Автор: Долгополова Нина Матвеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Майская СОШ"
Населённый пункт: Московская область Пушкинский район Софрино1
Наименование материала: Нравственно-философские проблемы повести А.С.Пушкина"Станционный смотритель"
Тема: ТРКМ с использованием технологии"6 шляп" Эдварда де Боно.
Раздел: среднее образование
Пути, которые выбирает человек»
(Нравственно-философские проблемы
повести А.С. Пушкина «Станционный
смотритель»
Цели:
Совершенствовать навыки работы с художественным текстом
Учить извлекать необходимую информацию для аргументации
своих суждений
Воспитывать уважительное отношение к родителям.
Урок
построен
по
принципам
ТРКМ
с
использованием
технологии «:6 шляп мышления» Эдварда де Боно
ОБОРУДОВАНИЕ:слайды с иллюстрациями. Таблица о рангах.
Доска: эпиграфы к уроку
«СОВЕСТЬ-когтистый зверь.скребущий сердце»А.С.ПУШКИН
«Презирать суд людей нетрудно.презирать суд собственный
невозможно.» А.С.ПУШКИН
«Сострадание есть главнейший закон бытия и .может быть
,единственный закон бытия человеческого»Ф. М .Достоевский.
«…почитай отца твоего и мать твою.чтобы продлились дни твои
на земле» БИБЛИЯ.
«Береги платье снову.а честь-смолоду» Пословица.
Вступительное слово учителя.
Итак.нами
прочитана
повесть
А.С.Пушкина
«
С т а н ц и о н н ы й
с м о т р и т е л ь
» . Г е н и а л ь н а я . н о
и
сложная.Пушкин.прячась за вымышленного рассказчика.незримо
присутствует.как
бы
говоря
читателям:
«Вот
она
,настоящая
жизнь! »
А почему она именно такая? Почему рвутся связи между людьми?
Почему дети уходят и не возвращаются?Почему мир так жесток? И
почему человек несчастен?
На эти вопросы ответить должен сам читатель.
Вы обратили внимание.что повесть напоминает цепь картин.но это
уже не притчевые картинки.а картины Жизни.и в них далеко не всё
так благополучно.как в библейской истории. Жизнь в изображении
Пушкина-трагедия.Почему?
Отчего?
Неизвестно.Это
великая
загадка.кдюч от которой сегодня удастся найти.
Этап вызова.
Для
того
чтобы
ответить
на
главные
вопросы
урока.вспомним
содержание
повести.За
правильный
ответ
я
буду
давать
орешек.Почему?
( Приложение №1)
Итак.как вы думаете.какие вопросы
мы
должны
разобрать
в
рамках темы урока?
-Продолжите ряд синонимов к слову НРАВСТВЕННЫЙ
-кого из героев повести мы можем назвать человеком нравственным?
Почему?
-Каждый из персонажей вызывает в нашем сознании определённые
ассоциации.Запишите
ключевые
слова.помогающие
представить
героев.(Преполагаемая
запись:Самсон
В ы р и н - « м а л е н ь к и й
человек».Дуня-«блудная дочь». Минский «чин чина почитай».)
-Проанализируем поступки.действия героев..чтобы дать им оценку
.используя технологию «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ».
Приложение №2-
-Несколько вопросов всем:
-Дуня вышла замуж или нет?Счастлива она или нет?Как жила она
все эти годы.вспоминала ли она отца ?Почему не приезжала к отцу?
-Правильно ли Самсон Вырин воспитывал свою дочь?
-Все добродетели Дуни от любви к отцу или от желания нравиться?
-А что такое НРАВИТЬСЯ?
-Где есть подтверждение.что Дуня бесхарактерна.безвольна,что она
не имеет ясных представлений о добре?
ВЫВОД: Люди .которые хотят угодить всем во всём .не ДОБРЫЕ. А
ДОБРЕНЬКИЕ.
-Сравнительная
характеристика
«Притчи
о
блудном
сыне»
и
повести А. С .Пушкина.
(Работа в группах по предложенным вопросам:
-Вернёмся к «Притче…».Какова здесь позиция отца?
-А какова позиция Самсона Вырина?
-А дети?Кто оказался счастливее:блудный сын. успевший вернуться
к
своему
отцу.или
Дуня.
нарядная.разбогатевшая.но
не
заставшая
отца в живых?
-Какими показал отношения между родителями и детьми Пушкин?
ВЫВОД
-Как важно сказать родителям. что мы их любим.приносить им не
одни неприятности.а хоть немного счастья. И Заповедь Христа
как
раз
отражает
именно
те
необходимые
отношения
между
родителями и детьми.которые должны быть.
-А теперь прочитаем о почитании родителей детьми у святителя
Тихона Задонского.( Текст на стенде)
ВЫВОД
Расставание детей и родителей неизбежно.Здесь трудно что-то
изменить.Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным
расставанием.
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома-это
уничтожение корней человека.его истоков, а значит .его самого.В роли
блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно
сделать.чтобы с нами такое не произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям .что мы их
любим.Важно вовремя просить у них прощения за обиды.
нанесённые им. потому что возможность сказать «Прости меня»
может больше не представиться.
РЕФЛЕКСИЯ
Подведём итоги нашего урока?
-Итак,какова тема нашего урока?
-Какой эпиграф к уроку вы выберете? Почему?
Что ждали от урока?Какое открытие вы сделали для себя? С чем
оно связано?
Дома:Сочинение-миниатюра
-«Что шепчет Дуня на могиле отца?»или
«Какое письмо мог бы написать Самсон Вырин Дуне?»или
-Рассказ о происшедшем от имени Минского.Или
-Синквейны к образам повести
В
своих
тетрадях
отметьте
.что
было
известно.что
узнали
нового.что
хотели
бы
узнать.исходя
из
темы
урока(т.е+
- ?).поставьте себе оценку за урок.
Приложение №1
Приезжий в черкесской шапке.в военной шинели.окутанныстроцй
шалью.молодой гусар с чёрными усиками. ВЫ ?
.В каком ВЫ звании?
Вы торопились ехать.а задержались на станции на 3
дня.Почему?
К вам в Петербург приезжал Самсон Вырин.Как вы с
ним обошлись?
«Маленькая
кокетка
со
второго
взгляда
заметила
впечатление.произведённое
ею.она
потупила
большие
голубые глаза.я стал с нею разговаривать.она отвечала
мне безо всякой робости.как девушка.видевшая свет»
Чем вы заболевшего Минского?
Куда вызвался подвезти вас Минский?
Как вы отреагировали на внезапное появление отца в
вашей петербургской квартире?
С кем вы приезжали на станцию в последний раз?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВОПРОСЫ ДЛЯ ШЛЯП
БЕЛАЯ ШЛЯПА
САМСОН ВЫРИН
Факты жизни героя. Меняется ли он
на протяжении действия повести?
ДУНЯ
Н а з о в и т е
ф а к т ы
и з
ж и з н и
Дуни.которые привели к трагедии?
ЧЁРНАЯ ШЛЯПА
САМСОН ВЫРИН
Что
в
поведении
Самсона
Вырина
вам не понравилось?
ДУНЯ
Виновата ли ДУНЯ?
ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА
Самсон Вырин
Что в поведении героя вызывает у
вас уважение?
ДУНЯ
Так ли уж плоха Дуня
КРАСНАЯ ШЛЯПА
САМСОН ВЫРИН
Жалко
ли
вам
Самсона
Вырина?
Почему?
ДУНЯ
Какие
чувства
испытывали
вы
.читая эпизоды повести,связанные с
Дуней? Аргументируйте свой ответ.
ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА
Самсон Вырин
Что
мог
бы
сделать
Самсон
В ы р и н . ч т о б ы
н е
п р о и з о ш л о
трагедии?
ДУНЯ
Как поступили бы вы на месте Дуни?
Почему так?
СИНЯЯ ШЛЯПА
Самсон Вырин
Случайна
ли
история.описанная
Пушкиным?
ДУНЯ
Счастлива
Дуня?
Почему
она
плачет?Какая
здесь
возникает
проблема?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ
Почитание родителей-первейшая обязанность детей
Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью
почитать…Всякое убо почтение отдавай.христианине.родившим
тебе.да благо тебе будет.Кого тебе и почитать.как не родителей.
.Понеже родители твои суть великие благодетели.показывай им
свою
достойную
благодарность.Поминай
болезни
и
труды
их.в
твоём
воспитании
подъятые.и
буди
им
за
то
благодарен.Знай
точно
.что
ничим
благодеяния
их
тебе
показанное.воздать
не
можешь.Много они тебе обдолжили.много и ты им должен: являй
ибо им сердечную за то благодарностьчерез все житие.
Всякое почтение дети родителям оказывать должны.Тако Сам
Господь
Бог
в
пятой
заповеди
повелевает.глаголя:
«чти
отца
твоего и мать твою.да благо тебе будет.и долголетен будеши на
земли блазе»
Почтение
сие
в
следующих
делах
наипаче
состоит:любить
их
истинно
и
чистосердечно;говорить
о
них
со
вс я к и м
почтением;пред ними предстоять;в случае честнейшее место им
отдавать;когда
говорят
.слов
их
не
прерывать.и
в
оныя
безрассудно
не
примешиваться;дьела
никакого
без
их
воли
не
начинать;ничего пред нимине делать. Что их повредить может
или в стыд привести.
Переведём на современный язык:
1.
Любите их истинно и чистосердечно.
2.
Говорить о родителях уважительно.
3.
Вставать перед ними.
4.
Стоять перед сидящими родителями.
5.
Предоставлять им лучшее место.
6.
НЕ
перебивать
родителей
в
разговоре
и
не
говорить
одновременно с ними.
7.
Не начинать никакого дела без согласия на то родиелей.
8.
Не
делать
ничего
,что
может
повредить
доброму
имени
родителей и за что им будет стыдно.
9.