

развлекательной игре «Ламба», которая развивает способность к творческому, оперативному и

стратегическому мышлению. В такой

игре приходится много и при этом быстро думать в

непривычном

для

себя

русле

причём

в

условиях

ограниченности

времени,

физических

нагрузок и быстро меняющейся ситуации. Отряду, набравшему большее количество смайликов,

по итогам смены, будет дана возможность использовать бонус (дополнительные минуты) для

выполнения основного задания.

Интерактивная игра - это

уникальная возможность вырваться на время из повседневной

обыденности и с головой окунуться в мир приключений и драйва, совершенно необходимый

детям и подросткам в летней период.

Ничто не даст такую психологическую разрядку и заряд энергии, как Интерактивная

игра.

У каждого поселения есть свой «Дневник Береста». Он нужен воспитанникам для того,

чтобы

можно

было

записать

впечатления,

оценить

себя

и

прошедший

день,

что-то

проанализировать, и содержит в себе мини-анкеты, тесты, вопросы. Во время лагерной смены

педагоги и вожатые стараются, чтобы каждый из участников интерактивной игры хоть раз

попал в "ситуацию успеха". Ведь этого многим так не хватает для того, чтобы поверить в себя,

раскрыться!

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Формы работы

Программа предполагает следующие формы работы с детьми:

коллективная

групповая

индивидуальная

Основные методы досуговой деятельности.

Методы игры и игрового тренинга.

Игра - самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности,

равноправный со всеми иными. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в

жизни ребенка, становясь его воспитательньrм тренингом. Игра понятна и близка, в ней дети

выражают свою интересную, оригинальную сущность.

Игрой легко выверить симпатии и антипатии детей, их выбор, предпочтения в среде

сверстников.

Игра

выявляет

знания,

интеллектуальные

силы.

Игры

показывают

уровень

организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость,

силу, выносливость, координацию и т.п.

Интерактивная игра - это

уникальная возможность вырваться на время из повседневной

обыденности и с головой окунуться в мир приключений и драйва, совершенно необходимый

детям и подросткам. Ничто не даст такую психологическую разрядку и заряд энергии, как

Интерактивная игра.

Метод театрализации.

Досуг

детей

имеет

бесконечное

множество

сюжетов

и

социальных

ролей.

Метод

театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения. Театрализация

знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

Метод состязательности.

Состязание

-

чисто

детская

привилегия.

Состязание

-

внутренняя

«пружина»

раскручивания

творческих

сил,

стимулирования

к

поиску,

открытию,

побед

над

собой.

Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка.

Метод равноправного духовного контакта.

Он основан на совместной деятельности дел взрослых "на равных" во всем. Педагоги и

дети

равноправные

члены

кружков,

творческих

объединений,

основанных

на

демократическом, гуманизированном общении.

Метод воспитывающих ситуаций.

То

есть

вызванных

к

жизни

(специально

создаваемых)

процедур

самореализации,

доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п.

Метод импровизации.

Импрум

(англ.)

-

самопроверка,

улучшение,

усовершенствование.

Жизнь

детей

импровизированна. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень

легко

поддаются

внушению.

Пример

одного

входит

в

подсознание

другого,

минуя

разнотональность

сознания.

В

результате

включается

этот

древний,

пришедший

от

прародителей механизм. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее

так

сказать,

экспромт.

Импровизация

выводит

на

практическую

и

творческую

предприимчивость. Искусство импровизации это порождение искуса, соблазна, творческого

успеха. Импровизация базируется на синдроме подражания с применением своего авторского

начала.

Технологии работы с детьми.

Технологии КТД

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела

уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта технология, прекрасно

учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна

творить

чудеса.

У

каждого,

кто

участвует

в

ней,

пробуждается

творческий

потенциал,

возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою

школу, сделать ее красивее.

Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об

окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное

дело

событие

(набор

действий),

осуществляемых

посредством

совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий

непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и

реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

Организаторские дела (метод взаимодействия)

Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)

Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше

об окружающем мире)

Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)

Художественные дела (творчество: рисование, оформление)

Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны,

этот

процесс

обеспечивает

их

включенность

в

решение

значимых

проблем,

с

другой,

-

формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание

условий

для

освоения

детьми

комплекса

новых

социальных

ролей.

Это

обеспечивается

включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном

детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у

себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения

детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское

самоуправление

форма

организации

жизнедеятельности

коллектива,

обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения

для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения

поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования

мотива группового действия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для выявления мотивации ребенка на нахождение в лагере

(рекомендуется проводить в начале смены 4-5 день и в конце, перед закрытием за 3-4 дня)

1. Нравится ли тебе находиться в лагере?

- да, нравится

- не очень

- не нравится

2.Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в лагерь или тебе часто

хочется остаться дома?

- иду с радостью

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному.

3. Если бы воспитатель сказал, что завтра в лагерь не обязательно приходить всем

ребятам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в лагерь или остался бы дома?

- не знаю

- остался (лась) бы дома

- пошел (ла) бы в лагерь

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь занятия или мероприятия?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится.

5. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе просили приготовить для лагеря что-то дома?

- хотел (а) бы

- не хотел (а) бы

- не знаю

6. Ты хотел(а) бы, чтобы в лагерной смене было меньше дней?

- не знаю

- не хотел (а) бы

- хотел (а) бы

7. Ты часто рассказываешь о лагерной жизни своим родителям?

- да, часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был другой воспитатель?

- не знаю

-хотел бы

- не хотел (а) бы

9. У тебя много друзей в твоём отряде?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой отряд?

- нравится

- не очень

- не нравится

Ключ для обработки анкеты:

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Результаты анкетирования

25-30

баллов

-

высокий

уровень

лагерной

мотивации,

познавательной

активности,

очень

переживают, если получают замечания.

20-24 балла - хорошая лагерная мотивация.

19-11 баллов - положительное отношение к лагерю, интересно общаться со сверстниками, с

воспитателем.

10-14

баллов

-

низкая

лагерная

мотивация.

Воспитанники

ходят

без

желания,

иногда

пропускают, испытывают серьёзные затруднения в общественной деятельности, им трудно

адаптироваться к коллективной деятельности.

Ниже

10

баллов

-

негативное

отношение

к

лагерю,

дезадаптация,

ребенок

испытывает

серьёзные

трудности:

проблемы

в

общении

со

сверстниками,

вопитателями.

Лагерь

воспринимается как враждебная среда, проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на

контакт, выполнять задания и т.д.

Проверка зрительной памяти.

1.

Прочитайте слова и запишите их вместе с порядковыми номерами.

1. снег 6. машина

2. ветер

7. солнце

3. книга

8. дождь

4. велосипед

9. ручка

5. фломастер

10 стол

2.

За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, а затем их записать.

43, 12. 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37.

90-100%---отличная

память,

51-70

%—хорошая,

71-90%

--очень

хорошая,

31-50%--

удовлетворительная.

Для подсчета количество правильных ответов умножить на 10.

4. Посмотри на карту знаков в течение 10 секунд и нарисуй таблицу.

9

2

В

Д

А

7

6

4

С

5

Х

В

Проверка воображения.

1. Нарисовать цветок, которого нет в природе, дать ему название, описать его свойства.

2. Нарисуйте необычное здание (дом).

3. Нарисовать необычное средство передвижения.

Проверка внимания и внимательности.

1. Для развития произвольного внимания переписать без ошибок зашифрованные слова: укпа

(паук), ватра (трава), шинама (машина), шака (каша), кареч (речка), каруч (ручка).



В раздел образования