Автор: Агапова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: сценарий концерта
Тема: "По страницам музыкального искусства".
Раздел: дополнительное образование
Сценарий концерта
«По страницам музыкального искусства».
Ведущий:
Хочу, чтоб музыка звучала
Из-под любимых ладных рук
И лился чистый сочный звук,
Душа в восторге ликовала:
Ведь музыкальный инструмент –
Души лишь аккомпанемент.
Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие по страничкам
музыкального искусства. И когда мы все их откроем и узнаем, мы смело
сможем называться музыкальными знайками! И так, наша первая страничка
расскажет вам о музыкальных инструментах.
(На
сцене
появляются
дети
со
своими
инструментами.
Каждый
представляет свой инструмент небольшим стихотворением.)
1.
Пианино и рояль –
С виду спутаешь едва ль,
Ведь нельзя же со слоном,
Спутать трехэтажный дом.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Пианино лучше нет!
2.
Домра - инструмент важнейший
Красивый, с голосом нежнейшим.
Когда ты струн рукой коснешься
В старинный мир перенесешься!
В ней чуткость, радость, доброта
И всех созвучий красота!
То загрустит, то засмеется!
Вся прелесть звуков ей дана
И дарит чудо нам она!
3.
Играй, баян! Лей музою – отраду!
Рви в клочья тишину, во сто басов!
Залётным соловьём запой в награду!
Звучи, аккорд прекрасных голосов!
4.
Опять ты сидишь, склоняясь над гитарой.
Снова поешь о грусти своей.
Гитара твоя в такт тебе подпевает,
И нет никого гитары родней.
5.
О, флейта, звук её волшебен,
От божьих уст отлучена,
Она ударилась о щебень,
Сучком прикинулась она…
Но ты сошла, как ангел, с ложа,
И, ещё тёплая со сна,
Ты прикоснулась к флейте… Боже,
Какая музыка слышна!
6.
Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.
То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространство наполняют снова.
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.
Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон — как волшебство,
Все звуки собраны в него.
(Дети уходят за кулисы).
В: Теперь, когда мы все познакомились, мы можем открыть нашу следующую
страничку! Скажите, ребята, любите ли вы мультфильмы? А сказки? Тогда
быстрее отправляемся в наше мультпутешествие!
Послушайте историю одного пушистого кота и хитрых мышей.
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил,
Громко настойчиво кушать просил.
Да негромко на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, пушистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут негромко воскликнул кот: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись!
А на самом деле в то время, пока наш кот Василий спал, произошло вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, тихонько смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, очень громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши, лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Вот и вся сказка!
В: А сейчас, на нашем фортепиано прозвучит песенка другого, знакомого вам
кота. Вы внимательно послушайте и постарайтесь отгадать.
(Звучит «Песня кота Леопольда» В. Савельева)
В: Скажите, какие еще мультфильмы про котов и мышей вы знаете?
(«Том и Джерри», «Гарфилд», «Котёнок по имени Гав», «Микки Маус»,
«Рататуй» и т.п.)
В: Вспомним еще одну сказку про трех смышленых героев!
Ни кола и ни двора,
Ну и что ж такого?
Раз, два, три и все дела,
И Жильё готово.
Всем на свете нужен дом,
Людям и зверятам…
Всем на свете нужен дом,
Даже поросятам.
Хорошо прийти домой,
Как приятно это…
Очень жалко, что зимой,
Не бывает лета.
(Звучит песня «Три поросёнка» Д. Уотт, в исполнении фортепиано).
В: Давайте поблагодарим нашего юного пианиста и вспомним, кто же ещё
был в сказке про трёх поросят? Правильно, это волк, а теперь назовите с вами
мультики, в которых встречается этот герой!
(«Иван-царевич и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Ну, погоди!» и др.)
В: Я загадаю вам загадку, и если вы отгадаете, мы услышим ещё одну
интересную песенку!
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку!
(В исполнении домры звучит детская песенка «В траве сидел кузнечик»).
В: А знаете ли вы ещё мультфильмы или сказки про насекомых?
(«Лунтик», «Муравей Антц», «Стрекоза и муравей», «Приключения пчёлки
Майи и т.п.)
В: Отлично, вы большие молодцы, теперь мы смело можем перейти к новой
музыкальной страничке нашей волшебной книги!
Здесь мы с вами познакомимся с разными жанрами танцев. Что такое танец?
Танец – это вид искусства, где образы создаются средствами пластических
движений. Танец неразрывно связан с музыкой.
(Звучит «Танец» А. Гедике, фортепиано).
В : Для
того,
чтобы
лучше
познакомится
с
нашей
новой
танцевальной
страничкой, мы попросим присоединится к нам наших юных танцоров.
Первый танец, который мы услышим и увидим, будет «Финская полька».
Полька – подвижный хороводный чешский народный танец. По характеру
очень весёлый, зажигательный, подвижный танец.
(Произведение
звучит
в
исполнении
фортепиано
и
флейты
и
хореографической группы).
В:
Следующий,
по
характеру
ничем
не
уступающий
танец
польке,
матросский танец «Яблочко», без которого не обходится ни одно торжество в
честь Дня Военно - Морского Флота и который есть в репертуаре ансамблей
песни и пляски всех флотов России, впервые этот танец был поставлен в
столице Приморья в 1943 году.
(Звучит танец «Яблочко» в исполнении баяна и солиста хореографической
группы).
В: Я помню вальса звук прелестный –
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат...
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?
Происхождение этого танца ведёт свою историю от немецких, чешских и
австрийских народных танцев. Одним из его предшественников был лендлер.
(В исполнении танцевальной пары под аккомпанемент аккордеона звучит
«Вальс» Б. Дворжака).
В: Танго моё - танец огненной страсти.
Снова звучит этот чудный мотив.
Танго моё – давней юности счастье,
Птицей кружит, мою душу пленив.
(В исполнении танцевальной пары под аккомпанемент гитары звучит танго
«Чёрные глаза» О. Строк).
В : Поблагодарим
наших
замечательных
танцоров,
за
красивую
и
профессиональную иллюстрацию танцевальных жанров!
Итак, нам осталось открыть с вами последнюю страничку, самую сложную
страничку
нашего
путешествия.
Страничку
инструментальных
жанров
и
форм.
Чтобы развивать быстроту и силу пальчиков, музыканты играют этюды – это
т а к и е
п ь е с ы -у п р а жн е н и я ,
п р ед н а зн ач е н н ы е
д л я
р а зв и т и я
и
совершенствования какого - либо вида техники.
(В исполнении баяна звучит «Этюд» Б. Самойловой).
В: Следующий жанр – марш. Давайте послушаем его, и подумаем, что лучше
всего под него делать: петь, танцевать или может быть ходить?
(С. Прокофьев «Марш» исполняют домра и фортепиано).
В: Конечно же вы все правы! Ведь марш – это музыкальный жанр, который
сложился
в
инструментальной
музыке
в
связи
с
необходимостью
синхронизации движения большого числа людей: движения войск в строю,
церемониальных и праздничных шествий.
А теперь познакомимся с одним из старинных жанров инструментальной
музыки, появившимся в 16 веке – сонатой, что в переводе с итальянского
значит «звучать» – произведение предназначено для исполнения на одном
или двух инструментах.
(В исполнении флейты и фортепиано звучит «Тема из сонаты Ля мажор» В.
Моцарта)
В: Ну и в завершении нашего путешествия, мы познакомимся с жанром
джаза - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале
XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и
получившая
впоследствии
повсеместное
распространение.
Характерными
чертами
музыкального
языка
джаза
изначально
стали
импровизация,
полиритмия,
основанная
на
синкопированных
ритмах,
и
уникальный
комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.
Мы попросим еще раз наших танцоров выйти на сцену и насладимся нашим
заключительным номером!
(В исполнении фортепианного ансамбля и хореографической группы звучит
джазовый танец «Буги-Вуги» Е. Бурковской).
В : Давайте,
пригласим
всех
наших
артистов
на
сцену
и
еще
раз
их
поблагодарим
бурными
аплодисментами!
Мы
с
вами
пролистали
все
страницы нашей музыкальной книги искусств, ответили на все вопросы и
отгадали все загадки! Теперь вы смело можете называться музыкальными
знайками! Поздравляем!