Автор: Борычева Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1155 ДО 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект консультации по дошкольной педагогике
Тема: "Проблемы развития игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
консультации
по
дошкольной
педагогике
.
Проблемы развития игровой деятельности.
Введение
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст –
возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются
маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в
жизни
дошкольника,
являясь
преобладающим
видом
его
самостоятельной деятельности. В настоящее, время специалисты
дошкольной
педагогики
единодушно
признают,
что
игра
как
важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять
широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра
—
наиболее
доступный
для
детей
вид
деятельности,
способ
переработки
полученных
из
окружающего
мира
впечатлений,
знаний.
В
игре
ярко
проявляются
особенности
мышления
и
воображения
ребенка,
его
эмоциональность,
активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающийся
исследователь
в
области
отече ственной
психологии
Л.
С.
Выготский
подчеркивал
неповторимую
специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и
само стоятельно сть
играющих
сочетается
со
с т р о г и м ,
безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное
подчинение
правилам
происходит
в
том
случае,
когда
они
не
навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач,
когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в
ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению
им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации
детской
жизни
важна
тем,
что
служит
становлению
психики
ребенка, его личности.
1.
Игра и игровая деятельность дошкольников
1.1.Общая характеристика игровой деятельности
Что же такое – «игра»? По определению большой советской
энциклопедии,
игра́
—
это
вид
осмысленной
непродуктивной
деятельности,
где
мотив
лежит
не
в
результате
её,
а
в
самом
процессе.
Так
же
термин
«Игра»
используют
для
обозначения
набора предметов или программ, предназначенных для подобной
деятельности.
Игра
—
форма
деятельности
в
условных
ситуациях,
направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта,
фиксированного
в
социально
закрепленных
с п о с о б а х
осуществления
предметных
действий,
в
предметах
науки
и
культуры.
Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в
них
практических
решений
является
стандартным
для
теории
управления
(деловые
игры
—
моделирование
производственной
ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и
профессиональных навыков) и военного дела (военные игры —
решение практических задач на местности и по топографическим
картам).Игра основной вид деятельности ребёнка. С.Л. Рубинштейн
отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их
школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина , «в
игре не только развиваются или заново формируются отдельные
интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется
позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется
механизм возможной смены позиции и координации своей точки
зрения с другими возможными точками зрения».
Детская
игра
-
исторически
возникший
вид
деятельности,
заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и
отношений
между
ними
в
особой
условной
форме.
Игра
(по
определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью
ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой
происходят
главнейшие
изменения
в
психике
ребенка
и
внутри
которой
развиваются
психические
процессы,
подготавливающие
переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Центральным вопросом теории детской игры является вопрос
об ее историческом происхождении. Необходимость исторического
исследования для построения теории игры отмечал Е. А. Аркин. Д.
Б. Эльконин показал, что игра
и, прежде всего игра ролевая,
возникает в ходе исторического развития общества в результате
изменения
места
ребенка
в
системе
общественных
отношений.
Возникновение игры происходит в результате появления сложных
форм
разделения
труда,
сделавших
невозможным
включение
ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры
начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В
отечественной
науке
теорию
игры
в
аспекте
выяснения
ее
социальной
природы,
внутренней
структуры
и
значения
для
развития ребенка разрабатывали Выготский, Леонтьев, Эльконин,
Н. Я. Михайленко и др.
Игра
–
важнейший
источник
развития
сознания
ребенка,
произвольности его поведения, особая форма моделирования им
отношений между взрослыми. Взяв на себя выполнение той или
иной
роли,
ребенок
руководствуется
ее
правилами,
подчиняет
выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
В
дошкольной
педагогике
игра
рассматривается
с
разных
сторон:
как
средство
воспитательно-образовательной
работы,
позволяющее
дать
детям
определенные
знания,
умения,
воспитывать заранее намеченные качества и способности;
как
форма
организации
жизни
и
деятельности
детей
–
дошкольников,
когда
в
свободно
избранной
и
свободно
протекающей
игре,
направляемой
воспитателем,
создаются
играющие
детские
коллективы,
складываются
между
детьми
определенные
отношения,
личные
симпатии
и
антипатии,
общественные и личные интересы.
В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из
них
(3-5
лет)
характерным
является
воспроизведение
логики
реальных
действий
людей;
предметные
действия
выступают
содержанием
игры.
На
второй
стадии
(5-7
лет)
вместо
воспроизведения
общей
логики
происходит
моделирование
реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на
этой стадии — социальные отношения.
В
настоящее,
время
специалисты
дошкольной
педагогики
единодушно
признают,
что
игра
как
важнейшая
специфическая
д е я т е л ь н о с т ь
р е б е н к а
д о л ж н а
в ы п о л н я т ь
ш и р о к и е
общевоспитательные
социальные
функции.
Это
наиболее
доступный
для
детей
вид
деятельности,
способ
переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре
ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка,
его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в
общении.
Выдающийся исследователь в области отечественной
психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику
дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и
самостоятельность играющих, сочетается со строгим,
безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное
подчинение правилам происходит в том случае, когда они не
навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач,
когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
1.2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических
воззрений.
Л.С.
Выготского,
А.Н.
Леонтьева
выделяет
три
основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и
учебную.
Все
виды
тесно
взаимосвязаны.
Анализ
психолого-
педагогической литературы по теории возникновения игры в целом
позволяет
представить
спектр
ее
назначений
для
развития
и
самореализации
детей.
Немецкий
психолог
К.Гросс,
первым
в
конце XIXв. предпринявший попытку систематического изучения
игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него,
какими
бы
внешними
или
внутренними
факторами
игры
не
мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей
школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа,
кажущийся
хаос
которой
предоставляет
ребенку
возможность
ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.
Дети
повторяют
в
играх
то,
к
чему
относятся
с
полным
вниманием,
что
им
доступно
наблюдать
и
что
доступно
их
пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид
развивающей,
социальной
деятельности,
форма
освоения
социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра
социальна по своей природе и непосредственному насыщению и
спроецирована
на
отражение
мира
взрослых.
Называя
игру
«арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как
деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из
ведущих
форм
развития
психических
функций
и
способов
познания ребенком мира взрослых.
Отечественные
психологи
и
педагоги
процесс
развития
п о н и м а л и
к а к
у с в о е н и е
о б щ еч е л о в еч е с ко го
о п ы т а ,
общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не
существует исходной независимости индивида от общества, как нет
и последующей социализации».
В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает,
но
и
приобретает
форму
и
структуру
человеческих
видов
деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение,
продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования.
Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не
только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на
формирующуюся личность.
Теории
игры
появились
в
конце
XIX
века.
Философы
Ф.
Шиллер, Г. Спенсер видели причину возникновения игры в том, что
после удовлетворения естественных потребностей «излишек силы
сам
побуждает
к
деятельности».
В
этом
смысле
игра
есть
эстетическая
деятельность,
поскольку
не
служит
практическим
целям. Эту теорию избытка сил развивает позднее К. Гроос в своих
трудах «Игра животных» и «Игра человека», подчеркивая сходство
одного и другого.
Детальную
разработку
теории
детской
игры
дает
Л.
С.
Выготский
в
лекции
«Игра
и
ее
роль
в
психическом
развитии
ребенка». Основные его идеи сводятся к следующему.
Игра
должна
быть
понята
как
воображаемая
реализация
нереализуемых
в
настоящее
время
желаний.
Но
это
уже
обобщенные
желания,
позволяющие
отсроченную
реализацию.
Критерий игры - создание мнимой ситуации. В самой аффективной
природе игры заложен момент мнимой ситуации.
Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в
жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения.
Если
ребенок
играет
роль
матери,
он
действует
по
правилам
поведения матери.
Это могут быть правила, преподанные взрослыми, и правила,
устанавливаемые самими детьми (Пиаже их называет правилами
внутреннего
самоограничения
и
самоопределения).
Мнимая
ситуация позволяет ребенку действовать в познаваемой, мыслимой,
а
не
видимой
ситуации,
опираясь
на
внутренние
тенденции
и
мотивы, а не на воздействия окружающих предметов; начинается
действие от мысли, а не от вещи.
В
структуре
игры
Д.
Б.
Эльконин
выделяет
следующие
компоненты:
1) роль,
2) игровые действия по реализации роли,
3) игровое замещение предметов,
4) реальные отношения между играющими детьми.
Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой
игры.
Замысел
и
развитие
сюжета
приходится
по с тоянно
согласовывать друг с другом.
Игровое
общение
шлифует
характеры,
создает
деловую
направленность
личности,
когда
ради
развития
сюжета
можно
договориться и в чем-то уступить партнеру.
Сюжетно-ролевая
игра
развивается
в
разных
направлениях;
сюжеты
отражают
все
более
далекие
сферы
действительности:
путешествия, почту, скорую помощь, ателье, космодром, службу
911,
концерт
и
т.
п.
Сюжеты
становятся
развернутыми,
разноплановыми,
согласуются
действия
разных
бригад
или
подразделений:
поликлиника
с
разными
специалистами,
аптека,
физиолечение, патронаж на дому и т. п. Чем богаче игра, тем жестче
правила, иначе сюжет распадется.
Итак,
игра
-
язык
ребенка,
форма
выражения
жизненных
впечатлений. Это социально-принятый способ вхождения ребенка в
мир
взрослых,
его
модель
социальных
отношений.
Мнимая
ситуация игры и роль позволяют строить поведение свободно, по
своему замыслу и в то же время подчиняться нормам и правилам,
диктуемым
ролью.
Высшей
формой
игры
является
сюжетно-
ролевая групповая игра, требующая планирования, согласования
действий, развития отношений, как в сюжетном, так и в реальном
плане. К такой игре дети подходят в том случае, если в раннем
возрасте у них сложилось игровое отношение к предметам, к их
полифункциональному
использованию,
если
они
усвоили
язык
игры - повторение на игрушках тех действий, в каких участвуют
сами
в
реальной
жизни,
если
усвоены
навыки
общения
со
сверстниками, умение согласовывать замыслы.
Помимо сюжетной игры, большое положительное влияние на
детей оказывают подвижные игры с правилами, - развивают волю к
победе, состязательность, саморегуляцию поведения.
Ребенок
проводит
в
игре
много
времени.
Она
вызывает
существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей
стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских
игр: "Игра имеет важное, значение в жизни ребенка, имеет то же
значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда
вырастет.
Поэтому
воспитание
будущего
деятеля
происходит,
прежде всего, в игре…"
Дети
очень
любят,
когда
взрослые
(родители,
родственники)
играют
вместе
с
ними.
Имеется
в
виду
в
первую
очередь
подвижные
шумные
игры
и
веселая
возня.
Раскачивание
на
согнутых
ногах,
приподнимание,
подкидывание,
карабканье
на
закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку
много
радо сти,
ве с елого
возбуждения
и
ф и з и ч е с ко й
тренированности.
Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны
видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым
процессам
и
соответственно
направлять
их,
принимая
в
этом
участие.
Используя
игру,
как
средство
умственного
воспитания,
в
единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к
игре.
Одним
из
крупнейших
отечественных
педагогов
В.
А.
Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он - засушенный цветок".
Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное
сходство с играми представителей животного мира, но даже такие
простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени
являются
окультуренными.
В
играх
дети
подражают
трудовой
деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные
роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому
признаку.
В
играх
проявляются
индивидуальные
и
возрастные
особенности
детей.
В
возрасте
2-3
лет
начинают
осваивать
логически-образное представление действительности. Играя, дети
начинают
придавать
предметам
контекстуально-обусловленные
воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры
«понарошку»).
2. Развитие игровой деятельности детей
2.1.Проблемы современного воспитателя.
В последние десятилетия в семьях наших детей произошли
коренные
изменения.
Перед
родителями
остро
встала
проблема
материального
обеспечения.
Они
много
работают,
все
меньше
уделяя внимания детям. Члены семей все чаще жалуются
на
трудности общения, непонимание, душевную черствость.
Дети
скучают
по
родителям,
по-своему
переживая
духовное
одиночество.
В детском саду все острее встает проблема дисциплины. Растет
число
неуправляемых
детей,
не
умеющих
общаться,
легко
впадающих в гнев
или надолго уходящих в себя, замкнутых.
Воспитатель вынужден ужесточать меры воздействия, увеличивать
зону контроля, что вызывает ещё большее отстранение, отдаление
такого
ребёнка
от
педагога.
В
результате
эти
дети
лишаются
навыков позитивного общения, становясь все более одинокими,
ориентированными только на свои трудности и не замечающими
положения других людей. Неуправляемость детей, так же как и
чрезмерная
робость,
есть
реакция
на
непонимание
взрослым
детских проблем, реакция на непризнание, на невнимание.
К а к
п р е од о л е т ь
н еу ж и вч и в о с т ь
р е б е н к а ,
е г о
отстраненность, неприспособленность к миру людей?
Есть
только
один
выход
из
этого
критического
положения:
установить
с
ним
теплые,
доверительные
отношения,
проявить
неподдельный
интерес
к
его
детским
заботам,
одновременно
ориентируя его на проблемы других людей.
2.2. Проблемы современных родителей
Перестройка
жизненного
уклада,
переоценка
ценностей,
происшедшие
в
обществе,
вызвали
повышение
родительских
требований к образованию дошкольника.
Опросы родителей
показали, что их тревоги по поводу образования и развития ребенка
связаны с представлением о его будущем. Родители, как правило,
считают, что их детям предстоит жить в обществе более жестком,
требующем высокой квалификации и менее гуманном, основанном
на борьбе за выживаемость.
Такая позиция взрослых приводит к недооценке дошкольного
детства
как
особой
поры
радости,
обесцениванию
собственно
детских увлечений, таких, как рисование, танцы, музыка и игра.
Следует особо подчеркнуть, что это не просто детские увлечения, а
магистральные линии развития дошкольника -
эстетическое и
социальное
развитие.
Недопонимание
этого
аспекта
родителями
отдаляет их от детей и является причиной появления дошкольников,
отрицательно настроенных на обучение,
что неминуемо ведет к
снижению их познавательных и творческих способностей.
В
такой
непростой
ситуации
перед
родителями
стоят
важнейшие задачи: - при всех общественных катаклизмах ценить
детство;
- больше общаться со своими детьми;
-
стремиться к тому, чтобы ребенок познавал мир в тех формах
деятельности, которые ему близки, доступны, приносят радость и
более всего продвигают его в развитии.
Способности
появляются
тогда,
когда
ребенок
проявляет
личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает
творческий порыв.
2.3. Зачем и как родителям играть со своими детьми
Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка —
игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот
период — через игру. Этим ребенок и занимается практически все
время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный;
это возможность развиваться, знакомиться со «взрослым» миром на
детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию
и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и
что такое плохо»? Как научить его — не прибегая к нудным
увещеваниям — выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь
ему находить общий язык с другими людьми?
Конечно, в игре!
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой
тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а, скорее, подавляют
игровую деятельность или стараются направить в «полезное» русло
– в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша,
рамки-вкладыши Монтессори… Это тоже достойные и полезные
занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых
ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя
уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но
манипуляции с предметами не должны заменить ролевые и другие
игры, ведь они направлены на развитие только познавательной
сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном
состоянии, обедняются. А «недоигравший» ребенок гораздо труднее
приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его
ровесники «прошли» с родителями в благоприятный для развития
период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в
«боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью
иногда возвращаться в детство - и давайте играть.
Заключение
Игра -
это арена детских успехов и достижений.
Задача
взрослых - закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя
положительное
отношение
к
его
игровой
деятельности.
Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен
быть уверен в том, что родители любят и уважают его, несмотря на
его
неудачи
и
плохое
поведение.
Драчливого
и
непокорного
ребенка любят так же, как общительного и дружелюбного. Это
важнейшее условие развития.
Надеяться
на
собственные
силы
при
столкновении
с
проблемами. Игра предоставляет детям возможность ставить и
решать собственные задачи.
Это способствует мобилизации
собственных сил, творческой энергии, раньше не находившей
выхода.
Дети,
имеющие
большую
игровую
практику,
легче
справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало
играющие.
Свободно выражать свои чувства.