Автор: Немцева Юлия Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ"
Населённый пункт: с. Бутово Яковлевского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические технологии в обучении географии"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бутовская
средняя общеобразовательная школа»
«Педагогические технологии в обучении географии»
Немцева Юлия Валерьевна
учитель географии
МБОУ «Бутовская СОШ»
Современная
развивающая
школа
имеет
дело
с
разносторонней,
многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации
образовательного
процесса,
характеризующийся
доминирующей
ролью
учителя и пассивной позицией ученика,
объяснительно-репродуктивными
методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых
результатов качества образования. Это заставляет педагогов
искать новые
подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия
учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально
адекватные
ценности,
как
потребность
в
получении
знаний,
умение
самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее
оптимальных
путей
для
решения учебных
задач,
планирование
своей
образовательной
деятельности; позитивная
самооценка.
Как
показывает
практика,
достижению
вышеозначенных
результатов
способствует
использование современных педагогических технологий.
Под
технологией
обучения
понимают
способы
повышения
эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который
имеет четко заданный результат.
Термин
«технология»
заимствован
из
зарубежной
методики,
где
его
используют при описании по-разному организованных процессов обучения.
Различают два понятия:
1)
технологией
обучения,
что
означает
разработку
оптимальных
методик обучения;
2)
технология в обучении.
Под последним
определением
понимают
использование
технических
средств
обучения (компьютерных
программ,
в
том
числе
новых
мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом
случае
предполагается, что
применение
технологий
направлено
на
совершенствование
приемов
воздействия
на
учащихся
при
решении
дидактических задач.
С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего
рода
«производственно-технологический
процесс
с
гарантированными
результатами» (Кларин М.В.).
Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное
взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней
проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует
достижение поставленных целей.
Однако как составная часть методики технология имеет полное право на
существование. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов,
приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся
на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная
цель
педагогических
технологий
–
такая
организация
взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена
на обеспечение планируемых результатов.
Видов
педагогических
технологий
много,
их
различают
по
разным
основаниям.
Технология интегрированного обучения
На своих уроках применяю технологию интегрированного обучения.
Главной целью интегрированного обучения является формирование более
широкого
и
глубокого
миропонимания
учащимися,
активизация
их
познавательной деятельности, формирование умений применять полученные
знания
в
жизни,
создание
благоприятных
условий
для
самореализации
ребенка.
Тему для проведения интегрированного урока выбираю такую, чтобы
была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы
материал
одной
дисциплины
логично
увязывался
с
материалом
другой
дисциплины. Приведу пример по проведению интегрированного урока. Тема
«Географические координаты» в 6 классе, сложна для усвоения учащимися,
как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших
задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются
практические навыки по определению координат точки, учащиеся
ищут
соответствие
линий
координатной
плоскости
и
математической
основы
карты,
сходство
в
способе
определения
координат
и,
тем
самым,
прослеживают
взаимосвязь
географии
и
математики.
В
ходе
урока
выполняются
практические
задания
игрового
характера,
словарные
диктанты.
Интегрирование в преподавании географии способствует расширению и
углублению знаний, повышает активность, интерес учащихся к предмету.
Технология развития критического мышления
Особенностью
своих
уроков
считаю
их
построение по
технологии
критического
мышления.
Я
считаю
данную
технологию
универсальной
(позволяющей
легко
сочетать
несколько
технологий
одновременно).
Особенности
концептуальных
подходов
этой
технологии
заключаются
в
следующем: не объем знаний или количество информации является целью
образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать,
наилучшим
способом
присваивать,
находить
в
ней
смысл,
применять
в
жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое
рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и
учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся
не
должен
делать
ошибки,
на
занятии
нужно
оценивать
обучающегося,
преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы
на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Примеры данной технологии:
1.Приём: «Кластер» – графический систематизатор, схема.
2.Приём: «Верно - неверно»
1. На доске написаны верные и неверные утверждения по новой теме;
2. Учащиеся ставят знак «+» там, где считают утверждение верным, и знак
«-» там, где, по их мнению, оно неверно.
3. Прием: «Корзина идей»
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.
Почва – это …
… земля
… верхний плодородный слой
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания животных
4.Приём: «Синквейн» - используется на стадии рефлексии.
Карта
Политическая, физическая
Изображает, обозначает, выделяет
Очень удобное изображение поверхности
Чертёж
Технология игровой деятельности
Для того,
чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался
творческий
потенциал
личности,
я
использую
разнообразные
творческие
задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация
знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня
знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе,
ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление.
Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как
они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.
Такие
уроки
способствуют
развитию
речи
школьников,
учат
их
доказывать
свою
точку
зрения,
аргументировать
ответ.
Ребят
привлекает
нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с
дополнительными источниками знаний.
Игры я провожу на уроках повторения и обобщения знаний.
Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые
бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы
мыслить
более
продуктивно.
Именно
благодаря
способности
человека
мыслить
решаются
трудные
задачи,
делаются
открытия,
появляются
изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и
другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление –
значит
развивать
умение
думать.
Используемые
мною
инновационные
методы,
позволяют
добиться
позитивных
результатов
в
формировании
мыслительной деятельности школьников, помогают формировать УУД