Автор: Валова Лидия Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 504 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Географическая карта"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Валова Лидия Васильевна – учитель географии ГБОУ СОШ № 504 с углубленным изучением английского языка Кировского района Санкт-
Петербурга
Класс: 5
Тема: Географическая карта.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: способствовать формированию представлений о географических картах как особом источнике информации, их разнообразии;
создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать и анализировать географические карты атласа.
Задачи урока:
- образовательные: способствовать формированию у учащихся представлений о свойствах географических карт, их разнообразии по охвату
территории, масштабу и содержанию;
- развивающие: способствовать развитию умения работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать
виды географических карт, развивать навыки, как самостоятельной работы, так и в группах;
- воспитательные: воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать определения понятий «глобус», «карта», «атлас»;
- уметь называть виды и свойства карт;
- различать карты по охвату территории, масштабу, содержанию;
- раскрывать назначение географических карт.
Метапредметные:
- давать определения понятиям;
- осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операции;
- составлять схемы для решения задач;
- планировать учебную деятельность при изучении темы;
- совершать расширенный поиск информации;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
- проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию;
- воспитывать чувства само- и взаимоуважения;
- развивать способность к самооценке.
Оборудование: УМК «Полярная звезда», глобусы, физическая карта полушарий, политическая карта мира.
Образовательная технология: технология диалогового взаимодействия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Организационные формы урока: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Результаты
Организационный.
Цель: мотивация
учащихся к учебной
деятельности,
включение в
деловой ритм урока.
(1 мин.)
Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Сегодня на
уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю,
что у нас все получится.
Учащиеся готовят рабочее место.
Приветствуют учителя.
Коммуникативные: -
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: - организация
своей учебной деятельности.
Личностные: - соблюдение
норм и правил поведения на
уроке.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Сообщение темы и
цели урока.
Цель: организация
учебно-
познавательной
деятельности
учащихся,
активизация знаний,
постановка целей и
задач урока.
(3 мин.)
Предлагаю вашему вниманию стихотворение.
Определите, о чем в нем идет речь? Ответ на этот
вопрос и будет темой нашего урока.
«Он на листок бумаги похож
Нашей Земли очень умный чертеж.
Горы, равнины, моря, океаны
И города есть на нем, и страны…»
Тема урока: «Географическая карта».
Зная тему, сформулируйте цель урока.
Цель урока: сформировать представление о
географических картах как особом источнике
информации, их разнообразии; сформировать
умения работать с глобусом, систематизировать и
анализировать географические карты атласа.
Учащиеся формулируют тему урока.
Записывают в тетрадь.
Обсуждают и с помощью учителя
формулируют цель урока.
Познавательные:
- проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве.
Регулятивные:
- самостоятельно
формулировать учебную
тему, определять цель
учебной деятельности.
Изучение нового
материала.
Цель: овладение
учащимися новыми
знаниями,
организация
самостоятельной
I. Проанализировав содержание §12 учебника,
составьте небольшой план работы на уроке.
Корректирует план, предложенный учениками.
Озвучивает план работы на уроке.
II. Глобус – модель Земли.
Организует и контролирует работу в группах (один
I. Работают в парах с текстом §12
учебника.
Составляют свой план, предлагают
его к обсуждению.
Записывают план в рабочую тетрадь.
II. Работают в группе с глобусом.
Задание:
Предметные:
- знать определения понятий
«глобус», «карта», «атлас»;
- уметь называть виды и
свойства карт;
- различать карты по охвату
территории, масштабу,
поисковой
деятельности,
формирование
ценностных
ориентаций.
(20 мин.)
глобус на группу из 4 человек).
III. Географическая карта – изображение Земли на
плоскости.
1. Представляет спорное утверждение « Я
утверждаю, что отправляясь путешествовать,
каждый человек должен взять с собой глобус. Вы
согласны? Почему?»
2. Какими свойствами обладает географическая
карта?
3. Какие бывают географические карты?
4. Каково назначение карт? (Беседа).
5. Что такое атлас?
1.
Покажите СП, ЮП, экватор,
меридиан, ось.
2.
Покажите масштаб и
прочитайте его.
3.
Покажите на глобусе
материки, океаны, Санкт-
Петербург, Москву, Волгу.
4.
Вычислите расстояние от
Санкт- Петербурга до
Москвы.
III.
1. Осмысливают вопросы и отвечают
на них. Формулируют определение
понятия «географическая карта».
2. Работают с текстом §12 статья 2,
выделяют главные свойства
географической карты: обобщение
информации, более мелкий масштаб,
многие условные знаки (легенда
карты), математическая основа.
3. Работают в парах с текстом §12,
ст. 3, составляют схему «Виды
географических карт» (по охвату
территории, по масштабу и по
содержанию).
4. Принимают участие в беседе.
4. Изучают школьный атлас, дают
определение понятию «атлас».
содержанию;
- раскрывать назначение
географических карт.
Познавательные:
- поиск информации по
накоплению географических
знаний.
Коммуникативные:
- уметь работать
самостоятельно, в парах, в
группе, оценивать
результаты.
- аргументировать свою
точку зрения.
Физкультминутка
(1 мин)
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Выполняют упражнения.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Первичное
осмысление и
закрепление
изученного
материала
Цель: выполнение
заданий,
тренирующие
отдельные
способности к
учебной
деятельности,
мыслительные
операции и учебные
умения.
(12 мин.)
1. Сравнить план местности и географические
карты
2. Опишите виды географических карт.
.1. Заполняют таблицу:
Различия
План
Карта
Размер
изображаемой
территории
Масштаб
Изображение
отдельных
объектов и
деталей
местности
Определение
сторон
горизонта
Наличие
градусной
сетки
2. Выполняют упражнение 1 стр.43
учебника.
Познавательные:
- структурировать знания.
Регулятивные:
- осуществлять осознанный
выбор.
Домашнее задание
(3 мин.)
§12 стр. 43 вопросы 2-7, 10 устно;
тетрадь- тренажер упр. 17 стр.19 письменно.
Понимание домашнего задания
Рефлексия и
оценивание
Цель: подведение
итогов. Самооценка
собственной
деятельности.
(5 мин.)
Прошу ответить на вопросы:
1.
Что я знал по этой теме?
2.
Что я узнал сегодня на уроке нового?
3.
Что мне было интересно?
4.
Чему я сегодня научился?
5.
Что мне было трудно?
Подводят итог работы, что узнали.
Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на
уроке.
Личностные:
- развивать способность к
самооценке.