Напоминание

"Методика решения задач части С"


Автор: Ким Людмила Викторовна
Должность: учитель химийй
Учебное заведение: МБОУ "Корниловская СОШ"
Населённый пункт: с.Корнилово
Наименование материала: Образовательная программа по химии спецкурса
Тема: "Методика решения задач части С"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корниловская средняя общеобразовательная школа» Томского района

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей

естественнонаучного

цикла

протокол № ____

от « 1 » сентября 2017 г.

Руководитель МО

_________Н.Б.Толкачева

СОГЛАСОВАНО

решением

педагогического

совета

МБОУ

«Корниловская

СОШ» Томского района

протокол № ______

от « 1 » сентября 2017 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом № _____

от « 1 » сентября 2017 г

директор

МБОУ «Корниловская СОШ»»

Томского района

_____________________

(И.С.Горобец)

Образовательная программа

по химии

спецкурс «Методика решения задач части С»

для обучающихся 9 класса

составила:

учитель химии

Ким Людмила Викторовна

2017– 2018 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по спец. курсу «Методика решения задач части С» разработана на

основе ФГОС . Примерной программы среднего ( полного) общего образования по химии.

8-9классов и ориентирована на работу по линии УМК О.С Габриеляна

М.: «Дрофа» -

2014г.

Состав линии УМК:

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Габриелян О.С Химия 9класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М. Дрофа.

2011г

методическое пособие учителя

Примерные

программы

по

учебным

предметам

Химия

8-9

классы

Москва

"

Просвещение"2010г.

Цели и задачи изучения химии в основной школе:

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой

химии как науки и поставленными задачами. Одной из важнейших задач этого этапа

является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и

профессионального пути.

Главными целями среднего общего образования является:

•освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической

символике;

•овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический

эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ

и уравнений химических реакций;

•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе

проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в

соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов

естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и

материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в

повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и

окружающей среде.

Задачи: 1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;

2.Воспитывать общечеловеческую культуру;

3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

2. Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего

общего

образования

учащиеся

должны

овладеть

такими

познавательными

учебными

действиями, как умение формировать проблему и гипотезу ставить цели и задачи, строить

планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его

основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения.

Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий,

ограничивать их, описывать характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении

химии в средней школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими

им достичь личностных ,предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение

целей

среднего общего образования и определяет важнейшие содержательные линии

предмета:

*"вещество"-

знание

о

составе

и

строении

веществ,

их

свойствах

и

биологическом

значении:

* "химическая реакция"- знания о превращениях одних веществ в другие, условиях

протекания таких превращений и способах управления реакциями.

*

"применение

веществ"-

знание

и

опыт

безопасного

обращения

с

веществами,

материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве.

*

"

язык

химии"-

оперирование

системой

важнейших

химических

понятий,

знание

химической

номенклатуры,

а

также

владение

химической

символикой

(химическими

формулами и уравнениями).

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебном планом МБОУ " Корниловская СОШ" Томского района курс

химии на ступени основного общего образования носит общекультурный характер и

ставит задачу профессиональной подготовки учащихся В процессе изучения курса химии

для

средней

школы

учащиеся

овладевают

умениями

ставить

вопросы,

наблюдать,

объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и делать выводы на его

основе,

а

также

готовить

на

этой

основе

собственный

информационный

продукт

и

презентовать его. Курс позволяет получить и повторить материал для подготовке к сдаче

О.Г.В.

Учебным общеобразовательным планом "МБОУ Корниловская СОШ" Томского района на

изучение спец. курса отводится

1 час в неделю в течении года

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами

изучения спец. курса " О.В.Р." средней школы являются следующие умения:

·

осознавать единство и целостность окружающего

мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

·

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность

и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

вне школы;

·

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

здоровья;

·

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

·

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки

других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и

благополучия людей на Земле.

Метапредметными

результатами изучения спец. курса " О.В.Р." является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

учебной деятельности;

·

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

·

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

·

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно;

·

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Школьные:

·

Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.

·

Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и

предлагает несколько способов ее достижения.

·

самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных

учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

·

планирует ресурсы для достижения цели.

·

Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их

преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

·

Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их

преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

·

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

·

Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.

·

при планировании достижения целей самостоятельно

и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

·

выделять альтернативные способы достижения цели

и выбирать наиболее эффективный способ.

·

адекватно оценивать свои возможности достижения

цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

·

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять

причины и следствия простых явлений.

·

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;

·

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей.

·

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

·

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

·

преобразовывать информацию из одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.).

·

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Школьные:

·

осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета.

·

Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков

(символов) при наличии источника, содержащего их толкование.

·

Создает модели и схемы для решения задач.

·

Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного

представления в текст и наоборот.

·

Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

*Участвует в проектно-исследовательской деятельности.

·

проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор

наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·

Дает определение понятиям.

·

устанавливает причинно-следственные связи.

Обобщает понятия —осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков

к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с

большим объёмом;

·

осуществляет сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций. Строить классификацию на основе

дихотомического деления (на основе отрицания)строить логическое рассуждение,

включающее установление причинно-следственных связей;

объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования;

объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Знает

основы ознакомительного чтения ;Знает основы усваивающего чтения Умеет

структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста,

выстраивает

последовательность описываемых событий)

·

ставить проблему, аргументировать её актуальность.

·

самостоятельно проводить исследование на основе

применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Школьные:

·

Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

·

Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении),

диалоге, дискуссии.

·

формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

·

Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке

общего.

·

устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и

делать выбор.

·

спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

·

осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь.

·

организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

определять цели и функции участников, способы

взаимодействия; планировать общие способы работы;.

·

умеет работать в группе —устанавливает рабочие отношения,

эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в

группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

·

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Выпускник получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта

интересов и позиций всех

участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного

действия (деловое лидерство);владеть монологической

и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества

на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,

адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды

других, в частности оказывать

помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели

совместной деятельности;

Предметными результатами

изучения предмета являются следующие

умения:

·

осознание роли веществ:

-определять роль различных веществ в природе и технике;

-объяснять роль веществ в их круговороте.

·

рассмотрение химических процессов:

-приводить примеры химических процессов в природе;

-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их

различиях.

·

использование химических знаний в быту:

–объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

·

объяснять мир с точки зрения химии:

–перечислять отличительные свойства химических веществ;

–различать основные химические процессы;

-определять основные классы неорганических веществ;

-понимать смысл химических терминов.

·

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,

измерение) и их роль в познании природы;

-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

·

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по

отношению к человеку и природе:

-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических

препаратов;

–различать опасные и безопасные вещества.

5.Содержание учебного курса

1. Тема О.В.Р.

Характеризовать О.В.Р. Окислители и восстановители. Знать алгоритм составления О.В.Р.

уравнений реакций. Проводить рефлексию собственных достижений.

2. Тема. №3 Методика решения типовых задач

3. Тема. 2Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения. Металлы и их соединения.

Качественные реакции на ионы.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности.

Тема

Тема урока

Вид деятельности учащихся

Понятие о О.В.Р.(4

часа)

1.Понятие о О.В.Р.

2.Алгоритм составление

уравнений реакций.

3. Решение уравнений.

4. Решение уравнений

ОВР

Характеризовать

ок и с ли те льн о-

в о с с т а н о в и т е л ь н ы е

р е а к ц и и .

Классифицировать

О.В.Р.

Составлять

у р а в н е н и я

о к и с л и т е л ь н о -

восстановительных реакций различными

методами.

Определять

понятия

"

окислитель."

"восстановитель"

Знать

алгоритм

составления

ура в н е н и й

р е а к ц и й

О . В . Р.

О б о б щ а т ь

и

систематизировать

знания

по

О.В.Р.

Проводить

рефлексию

собственных

достижений.

Методика решения

типовых задач(24

часа)

Расчеты « количества

вещества.

2Расчеты количества

вещества.

3.Растворы и смеси.

4. Решение задач

5. Теоретический расчет

по химическим

уравнениям.

6. Логика решения

расчетных задач.

7 Решение задач части С.

8. Решение задач на «

чистое вещество.

9. Решение задач по теме

« Газы».

10. Решение задач на

иэбыток и недостаток.

11.Решение задач на

вычисление массы

вещества.

12. Тема « Серная

кислота.

13. Решение задач на

выход продукта.

14. Решение задач на

Составлять уравнения реакций. Находить

молекулярную массу вещества и

массовую долю в растворе. Знать

алгоритм решения задач. Уметь

вычислять массовую долю в растворе по

количеству вещества, по массе и объему.

вычисление выхода

продукта.

15. Решение задач на «

осложнение»

16. Решение заданий

части С.

17. Тестовая работа.

18 Нахождение

молекулярной массы.

19. Определение

массовых отношений

элементов в веществе.

20. Решение задач по

теме « Азот»

21. Решение заданий по

теме « Углерод»

22 Тема « Галогены»

23. Тема « Металлы»

24-25 Тестовая работа

Многообразие

веществ.

Качественные

реакции на ионы.

Генетическая связь

между классами

соединений( 5часо

в)

1.Химические свойства

оксидов)

2. Химические свойства

оснований)

3. Химические свойства

кислот.

4. Химические свойства

солей.

5 Решение цепочек

превращений части С

Объяснение зависимости свойств от

положения в П.С. Составление

молекулярных уравнений реакций,

характеризующих химические свойства

веществ и их соединений, а, также

записывать электронные уравнения

процессов окисления- восстановления

Качественные реакции на ионы.

Тестовая работа

(1часа)

7. описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

СВ. Солохина "Медь и ее соединения"

С.С.Интинская " Кремний"

Л.К.Пилипенко " Влияние среды на продукты окислительно- восстановительых реакций.

Г.В.Пчелкина " О.В.Р.

И.И.Новошинский " Переходные элементы и их соединения"

И.В.Тригубчак О.В.Р.

Д.А.Баранукова " О.В.Р.

Приборы, химическая посуда и принадлежности для опытов

Наименование

Количество

Приборы общего назначения

1

1

Аппарат для дистилляции воды(АДУ)

5

2

Плитки электрические

1

3

Шкаф сушильный

Демонстрационные

4

Аппараты для получения газов

1

5

Комплект ареометров

1

6

Набор по электрохимии демонстрационный

1

7

Прибор для выяснения зависимости скорости химических

реакций от условий

1

8

Набор для опытов с электрическим током

1

Лабораторные

9

Весы учебные(ВУЧ)

10

10

Гири 4 класса лабораторные

10

11

Наборы деталей и узлов для монтажа простейших приборов

10

12

Нагреватели пробирок электрические

1

13

Приборы для получения газов

10

14

Спиртовки лабораторные

10

Принадлежности для опытов

15

Аллонжи изогнутые

5

16

Доски для сушки посуды

2

17

Ерши для мытья посуды

2

18

Ложки для веществ №2

3

19

Ложки для веществ №1

3

20

Наборы стеклянных трубок

20

21

Наборы сверл пробочных

3

22

Подставки для цилиндров

5

23

Трубки соединительные

15

24

Шпатели фарфоровые №1

5

25

Штативы лабораторные

15

Для лабораторных опытов

26

Зажимы пробирочные

10

27

Ложки для сжигания веществ

10

28

Пестики

5

29

Ступки№1

5

30

Треугольник для тигелей

10

31

Штативы для пробирок

10

Посуда

32

Колбы для перегонки круглодонные(ПКВ)

10

33

Колбы конические(НК- 250)

10

34

Колбы круглодонные

10

35

Колбы плоскогонные(П-100-34)

10

36

Кружки фарфоровые

5

37

Пробирки(ПХ)

50

38

Стаканы высокие

5

39

Тигли низкие№6

10

40

Цилиндры измерительные с носиком,250 мл

10

41

Цилиндры измерительные с носиком,500мл

5

42

Чашки выпаривательные№5

10

43

Воронки простые конусообразные№2

10

44

Колбы мерные

10

45

Пробирки градуированные

10

46

Склянки для взятия растворов

10

47

Стакан высокий

5

48

Стакан низкий

10

50

Набор для определения состава воздуха

1

Таблицы

51

Таблицы по неорганической химии

60

52

Таблицы по органической химии

60

53

Коллекции по неорганической химии

16

54

Коллекции по органической химии

8

55

Набор реактивов по группам

8. Планируемые результаты изучения предмета химии

Требования к результатам усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

Причины

многообразия

углеродных

соединений,

виды

связей,

важнейшие

функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей

групп

органических

веществ;

строение,

свойства

и

практическое

значение

метана,

этилена,

ацетилена,

одноатомных

и

многоатомных

спиртов,

уксусного

альдегида

и

уксусной кислоты.

Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и

сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;

основные

виды

химической

связи;

типы

кристаллических

решеток;

факторы,

определяющие

скорость

химических

реакций

и

состояние

химического

равновесия;

типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической

диссоциации;

названия,

состав,

классификацию

и

свойства

важнейших

классов

неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиции

окисления-восстановления.

Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие

физические

и

химические

свойства

металлов

и

основные

способы

их

получения;

основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных

металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Основные теории химии; основные химические понятия: вещество, химический элемент,

атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический

закон.

Важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак,

основные металлы и сплавы.

Важнейшие понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Учащиеся должны уметь:

- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы;

простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы,

количество

вещества,

молярная

масса,

молярный

объем,

число

Авогадро;

электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс;

химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации;

скорость

химической

реакции

и

факторы

ее

зависимости;

обратимость

химических

реакций,

химическое

равновесие

и

условия

его

смещения;

электролитическая

диссоциация,

гидратация

молекул

и

ионов;

ионы,

их

классификация

и

свойства;

электрохимический ряд напряжений металлов;

- разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие

изученных закономерностей; определять степени окисления атомов химических элементов

по формулам их соединений;

- составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать

окислительно-восстановительные реакции;

- определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений

и характеризовать их химические свойства, в том числе в свете теории электролитической

диссоциации;

устанавливать

генетическую

связь

между

классами

неорганических

соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

- обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники

безопасности;

проводить

простые

химические

опыты;

наблюдать

за

химическими

процессами и оформлять результаты наблюдений;

- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием

изученных понятий.

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов,

переходные элементы, амфотерность;

- распознавать важнейшие катионы и анионы;

- решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;

- разъяснять причины многообразия органических веществ, материальное единство

и взаимосвязь органических веществ;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства

органических веществ, их генетическую связь;

- называть вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.

- определять: заряд иона, характер среды в водных растворах, окислитель,

восстановитель; принадлежность веществ к различным классам.

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПС; общие

химические

свойства

металлов,

неметаллов,

основных

классов

неорганических

и

органических соединений.

- определять: тип химической связи в соединениях.

- объяснять: природу химической связи ( ионной, ковалентной, металлической);

зависимость

скорости

химических

реакций

и

положения

химического

равновесия

от

различных факторов.

- выполнять химический эксперимент:

по

распознаванию

важнейших

неорганических и органических веществ.

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием

различных источников.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.



В раздел образования