Автор: Волчкова Светлана Петровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: Методическая разработка музейной экспозиции
Тема: "Под сенью Отеческих знамен".
Раздел: дополнительное образование
Концепция экспозиции
1.1.
Тема «Под сенью Отеческих знамен».
Идейное содержание экспозиции: - Одно из важных направлений работы Музея боевой Славы является изучение
истории государственных символов. Важное место среди экспозиций занимает коллекция знамен, флагов, имеющих
историческую ценность и являющихся символом объединения, власти, борьбы, трудовых свершений, и отражающих
эпоху социальных потрясений, войн и революций, а также коллекция флагов, созданных в творческой мастерской музея.
Это направление работы, помогает подрастающему поколению не только прояснить конкретные, реальные исторические
события, но и проследить становление и развитие традиции создания и эволюции государственного знамени, как одного
из символов государственности России XVIII - начала XX вв., в развитии государственной символики страны, символики
своего региона.
1.2.Цель экспозиции:
формирование представления об историческом времени и пространстве, на основе истории
развития отечественных знамен и системы социально-нравственных ценностей; воспитание уважения и любви к
Отечеству и знакомство школьников с историей государственной символики Российской Федерации.
Задачи:
формирование элементарных представлений о происхождении знамён, их исторической и патриотической
значимости в истории народа;
воспитание патриотических чувств – любви к Родине, гордости за её героическое прошлое, уважения к символам
государства, желания беречь и защищать своё Отечество;
ознакомление детей с историей великих сражений, с подвигами российских солдат и полководцев;
закрепление понятий «защитник Отечества», ветеран боевых действий;
воспитание уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий;
формирование элементарных знаний о современной символике российской армии;
обогащение словарного запаса детей (Отечество, знамя, флаг, стяг, древко, полотнище, полководец, патриот, подвиг,
героизм и так далее)
Актуальность:- в настоящее время подрастающее поколение все больше проявляет интерес к прообразу сегодняшнего
государственного стяга, его истории и эволюции. Изучение историографии знамен имеет существенное научно-
познавательное и практическое значение в гражданско-патриотическом воспитании школьников. В связи с этим
изучение вексиллологических источников приобрело особую актуальность. Для успешной работы в этом направлении
необходимо изучение предшествующего опыта создания знаменной системы.
Трудно переоценить символизм знамени. Олицетворяет оно многие понятия – и Отечество, и мужество, и доблесть, и,
конечно же, это неотделимый символ победы. Знакомство со Знамёнами своей страны, их славной историей, значением
символов, изображённых на них, становится надёжной предпосылкой для формирования будущего гражданина. Таким
образом необходимость создания данной экспозиции обусловлена:
1.
Тенденциями изменения в истории геральдики.
2.
Изучение традиций развития государственной символики.
3.
Расширением знаний в области
вексиллологии (науки о заменах).
4.
Изучение исторический событий, повлиявших на изменение в символике и геральдики Российского Государства
через музейные предметы.
5.
Расширение экспозиционного материала.
6.
Экспозиция приурочена к юбилейным датам в 2015 году: 70-летие Великой Победы, 85-летие –со дня основания
Ямало-ненецкого автономного округа.
Обоснование тематической структуры экспозиции: - тематическая структура экспозиции выстроена на основе
хронологической подборки материалов 4 основных периодов истории: древней Руси, Петровской эпохи, революции,
советского периода. При разработке тематической структуры экспозиции, прежде всего, учитывалась образовательно-
воспитательная функция музея вообще, школьного музея в частности и особенности его воздействия на учащихся по
формированию их жизненной позиции, как граждан нашей страны. С этой целью были соблюдены такие принципы, как:
подлинность, типичность музейных предметов и их связь с общественно-историческими явлениями и процессами,
выдающимися событиями (именно это способствует приобретению знаний через наглядно –образное мышление,
особенно важное для учащихся);
наличие в музейной экспозиции неизвестных детям ранее предметов и информации (т. к. музей должен являться
источником новых знаний, способствовать возникновению желания у детей посетить музей снова и снова);
присутствие среди представленных в музее материалов таких, которые позволяют расширить, дополнить и
углубить знания учащихся, полученные ими во время занятий по учебной программе;
при оформлении экспозиции и написания текстов экскурсии необходимо учитывать основное правило: дать работу
глазам, приучить смотреть и постараться научить видеть, т к. процесс познания основан на наблюдательности и
развитие образного мышления;
Именно такой подход позволяет развивать уникальные навыки, необходимые детям для реальной жизни, а сама
атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему». Позволяет быть не
просто зрителем, а участником представленной эпохи в экспозиции.
Характеристика экспозиции: метод построения экспозиции комплексно-тематический, с использованием
вспомогательных материалов. Это дает возможность трансформировать экспозицию в музейно-образную, и создать
сюжет каждого сектора экспозиции. Такой подход с использованием всевозможных средств ИКТ дает возможность
проследить исторический путь изменения знамени в представленных эпохах.
Характеристика экспозиционной площади: экспозиция поделена на 4 сектора. Каждый сектор представляет материалы в
двух зрительных планах: вертикальный и горизонтальный.
В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в
витринах) представлены основные, наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении экспонаты. Они
дополняются, и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). В каждом
секторе выделен экспозиционный центр, позволяющий сделать акцент на нужном предмете; пространство, разделяющее
сектора, для передвижения из одной представленной эпохи экспозиции в другую; выделен первый и второй план.
1 сектор:- - «Знамя Древней Руси» - рассказывает о истории возникновения знамен в Древней Руси, значении знаков и
символов. Презентация образцов знамен в Древней Руси. Создание мини-панорамы эпизода сражения древних воинов.
Изготовление знамени этого периода истории.
2 сектор:- «Империя Знамен»- - путешествие в эпоху создания императорских знамен. Эпоха Петра 1, краткая история
появления Андреевского флага, представление фотоматериалов первоначального вида Андреевского флага. Встреча с
представителями военно-морского флота, Сборка макета корабля, изготовление и водружение на корабле мини- макета
Андреевского флага.
3 сектор: «История красного флага» - историческое погружение в период эпохи развития государственного флага,
демонстрация видеоматериалов, включение в «Квест-забег» по поиску элементов символики замен этого периода,
Изготовление знамени революции. Викторина «Знамя Победы», изготовление «Знамени Победы»
4 сектор «Под сенью Отеческих Знамен» - рассказ о символах Великой Победы: штандартах, Знамени Победы.
История флага России, история создания Флага ЯНАО. Мастерская по изготовлению флага ЯНАО.
\
Тематико-экспозиционный план экспозиции:
Название
раздела,
темы,под темы,
комплекса
Ведущий или
объяснительный
текст
Перечь
экспонатов
Размер
Вид
экспоната
Место
расположение
Пр име
чание
1.«Знамя
Древней Руси»
2.
«Империя
Знамен»
1.Вступительная часть:
ведущий (солдат эпохи
«Древней Руси»
рассказывает о
происхождении слова
«Знамя».
Место для уравнения .
2.Основная часть:
-о символах которые
изображались на знаменах
древней Греции; -о первом
появлении знамен на Руси и
их символическом
значении;
-как и из чего создавали
знамена;
-происхождение Хоругви
(религиозное знамя с
изображением Христа)
3.Заключительная часть:
-создание мини-панорамы
сражений воинов Древний
Руси;
-изготовление знамени
Древний Руси (технология
набивки рисунка с
помощью трафарета).
1.Вступительная часть:
-элементы
одежды воина
Древней Руси;
-манекены;
-элементы
воинского
снаряжения
Древней Руси;
- фото
материалы;
-видео
материалы;
-исторические
документы;
-хоругви;
-одежда
моряка;
-кольчуга
-46 р.
-шлем; -
35 см.
-копье-
1.5 м.
-лук и
стрелы; -
190 см.
-булава;
-40 см.
-щит-
диамерт
15.6
высота
6.8
-хоругви
3м.
48 раз.
вспомогатель
ный:
-материалы
из книжных
статей;
-фото
материалы;
-
видеоматериа
лы;
-материалы
из газетных
статей и
альбомов;
-изображение
символов
знамен;
-образцы
знамен;
-муляжи
воинов
древней Руси;
-макет поля
боя;
-знамя
Древней Руси
вспомогатель
ный материал
-на стенде
-интерьер
-плазма
-стенды
-стенды
-витрина
-панорамной стол
-панорамный стол
-флагшток
3.
«История
красного флага»
1.Вступительная часть:
ведущий солдат
рассказывает:
-об основных этапах
изменения
государственного флага.
2.основная часть:
-основные отличия
«знамени» от «флага»
-об отношении к флагу
-о символике каждого из
периодов;
-о процессе изготовления;
-о разновидности флагов;
-о лозунгах на флагах;
3.Заключительная часть:
-изготовления флага
революции (технология
набивки рисунка с
помощью распылителя).
материалы из
книжных
статей;
-фото
материалы;
видеоматериал
ы;
-образцы
символики;
ткань-
-военная форма
солдата
революции;
-плакаты
этого периода;
-
-ткань
красного цвета
-формат
А3- 6
шт.
- формат
20/50
-2
-20/20см
-48 раз.
-формат
А-3
-60/30
Вспомогатель
ный
материал:
-статьи из
газет;
-журналы;
-книги;
-военная
форма;
-элементы
оружия
(штык»
-котелок;
-ложка;
-рюкзак;
-сапоги;
-плакаты
-флаг
революции
-стенд
-стенд
-буклетница
-плазма
-планшетница
-манекен
-стенд
-флагшток
4. «Под сенью
Отеческих
Знамен»
1.Вступительная часть.
Ведущий рассказывает о
символичности знамен и
флагов.
2.Основная часть:
-о символах Великой
Победы: штандарты,
Знамена.
-о истории «Знамени
Победы»;
-Флаги России.
-история создания Флага
ЯНАО.
3.Заключительная часть
Мастерская по
изготовлению Знамени
Победы, флага ЯНАО
(Технология набивка
рисунка с помощью
распыления)
-плакаты;
Материалы из
книжных
статей;
- штандарты;
-
видеоматериал
ы;
-Фото-
материалы
Формат
А-3
Формат
20/50
Вспомогатель
ный
материал:
-статьи из
журналов;
-фотографии;
-штандарты;
-флаги;
-знамена;
-стенд
-стенд
-флагштоки
государственным символам относятся Государственные герб, флаг и гимн. Они являются частью отечественной истории,
отражением прошлого и настоящего страны. Поэтому мы должны хорошо знать их историю и с уважением и почитанием
относиться к ним. Предлагаю вместе с детьми почитать стихи о государственных символах России – стихи о гербе,
стихи о флаге, стихи о гимне. А также Вы найдете стихи для маленьких граждан нашей страны, стихи о России, стихи о
Родине.
Есть у нашей любимой Отчизны,
У России, — начну я рассказ, —
Символы, отражение жизни
Тех, кто жил задолго до нас.
Это герб, овеянный славой:
Золотой орел на щите
И копьем пораженный лукавый –
Нет врагов у России нигде!
Это флаг, победа с которым
Неизменно всегда была.
Это гимн, где каждое слово
Помнят люди. Любима страна!
А откуда пошли они,
Вековой истории знаки?
Началось все для русской земли
Как приплыли княжить варяги.
Но двузубец варягов забыли,
И до грозного князя Ивана
Птицы, львы на печатях были
И святые, коль князь христианин.
Вот двуглавый орел появился,
Стал гербом он русской земли,
Крылья поднял, вооружился,
Три короны власть обрели.
При Великом Петре почернел орел,
Стало поле вокруг золотое.
При Павле мальтийский крест обрел –
Не осталось надолго такое.
«С нами Бог», — так девиз гласил,
Два архангела щит держали.
Гордо стоял с мечом Михаил,
Того, кто с крестом, Гавриилом звали.
Но был свергнут он вместе с царем,
И на долгие годы забыли
Гордый символ России. Орел…
Серп и молот его заменили.
Был огромный Советский Союз,
Объединивший когда-то народы.
Их сплотила великая Русь,
Но как быстро промчались годы.
И теперь уже, в наши дни,
Вновь вернулся орел золотой.
Три короны, две головы –
Герб России нашей родной.
…Как огонь, на ветру трепетали
Православные русские стяги.
С верой в победу в бой люди вступали –
Так начиналась история флага.
Флаг во многом подобен гербу был:
Та же птица расправила крылья,
Тот же цвет орла окружил,
И Петра триколор не забыли.
Возвратился он в годы войны,
Как свободной России знамя.
И шевроны – из лент сплетены –
Форму Белых украсили армий.
А потом – Союза алый флаг,
Серп, звезда и молот золотые.
И вот вновь трепещет старый стяг,
Разноцветные три полосы простые.
Гимн России, гордость в нем народа, —
Самая торжественная песнь.
Появился он с двухтысячного года,
Слава государству, честь.
Итак, рассказ окончен мой,
Пролетели пред нами года.
Каждый символ с особой судьбой,
Будем помнить мы всегда.
Ведь история, память народная, —
Это то, что должны все знать.
Восславим Отечество наше свободное,
Сделаем все, чтоб могло оно процветать!
(И. Фефелова)
2. Цель выставки: фор
Сценарий организационно - деятельностной импровизации
«Есть знамя – есть Память»
мирование
патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, посредством исторического материала.
Задачи:
Рассказать об истории возникновения знамен;
Представить сведения о знаменах разных периодов истории;
Показать источниковую базу (фондовых коллекций) музея с акцентом на наиболее значимые предметы.
3. Характеристика экспозиционного пространства и источниковой базы:
Экспозиция организуется в Музее Боевой Славы школы и является частью экспозиции «Есть знамя-есть память»
В школьном Музее Боевой Славы представлен стендовый материал «наты: полевая сумка солдата, награды участников
ВОВ, солдатский ремень, каска и фляжка солдата, кисет, муляж гранаты.
Развернутый план экскурсии
«Уральцы (тавринцы) – защитники Отечества во время Великой Отечественной войны».
Цель:
знакомство с историей разведки, разведчиками – участниками ВОВ.
Продолжительность: 20 минут
Составитель текста: Васюкова Г.Т.
Подтемы
Содержание
Название экспоната
Начало войны
22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. Нет такой семьи в Тавре, из которой не провожали на фронт.
За короткий срок из Русской Тавры ушли на фронт 180 мужчин, (в это число входят жители деревень Лесная, Чебак,
Шугат, они входили в Русско-Тавринский сельский совет), из них навсегда остались на полях сражений с врагом 132
человека. Их имена названы на памятнике.
В Большой Тавре после известия о войне почти каждый день на окраине деревни (выезд на дорогу в Арти) на взгорке
Ороспай лились горькие слезы расставания, раздавались громкий плач и проклятия в адрес Гитлера. Было тяжело на
душе и уезжающим и провожающим, ведь никто не мог сказать, но многие предчувствовали, что война принесет много
бед, страданий, а может, и смертей.
Так оно и получилось: из Большой Тавры на фронт ушли 167 молодых крепких, жизнерадостных мужчин, отдали свои
жизни ради Победы над злейшим врагом человечества 113 человек. Имена их написаны золотыми буквами на памятнике
Большой Тавры.
Большой вклад в победу над врагом внесли наши земляки – тавринцы, которые несли боевую службу в погранвойсках,
разведротах и авиационных полках.
О героизме тавринцев можно узнать из следующих рассказов.
Стенды «Они сражались за Родину»
Фотографии памятников, погибшим воинам -тавринцам на полях сражения
в с. Р - Тавра и
Б-Тавра
Альбомы
Фотоматериал, полевая сумка, каска, солдатский ремень, гильза
Уральцы-защитники
Отечества
1.Кардашин Василий Егорович
Кардашин Василий Егорович
Из воспоминаний ветерана:
«В воскресенье 22июня 1941 года пограничники отдыхали, смотрели кино. Вдруг тревога, причем не учебная, а боевая…
Поднялась паника: солдаты не верили в серьезность дела. Кругом загрохотало, загудело: бомбежка, взрывы. Началось
спешное отступление. 28 сентября под Полтавой Василия тяжело ранило. Первым убежищем от врага для раненного
стала скирда. Кругом бой. Санитары боятся нос высунуть. Очнувшись, младший сержант, командир отделения Кардашин
просил товарищей пристрелить его. Но тут - то и проявилась настоящая солдатская дружба. Не бросили друзья, повели
обессилевшего сержанта в какую-то избушку. Потом сюда добралась санитарка. Затем Василия перевели в землянку.
Раненые стонали, кричали, их отправили поездом в Сочи. Около 4 месяцев лежал Василий на лечении.
Врачи предложили ампутировать кисть правой руки, но не согласился воин. И благодаря мастерству врачей рука
срослась. В феврале 1942 года пограничника Василия Кардашина комиссовали. Трудился как мог, вместе с Верой
Федоровной вырастили семерых детей.
Младший сержант, командир отделения пограничников Василий Кардашин умер в 1999 году.
Фото Кардашина
В.Е.
Экспонат гильза от пули.
2.Егоршин Константин Егорович
Константин Егорович родился 1925 г. Первое боевое крещение принял 5 июля 1943 года на Курской Дуге. Служил с
июня 1943 года по май 1945 года в составе 32- гвардейской минометной бригады стрелком, радистом. Награжден
медалями «За отвагу», «За форсирование реки Висла», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над
Германией», награжден орденом Красной звезды, знаком Отличный артеллерист, имеет 5 благодарностей от Верховного
главнокомандования.
Фото Егоршина К.Е.
Экспонат из музея кисет
3.Илюшкин Петр Михайлович
Родился 5 января 1926 года в Юве, в крестьянской семье. В семье было 2 детей.
В 1943 году ушел на фронт. Сначала был в пехоте, получил звание младшего лейтенанта, затем отправили в авиационное
училище в город Челябинск. За три месяца учебы прошел шестимесячный курс обучения. После учебы отправили
механиком на Украину. Через 3 месяца отправили в Белоруссию. Попал в окружение, есть было нечего, выкапывали
только что посаженную картошку и ели без соли. Копали землянку, но это место было заминировано. Получил легкое
ранение в голову, попал в госпиталь. После госпиталя вернулся на фронт. Их переправили в Польшу, в город Белосток и
там он воевал до конца войны.
После войны летал в американском самолете, его отправили в Белоруссию. Там в 1946 году получил звание лейтенанта,
офицерский состав отправили на переподготовку в Красноярский край. Ему дали учебный самолет, работал техником . В
1969 году его отправили в ГДР.
В тавре он прожил 14 лет. Награжден медалями за победу в германии, за взятие Кенигсберга, за взятие Варшавы,
Отечественной войны 2 степени.
Фото Илюшкина П.М.
4.Рыбин Иван Павлович
Уроженец деревни Рыбино Артинского района. Подготовку к боевым действиям прошел в Кунгуре Пермской области. В
1943 году в чине младшего сержанта командира отделения разведроты 161 полка воевал на ленинградском фронте.
Рискуя жизнью, ему приходилось ходить «за языком» и всегда успешно. Командование отметило его храбрость самым
высшим солдатским орденом Славы. Несколько раз был ранен в боях. В 1945-1946годах пришлось сражаться с
бендеровцами. В 1946 году вернулся в Тавру. Тяжелые раны на 15 лет приковали его к постели. Смерть настигла его в
2001году. Оставил память о себе в тавре как весельчак-гармонист и страстный любитель лошадей. Награжден орденом
Славы 3 степени, медалью «За победу над Германией».
Фото Рыбина И.П.
5.Имаев Тамай
Родился в 1903 году. На фронте воевал с февраля 1942 года по май 1945 года, в составе 347 стрелкового полка стрелком,
снайпер.
Несколько раз приходилось идти на разведку, снайперы прикрывали разведчиков. Награжден нагрудным знаком
«Отличный минометчик»,
Медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За победу над
Германией», «За победу над Японией». Получил 19 благодарностей от Верховного Главнокомандования (больше всех в
Тавре!)
Медали«За победу над Германией»
6.Смирнов Николай Тимофеевич
Родился в Русской Тавре в 1918 году. В 1939 году призван на службу в Красную Армию. Начавшаяся война с Германией
перебросила Николая на Воронежское направление, и дорога его продолжилась на Курской дуге, в Донбассе, в Румынии,
в Венгрии, в Чехословакии. За годы войны дважды ранен, дважды контужен, стал лейтенантом, командиром взвода. В
августе 1945 года опять война на Дальнем востоке с японцами. В 1947 году ушел в запас в звании лейтенанта. В родной
деревне был заместителем председателя колхоза «Красный пахарь». В 1950 году избран председателем сельсовета. В
1961 году Николай Тимофеевич назначен управляющим Большетавринского отделения совхоза «Тавринский».
Награжден следующими наградами:
Орден «Отечественной войны 2 степени», 2 ордена «Красной звезды», медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За
взятие Вены», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Выйдя на пенсию, возглавил совет ветеранов. Умер
в 1999 году, похоронен с воинскими почестями.
Фото Смирнова Н.Т.
Медали «За победу над Германией»
7.Федяков Еким Яковлевич
Во время Великой отечественной войны он был десантником- парашютистом, об этом мы узнали из альбома, который
составил Еким Яковлевич.
Участник Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, был дважды ранен. После войны работал в совхозе
«Тавринский» диспетчером.
Награжден медалями и благодарностями.
Фото Федякова Е.Я.
Заключение
Все дальше уходят события великой Отечественной войны, но мы храним бережно память о защитниках Отечества. Они
защищали нашу Родину от захватчиков. Мы обязаны знать имена наших славных земляков. Мы склоняем головы перед
светлой памятью погибших.