Напоминание

"Раскрытие понятия "иницативность дошкольника" через изучение различных взглядов на инициативность и инициативу"


Автор: Александрова Любовь Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: статья
Тема: "Раскрытие понятия "иницативность дошкольника" через изучение различных взглядов на инициативность и инициативу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Раскрытие

понятия

«иницативность

дошкольника»

через

изучение

различных взглядов на инициативность и инициативу.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования

(далее

Стандарт),

в

общих

положениях

прописаны

основные

принципы

дошкольного образования, одним из которых является принцип поддержки

инициативы

детей

в

различных

видах

деятельности.

А

одной

из

задач

Стандарта является задача по развитию, среди прочих качеств личности,

инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Что же такое инициатива и инициативность дошкольника?

Чтобы разобраться, что понимать под инициативностью дошкольников,

необходимо

рассмотреть

различные

точки

зрения

на

понимание

инициативности вообще. Для начала определим, что же такое «инициатива».

Инициатива, согласно словарю иностранных слов, вошедших в состав

русского языка, переводится как «первый шаг, почин в дело, начало». Переход

от желаний к действиям, к реализации задуманного.

Инициатива определена Н. Терским, как любое начальное действие

человека, выполняемое в оригинальной нетрадиционной форме.

Д.Б.

Богоявленская

рассмат ривает

инициативно сть,

к а к

интеллектуальное качество личности и с этой позиции характеризует её как

выход мыслительной деятельности за пределы требуемого.

По мнению Т. Борисовой, инициативность - это интегральное качество

личности, «произведенное в процессе выполнения специальных упражнений

умение ставить перед собой новые задачи и воплощать их».

С.Л. Рубинштейн характеризует инициативность, как волевое качество

личности,

«умение

хорошо

и

легко

браться

за

дело

по

собственным

начинаниям, не дожидаясь внешнюю стимуляцию».

В

работах

А.С.

Жариковой,

инициативность

является

системным

свойством

личности,

включающим

в

себя

«установочно-целевые,

мотивационно-смысловые,

когнитивные,

продуктивные,

динамические,

регуляторные,

эмоциональные

и

рефлексивно-оценочные

характеристики,

выраженность

и

содержание

которых

имеют

свою

специфику

в

разных

возрастах».

На

основе

разнообразия

подходов

к

определению

понятия

«инициативность», А.С. Жарикова выделяет две группы признаков данного

понятия. В первую группу она включает такие признаки, как почин (личный,

собственный), начинания чего-либо; умение легко браться за дело и т.д. Во

вторую - признаки, которые характеризуют инициативность с точки зрения

побуждения к новому, способности человека видеть новое, чувства нового,

постоянства стремлений человека к новому и т.д. Первую группу признаков

автор относит к инициативе, как началу процесса инициации, вторую - к

инициативности как к свойству личности, побуждающему к началу процесса

инициации.

В некоторых педагогических словарях, в частности в справочниках А.

Скрипченко и С. Гончаренко, инициативность - (морально-психологическая)

черта личности, которая характеризуется способностью и склонностью к

активным и самостоятельным действиям.

Изучение

инициативности

при

помощи

системного

подхода

предполагает целостное единство различных ее граней и сторон, которые

находятся в закономерных соотношениях между собой. Данная идея, на наш

взгляд, представлена в концепции А.И. Крупнова наиболее удачно.

А.И

Крупнов

и

его

последователи:

В.

Байков,

С.

Зеньковская,

Е.

Карамова,

И.

Кезикова,

Лень

Яцян,

А.

Польская

-

рассматривают

инициативность

как

системное

качество

личности,

включающее

взаимодействующие динамические, эмоциональные, регулятивные, целевые,

мотивационные,

когнитивные,

производительные

(результативные)

и

рефлексивные компоненты.

Итак, большинство исследователей рассматривают инициативность, как

качество личности. Однако есть и другие подходы к определению данного

термина.

Сторонники другого подхода К. Абульханова-Славская, А. Леонтьев, А.

Люблинская,

А.

Матюшкин,

Ю.

Палайма,

Е.

Погонина,

С.

Петухов,

П.

Суховейко, В. Юсупов и др. характеризует инициативность, как высшую

форму активности.

К. Полянская видит в понятии инициативности систему мотивационно-

смысловых

и

инструментально-стилевых

характеристик,

обеспечивающих

состояние

готовности

и

постоянство

направлений

личности

в

процесс

инициации.

В зарубежной психологии понятие "инициативность" рассматривается в

зависимости

от

того

подхода,

которым

руководствуется

автор

в

своих

исследованиях.

Э. Эриксон утверждал, что инициатива - это «способность брать на себя

обязанности,

энергично

браться

за

какие-либо

дела

или

задачи,

чтобы

двигаться вперед». Если же раньше появится беспредел, чувство вины, то в

своем

поведении

индивид

будет

проявлять

неповиновение

или

протестующую

независимость.

Эрик

Эриксон

описал

схему

развития

человека на протяжении всей жизни, положив в основу «эпинергетический

принцип».

Анализируя

научные

достижения

представителей

гуманистического

направления,

перекликающиеся

с

проблемой

развития

инициативности,

особого внимания заслуживают исследования А. Маслоу и К. Роджерса.

А. Маслоу в своих исследованиях акцентировал внимание на важности

самоактуализации в жизни человека.

Ученый

ввел

понятие

Д-жизни

(дефицитарной

жизни)

и

Б-жизни

(бытийное или мета-жизни).

Д - жизнь - это стремление удовлетворить имеющийся дефицит чего-

либо или требования окружающих. Это стиль жизни, ориентированный на

снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовольствие. Выражение

"Живи

сегодняшним

днем,

потому

что

завтра

может

не

наступить"

изображает позицию Д-ориентированного человека. А. Маслоу отмечал, что

Д-жизнь превращает человека в обычного респондента, "просто реагирует на

стимулы,

похвалы

и

наказания,

чрезвычайные

события,

боль

и

страх,

требования других людей, на рутинные ежедневные события".

Б - жизнь А. Маслоу определил как усилия или порыв, когда человек

использует свои способности в полную силу. Б-образ жизни включает в себя

наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого существования.

По

нашему

мнению,

именно,

Б-стиль

жизни,

описанный

А.

Маслоу,

характерен инициативной личности.

По теории К. Роджерса, который продолжает развивать идеи А. Маслоу,

тенденция

актуализации

является

основным

мотивом

в

жизни

людей

и

состоит

в

стремлении

стать

настолько

хорошим,

насколько

позволяет

должное им природа. Ученый также придает большое значение «свободе»,

свободной деятельности человека, ведущей к актуализации.

По

исследованиям

Ричарда

Боятзиса

и

Фабио

Сала

инициатива

является одной из компетенций «эмоционального интеллекта» и означает

готовность действовать по возможности.

Проанализировав теоретические подходы по проблеме исследования,

можем

сделать

вывод,

что

среди

исследователей

нет

единого

мнения

относительно определения понятий «инициатива» и «инициативность», но

всё это многообразие мнений можно систематизировать, в зависимости от

подхода к пониманию инициативности:

-

инициативность

как

одно

из

проявлений

общей активности

личности (рассмотрены понятия активности А.Ф. Лазурского, А.И. Крупнова,

И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и др.);

- инициативность как качество личности:

самостоятельное

(К.А.

Абульханова-Славская,

М.С.

Говоров,

А.Н. Поддьяков, Н.С. Степашов, С.В. Тетерский и др.);

волевое (С.Я. Рубинштейн, А.И. Щербаков);

интеллектуальное (Д.Б. Богоявленская, Т.С. Борисова);

- инициативность как комплекс характеристик различных личностных

образований (динамических, мотивационных, эмоциональных, когнитивных)

(А.С. Жарикова);

- инициативность как системное свойство личности (А.И. Крупнов).

По

нашему

мнению,

прежде

чем

дать

собственное

определение

понятиям

«инициативность»

и

«инициатива»,

необходимо

проследить

их

соотношение

с

понятием

активности,

проанализировать

признаки

инициативности.

В психологическом словаре "активность личности" рассматривается как

способность человека к планомерному и целенаправленному преобразованию

окружающей

действительности,

которое

проявляется

в

настойчивости,

принципиальности,

последовательности

в

отстаивании

своих

взглядов

и

действий,

нетерпимости

к

недостаткам,

энергичности,

инициативности

и

других морально-волевых качествах. Активность личности реализуется в ее

активной жизненной позиции, предусматривающей ответственность за свои

обязанности,

требовательное

отношение

к

себе

и

другим,

коллективизм,

творческий подход к деятельности.

В

нашем

исследовании

мы

связываем

«инициативность»

с

активностью, в частности Надситуативно. «Надситуативная активность» - это

активность,

которая

проявляется

в

способности

человека

подняться

над

требованиями ситуации, ставить сверхвысокие цели; позволяет преодолевать

внешние и внутренние барьеры на пути к цели. Надситуативная активность

часто проявляется в творчестве, познавательной активности, бескорыстном

риска и т.д..

Понятие

«инициативность»

и

«инициатива»,

«инициативность»

и

«активность»,

по

нашему

мнению,

имеют

разные

значения,

хотя

и

взаимосвязаны.

Понятие

«инициативность»

шире,

чем

понятие

«инициатива»; в то же время оно уже, чем понятие «активность». Активная

личность

еще

не

инициативна,

поскольку

ее

деятельность

может

быть

вынужденной.

Инициативная

личность

в

своей

деятельности

проявляет

свободную Надситуативную активность, творчески подходит к поставленной

задаче,

которая

направлена

на

достижение

определенной

цели.

Понятие

«инициатива»

уже,

чем

понятие

«инициативность»,

поскольку

является

отдельным

проявлением

инициативности.

Проявить

инициативу

означает

приложить

определенные

волевых

усилий

для

достижения

определенной

цели, на некоторое время выйти за пределы внешних требований.

Анализ

психологических

исследований

дает

возможность

выделить

основные структурно-функциональные признаки инициативности:

- новаторство в делах;

- личностные начинания;

- высшая форма активности;

- ответственность за свои идеи и поступки;

- способность и воля к реализации предложенного.

Итак, на основе анализа психолого-педагогической литературы, дано

определение понятиям "инициативности" и "инициативы".

Инициативность

-

личностное

качество,

которое

характеризуется

свободной

Надситуативной

активностью,

направленной

на

достижение

конкретных

целей

и

предусматривает

проявление

решимости

и

воли

в

реализации запланированного.

Инициатива - отдельное проявление инициативности; способность к

активной деятельности, предваряющей внешние требования.

На наш взгляд, детская инициатива – это врожденное качество. Все, что

делает ребенок с рождения для него в новинку, все действия - первый шаг,

ведь

он

познает

этот

мир.

И

делает

он

это

с

удовольствием,

увлекаясь

процессом. Но чем старше становится ребенок, тем чаще он слышит от

взрослых следующие фразы: «не делай этого», «положи на место», «стой

здесь», «прекрати», «делай, как я сказал».

Инициатива – это некий внутренний толчок, заставляющий ребенка

приступить к выполнению задуманного.

А инициативность – это черта

личности, выражающаяся в постоянном стремлении проявлять инициативу.

Подавление детской инициативы препятствует развитию инициативности, а

способствует развитию чувства вины. Опираясь на работу Эрика Эриксона,

который называл возраст 3-5 лет, возрастом «творческой инициативы или

вины», делаем вывод, что если не предоставлять ребенку свободу в выборе (в

выборе действий, в выборе средств, способов и т.п.), а указывать на свою

правоту, критиковать, наказывать его за ошибки, то у дошкольника будет

развиваться не инициативность, а постоянное чувство вины за свои действия,

страх попробовать воплотить свои идеи.

Определение

инициативно сти

зачастую

отожде ствляют

с

импульсивностью.

Но

инициативность,

в

отличие

от

внезапной

и

бессознательной

импульсивности,

осознана,

ведь

ребенок

планирует

варианты воплощения своих замыслов в жизнь, что предполагает развитие

воли,

памяти,

мышления

и

умения

планировать

на

достаточно

высоком

уровне.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в

ко м м у н и к а т и в н о й ,

п р о д у к т и в н о й ,

и г р о в о й

д е я т е л ь н о с т и ,

экспериментировании.

Она

является

важнейшим

показателем

развития

детского

интеллекта.

Инициативность

обязательное

условие

совершенствования всех видов деятельности ребенка. Инициативный ребенок

стремится

к

организации

игр,

продуктивных

видов

деятельности,

содержательного общения, он находит дело, соответствующее собственным

предпочтениям,

включается

в

разговор,

вовлекает

в

интересное

занятие

других детей.

Список литературы:

1.

Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-

Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2.

Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в

школьном

возрасте

/

Выготский

Л.

С.

//

Психология

развития

ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.

3.

Жарикова,

А.С.

Соотношение

инициативности

и

креативности

личности:

автореф.

дисс.

на

соиск.

уч.

ст.

к.псих.наук.

/

А.С.

Жарикова. - М., 2011.

4.

Крупнов, А.И. Психологический анализ индивидуальных различий

активности человека: автореф. дис... доктора психол. Наук / А.И.

Крупнов. – М., 1984.-215с.

5.

Крупнов, А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных

различий активности личности / А.И. Крупнов. - М.: Просвещение,

2001.- 234с.

6.

Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Г.

Маслоу. – СПб.: Евразия, 1997. – 430с.

7.

Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов

пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и

др.; Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990.

8.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под

ред.

А.Н.

Чудинова.

-

СПб.:

Издание

книгопродавца

В.И.

Губинского, Типография С.Н. Худекова, 1894. - 1004с.

9.

Тетерский, С.В. Воспитание социальной инициативности детей и

молодежи. Автореферат к.п.н. / С.В. Тетерский. - Тамбов, 2004.

10.Фрей К. Проектный метод: пер. с нем. - М.: Академия, 1997.

11.Щетинина,

А.М.

Диагностика

социального

развития

ребенка:

учебно-методическое

пособие

/

А.М.

Щетинина.

-

В.

Новгород:

Бумеранг, 2000.

12.Эриксон,

Э.Г.

Детство

и

общество

/

Э.Г.

Эриксон.

-

М.:

Университетская книга, 1996.

.



В раздел образования