Автор: Сервуля Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования / заведующий отделом декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Доклад
Тема: Методическая грамотность педагога дополнительного образования. Интеграция теории и практики.
Раздел: дополнительное образование
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.
«...В конечном счете, мы сами создаем свои
притязания и связываем их с определенными
уровнями личностного развития»
(Постулат Уильяма Джемса)
Система
Российского
образования
на
современном
этапе
развития
общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели
культурно-исторического
развития
нашей
страны.
Но
какие
бы
реформы
не
проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на
конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой
при реализации на практике основных нововведений.
Отличительные для нашего времени изменения в образовании все более
явно
ориентируют
его
на
«свободное
развитие
человека»,
на
творческую
инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущих
специалистов.
Весомой альтернативой школьному образовательному процессу является
система
дополнительного
образования
детей.
Учитывая
специфику
и
направленность
дополнительного
образования,
на
первый
план
выходят
его
возможности,
а
именно условия для формирования, развития и применения
знаниевого ресурса каждого, конкретного ребенка.
Дополнительное образование, как и общее, в настоящий момент бурно
развивается.
Б а з о в о й целью
дополнительного
образования
детей
является
формирование универсального образовательного пространства, как показателя
качества
образования,
способствующего
реализации
процесса
становления
личности в разнообразных развивающих условиях.
Д о п о л н и т е л ь н о е
о б р а з о в а н и е
я в л я е т с я
р а в н о п р а в н ы м ,
взаимодополняющим
компонентом
базового
образования
и
направлено
на
решение следующих целевых установок:
Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов детей, укрепления их здоровья.
Лично-нравственное
развитие
и
профессиональное
самоопределение
обучающихся.
Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации
детей к жизни в обществе.
Формирование общей культуры у обучающихся, коммуникативных умений.
Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к Родине, природе, семье.
Многоуровневая,
социокультурная
среда
дополнительного
образования
призвана обеспечить оптимальные условия для реализации: интеллектуальных,
творческих и личностных способностей обучающегося.Данная среда создает
гуманные, щадящие условия добровольного, идеально – желаемого
выбора
интересующих ребенка увлечений, которые выражаются в:
1
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
самостоятельном выборе направлений предметной деятельности;
щадящем, удобном режиме посещения;
отсутствие жесткой оценочной системы;
альтернативности дисциплинарных отношений;
относительно коротком адаптационном периоде;
наличие многообразия дел по интересам;
умеренно – необходимом темпе деятельности;
всесторонней педагогической и методической поддержке;
разнообразии
форм и видов
деятельности, а так же в их успешной
интеграции.
Перечисленные
пункты
в
полной
мере
соответствуют
гуманизации
образовательного
процесса
и
отвечают
психофизическим,
т.е.
возрастным
и
личностным особенностям детей и подростков.
Организация
образовательного
процесса
в
системе
дополнительного
образования, построена таким образом, что ведущими, приоритетными являются
потребности обучающихся, их мотивация на какой либо вид деятельности.
По этому, гибкое, умелое переключение на «волну желаний» ребенка, а так же
устранение
доминирующей
роли
педагога
в
процессе
присвоения
знаний
и
опыта, является первичным педагогическим условием субъект – субъективного
взаимодействия.
На сегодняшний день в нашей организации – 53 штатных педагогических
работника, из них: 45(85%) – педагоги с большим стажем работы с первой и
высшей категориями;
8(15%) – это молодые специалисты, проработавшие в
коллективе не более трех лет, которые только закончили профильный вуз или
продолжают обучение.
Несмотря на достаточно внушительный количественный состав педагогов
со стажем – проведение образовательного процесса у каждого существенно
отличается.
Это,
в
первую
очередь
зависит
от
восприятия
себя
как:
специалиста, профессионала, авторитета для коллег, обучающихся и их
родителей.
Тема
доклада:
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ
ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
ИНТЕГРАЦИЯ
ТЕОРИИ
И
ПРАКТИКИ,
предполагает,
что
не
может
полноценное
обучение
базироваться
только
на
практических
умениях
и
опытности педагога, как специалиста.
Когда
то
кружковая
работа
в
комнатах
школьника,
станциях,
домах
пионеров и предполагала досуговую деятельность с детьми: репродуктивное
обучение,
полезное
времяпровождение,
участие
коллективов
в
конкурсах,
выставках, фестивалях не более чем на городском уровне.
Все это ушло в
историю и сейчас педагог дополнительного образования – это в первую очередь
многофункциональный профессионал,
идеально
владеющий
практической
с о с т а в л я ю щ е й
в
с в о е м
н а п р а в л е н и и
д е я т е л ь н о с т и ,
а
т а к
ж е
высокообразованный методист: теоретик, экспериментатор, исследователь,
проектировщик…
2
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
Современный
мир,
в
котором
живет
и
воспитывается
ребёнок,
характеризуется
постоянным
обновлением
информации, он
динамичен
и
изменчив и такие условия диктуют маленькому человеку необходимость:
видеть свои цели;
проявлять инициативу;
проектировать;
выстраивать социальные связи;
быстро включаться во временные коллективы.
Нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя современные
подходы в виде инновационных образовательных технологий, методик, новых
форм взаимодействия.
Внедрение
в
образовательный
процесс
разнообразных
педагогических
технологий
способствует
активизации
творческой
и
познавательной
деятельности
обучающихся.
В
нашем
учреждении
активно
используют
современные
педагогические
технологии
–
28(53%)
педагогов,
что
является
средним показателем внедрения инноваций в учебно-образовательный процесс.
Можно оправдать такое положение тем, что опытные педагоги работают
по
давно
отработанной
традиционной
системе
(теория,
практика,
воспитательный
аспект),
им
тяжело
проходить
адаптацию
к
конкретным
нововведениям по организации образовательного процесса.
Молодые специалисты еще неумело применяют инновации в работе, мало
опыта,
психологический
барьер,
иногда
дети
могут
и
сами
преподать
урок
такому педагогу.
Таким образом, лишь половина педагогического коллектива все же пробует
и
достаточно
успешно
внедрять
в
работу
что
–
то
новое,
современное,
технологически не простое, инновационное.
Современный педагог, если он всерьёз задумывается о реализации задачи
доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге
проблем
своего
предмета.
Ведь
качество
образования
–
это
понятие,
аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от
реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в
образовательном
учреждении,
и
заканчивая
достижениями
воспитанников
в
освоении образовательных программ.
Достижение
человеком
успехов
в
профессиональной
деятельности
опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К
внутренним
предпосылкам
может
быть
отнесено
наличие
у
человека
высокоразвитых
общих
способностей
и
определенных
специальных
способностей,
обученности,
профессионально-важных
качеств,
развитых
эмоционально-волевых свойств личности.
Педагог дополнительного образования – ключевая фигура в становлении
юного
гражданина,
его
социализации,
развитии
творческих
способностей,
приобщении к миру прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был
личностью особенной и неповторимой, обладал высоким профессиональным
мастерством,
был
готов
к
постоянному
саморазвитию
и
самообразованию.
Ученые
вкладывают
смысл
в
определение
термина
«самообразование»
3
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
следующий смысл: так, Коджаспирова Г.М. считает что «самообразование – это
система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой
волевое и нравственное самоусовершенствование».
Ожегов
С.И.
дает
такое
определение:
«самообразование
–
это
приобретение
знаний
путем
самостоятельных
занятий
без
помощи
преподавателя».
В деятельности педагогов дополнительного образования существуют две
ярко выраженные составляющие.
Во-первых, каждый педагог – специалист в какой-либо области: спорт,
хореография,
прикладное
творчество
и
т.д.,
которая
требует
специального
самообразования.
Во-вторых,
каждый
педагог
занимается
обучением
детей,
т. е .
осуществляет
педагогическую
деятельность
и
поэтому
ему
требуется
педагогическое самообразование.
Самообразование
н а п р а в л е н о
н а
р а с ш и р е н и е
и
у гл у б л е н и е
профессионально-методических знаний и умений педагога.
Суть самообразования заключается в овладении человеком техникой и
культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно
работать
над
собственным
усовершенствованием,
в
том
числе
и
профессиональным.
Каждый
педагог
в
какой-то
мере
занимается
самообразованием.
Этого
требуют
условия
его
существования
в
педагогической
среде:
частичное
обновление содержания преподавания, изменение учебных планов, работа над
авторской программой, имидж педагога и т.д.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает в
себя:
выбор темы по самообразованию
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
изучение научно-методической и учебной литературы;
изучение документов и материалов, представляющих профессиональный
интерес;
накопление
информации
по
педагогике,
психологии,
методике,
предметному содержанию;
создание
собственной
базы
лучших
конспектов
занятий,
интересных
приемов и находок на занятии;
теоретическая
разработка
и
практическая
апробация
разных
форм
занятий,
организационно-массовых
мероприятий,
собственных
учебных
материалов;
самостоятельное проведение исследований;
постоянная
работа
над
индивидуальной
методической
темой,
представляющей профессиональный интерес для педагога;
подготовка
программного
доклада
в
начале
учебного
года
и
годового
отчета о достигнутом – в его конце;
посещение занятий и мероприятий у коллег;
4
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
персональные консультации;
собеседования с администрацией;
индивидуальная работа с наставником;
выполнение
индивидуальных
заданий
под
контролем
и
при
поддержке
руководителя методического объединения;
разработка собственной программы самообразования;
разработка авторского курса и учебного пособия
посещение виртуальных библиотек и профильных сайтов;
участие в педсоветах;
участие в работе практических семинаров
анализ аспектов профессиональной деятельности
анализ применяемых методик
оценка, самооценка
посещение
занятий
своих
коллег,
обмен
мнениями
по
вопросам
организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретические
разработки
и
практическую
апробацию
разных
форм
занятий, организационно-массовых мероприятий, собственных учебных
материалов.
разработка диагностических процедур, заданий, тестов и проведение
мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и
результатом обучения;
рефлексия и анализ собственной деятельности;
при необходимости корректировка педагогической деятельности.
Хороший специалист – практик станет отличным, методически грамотным
профессионалом лишь при гармоничной интеграции теоретических знаний и
практических навыков. Волевой, целенаправленный человек самообразованием
определяет всю свою сознательную жизнь и таким образом достигает наивысшей
степени профессионального уровня и морального удовлетворения.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.
Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б.Организация педагогического процесса в учреждениях
дополнительного
образования
детей:
учебно-методическое
пособие.
–
Омск,
ОмГПУ, 2005.
2.
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист,
2009.
3.
Селевко
Г.К.
Альтернативные
педагогические
технологии.
–
М.:
НИИ
школьных технологий, 2015.
4.
Строилова,
А.
Я.
Инновационные
процессы
управления
как
аспект
успешной
деятельности учреждения дополнительного образования детей /А.Я. Строилова //
Профессиональное
мастерство:
формирование,
становление
и
развитие:
мат-
лымежвуз. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2013.
5
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
6