Напоминание

Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС.


Автор: Валиева Гульназ Ахмаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением

ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на

сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом

принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение

программных образовательных задач предусматривается не только в

совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной

деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим

видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-

практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-

развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система

материальных объектов деятельности ребенка, функционально

моделирующая содержание его духовного и физического развития».(С. Л.

Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых

предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития

личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может

развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого

заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует

максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги

– Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение

окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в

соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и

старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное

включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-

творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей

группы .

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию

образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где

осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким

образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать

индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,

уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими

познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый

ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям

объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование,

рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,

экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы,

активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры,

технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой

работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и

прочее; большой выбор природных материалов для изучения,

экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,

как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с

деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого

замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды,

украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам -

детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей,

русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь

большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек,

проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения

различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы

так же различные материалы, способствующие овладению чтением,

математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом,

пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами,

ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о

жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-

старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются

материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и

познавательной активности детей. Это детские энциклопедии,

иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о

жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда

становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и

разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда

является основным средством формирования личности ребенка и является

источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать

безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию

организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных

областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в

целом, способствующий формированию единой предметно-

пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются

несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического,

эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации

могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При

этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет

манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной

среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со

взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-

временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым

комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как

принято в практике отечественного образования, педагоги могут

использовать несколько основных методических приемов обыгрывания

среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную

функции. Но самое главное – она должна работать на развитие

самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда

должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской

экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо

учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,

психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и

речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными

тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной

программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой

системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не

только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах

предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,

приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой

возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы

конструктивного взаимодействия участников воспитательно-

образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды

дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной

группы, на которую нацелена данная среда.



В раздел образования