Напоминание

Методическая грамотность педагога дополнительного образования. Интеграция теории и практики.


Автор: Сервуля Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования / заведующий отделом декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Доклад
Тема: Методическая грамотность педагога дополнительного образования. Интеграция теории и практики.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,

педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.

«...В конечном счете, мы сами создаем свои

притязания и связываем их с определенными

уровнями личностного развития»

(Постулат Уильяма Джемса)

Система

Российского

образования

на

современном

этапе

развития

общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели

культурно-исторического

развития

нашей

страны.

Но

какие

бы

реформы

не

проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на

конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой

при реализации на практике основных нововведений.

Отличительные для нашего времени изменения в образовании все более

явно

ориентируют

его

на

«свободное

развитие

человека»,

на

творческую

инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущих

специалистов.

Весомой альтернативой школьному образовательному процессу является

система

дополнительного

образования

детей.

Учитывая

специфику

и

направленность

дополнительного

образования,

на

первый

план

выходят

его

возможности,

а

именно условия для формирования, развития и применения

знаниевого ресурса каждого, конкретного ребенка.

Дополнительное образование, как и общее, в настоящий момент бурно

развивается.

Б а з о в о й целью

дополнительного

образования

детей

является

формирование универсального образовательного пространства, как показателя

качества

образования,

способствующего

реализации

процесса

становления

личности в разнообразных развивающих условиях.

Д о п о л н и т е л ь н о е

о б р а з о в а н и е

я в л я е т с я

р а в н о п р а в н ы м ,

взаимодополняющим

компонентом

базового

образования

и

направлено

на

решение следующих целевых установок:

Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и

интересов детей, укрепления их здоровья.

Лично-нравственное

развитие

и

профессиональное

самоопределение

обучающихся.

Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации

детей к жизни в обществе.

Формирование общей культуры у обучающихся, коммуникативных умений.

Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам

человека, любви к Родине, природе, семье.

Многоуровневая,

социокультурная

среда

дополнительного

образования

призвана обеспечить оптимальные условия для реализации: интеллектуальных,

творческих и личностных способностей обучающегося.Данная среда создает

гуманные, щадящие условия добровольного, идеально – желаемого

выбора

интересующих ребенка увлечений, которые выражаются в:

1

Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,

педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

самостоятельном выборе направлений предметной деятельности;

щадящем, удобном режиме посещения;

отсутствие жесткой оценочной системы;

альтернативности дисциплинарных отношений;

относительно коротком адаптационном периоде;

наличие многообразия дел по интересам;

умеренно – необходимом темпе деятельности;

всесторонней педагогической и методической поддержке;

разнообразии

форм и видов

деятельности, а так же в их успешной

интеграции.

Перечисленные

пункты

в

полной

мере

соответствуют

гуманизации

образовательного

процесса

и

отвечают

психофизическим,

т.е.

возрастным

и

личностным особенностям детей и подростков.

Организация

образовательного

процесса

в

системе

дополнительного

образования, построена таким образом, что ведущими, приоритетными являются

потребности обучающихся, их мотивация на какой либо вид деятельности.

По этому, гибкое, умелое переключение на «волну желаний» ребенка, а так же

устранение

доминирующей

роли

педагога

в

процессе

присвоения

знаний

и

опыта, является первичным педагогическим условием субъект – субъективного

взаимодействия.

На сегодняшний день в нашей организации – 53 штатных педагогических

работника, из них: 45(85%) – педагоги с большим стажем работы с первой и

высшей категориями;

8(15%) – это молодые специалисты, проработавшие в

коллективе не более трех лет, которые только закончили профильный вуз или

продолжают обучение.

Несмотря на достаточно внушительный количественный состав педагогов

со стажем – проведение образовательного процесса у каждого существенно

отличается.

Это,

в

первую

очередь

зависит

от

восприятия

себя

как:

специалиста, профессионала, авторитета для коллег, обучающихся и их

родителей.

Тема

доклада:

МЕТОДИЧЕСКАЯ

ГРАМОТНОСТЬ

ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

ИНТЕГРАЦИЯ

ТЕОРИИ

И

ПРАКТИКИ,

предполагает,

что

не

может

полноценное

обучение

базироваться

только

на

практических

умениях

и

опытности педагога, как специалиста.

Когда

то

кружковая

работа

в

комнатах

школьника,

станциях,

домах

пионеров и предполагала досуговую деятельность с детьми: репродуктивное

обучение,

полезное

времяпровождение,

участие

коллективов

в

конкурсах,

выставках, фестивалях не более чем на городском уровне.

Все это ушло в

историю и сейчас педагог дополнительного образования – это в первую очередь

многофункциональный профессионал,

идеально

владеющий

практической

с о с т а в л я ю щ е й

в

с в о е м

н а п р а в л е н и и

д е я т е л ь н о с т и ,

а

т а к

ж е

высокообразованный методист: теоретик, экспериментатор, исследователь,

проектировщик…

2

Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,

педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

Современный

мир,

в

котором

живет

и

воспитывается

ребёнок,

характеризуется

постоянным

обновлением

информации, он

динамичен

и

изменчив и такие условия диктуют маленькому человеку необходимость:

видеть свои цели;

проявлять инициативу;

проектировать;

выстраивать социальные связи;

быстро включаться во временные коллективы.

Нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя современные

подходы в виде инновационных образовательных технологий, методик, новых

форм взаимодействия.

Внедрение

в

образовательный

процесс

разнообразных

педагогических

технологий

способствует

активизации

творческой

и

познавательной

деятельности

обучающихся.

В

нашем

учреждении

активно

используют

современные

педагогические

технологии

28(53%)

педагогов,

что

является

средним показателем внедрения инноваций в учебно-образовательный процесс.

Можно оправдать такое положение тем, что опытные педагоги работают

по

давно

отработанной

традиционной

системе

(теория,

практика,

воспитательный

аспект),

им

тяжело

проходить

адаптацию

к

конкретным

нововведениям по организации образовательного процесса.

Молодые специалисты еще неумело применяют инновации в работе, мало

опыта,

психологический

барьер,

иногда

дети

могут

и

сами

преподать

урок

такому педагогу.

Таким образом, лишь половина педагогического коллектива все же пробует

и

достаточно

успешно

внедрять

в

работу

что

то

новое,

современное,

технологически не простое, инновационное.

Современный педагог, если он всерьёз задумывается о реализации задачи

доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге

проблем

своего

предмета.

Ведь

качество

образования

это

понятие,

аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от

реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в

образовательном

учреждении,

и

заканчивая

достижениями

воспитанников

в

освоении образовательных программ.

Достижение

человеком

успехов

в

профессиональной

деятельности

опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К

внутренним

предпосылкам

может

быть

отнесено

наличие

у

человека

высокоразвитых

общих

способностей

и

определенных

специальных

способностей,

обученности,

профессионально-важных

качеств,

развитых

эмоционально-волевых свойств личности.

Педагог дополнительного образования – ключевая фигура в становлении

юного

гражданина,

его

социализации,

развитии

творческих

способностей,

приобщении к миру прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был

личностью особенной и неповторимой, обладал высоким профессиональным

мастерством,

был

готов

к

постоянному

саморазвитию

и

самообразованию.

Ученые

вкладывают

смысл

в

определение

термина

«самообразование»

3

Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,

педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

следующий смысл: так, Коджаспирова Г.М. считает что «самообразование – это

система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой

волевое и нравственное самоусовершенствование».

Ожегов

С.И.

дает

такое

определение:

«самообразование

это

приобретение

знаний

путем

самостоятельных

занятий

без

помощи

преподавателя».

В деятельности педагогов дополнительного образования существуют две

ярко выраженные составляющие.

Во-первых, каждый педагог – специалист в какой-либо области: спорт,

хореография,

прикладное

творчество

и

т.д.,

которая

требует

специального

самообразования.

Во-вторых,

каждый

педагог

занимается

обучением

детей,

т. е .

осуществляет

педагогическую

деятельность

и

поэтому

ему

требуется

педагогическое самообразование.

Самообразование

н а п р а в л е н о

н а

р а с ш и р е н и е

и

у гл у б л е н и е

профессионально-методических знаний и умений педагога.

Суть самообразования заключается в овладении человеком техникой и

культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно

работать

над

собственным

усовершенствованием,

в

том

числе

и

профессиональным.

Каждый

педагог

в

какой-то

мере

занимается

самообразованием.

Этого

требуют

условия

его

существования

в

педагогической

среде:

частичное

обновление содержания преподавания, изменение учебных планов, работа над

авторской программой, имидж педагога и т.д.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает в

себя:

выбор темы по самообразованию

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

изучение научно-методической и учебной литературы;

изучение документов и материалов, представляющих профессиональный

интерес;

накопление

информации

по

педагогике,

психологии,

методике,

предметному содержанию;

создание

собственной

базы

лучших

конспектов

занятий,

интересных

приемов и находок на занятии;

теоретическая

разработка

и

практическая

апробация

разных

форм

занятий,

организационно-массовых

мероприятий,

собственных

учебных

материалов;

самостоятельное проведение исследований;

постоянная

работа

над

индивидуальной

методической

темой,

представляющей профессиональный интерес для педагога;

подготовка

программного

доклада

в

начале

учебного

года

и

годового

отчета о достигнутом – в его конце;

посещение занятий и мероприятий у коллег;

4

Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,

педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

персональные консультации;

собеседования с администрацией;

индивидуальная работа с наставником;

выполнение

индивидуальных

заданий

под

контролем

и

при

поддержке

руководителя методического объединения;

разработка собственной программы самообразования;

разработка авторского курса и учебного пособия

посещение виртуальных библиотек и профильных сайтов;

участие в педсоветах;

участие в работе практических семинаров

анализ аспектов профессиональной деятельности

анализ применяемых методик

оценка, самооценка

посещение

занятий

своих

коллег,

обмен

мнениями

по

вопросам

организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

теоретические

разработки

и

практическую

апробацию

разных

форм

занятий, организационно-массовых мероприятий, собственных учебных

материалов.

разработка диагностических процедур, заданий, тестов и проведение

мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и

результатом обучения;

рефлексия и анализ собственной деятельности;

при необходимости корректировка педагогической деятельности.

Хороший специалист – практик станет отличным, методически грамотным

профессионалом лишь при гармоничной интеграции теоретических знаний и

практических навыков. Волевой, целенаправленный человек самообразованием

определяет всю свою сознательную жизнь и таким образом достигает наивысшей

степени профессионального уровня и морального удовлетворения.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.

Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б.Организация педагогического процесса в учреждениях

дополнительного

образования

детей:

учебно-методическое

пособие.

Омск,

ОмГПУ, 2005.

2.

Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист,

2009.

3.

Селевко

Г.К.

Альтернативные

педагогические

технологии.

М.:

НИИ

школьных технологий, 2015.

4.

Строилова,

А.

Я.

Инновационные

процессы

управления

как

аспект

успешной

деятельности учреждения дополнительного образования детей /А.Я. Строилова //

Профессиональное

мастерство:

формирование,

становление

и

развитие:

мат-

лымежвуз. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2013.

5

Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,

педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

6



В раздел образования