Напоминание

"Развитие речи в старшей группе детского сада"


Автор: Шундеева Тамара Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Развитие речи в старшей группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный

колобок»

Задачи:

Связанная речь: учить передавать художественный текст связно,

последовательно, без помощи вопросов воспитателя.

Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу

определения (активизация прилагательных) закреплять умение

употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа

существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек).

Звуковая культура речи: четко произносить слова.

Материал: одежда зимняя – ботинки, брюки, варежки, носки теплые, шапка.

Чтение стихотворения Ивана Сурикова «Зима».

Воспитатель: Дети послушайте стихотворение «Зима».

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

1)

Так бывает, когда?

2)

Что сказано про снег, какой он (белый, пушистый)?

3)

Что делает снег? (падает на землю, ложится)

Воспитатель: Послушайте еще раз. (зачитывает еще раз).

А какой еще бывает снег на нашем участке? (белый, пушистый, серебристый,

сверкающий, блестящий, искристый)

Воспитатель: Вот видите, какие слова выразительные, красивые вы вспомнили

про снег (повторяет все слова).

Когда дети пошли гулять и весело играть, лепить снежную бабу.

Погода была солнечная, морозная.

Какое у них было настроение? (веселое, хорошее)

- А как можно сказать какие они были?

Дети веселые, радостные, довольные.

Воспитатель: Дети пообедали ушли, на сончас.

Когда проснулись - погода испортилась, какое у них стало настроение?

Дети: плохое.

Воспитатель: А как можно сказать по-другому? (огорчились, расстроились,

растерялись). Какие они стали?

- огорченные, грустные, расстроенные, недовольные.

Воспитатель: А сейчас я зачитаю вам рассказ: «Про снежный колобок» -

Калининой Н., а вы постараетесь мне ответить, о чем говорится в этом рассказе.

Что делали ребята во дворе?

Что случилось со снежным колобком?

Что вам особенно понравилось в этом рассказе?

Воспитатель: Послушайте еще раз рассказ.

Вызываются трое детей: - Договоритесь между собой, кто начинает рассказ, кто

продолжит, кто закончит.

Как вы думаете почему дети так построились?

Ева первая, Захар второй, Влад третий?

Ева начинает рассказ, Захар продолжает, Влад закончит.

Заслушивается пересказ (участие принимает вся группа).

Физминутка – «игра в снежки».

Воспитатель загадывает загадку о зимней одежде:

«Шерстяная, маленькая, теплая» - дети — это носок или варежка?

Шерстяная варежка, а носок шерстяной.

Игра дидактическая «Зима – Лето».

Какая зима? Какое лето?

Воспитатель: Я вам назову слова, а вы мне противоположные по смыслу (зима –

лето, день – ночь, снег – дождь, шарф – платок, мальчик – девочка)

Вспомните слова – пару с противоположным значением и назовите их.

Подберите определения к словам: зима – снежная, холодная, лето – жаркое,

дождливое.

Придумайте рассказ про веселого мальчика, грустную девочку.

Когда это происходило холодной зимой или теплым летом?

Подводится итог:

Загадывается загадка – противоположность:

«Была белая, седая (зима)

Пришло жаркое, яркое (лето).»

Конспект занятия: Обучение рассказыванию.

Цель: совершенствовать речь детей, развивать воображение, повторить сказку

«Крылатый, мохнатый, да масленый». (название, начало сказки, организовать

чтение в лицах отрывка.

Дидактическая игра «Угадайте, где мы были»

Ход занятия:

«На лесной опушке в тепленькой избушке, жили были три братца» -

воспитатель предлагает детям продолжить.

«Воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный – заканчивают

дети фразу.

Воспитатель рассказывает со слов отрывок из сказки (сядут за стол не

нахвалятся), затем повторяет отрывок. Дети участвуют в рассказывании (не

громко договаривая слова и отдельные фразы).

Далее рассказывают в лицах:

Воробей. Эх, щи, так щи, боярские щи, как как хороши, да жирны!

Блин. А я Блин, масленый, окунусь в горшок, да вылезу – вот щи и жирные!

Воробей. Ах, каша, ну и каша – горазд горяча!

Мышь. А я дров навезу, мелко нагрызу и в печь набросаю, хвостиком разметаю

– хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча.

Воробей. Да и я не промах: соберу грибов, натащу бобов вот вы и сыты!

Все – так они и жили друг друга хвалили, да и себя не забывали!

Чтение в лицах продолжается два, три раза.

Воспитатель: за что вы любите сказки, как отличить сказку от рассказа?

Сейчас вам прочту стих, вам нужно отгадать, сказать, что в нем не так:

Дым столбом валил в трубу

Месяц с неба выл на пса,

Птицы пугало пугали

Ела кошку колбаса

Воспитатель медленно читает стихотворение. Дети обьясняют, что в нем

напутано. Повторяет небылицу.

Такое стихотворение где все напутано это небылица – она поднимает

настроение. Все наоборот — это небылица.

Что это? (небылица).

Когда стихотворение будет небылицей? (когда в нем, все наоборот).

Давайте пофантазируем: А спросите где я была? Угадайте где вы были?

На охоте лис ловили. Рыжих лис и голубых!

Расскажите мне о них! (закройте глаза, представьте себе лис рыжих, голубых)

А теперь придумайте, как лисы поменялись хвостами с сороками. И что из

этого вышло. Однажды сорокам вздумалось полетать с лисьими хвостами.

(Дети) – угадайте где мы были?

У бельчат в дупле гостили.

Расскажите, что за дом? Что вы делали потом (2 – 3 ребенка рассказывают).

Угадайте где вы были?

Воспитатель: Вы на дне морском гостили!

Два – три ребенка рассказывают.

Воспитатель: Угадайте, вы, друзья, где сегодня я была? (Бегала по радуге?

Забрела в гости к муравьям? Побывала у совы – большой умной головы?)

Видите, как много интересных ответов.

В эту дидактическую игру вы можете играть друг с другом, а если сочините

веселую и добрую небылицу, мы запишем ее в альбом. Мы прочитаем ее

прочитаем ее вашим мамам, папам, бабушкам и вашим друзьям!



В раздел образования