Автор: Немченко Нина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ 39
Населённый пункт: город Белореченск
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной занятости
Тема: "Настольный теннис"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательно учреждение
начальная общеобразовательная школа № 39 города Белореченска
муниципальное образование Белореченский район
УТВЕРЖДЕНО:
Решение педагогического совета
протокол № 5
от 31 августа 2014 года
Председатель педсовета
___________Л.А.Байков
Программа внеурочной деятельности
«Настольный теннис»
по спортивно-оздоровительному направлению
для учащихся 4 классов
Срок реализации 1 год
Возраст участников 9-10 лет
Автор Немченко Нина Анатольевна
Учитель начальных классов
Пояснительная записка
Авторская программа по настольному теннису разработана для учащихся
4
классов на основе нормативных документов Министерства образования и науки
Российской
Федерации,
в
том
числе
новым
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
общего
образования
и
действующих
образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных
учреждений.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём
мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной
борьбы,
которая
ведёт ся
с
помощью
е сте ственных
д в и ж е н и й ,
сопровождающихся
волевыми
усилиями,
оказывает
самое
разностороннее
воздействие
на
психическую,
физиологическую
и
двигательную
функции
человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном
темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное
воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую
анализаторную
деятельность
человека
и
необходимость
выбора
решения.
К
сознанию
постоянно
предъявляются
высокие
требования.
В
процессе
игры
человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую
радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического
воспитания.
Занятия
настольным
теннисом
помогают
учащимся
повысить
уровень своего физического развития и укрепить здоровье.
Цели:
укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое
развитие,
достижение
и
поддержание
высокой
работоспособности,
привитие гигиенических навыков;
воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
формирование
жизненно
важных
двигательных
навыков
и
умений,
применение их в различных условиях;
развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности
к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
формирование умений самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, воспитание потребности в личном физическом
совершенствовании.
Задачи:
приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
повышение спортивной квалификации.
воспитание привычки к систематическим занятиям
физическими упражнениями;
воспитание
высокоразвитых
волевых
качеств,
умения
преодолевать
физические
трудности
при
выполнении
сложных
упражнений;
воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда
и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся
на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками
и девочками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно БУП МБОУ НОШ 39 , организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность по
спортивно-оздоровительному направлению (настольный теннис) составило 1
час в неделю (34 часа в год).
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая
культура
в
современном
обществе.
История
развития
настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и
спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила
соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор
ракетки
и
способы
держания.
Жесткий
хват,
мягкий хват, хват
«пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка,
толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные
положения
теннисиста.
Исходные
положения,
выбор
места.
Способы
перемещения.
Шаги,
прыжки,
выпады,
броски.
Одношажные
и
двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным
вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа,
контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча,
накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При
своей
подаче:
а)
короткая
подача;
б)
длинная
подача.
При
подаче
соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче
— несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы
тренировки
теннисиста.
Специальная
физическая подготовка.
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка
двигательных
реакций.
Атакующие
удары
(имитационные
упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад
и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка
общая и игровая).
Учебно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:
историю развития настольного тенниса;
о месте и значении игры в системе физического воспитания;
о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
правила игры;
правила безопасности игры.
овладеть:
№
п/п
Виды программного материала
Количество часов
(уроков)
1
Теория
4
2
Общефизическая подготовка
3
3
Специальная физическая подготовка
3
4
Обучение техническим приёмам
9
5
Интегральная подготовка
6
6
Обучение тактическим действиям и
двухсторонняя игра
9
7
Итого:
34
теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:
навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.
уметь:
выполнять
основные
приёмы
техники
-
исходные
положения,
перемещения,
подачи,
приёмы,
нападающие
удары,
подкрутки,
подставки;
организовать
и
провести
самостоятельные
занятия
по
настольному теннису.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При
оценивании
успеваемости
учитываются
индивидуальные
возможности,
уровень
физического
развития
и
двигательные
возможности,
последствия
заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и
результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения
структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный
показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на
качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний,
аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания
применительно к конкретным случаям и практическим занятиям настольным
теннисом.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует
глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя
примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие
неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует
логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной
аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями
(умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным
способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но
недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно,
но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к
неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-
оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с
мячром и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать
место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях,
контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в
осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и
демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест
занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения
задания.
Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
Тема
урока
Тип
урока
Кол-
во
часов
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля
Дата
план
факт
1
Физическая культура в современном обществе.
Изучение нового
материала
1
Знать т/б на уроках по настольному теннису
Текущий
2
История развития настольного тенниса, и его
роль в современном обществе.
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
3
Оборудование и спортинвентарь для
настольного тенниса.
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
4
Правила безопасности игры. Правила
соревнований.
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
5
Выбор ракетки и способы держания.
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
6
Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
7
Разновидности хватки «пером», «малые клещи»,
«большие клещи».
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
8
Удары по мячу накатом.
Совершенствование
1
Уметь выполнять удары по мячу накатом
Текущий
9
Удар
по
мячу
с
полулета,
удар
подрезкой,
срезка, толчок.
Совершенствование
1
Уметь выполнять удар по мячу с полулета, удар
подрезкой, срезка, толчок
Текущий
10
Игра в ближней и дальней зонах.
Совершенствование
1
Уметь играть в ближней и дальней зонах
Текущий
11
Вращение мяча.
Совершенствование
1
Уметь выполнять вращение мяча
Текущий
12
Основные положения теннисиста.
Совершенствование
1
Уметь выполнять основные положения
теннисиста.
Текущий
13
Исходные положения, выбор места.
Совершенствование
1
Уметь выполнять исходные положения, выбор
места
Текущий
14
Способы перемещения. Шаги, прыжки,
выпады, броски.
Совершенствование
1
Уметь выполнять способы перемещения. Шаги,
прыжки, выпады, броски
Текущий
15
Одношажные и двухшажные перемещения.
Совершенствование
1
Уметь выполнять одношажные и двухшажные
перемещения
Текущий
16
Подача (четыре группы подач: верхняя,
боковая, нижняя и со смешанным вращением).
Совершенствование
1
Уметь выполнять подачи (четыре группы подач:
верхняя, боковая, нижняя и со смешанным
вращением)
Текущий
17
Подачи: короткие и длинные.
Совершенствование
1
Уметь выполнять подачи: короткие и длинные
Текущий
18
Подача накатом, удары слева, справа,
контрнакат (с поступательным вращением).
Совершенствование
1
Уметь выполнять подача накатом, удары слева,
справа, контрнакат (с поступательным
вращением)
Текущий
19
Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом
по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Совершенствование
1
Уметь выполнять удары: накатом с подрезанного
мяча, накатом по короткому мячу, крученая
«свеча» в броске.
Текущий
20
Тактика одиночных игр
Совершенствование
1
Уметь выполнять тактические действия в
одиночных играх
Текущий
21
Игра в защите
Совершенствование
1
Уметь играть в защите
Текущий
22
Основные тактические комбинации.
При своей подаче:
а) короткая подача;
б) длинная подача.
Совершенствование
1
Уметь выполнять основные тактические
комбинации
Текущий
23
Основные тактические комбинации
При подаче соперника:
а) при длинной подаче — накат по прямой;
6) при короткой подаче — несильный кистевой
накат в середину стола.
Совершенствование
1
Уметь выполнять основные тактические
комбинации
Текущий
24
Применение
подач
с
учетом
атакующего
и
защищающего соперника.
Совершенствование
1
Уметь выполнять подачи с учетом атакующего и
защищающего соперника.
Текущий
25
Основы тренировки теннисиста. Специальная
физическая подготовка.
Совершенствование
1
Знать основы тренировки теннисиста.
Специальная физическая подготовка
Текущий
26
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение
мяча в разных направлениях.
Совершенствование
1
Уметь
выполнять
упражнения
с
мячом
и
ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях
Текущий
27
Тр е н и р о в к а
д в и г ат е л ь н ы х
р е а к ц и й .
А т а к у ю щ и е
уд а р ы
( и м и т а ц и о н н ы е
упражнения) и в игре.
Совершенствование
1
Уметь выполнять атакующие удары
(имитационные упражнения) и в игре
Текущий
28
Передвижения
у
стола
(скре стные
и
приставные шаги, выпады вперед, назад и в
стороны).
Совершенствование
1
Уметь выполнять передвижения у стола
Текущий
29
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на
точность.
Совершенствование
1
Уметь выполнять удары: накатом у стенки, удары
на точность.
Текущий
30
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
31
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
32
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
33
Соревнования
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
34
Соревнования
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
2.
Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
3.
Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
4.
В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
5.
Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР
от 26.08.14 г. № 1
Руководитель МО ____________ Назарова О. И.
___________ Н.А.Немченко " " августа 2014 г.