Автор: Костюкова Людмила Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Шубинская НОШ"
Населённый пункт: поселок ж/д ст.Шуба, Тулунский р-он, Иркутская обл.
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Неопределенная форма глагола
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
ФИО, должность
Костюкова Людмила Петровна, учитель начальных классов
Предмет/класс
Русский язык, 4
Тема
Неопределенная форма глагола
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель урока
Формирование представления о глаголах неопределенной формы
Задачи урока
1.
Познакомить с понятием неопределенная форма глагола;
2.
Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределенной формы;
3.
Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределенную форму глагола
Планируемые результаты
Предметные:
* Знать:
- определение неопределенной формы глагола;
- чем являются –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределенной формы.
* Уметь:
- распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре;
- образовывать начальную форму глагола;
- обозначать –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределенной формы;
- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы
Личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения
учебных задач;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- оценка своих достижений
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и осознавать учебную задачу;
- осуществлять контроль и оценку выполняемых действий;
- работать по предложенному плану;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности
Познавательные:
- формулировать учебную задачу;
- осуществлять анализ с выделением существенных признаков;
- делать умозаключения и выводы
Коммуникативные:
- договариваться при совместном решении задач;
- понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной
форме;
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Форма проведения урока
Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
Ресурсы
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Учебник для 4 класса: В 2 ч.. – М: «Просвещение», 2014.; карточки для
работы, проектор, ноутбук
Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
- здоровьесберегающие технологии;
- групповая технология;
- проблемно-диалогическая технология;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология оценивания уровня учебных успехов
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Орг.момент
Цель – включить учащихся в
учебную деятельность
Приветствует учащихся
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Слайд 1
- Я вижу, что у всех хорошее настроение. Желаю вам сегодня
подняться на новую ступеньку в познании русского языка.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать Слайд 2
- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
Приветствуют учителя
Показывают соответствующий смайлик
Учащиеся настраиваются на позитивное
начало урока
Повторяют вместе
II.Минутка чистописания
Цель – формирование
каллиграфического навыка
письма
III.Самоопределение к
деятельности
Цель: создание условий для
возникновения у учеников
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность
Однажды у одной части речи корреспондент взял интервью.
Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Слайд 3
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени
Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?
Часть речи: Чтобы русский язык все ребята на «десятку»
знали. На письме и в разговоре меня употребляли.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – все в действие придет
- О какой части речи пойдет речь на уроке?
- Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала?
А что мы знаем о глаголе?
Слушают, отгадывают загадку, называют часть
речи, указывают отличительные признаки
Потому что мы его немножко знаем, но еще не
все
IV.Актуализация и
фиксирование затруднения
в пробном действии
Цель: подготовка мышления
учащихся;
Осознание того, в чем
состоит недостаточность их
знаний, умений и
способностей
Работа в парах
(слова записаны на карточках)
- Прочитайте слова: смотрю, приходили, помогает,
принести, зацветут, помочь, сверкать
- Найдите в них общее
- Какие можете назвать различия?
- Какие слова вызвали затруднения?
Читают слова
Все слова – глаголы, имеют безударную
гласную
Время глаголов, число
Распределяют слова группам:
V.Выявление места и
причины затруднения
Цель: осознание того, в чем
именно состоит
недостаточность их знаний
Слова принести, помочь, сверкать – в какой столбик вы
записали?
- Почему эти глаголы оказались лишними?
Ваши предположения…..
- Кто уже догадался, что мы будем изучать на уроке?
- Они не подходят ни в одну из групп
Мы не можем определить время, число
Глаголы, у которых мы не можем определить
время и число
VI.Построение проекта
выхода из затруднения
Цель: постановка целей
учебной деятельности и на
этой основе – выбор способа
и средств их реализации
- Итак, теперь мы можем сформулировать тему и цель
урока.
- Кто ее назовет?
- Что вы сегодня должны узнать?
- Чему вы должны научиться на уроке?
Формулируют тему и цель урока, планируют
учебную деятельность
VII.Реализация
построенного проекта
Цель: построение
учащимися нового способа
действий и формирование
умения применять
- Вернемся к нашим глаголам
- Задайте вопрос к каждому глаголу
- А теперь давайте сделаем вывод, что такое неопределенная
форма глагола
- Прочитайте правило на с. 72
- О чем еще мы не сказали?
- Произносят глаголы
- Задают вопрос к каждому глаголу
- Делают вывод
- Читают правило на с. 72
- Дополняют свои высказывания
VIII.Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней среде
Цель: усвоение учащимися
нового способа действия при
решении типовых задач
Работа
по
учебнику
Выполните
упр.149,
с.72
Проверка
выполненной
работы
- Чем оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
- Сделайте вывод
- Какое из этих названий вам незнакомо?
- Почему эта форма глагола называется
неопределенной?
- Оцените свою работу по шкале
Самостоятельная работа
- Суффиксами – ти, - ть;
оканчиваются на – чь
- Такие глаголы имеют 3 названия:
Начальная форма
Неопределенная форма
Инфинитив
Инфинитив – лат.слово «неопределенный»
- Мы не можем определить время, число
Оценивают работу
Физминутка
Встать, потянуться, распрямиться,
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться.
– Что необычного вы заметили в нашей физкультминутке?
Повторим задания ещё раз, повторяйте глаголы хором.
Глаголы в неопределённой форме
IX.Самостоятельная
работа с самопроверкой по
эталону
Цель: применение нового
знания в типовых заданиях
Работа в группах
- Замените фразеологизмы глаголами неопределенной
формы.
- Распределите в две группы, в зависимости от вопроса
- Выделите суффиксы
Зарубить на носу (запомнить)
Клевать носом (дремать)
Пропустить мимо ушей (прослушать)
Вставлять палки в колёса (мешать)
Обвести вокруг пальца (обмануть)
Держать язык за зубами (молчать)
- Проверьте правильность выполнения задания (на закрытой
доске)
Заменяют фразеологизмы глаголами
неопределенной формы
Распределяют в две группы
Выделяют суффиксы
- Проверяют правильность выполнения
задания.
X.Включение в систему
знаний и повторения
Цель: включение нового
способа действий в систему
знаний
Работа в парах.
- Прочитайте
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо
сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения
нужно(выполняю) медленно. Между упражнениями
необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя
(задерживаю) дыхание,надо (дышу) ровно,спокойно. Заряд
ку нужно (делаю) при открытой форточке.
-Какое задание предлагается выполнить?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной
формы?
Читают «Полезные советы»
-Глаголы, данные в скобках, заменить
глаголами неопределенной формы.
-Что делать? Что сделать?
Выполняют работу в парах
XI.Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цель: рефлексия и самооценка
учениками деятельности на
уроке
- Посмотрите на элементы чистописания. Что заметили?
Ответили ли мы на поставленные вопросы?
Что узнали о глаголах неопределенной формы?
- Оцените свою работу на уроке
- Мы писали суффиксы – ть, - ти -глаголов
неопределенной формы; - чь – часть корня
глагола неопределенной формы
- Да, на все задачи, поставленные в начале
урока, мы ответили
- Такие глаголы имеют 3 названия:
Начальная форма
Неопределенная форма
Инфинитив
- отвечают на вопросы: что делать? что
сделать?
-ть, -ти, суффиксы глаголов неопределенной
формы, – чь - часть корня
-Поставьте на полях тетради значок:
! -у меня все получилось, я очень доволен
+ я хорошо работал на уроке, но не всегда
- не всё удалось понять
Домашнее задание
На выбор:
I. Используя дополнительные источники, узнайте, в каких
случаях используются эти глаголы
1 вариант: Одеть – надеть? 2 вариант: Кушать – есть?
II. с.73, упр.150