Напоминание

Коренные жители Таймыра


Автор: Пустынцева Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Коренные жители Таймыра
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дидактический материал

«Коренные жители Таймыра»

Составитель:

педагог дополнительного образования

ПустынцеваЕ.В.

2018

НАСЛЕДСТВО ВЕЛИКОГО СЕВЕРА

Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и ледовитому океану раскинул

свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студеный край еще каких-то три

столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным.

Целым миром. Не меньшим миром непознанности и загадок, краем гипербореев оставался

для россиян и наш Таймыр.

Немногочисленные племена коренных народностей – нганасаны, ненцы, долганы,

эвенки,

энцы,

ханты,

манси,

коми,

селькупы,

якуты

и

многие

другие

кочевали

по

необъятным просторам Севера: по Ямалу, Таймыру, Якутии и далее к востоку Сибири. Для

их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья грозного Ледовитого

океана, низовья рек Оби, Енисея, Пясины, Хатанги, Лены.

Нелегкой была судьба коренных обитателей Севера. Суровый климат, зависимость

от

природжных

условий,

незащищенность

от

болезней,

неумение

вести

натуральное

хозяйство, гнет мелких князей, купцов и шаманов – все это формировало особый характер

и духовный склад наших земляков, таймырцев.

Письменности у народов Севера не было. Но жажда познания мира, его образного

осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные

поделки из дерева, кости, камня, металла создавали народные умельцы. Слагались песни и

былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения – бесценное наследство

северных народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение они несли в себе

огромную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, мечта о свободной и

счастливой жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДОВ ТАЙМЫРА

На Таймыре проживает 5 коренных народностей, что указывает на этническую пестроту

населения.

1.

Ненцы – 2470 человек

2.

Долганы – 4880 человек

3.

Нганасаны – 820 человек

4.

Эвенки – 295 человек

5.

Энцы – 200 человек.

Такие

народности

как

энцы

и

нганасаны

проживают

только

на

Таймыре.

У

ненцев

территория

проживания

находится

также

на

Ямало-Ненецком

АО,

в

Архангельской

области. Численность общего населения ненцев составляет 35000 человек.

Долганы проживают также в Якутии, где их насчитывается более 8000 человек.

Место обитания эвенков распространено по всей Сибири, так как это кочевые племена.

Язык

ненцев

и

нганасан

занесен

в

красную

книгу

языков,

так

как

считается

угасающим. Происходило это потому, что данные племена насильственно заставляли

вести оседлый образ жизни, забирали оленей, и культура стала постепенно угасать. В

районах, где существует оленеводство, сохраняется и язык.

НГАНАСАНЫ

НГАНАСАНЫ,

народ

Российской

Федерации,

живут

в

Таймырском

округе

Красноярского края. Численность в Российской Федерации — 834 человека (2002).

Нганасанский

язык

относится

к

самодийским

языкам

уральской

семьи

языков;

различаются

авамский

и

вадеевский

говоры.

Верующие

православные,

часть

придерживается традиционных анимистских верований.

Это самый северный народ России, живущий в таймырской тундре, севернее 72-й

параллели. Нганасаны подразделяются на западных или авамских нганасан, с центрами

в поселках Усть-Авам и Волочанка, и восточных или вадеевских с центром в поселке

Новая. Ранее нганасанов называли тавгийцами, самоедами-тавгийцами. относится к

самодийским языкам. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е годы и образован от слова

«нганаса» «человек, мужчина», самоназвание — ня (товарищ). Нганасаны сложились на

основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на

дикого

северного

оленя,

смешавшихся

с

пришлыми

самодийцами

и

тунгусами

племенами.

Главные

традиционные

занятия

охота,

оленеводство,

рыболовство.

Хозяйственная

деятельность

носила

сезонный

характер.

Во

время

выведения

животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещалось убивать

самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей. Основным

орудием охоты были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с 19

века широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями

(кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир). Оленеводство

преследовало транспортные цели, и было подчинено основному занятию — охоте на

дикого оленя. Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни.

Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу между холмами

держали

оленей.

Осенью

жилища

устраивали

недалеко

от

рек,

чтобы

охотники

в

темноте

могли

вернуться

с

промысла

вдоль

русла.

Традиционное

жилище

конический чум (ма), по конструкции близкий к ненецкому чуму. Размер его зависел от

количества жильцов (обычно от одной до пяти семей) и колебался в среднем от 3 до 9 м

в поперечнике. С 1930-х годов появляется балок — прямоугольный возок на полозьях с

остовом, крытым оленьими шкурами или брезентом.

Традиционная

одежда

изготавливалась

из

оленьих

шкур.

Одежду

украшали

аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к

какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Основу питания

составляло оленье мясо. В пищу употребляли все части туши, не исключая утробного

плода и содержимого желудка (тайба). Летом и осенью женщины заготавливали мясо

впрок. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди

любимых блюд были: чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир —

сало, сваренное с икрой. Из привозных продуктов нганасаны пользовались чаем и

табаком.

Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские — на

шесть. Во главе рода стояли старейшины-«князцы». Они представляли свой род перед

русской администрацией, собирали ясак, вершили суд. Среди членов рода и между

друже ственными

родами

был

распро странен

обычай

в з а и м о п ом о щ и .

Нетрудоспособных

членов

обедневшей

семьи

отдавали

на

прокорм

зажиточным

соседям.

Места традиционного кочевания были закреплены за группами из шести-семи

родственных

семей

и

считались

собственностью

рода.

Границы

этих

территорий

тщательно соблюдались. Запрещались браки между родственниками по обеим линиям

до третьего поколения. Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны.

Левират был распространен, а случаи многоженства — редки и встречались среди

зажиточных людей.

Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо — добрых духов явлений

природы (неба, солнца, земли). К ним относились также коча — духи болезней, дямады

духи-помощники

шаманов,

баруси

однорукие

и

одноглазые

чудовища.

Все

явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-

нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-

нэмы). Почитались также родовые и семейные покровители (койка) — в виде камней,

скал, деревьев, антропоморфных или зооморфных фигур.

Декоративное искусство нганасан представлено гравировкой по мамонтовой кости,

инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем подшейным

волосом оленя. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х годов. В эпических

ритмизированых сказаниях (ситтабы) певцы-сказители воспевали подвиги богатырей.

В мифологических преданиях излагаются мифы о создании мира, возникшем по

воле «Матери всего, имеющего глаза» и бога земли Сырута-нгу, сын которых, Человек-

олень, стал первым обитателем земли и покровителем людей. Музыка сохранилась в

наиболее

древних

формах

фольклорного

музицирования

и

генетически

родственна

музыке ненцев, энцев и селькупов. Ее жанры представлены песенными, эпическими,

шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями.

ДОЛГАНЫ

ДОЛГАНЫ (самоназвание — долган), народ в Российской Федерации, коренное

население Таймырского округа (5,5 тыс. человек). Термин «долган» происходит от

названия одной из родовых групп северных тунгусов. Долганы живут в основном в

Авамском, Хатангском, Дудинском районах Таймырского округа, небольшое количество

— в низовьях Енисея, а также в Якутии (1,2 тыс. чел). Всего в Российской Федерации 7

тысяч долган (2002). Верующие долганы были православными, сохранялись старые

анимистические верования, в частности шаманство, промысловый культ.

Антропологически,

как

и

якуты,

долганы

сближаются

с

центральноазиатским

типом монголоидной расы, с примесью байкальского (тунгусского) типа. Они говорят

на долганском диалекте якутского языка. Часто долган называют самым северным

тюркоязычным народом мира. Это один из наиболее молодых народов Севера и самый

многочисленный

из

коренных

жителей

Таймыра.

В

17

веке,

когда

на

Таймыре

появились

русские,

долганская

народность

еще

не

сформировались.

Первое

упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 году.

Долганская народность сложилась в 19 — начале 20 веков из переселившихся на

Таймыр с рек Лена и Оленек эвенков, якутов, а также местных таймырских эвенков,

отдельных семей энцев, ненцев и русских (так называемых затундренных крестьян).

Поначалу долганы были кочевниками-оленеводами и охотниками, затем осели; стали

заниматься пастбищным оленеводством, охотой, рыболовством, а также клеточным

звероводством,

молочным

животноводством

и

огородничеством.

Старые

жилища

долганов

тунгусский

чум,

якутский

балаган

сменяются

рублеными

домами

русского типа. Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее

конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские корни. У женщин в большей

степени преобладала якутская одежда, но более декорированная. Сочетание разных

этничных элементов отражено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.

ЭНЦЫ

ЭНЦЫ, народ на севере Сибири, в Таймырском круге. Относятся к самодийским

народам, в прошлом их называли енисейскими самоедами. Живут в низовьях Енисея,

делятся на тундровых и лесных энцев. Численность в Российской Федерации — 237

человек (2002). Язык энецкий. Верующие — православные. По языку и культуре близки

нганасанам и ненцам, с которыми постепенно сливаются. Основными занятиями были

охота,

оленеводство,

рыболовство.

Этноним

был

введен

в

1930-е

годы

Г.Н.

Прокофьевым. Он имеет искусственный характер и является производным от энецкого

«эннэчэ» — «человек», «мужчина». Энцы живут, в основном, в Усть-Енисейском,

Дудинском,

Авамском

районах

Таймырского

округа.

Тундровые

энцы

(хантайские

самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети

численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой,

зимой, откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино.

Эта

группа

состояла

из

нескольких

крупных

родовых

объединений

(Сомату,

Бай,

Муггади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду

(родственники

по

жене).Лесные

энцы

(карасинские

самоеды)

платили

ясак

в

Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав

входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай. Этнографическая

специфика этих групп в значительной степени утрачена и они рассматриваются в

качестве чисто территориальных подразделений.

Энецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой

он

наиболее

близок

ненецкому.

Он

подразделяется

на

два

диалекта:

тундровый

и

таежный. Основное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского

типа и сближается с нганасанским. Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый

комплекс

одежды.

Генетически

она

восходит

к

распашной

одежде

с

вшитым

нагрудником.

Традиционный

комплекс

одежды

энцев

отличается

по

двум

этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила

ненецкая одежда. Более традиционным является комплекс одежды тундровых энцев.

Комплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев требовало гибкой системы

организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и

на

территориальных

связях.

Главенствующую

роль

в

обществе

играет

мужчина.

Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства.

Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется

высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При

рождении

ребенка

ему

давали

имя-прозвище,

связанное

с

его

внешностью,

либо

ситуацией рождения.

НЕНЦЫ

НЕНЦЫ

(устаревшее

самоеды,

юраки),

народ

в

Российской

Федерации,

коренное население Ненецкого округа (7,7 тыс. чел.) Архангельской области, Ямало-

Ненецкого округа (26 тыс. чел.) Тюменской области, Долгано-Ненецкого округа (3 тыс.

чел.) Красноярского края. Ненцы занимают обширную территорию Российского Севера

и Западной Сибири от реки Мезени на западе до низовьев Енисея на востоке.

Общая численность в Российской Федерации 41 тысяча человек (2002). Ненецкий

язык относится к самодийской группе уральских языков. Его признают родным 75%

ненцев. Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года —

кириллической графики. Название ненцы было введено в официальное употребление в

1930

году.

Западные

ненцы

называют

себя

хасова,

восточные

ненэй

ненэць

(настоящие ненцы). Верующие — православные, часть придерживается традиционных

верований.

По

хозяйственно-культурному

типу

ненцы

делятся

на

три

группы.

Основную

группу (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых — оленеводство.

Лесные ненцы населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, занимаются в

основном охотой, рыболовством, разводят вьючных оленей. Они говорят на особом

диалекте ненецкого языка. Третья группа — колвинцы — образовалась на Русском

Севере в районе реки Колвы в 19 веке в результате браков мужчин-ненцев и женщин-

коми. Колвинцы говорят на ижемском диалекте языка коми.

Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Животные круглый год пасутся под

надзором пастухов и оленегонных собак. У ненцев широко распространен санный

способ езды на оленях. Они применяют легковые и грузовые нарты. Мужские легковые

нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую,

чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до

семи

оленей.

Садятся

на

них

с

левой

стороны,

управляют

с

помощью

вожжи,

прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с

костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.

В

грузовые

нарты

запрягают

по

два

оленя,

а

из

пяти-шести

грузовых

нарт

составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней

нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-

подростки. Мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Олень питается мхом-ягелем.

По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом

кочуют и пастухи с семьями.

К

условиям

кочевого

образа

жизни

приспособлено

разборное

конусообразное

жилище — чум. Зимой чум покрывают в два слоя нюками (шкуры оленя), летом —

берестой. В центре чума разжигали костер, позднее стали использовать железные печи.

Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны очага

располагались

спальные

места,

а

напротив

входа

предметы

языческого

культа,

иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирали и перевозили на

специальных санях.

Помимо

выпаса

оленей

зимой

ненцы

охотились

на

песца,

лисицу,

росомаху,

горностая,

дикого

северного

оленя.

Пушного

зверя

промышляли

с

помощью

деревянных ловушек и железных капканов. Из птиц добывали белых куропаток и гусей

в период линьки, глухарей. Рыбу ловили, в основном, летом.

Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок занимаются

женщины. Одежды и утварь они богато украшали меховой мозаикой, плели украшения

из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.

Основная пища ненцев — мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб.

Излюбленный

напиток

чай,

который,

как

и

металлическую

утварь,

ненцы

выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду — миски, чашки, ложки —

изготовляли сами.

Для

ненцев

был

характерен

патриархальный

род

(еркар).

При

коллективных

способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) — объединение

семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины — к разным.

Обычно

вопрос

о

женитьбе

сына

решал

отец.

Наметив

невесту,

засылали

сватов,

договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию

похищения (умыкания) невесты.

Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях,

согласно которым верховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром

при помощи других божеств и духов. Его жена «Я Небя» («Мать Земля») — старуха-

покровительница, рождающая и хранящая все живое — оберегала дом, семью и очаг.

Антагонистом Нума выступает Нга — воплощенное мировое зло, дух подземного мира,

божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело

своих духов. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна,

монеты, табак), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На

священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде

антропоморфных фигур. Священным деревом ненцы считали лиственницу.

По народным представлениям душа человека проявляется в виде крови, дыхания,

тени. Смерть — потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело

человека

вредоносных

духов

(нгылека).

Шаманство

тесно

связано

с

древними

религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине

или женщине по наследству.

Для ненецкого фольклора характерна персонификация, когда наряду с героями

действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в

сказках, где одушевленное существо именуется лаханако — словечко. Среди ненецких

сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые.

Часто

их

персонажами

выступают

божества,

духи.

Они

же

являются

главными

действующими

лицами

и

в

других

жанрах

фольклора

преданиях,

молитвах-

заговорах, шаманских песнях.

ЭВЕНКИ

ЭВЕНКИ,

народ

в

Российской

Федерации,

коренное

население

Эвенкийского

округа (3,8 тыс. чел.) Красноярского края; живут на обширной территории Сибири и

Дальнего Востока, в том числе в Якутии (18,2 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации

35,5 тысяч человек (2002). 35 тысяч эвенков живут на северо-западе Китая (1992).

Верующие — приверженцы традиционных верований, православные.

Происхождение эвенков связано с Байкальским регионом, откуда они, по-видимому,

в начале второго тысячелетия нашей эры расселились по обширному региону. Западные

группы эвенков живут в Томском Приобье, северные — до побережья морей Северного

Ледовитого океана, восточные — на Охотском побережье и в Приамурье, южные — в

Китае и Монголии.

Ко времени вхождения в состав Русского государства (17 в.) эвенки делились на

патрилинейные

экзогамные

роды;

вели

кочевой

образ

жизни,

занимались

оленеводством, охотой, отчасти рыболовством. По религии с начала 17 века считались

православными, но сохраняли формы дохристианских верований (шаманство). В 1930

году в пределах Красноярского края был образован Эвенкийский национальный округ.

В

советское

время

была

создана

эвенкийская

письменность,

ликвидирована

неграмотность. Многие кочевые эвенки перешли к оседлости. Помимо традиционных

занятий у эвенков развиваются земледелие, животноводство, звероводство.

До 1931 года эвенки вместе с эвенами были известны как тунгусы. Наряду с общим

этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические

группы,

имеют

собственные

наименования:

орочон

(«оленные»

в

Забайкалье

и

Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгуски),

килен (от Лены до Сахалина), солон («верхние по течению», часть амурских эвенков),

хамниган (монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов), кроме того — бирары,

самагиры, манегиры, мурчены.

В этнокультурном плане эвенки не едины. Это нашло отражение в письменных

источниках, где упоминаются «пешие», «бродячие» и «кочевые» тунгусы. В основе

различий

лежит

хозяйственная

деятельность

различных

территориальных

групп

эвенков — оленеводов, охотников и рыболовов. Культурное своеобразие отдельных

групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов,

бурят, народов Амура.

Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при слабой пигментации,

что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. У

южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа. Эвенкийский

язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков.

Широкое

расселения

эвенков

определяет

деление

языка

на

диалектные

группы:

северную, южную и восточную.

Широта

расселения,

межэтнические

контакты,

исходный

многокомпонентный

состав эвенков позволяют говорить об отсутствии у них этнического единства. Ареал

расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал—Лена. Культурные

различия между эвенками этих территорий существенны и фиксируются во многих

культурных

составляющих:

тип

оленеводства,

орудия

труда,

утварь,

традиции

татуировки, антропологических черт (байкальский антропологический тип на востоке и

катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.



В раздел образования