Напоминание

ТРКМ с использованием технологии"6 шляп" Эдварда де Боно.


Автор: Долгополова Нина Матвеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Майская СОШ"
Населённый пункт: Московская область Пушкинский район Софрино1
Наименование материала: Нравственно-философские проблемы повести А.С.Пушкина"Станционный смотритель"
Тема: ТРКМ с использованием технологии"6 шляп" Эдварда де Боно.
Раздел: среднее образование





Назад




Пути, которые выбирает человек»

(Нравственно-философские проблемы

повести А.С. Пушкина «Станционный

смотритель»

Цели:

Совершенствовать навыки работы с художественным текстом

Учить извлекать необходимую информацию для аргументации

своих суждений

Воспитывать уважительное отношение к родителям.

Урок

построен

по

принципам

ТРКМ

с

использованием

технологии «:6 шляп мышления» Эдварда де Боно

ОБОРУДОВАНИЕ:слайды с иллюстрациями. Таблица о рангах.

Доска: эпиграфы к уроку

«СОВЕСТЬ-когтистый зверь.скребущий сердце»А.С.ПУШКИН

«Презирать суд людей нетрудно.презирать суд собственный

невозможно.» А.С.ПУШКИН

«Сострадание есть главнейший закон бытия и .может быть

,единственный закон бытия человеческого»Ф. М .Достоевский.

«…почитай отца твоего и мать твою.чтобы продлились дни твои

на земле» БИБЛИЯ.

«Береги платье снову.а честь-смолоду» Пословица.

Вступительное слово учителя.

Итак.нами

прочитана

повесть

А.С.Пушкина

«

С т а н ц и о н н ы й

с м о т р и т е л ь

» . Г е н и а л ь н а я . н о

и

сложная.Пушкин.прячась за вымышленного рассказчика.незримо

присутствует.как

бы

говоря

читателям:

«Вот

она

,настоящая

жизнь! »

А почему она именно такая? Почему рвутся связи между людьми?

Почему дети уходят и не возвращаются?Почему мир так жесток? И

почему человек несчастен?

На эти вопросы ответить должен сам читатель.

Вы обратили внимание.что повесть напоминает цепь картин.но это

уже не притчевые картинки.а картины Жизни.и в них далеко не всё

так благополучно.как в библейской истории. Жизнь в изображении

Пушкина-трагедия.Почему?

Отчего?

Неизвестно.Это

великая

загадка.кдюч от которой сегодня удастся найти.

Этап вызова.

Для

того

чтобы

ответить

на

главные

вопросы

урока.вспомним

содержание

повести.За

правильный

ответ

я

буду

давать

орешек.Почему?

( Приложение №1)

Итак.как вы думаете.какие вопросы

мы

должны

разобрать

в

рамках темы урока?

-Продолжите ряд синонимов к слову НРАВСТВЕННЫЙ

-кого из героев повести мы можем назвать человеком нравственным?

Почему?

-Каждый из персонажей вызывает в нашем сознании определённые

ассоциации.Запишите

ключевые

слова.помогающие

представить

героев.(Преполагаемая

запись:Самсон

В ы р и н - « м а л е н ь к и й

человек».Дуня-«блудная дочь». Минский «чин чина почитай».)

-Проанализируем поступки.действия героев..чтобы дать им оценку

.используя технологию «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ».

Приложение №2-

-Несколько вопросов всем:

-Дуня вышла замуж или нет?Счастлива она или нет?Как жила она

все эти годы.вспоминала ли она отца ?Почему не приезжала к отцу?

-Правильно ли Самсон Вырин воспитывал свою дочь?

-Все добродетели Дуни от любви к отцу или от желания нравиться?

-А что такое НРАВИТЬСЯ?

-Где есть подтверждение.что Дуня бесхарактерна.безвольна,что она

не имеет ясных представлений о добре?

ВЫВОД: Люди .которые хотят угодить всем во всём .не ДОБРЫЕ. А

ДОБРЕНЬКИЕ.

-Сравнительная

характеристика

«Притчи

о

блудном

сыне»

и

повести А. С .Пушкина.

(Работа в группах по предложенным вопросам:

-Вернёмся к «Притче…».Какова здесь позиция отца?

-А какова позиция Самсона Вырина?

-А дети?Кто оказался счастливее:блудный сын. успевший вернуться

к

своему

отцу.или

Дуня.

нарядная.разбогатевшая.но

не

заставшая

отца в живых?

-Какими показал отношения между родителями и детьми Пушкин?

ВЫВОД

-Как важно сказать родителям. что мы их любим.приносить им не

одни неприятности.а хоть немного счастья. И Заповедь Христа

как

раз

отражает

именно

те

необходимые

отношения

между

родителями и детьми.которые должны быть.

-А теперь прочитаем о почитании родителей детьми у святителя

Тихона Задонского.( Текст на стенде)

ВЫВОД

Расставание детей и родителей неизбежно.Здесь трудно что-то

изменить.Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным

расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома-это

уничтожение корней человека.его истоков, а значит .его самого.В роли

блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно

сделать.чтобы с нами такое не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям .что мы их

любим.Важно вовремя просить у них прощения за обиды.

нанесённые им. потому что возможность сказать «Прости меня»

может больше не представиться.

РЕФЛЕКСИЯ

Подведём итоги нашего урока?

-Итак,какова тема нашего урока?

-Какой эпиграф к уроку вы выберете? Почему?

Что ждали от урока?Какое открытие вы сделали для себя? С чем

оно связано?

Дома:Сочинение-миниатюра

-«Что шепчет Дуня на могиле отца?»или

«Какое письмо мог бы написать Самсон Вырин Дуне?»или

-Рассказ о происшедшем от имени Минского.Или

-Синквейны к образам повести

В

своих

тетрадях

отметьте

.что

было

известно.что

узнали

нового.что

хотели

бы

узнать.исходя

из

темы

урока(т.е+

- ?).поставьте себе оценку за урок.

Приложение №1

Приезжий в черкесской шапке.в военной шинели.окутанныстроцй

шалью.молодой гусар с чёрными усиками. ВЫ ?

.В каком ВЫ звании?

Вы торопились ехать.а задержались на станции на 3

дня.Почему?

К вам в Петербург приезжал Самсон Вырин.Как вы с

ним обошлись?

«Маленькая

кокетка

со

второго

взгляда

заметила

впечатление.произведённое

ею.она

потупила

большие

голубые глаза.я стал с нею разговаривать.она отвечала

мне безо всякой робости.как девушка.видевшая свет»

Чем вы заболевшего Минского?

Куда вызвался подвезти вас Минский?

Как вы отреагировали на внезапное появление отца в

вашей петербургской квартире?

С кем вы приезжали на станцию в последний раз?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ВОПРОСЫ ДЛЯ ШЛЯП

БЕЛАЯ ШЛЯПА

САМСОН ВЫРИН

Факты жизни героя. Меняется ли он

на протяжении действия повести?

ДУНЯ

Н а з о в и т е

ф а к т ы

и з

ж и з н и

Дуни.которые привели к трагедии?

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА

САМСОН ВЫРИН

Что

в

поведении

Самсона

Вырина

вам не понравилось?

ДУНЯ

Виновата ли ДУНЯ?

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА

Самсон Вырин

Что в поведении героя вызывает у

вас уважение?

ДУНЯ

Так ли уж плоха Дуня

КРАСНАЯ ШЛЯПА

САМСОН ВЫРИН

Жалко

ли

вам

Самсона

Вырина?

Почему?

ДУНЯ

Какие

чувства

испытывали

вы

.читая эпизоды повести,связанные с

Дуней? Аргументируйте свой ответ.

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА

Самсон Вырин

Что

мог

бы

сделать

Самсон

В ы р и н . ч т о б ы

н е

п р о и з о ш л о

трагедии?

ДУНЯ

Как поступили бы вы на месте Дуни?

Почему так?

СИНЯЯ ШЛЯПА

Самсон Вырин

Случайна

ли

история.описанная

Пушкиным?

ДУНЯ

Счастлива

Дуня?

Почему

она

плачет?Какая

здесь

возникает

проблема?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Почитание родителей-первейшая обязанность детей

Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью

почитать…Всякое убо почтение отдавай.христианине.родившим

тебе.да благо тебе будет.Кого тебе и почитать.как не родителей.

.Понеже родители твои суть великие благодетели.показывай им

свою

достойную

благодарность.Поминай

болезни

и

труды

их.в

твоём

воспитании

подъятые.и

буди

им

за

то

благодарен.Знай

точно

.что

ничим

благодеяния

их

тебе

показанное.воздать

не

можешь.Много они тебе обдолжили.много и ты им должен: являй

ибо им сердечную за то благодарностьчерез все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны.Тако Сам

Господь

Бог

в

пятой

заповеди

повелевает.глаголя:

«чти

отца

твоего и мать твою.да благо тебе будет.и долголетен будеши на

земли блазе»

Почтение

сие

в

следующих

делах

наипаче

состоит:любить

их

истинно

и

чистосердечно;говорить

о

них

со

вс я к и м

почтением;пред ними предстоять;в случае честнейшее место им

отдавать;когда

говорят

.слов

их

не

прерывать.и

в

оныя

безрассудно

не

примешиваться;дьела

никакого

без

их

воли

не

начинать;ничего пред нимине делать. Что их повредить может

или в стыд привести.

Переведём на современный язык:

1.

Любите их истинно и чистосердечно.

2.

Говорить о родителях уважительно.

3.

Вставать перед ними.

4.

Стоять перед сидящими родителями.

5.

Предоставлять им лучшее место.

6.

НЕ

перебивать

родителей

в

разговоре

и

не

говорить

одновременно с ними.

7.

Не начинать никакого дела без согласия на то родиелей.

8.

Не

делать

ничего

,что

может

повредить

доброму

имени

родителей и за что им будет стыдно.

9.



В раздел образования