Напоминание

Советы инструктора "Как научить ребенка плавать"


Автор: Снигирева Наталья Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре (плавание)
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 10 "Белочка"
Населённый пункт: г. Лангепас, Тюмеская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Советы инструктора "Как научить ребенка плавать"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Советы инструктора «Как научить ребенка плавать?»

Все млекопитающие умеют плавать с рождения. Единственное, что требуется от взрослых, - в

первый момент поддержать своего детёныша, чтобы он не испугался и не нахлебался воды.

Маленькие бегемотики рождаются на берегу и почти сразу идут в воду. В первый момент

родители поддерживают детёнышей на плаву своими мордами. Очень часто можно видеть,

как большие гиппопотамы возят своих детей на спине, но это не значит, что те не умеют

плавать. Бегемотики сидят на спинах мам потому, что устали, или потому, что им это просто

нравится. Совсем как дети, которые умеют ходить, но любят сидеть на плечах у родителей.

Морские котики и сивучи на сушу выбираются лишь время от времени. Но детёнышей рожают

на берегу. Малыши в воду в первый раз идут очень неохотно, и маме приходится их туда

заманивать: она первая заходит в море и призывно кричит оттуда детёнышу. Тот делает

первый шаг и оказывается в воде.

Белые медвежата довольно бесстрашно лезут в море. И очень пугаются, оказавшись в

холодной воде. Они начинают барахтаться, захлёбываться - и в этот момент мама-медведица

старается оказаться рядом, чтобы вытащить малыша из воды за шкирку зубами. К моменту

первого урока детёнышам исполняется 4-5 месяцев, они уже достаточно взрослые и очень

любознательные. Поэтому негативное впечатление от погружения медвежат не

останавливает, они бросаются в воду снова и к полугоду чувствуют себя в проруби уже как

дома. Иногда их проказы становятся такими шумными, что мать слегка топит их лапой - в

воспитательных целях.

Среди кошачьих прирождёнными пловцами считаются камышовые коты, живущие на Дальнем

Востоке, и тигры, которые очень любят купаться. Котята, едва открыв глаза, смело кидаются

в воду вслед за матерью.

Грызуны, живущие по берегам рек, приучают своё потомство к воде не сразу после

рождения. Детёныши рождаются на свет слепыми, и проходит несколько недель, прежде чем

они начинают неотступно следовать за матерью. В том числе и в речку. Бобрам в момент

первого урока исполняется около двух месяцев, водяным крысам - около шести недель.

Лучшие «тренеры по плаванию» - те млекопитающие, которые никогда не выходят на сушу.

Это киты, касатки, дельфины, ламантины. Китиха рождает детёныша близко к поверхности

воды и выталкивает новорождённого наверх. Сделав там свой первый вдох, китёнок плывёт

дальше самостоятельно.

Есть только два вида обезьян, которые по доброй воле и достаточно регулярно плавают. Это

японский макак и макак-крабоед. Там, где живут японские макаки, зимой бывает холодно. И

они уже «с пелёнок» греются в горячих источниках. Кроме того, крабоеды-мамаши обучают

детёнышей нырять за водными беспозвоночными. Остальные же обезьяны воду

недолюбливают, хотя и умеют плавать.

А вот люди превратили воду во вторую родную стихию. Особенно те из них, кто плавает с

детства.

Занятия плаванием в раннем возрасте способствуют не только укреплению здоровья ребёнка,

но и оказывают положительное влияние на его умственное развитие. Обучение этому виду

спорта позволяет решить важную социальную задачу - сократить количество несчастных

случаев на воде.

При проведении занятий по плаванию в ДОУ с детьми третьего года жизни следует

придерживаться определённых правил.

Правило первое - нужно превратить в игру все задания и упражнения, выполняемые

малышами как на суше, так и на воде.

Правило второе - нельзя принуждать детей. Они любят воду, с удовольствием в ней

плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство

водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения.

Занятия должны строиться на полном доверии ребёнка к взрослому. Совершенно недопустимо

подталкивать малыша в воду или внезапно устранять поддержку. Это только закрепит страх и

впоследствии может надолго затормозить обучение плаванию. Ребёнок должен твёрдо

усвоить, что слово инструктора по плаванию никогда не расходится с делом, а его действия

не таят скрытой для него неожиданности и тем более опасности. Не следует также проявлять

никакого принуждения к выполнению того или иного упражнения. Лучше вводить

упражнения, основанные на знакомых ребёнку действиях и ощущениях. Не рекомендуется

также пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Даже в успокаивающих

выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не страшно» др. Всегда можно

подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай,

как все», «Молодец» и т.п.

Правило третье - следовать принципам «от простого - к сложному», от «известного

неизвестному». В процессе обучения последовательно выполняются всё более и более

сложные упражнения; постепенно наращиваются физические нагрузки (увеличивается

продолжительность занятия, количество упражнений, ускоряется их выполнение);

усложняются условия (снижается температура воды).

Самым важным этапом обучения плаванию является адаптация к водной среде. Ведь

первые трудности в этом обучении обусловлены тем, что внезапно попадая в рот, вода

вызывает неприятные ощущения. Поэтому следует объяснить ребёнку: надо закрывать рот и

задерживать дыхание всякий раз, когда он погружается в бассейн.

С первых же занятий необходимо приучать малыша держать глаза в воде открытыми, а после

выныривания не протирать их.

Оказываясь в воде, некоторые дети рефлекторно закрывают глаза, теряют ориентировку в

пространстве, у них появляются отрицательные эмоции, страх, неуверенность в своих силах.

Хорошим средством устранения водобоязни является такое упражнение, как соскальзывание

в воду с горки (при этом вода наливается в бассейн чуть выше коленей ребёнка).

Первый выход на занятие в бассейн - событие в жизни дошкольника. Большое светлое

помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют

малышей. От взрослых зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

Основная трудность входа в бассейн - спуск по лестнице. Шаги по ступенькам - сложные

движения для малышей. На первых занятиях инструктор помогает детям, следит за тем,

чтобы ребёнок не оступился, не поскользнулся, предупреждает его неожиданное падение в

воду.

Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по

поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка тёплая, гладкая, нежная, добрая!». Затем

ребёнка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступая,

звать за собой, приговаривая что-нибудь ободряющее.

Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят

бассейн, держась рукой за поручень или за руку инструктора.

К самостоятельному входу в воду и передвижению по дну бассейна побуждают плавающие

или разложенные по бортику бассейна игрушки.

Постепенно в процессе адаптации малыша начинают обучать движениям, которые

необходимы для плавания:

самостоятельному передвижению по дну бассейна;

движениям руками всеми способами;

лежанию на воде;

движениям ногами всеми способами;

выдохам в воду;

погружению под воду.

У ребёнка раннего возраста внимание неустойчиво, кроме того, он склонен к подражанию,

поэтому обучение различным движениям основывается на показе. Каждое упражнение

сопровождается краткой, чёткой речевой инструкцией. После многократных повторений

ребёнок запоминает названия всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе

взрослого.

Интерес педагога к играм на воде, активное участие в них, мягкие, ласковые, ободряющие

интонации поддерживают радостное настроение детей.

Адаптации к водной среде способствуют игры «Волны на море», «Переправа». «Догони мяч» и

др., а также игровые упражнения, которые сопровождаются стишками.

Упражнение «Цапля».

Цапля ходит по воде и мечтает о еде.

Ноги выше поднимай и, как цапля, не зевай.

(Ходьба с высоким подниманием то одной, то другой ноги, согнутой в колене.)

Упражнение «Утята».

Приседаем ниже, глубже,

Как утята в тёплой луже.

(Приседания: вода доходит до носа; до глаз; голова полностью скрывается под водой.)

Привыкнув к воде, дети упражняются в движениях руками всеми способами плавания:

брассом («как плавают лягушки»), дельфином («крутим плавничками»), кролем («ручка за

ручкой, как быстрые лодочки плывём»). Они осваивают движения на занятиях физической

культурой или в сухом бассейне; стоя в воде на дне бассейна; в движении по дну бассейна; в

движении с поддерживающими средствами. Для каждого ребёнка эти средства подбираются

индивидуально (круг, нарукавники, плавательная доска).

Лежанию на воде на груди и спине дети обучаются, держась руками за поручень бассейна

или с поддерживающими средствами. При плавании с доской на спине ребёнок сначала

учится лежать на ней с помощью инструктора («Считаем вместе до 3, 5..!»), далее учится

лежать самостоятельно, а затем плавать с движением ног кролем.

Дети осваивают движения ногами одновременно всеми способами плавания: брассом («лапки

лягушки»), кролем («сделаем фонтанчик»), дельфином («хвостик рыбки»).

Движения ногами разучивают сначала около бортика, держась за поручень, далее с

поддерживающими средствами.

Затем проводятся упражнения на дыхание: стоя около бортика, в приседаниях, в движении, в

игровых упражнениях («Морской ветерок», «У кого больше пузырей»).

Следующая важная задача - научить погружаться под воду с головой. При этом надо каждый

раз напоминать ребёнку о необходимости плотно закрывать рот и задерживать дыхание на

вдохе.

С психологической точки зрения чрезвычайно важно, чтобы дети впервые окунулись с

головой самостоятельно, на что некоторым трудно решиться. Поэтому начинать следует с

простейших заданий: обливание из ведёрка; кратковременное погружение лица в воду,

«умывание»; «делаем волны» и др. Для закрепления навыка погружения используются игры:

«Достань игрушку со дна», «Подводные приседания», «Подводный туннель» (поставленный

вертикально в воду обруч) и др.

По мере овладения навыком плавания увеличиваются проплываемые отрезки, меняется

интенсивность и продолжительность нагрузок.

Хочется ещё раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у

малыша только положительных эмоций и чувств - радости, удовольствия, а также

заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.

Как научить ребенка плавать

?

Плавание оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем это и необходимый

в жизни навык.

Начинать обучать ребенка плаванию можно с 4—5-летнего возраста. Делается это постепенно.

Вначале нужно приучать малыша к воде, чтобы он не боялся ее. Многие родители сознательно не

учат детей плавать, боясь, что ребенок может утонуть, и тем самым наносят ребенку большой

вред. Между тем обучать ребенка держаться на воде, а также простейшим элементам плавания

целесообразнее именно в дошкольном возрасте. Чем меньше ребенок, тем ниже плотность его

тела и, следовательно, тем проще ему держаться на поверхности воды. Нельзя не использовать

имеющиеся на сегодняшний день возможности дошкольных учреждений для обучения ребенка

водной грамоте. В детских садах с бассейнами могут быть созданы прекрасные условия для

обучения детей плаванию.

Обучать плаванию следует только здоровых детей. Слабо выраженные недостатки, такие как

нарушение осанки, незначительные искривления позвоночника или плоскостопие, не являются

препятствием к обучению плаванию. Напротив, плавание является прекрасным средством их

устранения. Для занятий в бассейне детей рекомендуется распределить на четыре возрастные

группы:

- первая младшая (3—4 года);

- вторая младшая (4—5 лет);

- средняя (5—6 лет);

- старшая (6—7 лет).

В каждой группе может быть 10—15 детей. Преподаватель весь урок находится с детьми в воде.

Уровень воды в бассейне следует регулировать таким образом, чтобы на первых уроках глубина

была до пояса, с дальнейшим постепенным повышением.

При проведении занятий по обучению плаванию следует учитывать влияние внешних факторов.

Наиболее

приемлемой является температура воды 27—28 °С. При высокой температуре воздуха вода должна

быть на 2—3 °С ниже. Продолжительность одного занятия может быть различной, это зависит от

возраста и физического развития детей. Для малышей 3—4 лет — до 30 мин. Дети 5—7-летнего

возраста могут заниматься 30-40 мин.

Лучшим показателем продолжительности урока по плаванию является поведение детей в воде.

Если у детей появляются признаки охлаждения или утомления (посинение губ, легкий озноб,

невнимательность, медлительность), время урока следует сократить. При высокой

эмоциональности детей на занятиях по плаванию и благоприятных внешних условиях

продолжительность уроков может быть увеличена. Следует иметь в виду, что на первых уроках

организм детей менее приспособлен к новым условиям, и признаки охлаждения и утомления могут

появляться чаще. Поэтому продолжительность первых уроков должна быть относительно меньше

последующих. Для более успешного обучения плаванию и для проведения игр на воде необходимо

иметь плавательные доски из пенопласта, резиновые мячи, надувные круги и игрушки:

Обучение плаванию большое событие в жизни ребенка. Дети получают множество новых

впечатлений. Воспитатель, обучающий плаванию, должен быть хорошо подготовлен к этой работе,

уметь быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства. Он полностью отвечает за здоровье

и безопасность доверенных ему детей.

Во время занятий по обучению плаванию необходимо соблюдать основные правила.

1. В поле зрения воспитателя должна быть вся группа, чтобы он имел возможность в случае

необходимости быстро оказать помощь ребенку.

2. Проводить урок по плаванию в купальном или спортивном костюме.

3. Если ребенок не совсем здоров, то обучаться плаванию ему в этот день не следует.

4. Не проводить занятия в воде сразу после приема пищи.

5. Необходимо следить за тем, чтобы дети перед началом занятий, по необходимости, посетили

туалет, тщательно вымылись в душе теплой водой с мылом. Не допускать в воду детей

разгоряченными после душа.

6. Если появились признаки охлаждения (озноб, "гусиная кожа", посинение губ), ребенка

немедленно

следует удалить из воды. Теплый душ, энергичные движения руками, растирание полотенцем,

одежда быстро его согреют.

7. Не рекомендуется на одном уроке выполнять большое количество упражнений, которые могут

привести к переутомлению детей. Нельзя разрешать детям сталкиваться в воде, нырять навстречу

друг другу.

8. Во время занятий дети не должны громко кричать и шуметь. Нельзя допускать, чтобы они

умышленно

ложно звали на помощь.

9. Вход детей в воду и выход из воды должен происходить только по команде или разрешению

воспитателя.

10. Каждый ребенок должен иметь: сумочку с мылом и мочалкой, махровое полотенце, купальную

накидку или халатик, резиновую шапочку, купальные шлепанцы или резиновые тапочки. Перед

началом занятий дети выстраиваются в одну шеренгу. Воспитатель кратко и доступно объясняет

детям содержание предстоящего занятия. После этого дети приступают к выполнению упражнений

на суше или в воде, в соответствии с программой.

Занятие по плаванию следует строить таким образом, чтобы дети одновременно приучались к

дисциплине, закрепляли гигиенические навыки. Заканчивается урок по плаванию также

построением детей. Дается краткая оценка прошедшего занятия, нужно похвалить и подбодрить

детей. Порицание и наказание выносятся только в случае крайней необходимости.

При обучении плаванию дошкольников важно соблюдать следующие методические правила.

1. Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе.

В условиях дошкольного учреждения, в зависимости от количества занимающихся, они могут

проводиться от 2 до 5 раз в неделю. Следует учитывать, что регулярные занятия дают

несравненно больший эффект, чем эпизодические. Многочисленные исследования показали,что

частые и относительно непродолжительные занятия дают лучший эффект, чем проводимые

дольше, но реже.

2. Доступность. Объяснения и показ упражнений инструктором по плаванию (или воспитателем),

их выполнение

и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует

руководствоваться

принципами: "от простого — к сложному", "от легкого к трудному", "от известного — к новому", "от

главного —

к второстепенному".

3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя

из этого

положения, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит

разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения

плаванию.

4. Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождайте показом

упражнений.

Не следует забывать, что дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения

или упражнения, нежели их словесное описание. Показ изучаемого упражнения проводится

воспитателем или хорошо умеющим плавать ребенком старшего возраста перед началом занятия.

Полезны в обучении наглядные пособия — рисунки, плакаты, диаграммы, диафильмы, учебные

фильмы и т. д.

5. Последовательность и постепенность. При обучению детей плаванию простые и легкие

упражнения должны

предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого

количества новых

движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного

выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы

плавания и расскажите о них.

Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни

и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это наилучшим образом

достигается веселыми играми, забавами и развлечениями в воде. Игры и упражнения повышают

интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются

прекрасным средством начального обучения плаванию. При этом нельзя ограничиваться только

подвижными играми в воде. Широко применяйте игровые упражнения и соревнования

Сегодня на вопрос: "Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?" - дается однозначный

ответ: да, нужно! Свидетельство тому - имеющийся опыт обучения грудных детей в нашей стране и

за рубежом, его положительные результаты. Сейчас существует возможность массового обучение

плаванию малышей практически в каждой семье - в домашней ванне, причем круглогодично, без

перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1-2 лет, не говоря уже

о грудных детях, "домашнего бассейна" вполне достаточно для того, чтобы он гармонично

развивался физически, рос здоровым и закаленным, дисциплинированным и приобрел

необходимые навыки для последующего освоения спортивного плавания в бассейне детского сада,

общеобразовательной школы или любом другом.

Но бывает и так, что по каким-то причинам родители не смогли (или не захотели) обучать своего

ребенка в грудном возрасте плаванию - в бассейне детской поликлиники или домашней ванне.

"Вот исполнится год, начнет ходить, тогда и будем учить плавать" - это суждение довольно

распространено среди многих молодых родителей и бабушек. И вот это время настало, малышу

исполнился год, и родители, хотя и с опозданием, решили обучать его плаванию.

Чего же достиг малыш в своем общем и двигательном развитии к годовалому возрасту?

Анатомические и физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в воде:

его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он намного легче и лучше (стабильнее)

держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму; подвижность суставов и связочного

аппарата позволяет успешно осваивать разнообразные движения. Ребенок начинает говорить - его

словарный запас к двум годам составляет 220-400 слов, понимает же он намного больше. Он уже

свободно ползает, переворачивается со спины на живот и наоборот, лежа на животе,

приподнимает туловище, опираясь на руки, самостоятельно переходит из положения лежа в

положение сидя и наоборот, ходит на четвереньках, начинает ходить (сначала в боковом

направлении), лазает по лесенке на небольшую высоту, может самостоятельно подползать под

скамейку, пролезать в обруч.

На втором году жизни рост и развитие ребенка очень интенсивны, что выражается, например, в

ходьбе: ребенок обходит бугорки, небольшие лужи, другие естественные препятствия малых

размеров, лучше понимает речь взрослого и может выполнять различные доступные движения в

соответствии с его указаниями.

Активные движения укрепляют мышечную и сердечнососудистую системы ребенка; более того,

развитие движений находится в прямой зависимости от внешней среды. Таким образом, занятия в

воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления, -

важнейший фактор гармоничного развития малыша. Горизонтальное положение, своеобразное

состояние водной невесомости, активизирует кровоток к работающим мышцам, что способствует

их развитию и укрепляет сердечно-сосудистую систему. Это рабочая поза пловца, его исходное

положение для последующего выполнения плавательных движений.

Особо следует сказать о дыхании. В этом возрасте дыхание ребенка частое и поверхностное, что

объясняется большой потребностью организма в кислороде и в связи с этим напряженной работой

аппарата дыхания. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка

дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания.

Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно

ребенка, трудно переоценить. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием

способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии,

миокардита, неврозов и др.

Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует

все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), радикально способствуя устранению

различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляют

организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым

инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор. Дело в том,

что человек испытывает удовлетворение от купания и плавания лишь в том случае, если

температура воды ниже температуры тела. Однако следует помнить, что теплопроводность воды

почти в 30 раз выше теплопроводности воздуха, поэтому даже при купании и обучении плаванию

грудных детей температура воды должна быть не выше 35° . Постепенно (буквально на 1° в

течение 1-2 недель) температуру понижают до 24° и далее, что способствует адаптации организма

к охлаждению и его закаливанию.

В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью выполнение

вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать

дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также

межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится

естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке

аппарата дыхания. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у пловцов значительно выше, чем у не

занимающихся плаванием, и у взрослых достигает 7000 см 3 и более.

Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп),

очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному

притоку крови к периферическим органам.

При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием

крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при значительном сопротивлении воды. Таким

образом, систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность

движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а

затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствует развитию быстроты

и выносливости. Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только

гармонично развивает двигательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание.

Велико и прикладное значение плавания. В первую очередь это оказание помощи терпящему

бедствие на водах: умение извлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности

освободиться от захватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую

доврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умение буксировать

различные плавающие предметы, переправляться вплавь с грузом или с полной выкладкой,

выполнять различные операции, связанные с работой под водой.

Какие же навыки прикладного плавания необходимо прививать детям дошкольного и младшего

школьного возраста в процессе групповых или индивидуальных занятий? В основном те, которые

необходимы для оказания помощи пострадавшему на воде: умение плавать одним из спортивных

способов, нырять и ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы. Овладев

этими навыками, ребенок в более старшем возрасте сможет в случае необходимости оказать

помощь терпящему бедствие на воде.

Процесс обучения плаванию детей 1-2 лет, если построить его методически правильно (что

предусматривает последовательное изучение упражнений на базе естественного роста и развития

ребенка, а также его двигательной подготовленности), способствует не только закаливанию,

формированию навыков, составляющих основу изучения способов передвижения в воде, но и в

связи с этим формированию основных движений. Например, в 12-18 месяцев ребенок начинает

самостоятельно и довольно быстро ходить - именно такая ходьба помогает ему сохранять

равновесие. Однако ноги малыша пока еще согнуты в коленях, туловище наклонено вперед, -

отсюда короткий и неравномерный шаг, лишние движения. Выполняя ходьбу в домашнем бассейне

(в облегченных условиях), ребенок развивает эти движения и тем самым совершенствует навык

ходьбы.

Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-5 лет ребенок боится воды и поэтому ему

якобы необходим комплекс предварительных упражнений для ликвидации водобоязни. По данным

многолетних наблюдений автора, таких детей в указанном возрасте совсем немного; опрос

тренеров, работающих с данным контингентом, показал, что их не более 5%, а доктор Г. Левин

(ГДР) в своей книге "Плавание для малышей" пишет: "...страх перед водой испытывают не более 2-

3 % детей". Мнение о водобоязни детей явно преувеличено. Дело в том, что ребенок иногда

боится войти в воду потому, что впервые увидел бассейн, хотя и небольшой, и его пугает не сама

вода, а ее обилие.

Каждый ребенок ежедневно умывается, не правда ли? Тем родителям, чьи дети умываются с

нежеланием, побаиваются водяных брызг, советую проявлять терпение и настойчивость,

добиваться того, чтобы малыш охотно умывался, и только потом уже приступал к обучению

плаванию в "домашнем бассейне". Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает

в домашней ванне или в бассейне детского сада. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать

и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае

сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная

глубина, "высокое" небо, множество купающихся. Нельзя торопить малыша, насильно вносить его

в воду; постепенно, шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он

преодолеет психологический барьер - и произойдет это очень скоро!

Занимаясь плаванием с раннего возраста, ваши дети будут расти закаленными, гармонично

развитыми, совершенствовать свое мастерство. Путь в чемпионы никому не заказан, поэтому автор

желает всем малышам СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ!



В раздел образования