Напоминание

"Любовь к Родине начинается с семьи"


Автор: Дмитриева Наталья Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г.Протвино Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Любовь к Родине начинается с семьи"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №1 г.Протвино Московской области Дмитриевой Натальи Владимировны. «Любовь к Родине начинается с семьи» «Слово – дело великое. Великое потому что словом Можно соединить людей, Словом можно разъединить людей, Словом можно служить любви, Словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет» Л.Н.Толстой Современные социологические исследования приводят цифры об отношении молодежи к понятию «патриотизм»: 46% респондентов полагают, что патриотизм это любовь и уважение к родине, гордость за нее, чувство преданности, долгая ответственность перед страной; 36% отмечают, что патриотизм это участие в выборах; 11% случаев респонденты говорят, что это готовность защищать Отечество и служить в армии; 7% опрошенных считают, что патриотизм – это готовность трудиться и служить на благо Родины. Таким образом, ЛЮБОВЬ и УВАЖЕНИЕ к Родине занимают лидирующие позиции. ЛЮБОВЬ и УВАЖЕНИЕ
-
это нравственные категории, которые возможно привить ребенку, обращаясь к его внутреннему миру. К школьному возрасту мир этот уже в основном сформирован семьей. Школа получает готовый продукт нравственных ценностей, заложенный в ребенка как в индивидуальность. Но у нас школьных учителей остается огромный потенциал формирования из индивидуальности личность. И возможности эти должны опираться на маленький, но такой важный для ребенка его собственный опыт, который родился из слов мамы, отца, из воспоминаний деда и бабушки, из рассказов прадеда и прабабушки, из семейных традиций, семейных тайн передаваемых из поколение в поколение. Опора на этот опыт актуализирует понятие патриотизм, отечество, родина – делает их личностно близкими и необходимыми для растущего человека. «Я» становится важной категорией для социальных размышлений ребенка. Патриотизм – являясь одним из нравственных качеств личности, включает в себя:
- содержательный компонент (овладение доступного возрасту объема представленных знаний по истории страны, народа, семьи, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни; - эмоционально-побудительный компонент (переживание личности, социально- положительный настрой, уважение к прошлому, к традициям, родному языку, изучение народного творчества); - деятельностный компонент (проявление заботы о близких, посильная помощь взрослым, участие в волонтерском движении, умение отразить полученные знания в творческой работе). В современном учебном плане гуманитарная составляющая позволяет нам творчески работать с этой темой, находит новые подходы. Обществознание замечательная учебная дисциплина на которой учитель может раскрыть ребенку новые возможности осмысления и даже научного подхода, который становиться важным для него. Патриотическое и гражданское воспитание школьников, приобщение их к традиционной культуре – проблема, которая начала волновать общество несколько лет назад. В советское время это была доминирующая идея воспитания, но период длительных реформ и кризисов в социально-экономической и культурной жизни общества, привело к резкому спаду процесса воспитания подрастающего поколения. Перед школой ставилась задача образовательная, воспитание же возлагалось на семью. Государственная стратегия на воспитание потребителя, основываясь на естественно биологических потребностях, т.е. врожденных принесла не только положительные результаты. Сегодня нравственные ориентиры меняются. Патриотическое воспитание обретает новые подходы и формы. Главной задачей его – стать основой целостного подхода к социальной адаптации и жизненного самоопределения и становления личности. Конечно, особое место в воспитании у ребенка чувства родины занимает семья., его отношение к матери, близким, родным это корни, которые связывают его с родным домом, отечеством. Семья первый важнейший этап социализации и адаптации ребенка. Школа от простых разговоров, бытовых знаний ведет ребенка к социальным исследованиям своей семьи, к первому научно-исследовательскому опыту, формируются познавательные интересы, избирательная направленность личности на предметы исследования и явления действительности окружающей жизни. Ребенок, ставя перед собой познавательные задачи ищет объяснения этим явлениям, происходит переход от простого любопыства к любознательности, которые вызываются внутренней стороной предмета или явления, о чем свидетельствуют вопросы на уроках обществознания, темы разговоров, попытки перевести тему урока в плоскость своих проблем, проблем своей семьи. Древние
говорили: «Отечество – земля отцов». Семья – это часть Отечества. Соединяя теоретические знания с практикой жизни и делая первые попытки анализа, учащиеся формируют систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их
сознательного
отношения к окружающему миру, основой патриотического воспитания. Происходит развитие действенного отношения к Родине, проявляющееся в заботе о родных и близких людях, в необходимости делать нужное для других, беречь то, что создано трудом поколений, ответственно относится к порученному делу. Наука утверждает: патриотизм воспитывается в ходе приобретения жизненного опыта. Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение подвигом, эмоциональный подъем от соприкосновение с прекрасным – он тем самым приобрел эмоциональный опыт и создал для себя «копилку эмоциональных переживаний». Это будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Формирующийся путь для ассоциации эмоционального характера является основой и фундаментом более глубоких чувств и условием полноценного эмоционального развития. Нравственные чувства и их развитие во многом зависят от условий в которых живет ребенок и от средств и методов воспитания. Целенаправленное воспитание чувств ребенка формирует гораздо богаче и разнообразнее его внутренний мир и проявляются они гораздо раньше, чем у детей не получивших правильное воспитание. Если у ребенка целенаправленно не формируются социальные и качественные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь и доминируя, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным, близким, обществу в целом. Учащиеся средней школы, несмотря на обширный поток информации, не могут самостоятельно проникнуть в сущность общественных явлений, систематизировать полученные знания, привести их в порядок, определить место детальной информации в общей системе. Для учителя обществознания генеалогия, как вспомогательная историческая дисциплина является прекрасным инструментом для формирования нравственной и патриотической личности. Составляя родословную, ребенок развивает свою эмоциональную сферу, что служит сплочению семью, создает благоприятный климат, необходимый для нормального развития. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателем традиций своих предков. Генеалогия позволяет нам соединить наше «сегодня» и «вчера». Она дает возможность обрести свое я в системе необъятных исторических и общественных галактик. Ребенку необходимо знать прошлое
своей семьи, ее историю, ее упорядоченное строение, знать героев и неудачников, уважать разные судьбы, уметь пожалеть своих предков и порадоваться за них. Родословная память – явление достаточно уникальное, его воспевают в песнях, в стихах. Но особенно ярко его отражают поговорки: «Без корней даже полынь не растет», «Без семьи и своего рода – нет нации и народа». Призывая коллег обратиться к теме патриотизма, хотелось бы начать ее глубокую проработку с темы семьи. Это то, что объединяет нас и делает сильнее!


В раздел образования