Автор: Ким Людмила Викторовна
Должность: учитель химийй
Учебное заведение: МБОУ "Корниловская СОШ"
Населённый пункт: с.Корнилово
Наименование материала: Образовательная программа по химии спецкурса
Тема: "Методика решения задач части С"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корниловская средняя общеобразовательная школа» Томского района
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей
естественнонаучного
цикла
протокол № ____
от « 1 » сентября 2017 г.
Руководитель МО
_________Н.Б.Толкачева
СОГЛАСОВАНО
решением
педагогического
совета
МБОУ
«Корниловская
СОШ» Томского района
протокол № ______
от « 1 » сентября 2017 г
УТВЕРЖДЕНО
приказом № _____
от « 1 » сентября 2017 г
директор
МБОУ «Корниловская СОШ»»
Томского района
_____________________
(И.С.Горобец)
Образовательная программа
по химии
спецкурс «Методика решения задач части С»
для обучающихся 9 класса
составила:
учитель химии
Ким Людмила Викторовна
2017– 2018 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по спец. курсу «Методика решения задач части С» разработана на
основе ФГОС . Примерной программы среднего ( полного) общего образования по химии.
8-9классов и ориентирована на работу по линии УМК О.С Габриеляна
М.: «Дрофа» -
2014г.
Состав линии УМК:
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Габриелян О.С Химия 9класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М. Дрофа.
2011г
методическое пособие учителя
Примерные
программы
по
учебным
предметам
Химия
8-9
классы
Москва
"
Просвещение"2010г.
Цели и задачи изучения химии в основной школе:
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой
химии как науки и поставленными задачами. Одной из важнейших задач этого этапа
является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути.
Главными целями среднего общего образования является:
•освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
•овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ
и уравнений химических реакций;
•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
•воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Задачи: 1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;
2.Воспитывать общечеловеческую культуру;
3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.
2. Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего
образования
учащиеся
должны
овладеть
такими
познавательными
учебными
действиями, как умение формировать проблему и гипотезу ставить цели и задачи, строить
планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его
основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения.
Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий,
ограничивать их, описывать характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении
химии в средней школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими
им достичь личностных ,предметных и метапредметных образовательных результатов.
Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение
целей
среднего общего образования и определяет важнейшие содержательные линии
предмета:
*"вещество"-
знание
о
составе
и
строении
веществ,
их
свойствах
и
биологическом
значении:
* "химическая реакция"- знания о превращениях одних веществ в другие, условиях
протекания таких превращений и способах управления реакциями.
*
"применение
веществ"-
знание
и
опыт
безопасного
обращения
с
веществами,
материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве.
*
"
язык
химии"-
оперирование
системой
важнейших
химических
понятий,
знание
химической
номенклатуры,
а
также
владение
химической
символикой
(химическими
формулами и уравнениями).
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебном планом МБОУ " Корниловская СОШ" Томского района курс
химии на ступени основного общего образования носит общекультурный характер и
ставит задачу профессиональной подготовки учащихся В процессе изучения курса химии
для
средней
школы
учащиеся
овладевают
умениями
ставить
вопросы,
наблюдать,
объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и делать выводы на его
основе,
а
также
готовить
на
этой
основе
собственный
информационный
продукт
и
презентовать его. Курс позволяет получить и повторить материал для подготовке к сдаче
О.Г.В.
Учебным общеобразовательным планом "МБОУ Корниловская СОШ" Томского района на
изучение спец. курса отводится
1 час в неделю в течении года
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами
изучения спец. курса " О.В.Р." средней школы являются следующие умения:
·
осознавать единство и целостность окружающего
мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
·
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность
и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности
вне школы;
·
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
·
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
·
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметными
результатами изучения спец. курса " О.В.Р." является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
·
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
·
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
·
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
·
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Школьные:
·
Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.
·
Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и
предлагает несколько способов ее достижения.
·
самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
·
планирует ресурсы для достижения цели.
·
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их
преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
·
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их
преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
·
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
·
Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
·
при планировании достижения целей самостоятельно
и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
·
выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ.
·
адекватно оценивать свои возможности достижения
цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
·
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
·
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
·
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
·
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
·
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
·
преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
·
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Школьные:
·
осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
·
Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков
(символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
·
Создает модели и схемы для решения задач.
·
Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного
представления в текст и наоборот.
·
Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
*Участвует в проектно-исследовательской деятельности.
·
проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·
Дает определение понятиям.
·
устанавливает причинно-следственные связи.
Обобщает понятия —осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков
к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
·
осуществляет сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций. Строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания)строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей;
объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования;
объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Знает
основы ознакомительного чтения ;Знает основы усваивающего чтения Умеет
структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста,
выстраивает
последовательность описываемых событий)
·
ставить проблему, аргументировать её актуальность.
·
самостоятельно проводить исследование на основе
применения методов наблюдения и эксперимента;
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Школьные:
·
Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
·
Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении),
диалоге, дискуссии.
·
формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
·
Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего.
·
устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор.
·
спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
·
осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
·
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;.
·
умеет работать в группе —устанавливает рабочие отношения,
эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в
группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
·
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Выпускник получит возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта
интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного
действия (деловое лидерство);владеть монологической
и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,
адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды
других, в частности оказывать
помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
Предметными результатами
изучения предмета являются следующие
умения:
·
осознание роли веществ:
-определять роль различных веществ в природе и технике;
-объяснять роль веществ в их круговороте.
·
рассмотрение химических процессов:
-приводить примеры химических процессов в природе;
-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их
различиях.
·
использование химических знаний в быту:
–объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
·
объяснять мир с точки зрения химии:
–перечислять отличительные свойства химических веществ;
–различать основные химические процессы;
-определять основные классы неорганических веществ;
-понимать смысл химических терминов.
·
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании природы;
-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
·
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по
отношению к человеку и природе:
-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических
препаратов;
–различать опасные и безопасные вещества.
5.Содержание учебного курса
1. Тема О.В.Р.
Характеризовать О.В.Р. Окислители и восстановители. Знать алгоритм составления О.В.Р.
уравнений реакций. Проводить рефлексию собственных достижений.
2. Тема. №3 Методика решения типовых задач
3. Тема. 2Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения. Металлы и их соединения.
Качественные реакции на ионы.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тема
Тема урока
Вид деятельности учащихся
Понятие о О.В.Р.(4
часа)
1.Понятие о О.В.Р.
2.Алгоритм составление
уравнений реакций.
3. Решение уравнений.
4. Решение уравнений
ОВР
Характеризовать
ок и с ли те льн о-
в о с с т а н о в и т е л ь н ы е
р е а к ц и и .
Классифицировать
О.В.Р.
Составлять
у р а в н е н и я
о к и с л и т е л ь н о -
восстановительных реакций различными
методами.
Определять
понятия
"
окислитель."
"восстановитель"
Знать
алгоритм
составления
ура в н е н и й
р е а к ц и й
О . В . Р.
О б о б щ а т ь
и
систематизировать
знания
по
О.В.Р.
Проводить
рефлексию
собственных
достижений.
Методика решения
типовых задач(24
часа)
Расчеты « количества
вещества.
2Расчеты количества
вещества.
3.Растворы и смеси.
4. Решение задач
5. Теоретический расчет
по химическим
уравнениям.
6. Логика решения
расчетных задач.
7 Решение задач части С.
8. Решение задач на «
чистое вещество.
9. Решение задач по теме
« Газы».
10. Решение задач на
иэбыток и недостаток.
11.Решение задач на
вычисление массы
вещества.
12. Тема « Серная
кислота.
13. Решение задач на
выход продукта.
14. Решение задач на
Составлять уравнения реакций. Находить
молекулярную массу вещества и
массовую долю в растворе. Знать
алгоритм решения задач. Уметь
вычислять массовую долю в растворе по
количеству вещества, по массе и объему.
вычисление выхода
продукта.
15. Решение задач на «
осложнение»
16. Решение заданий
части С.
17. Тестовая работа.
18 Нахождение
молекулярной массы.
19. Определение
массовых отношений
элементов в веществе.
20. Решение задач по
теме « Азот»
21. Решение заданий по
теме « Углерод»
22 Тема « Галогены»
23. Тема « Металлы»
24-25 Тестовая работа
Многообразие
веществ.
Качественные
реакции на ионы.
Генетическая связь
между классами
соединений( 5часо
в)
1.Химические свойства
оксидов)
2. Химические свойства
оснований)
3. Химические свойства
кислот.
4. Химические свойства
солей.
5 Решение цепочек
превращений части С
Объяснение зависимости свойств от
положения в П.С. Составление
молекулярных уравнений реакций,
характеризующих химические свойства
веществ и их соединений, а, также
записывать электронные уравнения
процессов окисления- восстановления
Качественные реакции на ионы.
Тестовая работа
(1часа)
7. описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
СВ. Солохина "Медь и ее соединения"
С.С.Интинская " Кремний"
Л.К.Пилипенко " Влияние среды на продукты окислительно- восстановительых реакций.
Г.В.Пчелкина " О.В.Р.
И.И.Новошинский " Переходные элементы и их соединения"
И.В.Тригубчак О.В.Р.
Д.А.Баранукова " О.В.Р.
Приборы, химическая посуда и принадлежности для опытов
№
Наименование
Количество
Приборы общего назначения
1
1
Аппарат для дистилляции воды(АДУ)
5
2
Плитки электрические
1
3
Шкаф сушильный
Демонстрационные
4
Аппараты для получения газов
1
5
Комплект ареометров
1
6
Набор по электрохимии демонстрационный
1
7
Прибор для выяснения зависимости скорости химических
реакций от условий
1
8
Набор для опытов с электрическим током
1
Лабораторные
9
Весы учебные(ВУЧ)
10
10
Гири 4 класса лабораторные
10
11
Наборы деталей и узлов для монтажа простейших приборов
10
12
Нагреватели пробирок электрические
1
13
Приборы для получения газов
10
14
Спиртовки лабораторные
10
Принадлежности для опытов
15
Аллонжи изогнутые
5
16
Доски для сушки посуды
2
17
Ерши для мытья посуды
2
18
Ложки для веществ №2
3
19
Ложки для веществ №1
3
20
Наборы стеклянных трубок
20
21
Наборы сверл пробочных
3
22
Подставки для цилиндров
5
23
Трубки соединительные
15
24
Шпатели фарфоровые №1
5
25
Штативы лабораторные
15
Для лабораторных опытов
26
Зажимы пробирочные
10
27
Ложки для сжигания веществ
10
28
Пестики
5
29
Ступки№1
5
30
Треугольник для тигелей
10
31
Штативы для пробирок
10
Посуда
32
Колбы для перегонки круглодонные(ПКВ)
10
33
Колбы конические(НК- 250)
10
34
Колбы круглодонные
10
35
Колбы плоскогонные(П-100-34)
10
36
Кружки фарфоровые
5
37
Пробирки(ПХ)
50
38
Стаканы высокие
5
39
Тигли низкие№6
10
40
Цилиндры измерительные с носиком,250 мл
10
41
Цилиндры измерительные с носиком,500мл
5
42
Чашки выпаривательные№5
10
43
Воронки простые конусообразные№2
10
44
Колбы мерные
10
45
Пробирки градуированные
10
46
Склянки для взятия растворов
10
47
Стакан высокий
5
48
Стакан низкий
10
50
Набор для определения состава воздуха
1
Таблицы
51
Таблицы по неорганической химии
60
52
Таблицы по органической химии
60
53
Коллекции по неорганической химии
16
54
Коллекции по органической химии
8
55
Набор реактивов по группам
8. Планируемые результаты изучения предмета химии
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
Причины
многообразия
углеродных
соединений,
виды
связей,
важнейшие
функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей
групп
органических
веществ;
строение,
свойства
и
практическое
значение
метана,
этилена,
ацетилена,
одноатомных
и
многоатомных
спиртов,
уксусного
альдегида
и
уксусной кислоты.
Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и
сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;
основные
виды
химической
связи;
типы
кристаллических
решеток;
факторы,
определяющие
скорость
химических
реакций
и
состояние
химического
равновесия;
типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической
диссоциации;
названия,
состав,
классификацию
и
свойства
важнейших
классов
неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиции
окисления-восстановления.
Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие
физические
и
химические
свойства
металлов
и
основные
способы
их
получения;
основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных
металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Основные теории химии; основные химические понятия: вещество, химический элемент,
атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический
закон.
Важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак,
основные металлы и сплавы.
Важнейшие понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Учащиеся должны уметь:
- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы;
простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы,
количество
вещества,
молярная
масса,
молярный
объем,
число
Авогадро;
электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс;
химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации;
скорость
химической
реакции
и
факторы
ее
зависимости;
обратимость
химических
реакций,
химическое
равновесие
и
условия
его
смещения;
электролитическая
диссоциация,
гидратация
молекул
и
ионов;
ионы,
их
классификация
и
свойства;
электрохимический ряд напряжений металлов;
- разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие
изученных закономерностей; определять степени окисления атомов химических элементов
по формулам их соединений;
- составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать
окислительно-восстановительные реакции;
- определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений
и характеризовать их химические свойства, в том числе в свете теории электролитической
диссоциации;
устанавливать
генетическую
связь
между
классами
неорганических
соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
- обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники
безопасности;
проводить
простые
химические
опыты;
наблюдать
за
химическими
процессами и оформлять результаты наблюдений;
- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием
изученных понятий.
- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов,
переходные элементы, амфотерность;
- распознавать важнейшие катионы и анионы;
- решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;
- разъяснять причины многообразия органических веществ, материальное единство
и взаимосвязь органических веществ;
- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства
органических веществ, их генетическую связь;
- называть вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
- определять: заряд иона, характер среды в водных растворах, окислитель,
восстановитель; принадлежность веществ к различным классам.
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПС; общие
химические
свойства
металлов,
неметаллов,
основных
классов
неорганических
и
органических соединений.
- определять: тип химической связи в соединениях.
- объяснять: природу химической связи ( ионной, ковалентной, металлической);
зависимость
скорости
химических
реакций
и
положения
химического
равновесия
от
различных факторов.
- выполнять химический эксперимент:
по
распознаванию
важнейших
неорганических и органических веществ.
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.