Автор: Павлова Лилия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Орел,Орловкая область
Наименование материала: Методическая разработка,Конспект занятия с родителями
Тема: "Гармонизация детско- родительских отношений."
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия с родителями на тему: «Гармонизация детско-
родительских отношений.»
Цель:
содействовать
гармонизации
детско-родительских
отношений
для
успешного воспитания и развития ребенка посредством повышения уровня
профессиональной
компетенции
родителей
способам
конструктивного
общения с ним; эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка
Задачи:
-повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей;
-
помочь
родителям
адекватно
оценивать
уровень
его
возрастные
особенности развития и возможности, научить общаться с ребенком;
- улучшение самочувствия при межличностном общении;
- развитие эмпатии; развитие навыков социального взаимодействия.
1)
Приветствие
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот
день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых
интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Давайте поучимся здороваться, то есть желать друг другу здоровья. Я сейчас
покажу как здороваются некоторые люди, и мы выберем то, что подходит
каждому из нас ( 2-3 негативных примера и положительный – за руку,
смотрим в глаза). Поздороваемся так. Кто самый отважный?
Важно, чтобы все дети и взрослые приняли участие.
Цель: эмоциональный настрой на обучение вербалиным и невербальным
способам приветствия.
2) Мини- лекция
Далее ведущий предлагает присутствующим
небольшое выступление на
тему
:
«Виды
детско-родительских
отношений»,
в
которых
раскрою
основные
их
характеристики,
подробнее
остановимся
на
негативных
и
позитивных моментах.
3)
Далее
участникам
предлагается
игра
ситуация
«Почтовый
ящик»:
участникам предлагается написать на отдельных листочках волнующие их
проблемы,
листочки
собираются
в
«почтовый
ящик»,
затем
выявляются
наиболее часто встречающиеся.
Цель: выявление проблемных зон участников занятия.
Далее
проводится
общее
обсуждение,
выслушивается
мнение
каждого
участника
и
формируется
список
наиболее
актуальных
проблем,
встречающихся и замещающихся.
4) Задание «Я – взрослый, ты –ребенок»
Цель:
эмоциональное
сближение
родителя
и
ребенка,
улучшение
самочувствия, развитие навыков в совместной деятельности.
Инструкция: сегодня всем присутствующим предстоит как следует подумать
друг о друге: взрослым – о детях, детям- о взрослых. Каждый участник
получает
графарет
человека,
взрослым
предстоит
превратить
бумажного
человека в ребенка, а детям во- взрослого.
Рефлексия.
Авторы
представляют
своих
человечков,
рассказывая
о
характере
и
склонностях. Можно разыграть диалог и придумать о них коллективные
истории.
5) Игровое упражнение «Я – ты»
Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми.
Участникам предлагается разбиться на пары: родитель-ребенок. Родители и
дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная
музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я»,
ребенок – «ты», Родитель говорит «ты», ребенок- « я». И так по очереди.
Затем меняются ролями. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами
участники.
6) Мини- лекция
Ведущий предлагает присутствующим небольшое выступление на тему: «
Коррекция отношений родителей и детей», в ходе которой он представляет
присутствующим
информацию
о
способах
формирования
адекватной
самооценки;
приобретение
уверенности
в
себе,
создании
и
принятие
внутреннего
«я»;
укрепление
уверенности
родителей
в
собственных
воспитательных возможностях. Возможно также обсуждение следующих тем:
выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к
предотвращению
и
разрешению
межличностных
конфликтов,
обучение
адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
7) Задание «Машина времени»
Цель: развитие взаимопонимания между родителями и детьми. Родителям
предлагается выбрать свои детские фотографии (3-4). Поделиться с ребенком
воспоминаниями об этом периоде своей жизни и объединить выбранные
фотографии в единой композиции, сделанной в технике коллажа.
Приветствуются
любые
сюжетные
решения.
«
Я
тоже
был
маленьким,-
сообщает тем самым родитель ребенку. Я могу тебя понять, а ты попробуй
понять меня»
8) Упражнение « Я и мой мир вокруг меня».
Цель:
самовыражение,
самосознание.
Создание
атмосферы
принятия
и
понимания,
развитие
навыков
общения,
активного
слушания,
эмпатии,
умение без оценочно относиться друг к другу.
Необходимые
материалы:
листы
для
рисования
формата
А3,
цветные
карандаши, фломастеры, могут быть использованы и краски.
Ведущий дает инструкции о правилах рисования: необходимо выполнять
рисунок так, чтобы середина листа оставалась пустой. Нарисовать можно все,
что
вас
окружает
в
жизни,
с
кем
и
с
чем
вам
приходится
общаться,
взаимодействовать.
Теперь в центре нарисуйте себя.
В конце выполнения задания
необходимо попросить каждого участника
рассказать о своем рисунке, отвечая на следующие вопросы: нравится ли вам
ваш
рисунок?
Что
из
нарисованного
наиболее
важно,
а
что
наименее?
Попросить
отметить
знаком
плюс
то,
что
нравится,
с
чем
приятно
взаимодействовать, а знаком минус- то, с чем неприятно взаимодействовать.
9) Рассказывание сказки
Медитативная сказка Т.Зинкевича – Евстигнеевой «Золотой шар» ( о
позитивных детско-родительских отношениях)
Цель: создание образа позитивных детско- родительских отношений: образы,
принесенные
через
сказку
могут
стать
впоследствии
духовными
ориентирами.
Рефлексия:
обмен
мнениями
участников
о
том,
какие
чувства
они
испытывали во время прослушивания сказки.
10) Рефлексия занятий.
Наша
встреча
завершается.
Как
вам
работалось
в
группе?
С
какими
чувствами и мыслями вы уходите сегодня? Какой новый опыт вы приобрели
на сегодняшнем занятии?
Литература:
1.Алексеева Е.Е «Психологические проблемы детей дошкольного возраста.»
СПб.,2012.
2.Андреева Т.В « Семейная психология»- СПб.,2010
3.Доронова Т.Н «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями».
М.,2012
4.Жедунова Л.Г., Можаровская И.А.,Посысоева Н.Н «Основы психологии
семьи и семейного консультирования». М., 2014
4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д «Практикум по сказкотерапии». – СПб., 2005
5.Логинова В.И.,Бабаева Т.И.,Ноткина Н.А и др.Детство: Программа развития
и воспитания в детском саду. – СПб., 2010
6.Ткачева В.В «Гармонизация внутрисемейных отношений». – М., 2009
7.
Шипицына
Л.М.,
Защиринская
О.В.,Воронова
А.П
и
др.
«Азбука
общения». СПб.,2013
8.Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога» . Р-н-Д., 2012