Напоминание

"Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества"


Автор: Дурыманова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 "Кораблик"
Населённый пункт: г. Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие математических способностей дошкольников через

использование устного народного творчества»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта

ребёнка играет математика. Детство невозможно представить без потешек,

считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому

приобщение к математике через использование устного народного творчества

поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Математика способствует развитию памяти, речи, воображения,

эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал

личности.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это

познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и

вычитать

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к

тому же у народа существует огромное количество произведений устного

народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память

избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило,

обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже

если взрослые настаивают.

Целью моей работы стала разработка системы познавательной

деятельности, основанной на малых фольклорных жанрах, направленных на

формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Формирования элементарных математических представлений детей

дошкольного возраста.

Развитие математических способностей с использованием малых

жанров народного фольклора.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования

элементарных математических представлений у детей.

2. Разработать систему познавательной деятельности с использованием

элементов малых жанров народного фольклора, которая будет способствовать

повышению уровня математических представлений у детей.

3.Выявить эффективность влияния проделанной работы на занятиях по

формированию элементарных математических представлений у

дошкольников.

Формы организации:

· Индивидуально-творческая деятельность,

· творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей),

· учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность),

· математическое развлечение.

Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по

развитию математических способностей дошкольников, включающая малые

жанры устного народного творчества, будет способствовать повышению

уровня развития математических способностей детей:

1. У детей выработан интерес к самому процессу познавательной

деятельности.

2. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач.

3. Стремятся к достижению познавательной цели.

4. Развивают навыки самоконтроля и самооценки.

Система работы с дошкольниками состоит из 3 блоков:

1. Система познавательной деятельности по формированию элементарных

математических представлений с элементами устного народного творчества;

2. Математические развлечения и игры;

3. Работа с родителями.

Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого

десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач»,

«Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний». Она

включает в себя занятия, игры, развлечения.

Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми

математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.)

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические

термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных

представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике,

так и вне них.

На занятиях по математике я использую пословицы и поговорки с

целью закрепления количественных представлений.

Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и

количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память,

но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, приметять в

повседневной жизни сформированные навыки.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные

отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют

пространсвенное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают

запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди,

сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность,

учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).

Не менее важным условием формирования элементарных

математических представлений у детей является активное участие в

образовательном процессе родителей. Работаю с родителями по схеме:

презентация изученной темы – обучение родителей – организация

совместных дел.

На этапе презентации я убеждаю родителей в значимости темы, её

актуальности, заручаюсь их помощью и поддержкой. Презентацию темы

провожу через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные

мероприятия.

При обучении родителей использую такие формы работы с семьей:

консультации, папки-передвижки. Стабильная, систематическая работа в

данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по

математике.

Развитие математических способностей у дошкольников на освнове

фольклора

Развитие математических способностей у дошкольников.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность

обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но

также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность

ребенка и его познавательную активность.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее

и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

К. Д. Ушинский писал: «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным».

Приобщая детей к общечеловеческим ценностям необходимо воспитывать

наших детей на основе традиций русского народа.

Задачи:

- Воспитывать гордость за свой народ;

- Побуждать чувство любви к Родине;

- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего,

ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и

нравственного развития. Русские народные сказки, пословицы, поговорки,

загадки, считалки привлекают вниманием не только как жанр устного

народного творчества. В них заключается огромный потенциал для

умственного развития ребенка.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М.

Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых

фольклорных жанров, как средство воспитания и обучения детей.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по

жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак –

небольшой объем.

Фольклор – это сокровищница русской народной речи и народной

мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов,

построенных на прекрасных рифмах, соприкосновение с которыми очень

важно с малых лет.

Малые фольклорные жанры способствуют не только знакомству,

закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигур и т. д.,

но и развитию мышления, речи, тренировке внимания, памяти, развитию

познавательной активности.

Через фольклорные жанры мы знакомим детей с числами, величиной,

закрепляем знания о них и используем как игровой материал.

В загадках математического содержания анализируется предмет с

количественной, пространственной и временной точек зрения, отмечаются

простейшие математические отношения. Загадка может служить исходным

материалом для знакомства с математическими понятиями – число, величина,

отношение. Например:

На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять

Ты можешь сесть и отдыхать (стул) .

Скороговорки можно разучивать на занятии и в режимные моменты.

Например, во время знакомства с числами и цифрами первого десятка

используют следующие скороговорки:

Шесть мышат в камыше шуршат.

Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки,

Три сегодня, три вчера, три ещё позавчера.

Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки можно включать в

занятия по математике с целью закрепления количественных представлений.

Интересные возможности представляет работа со считалками,

применяемыми детьми не только для определения ведущего или

распределение ролей в игре, но и способствует развитию количественных

представлений, умению называть числа в прямом и обратном порядке. Часто

маленькие дети не правильно считают, пропускают числа, быстрее запомнить

счет помогает считалка. Например:

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам друзей искать,

А без друга в жизни туго

Выходи скорей из круга.

Какую математическую задачу можно повторить, используя отрывки из

русских народных сказок? Это количественный и порядковый счет, сравнение

величины, форма. Приведу пример. Взрослый показывает лист бумаги

(ватманский лист, на котором наклеены две ёлочки: одна – в левом верхнем

углу, другая – в правом нижнем. Причем разница по высоте елочек едва

различима на глаз. Дети слушают сказку: «Под одной из ёлок зарыт клад. Два

добрых медвежонка хотят помочь Ивану-царевичу найти его. Медвежата

знают секрет: клад зарыт под той елкой, которая выше. Но медвежата никак

не могут определить, какая ёлка выше, поэтому не знают где копать. Они все

спорят, а Иван-царевич ждет… »

Дети моментально включаются в сказочную ситуацию, так как перед

ними интересная задача – помочь Ивану-царевичу отыскать клад. Сначала

дети пытаются измерить высоту елок на глаз. На это следует возразить: «А

вдруг ты ошибся! Тогда медвежата потратят столько сил, а клад не найдут».

Начинается поиск решений. Сделав мерку, равную одной из ёлок, можно

определить, какая ёлка выше, и указать медвежатам, под какой из них капать

клад.

Для творчества необходимы знания. Чем больше знаний имеет человек,

тем разнообразнее будут его подходы к решению творческой задачи. Именно

поэтому с изучением теории методики большое внимание должно уделяться

сбору практического материала по математике: загадки, считалки,

пословицы, поговорки, скороговорки.

Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное

средство влияния на детей, поддерживает их интерес к изучению математики

посредством русских народных традиций. Это вызывает у детей радость и

удовольствие, желание заниматься математикой.



В раздел образования