Автор: Валиева Гульназ Ахмаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС.
Раздел: дошкольное образование
Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением
ФГОС.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на
сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом
принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение
программных образовательных задач предусматривается не только в
совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной
деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-
практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-
развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития».(С. Л.
Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых
предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития
личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может
развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого
заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует
максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги
– Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение
окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в
соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и
старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное
включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-
творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей
группы .
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где
осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый
ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям
объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование,
рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы,
активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры,
технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой
работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и
прочее; большой выбор природных материалов для изучения,
экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,
как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с
деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого
замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды,
украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам -
детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей,
русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь
большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек,
проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения
различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы
так же различные материалы, способствующие овладению чтением,
математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом,
пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами,
ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о
жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-
старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и
познавательной активности детей. Это детские энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о
жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда
является основным средством формирования личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать
безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию
организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных
областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в
целом, способствующий формированию единой предметно-
пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются
несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического,
эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации
могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При
этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет
манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной
среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со
взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-
временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым
комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как
принято в практике отечественного образования, педагоги могут
использовать несколько основных методических приемов обыгрывания
среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную
функции. Но самое главное – она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной
программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой
системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не
только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах
предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,
приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конструктивного взаимодействия участников воспитательно-
образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды
дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной
группы, на которую нацелена данная среда.