Автор: Эрентраут Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад № 2
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: мастер - класс для педагогов
Тема: " Использование нетрадиционного оборудования в музыкальном-эстетическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
« Использование нетрадиционного оборудования в музыкальном-
эстетическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС»
Цель:
-
Расширить
представление
о
многообразии
самодельных
шумовых
музыкальных инструментов;
- Показать приёмы и способы изготовления шумовых музыкальных
инструментов из бросового материала;
- Привлекать детей к обыгрыванию сказок – шумелок с использованием
шумовых музыкальных инструментов из бросового материала;
- Способствовать развитию творческого воображения; содействовать
совместной творческой работе ребёнка .
1. Теоретическая часть: Выступление музыкального руководителя по теме:
«Использование самодельных
ударных и шумовых
инструментов в работе с
детьми для развития музыкальности»
2.Практическая работа:
1.Ознакомление
участников
мастер-
класса
с
поделками
и
материалом,
из
которого они изготовлены.
2. Изготовление инструментов-самоделок
3.Практическая часть:
«Музицируем вместе» Озвучиваем сказки. Играем в оркестре.
Ход мастер –класса
Муз.рук: Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения
Наша встреча сегодня посвящена самодельным музыкальным инструментам.
Внешняя
привлекательность
и
необычность
инструментов
–
главное,
что
определяет интерес к нему и желание взять его в руки. При игре на музыкальных
инструментах
ребенку
легче
всего
проявить
свою
активность
и
самостоятельность,
это
самый
доступный
для
него
вид
музыкальной
исполнительской
деятельности.
Накопление,
обогащение
музыкальных
впечатлений
является
непременным
условием
творческих
проявлений
детей.
Музыкально-игровая
деятельность
является
уникальным
средством
развития
творческих способностей детей.
Не секрет, что у ребёнка игровое исследование звучащего мира начинается в
самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель,
пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно
запустить руку и услышать чудесный шорох.. Дети с удовольствием стремятся
ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли
музыкального
инструмента
с
одинаковым
успехом
могут
выступать
и
концертный рояль, и расчёска.
Поддерживать
этот
интерес
под
силу
нам,
взрослым,
которые
окружают
ребёнка на всех этапах его формирования как личности.
Далеко не каждому
человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у
каждого
абсолютный
музыкальный
слух.
А
вот
шумовые
инструменты
позволяют
всем
детям,
не
зависимо
от
способностей,
участвовать
в
музицировании.
Музыка
всегда
(наряду
с
движением,
речью
и
игрушками)
являлась
необходимым
условием
общего
развития
детей.
Разнообразие
инструментов
позволяет
приобщить
к
музицированию
всех
без
исключения
детей,
подобрать
каждому
ребёнку
инструмент
по
его
интересам
и
возможностям.
Мы сегодня поговорим о музыкальных инструментахна с нефиксированным
звуком, т. е. звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, трещотки,
барабаны,
кастаньеты,
треугольники,
колотушки,
коробочки,
музыкальные
молоточки).
Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух,
ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального
общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает
навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные
способности к восприятию.
Создать шумовые игрушки - инструменты можно самостоятельно. Наблюдая
процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать, откуда
берутся
звуки,
ведь
именно
самодельные
музыкальные
инструменты
будят
творческую мысль.
Вовлечение
дошкольника
в
процесс
создания
детских
музыкальных
инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и
личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с
большей активностью включаться в коллективную деятельность. Главное создать
атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку и творчество. Только в
такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность.
Музыкальные
инструменты
своими
руками
-
занятие
полезное
и
увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко
превращается
в
реальность:
раскрашивайте,
привязывайте,
приклеивайте,
насыпайте, наливайте, экспериментируйте…
Главное
–
делайте
музыку
вместе,
тогда
она
и
ребёнку
,
и
вам
будет
приносить отличное творческое настроение!
2.Практическая работа
1.Ознакомление участников мастер- класса с поделками и материалом, из
которого они изготовлены.
Перед вами самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые можно
изготовить из бросового материала :
1.Колокольчик (стаканчик из-под йогурта)
2. Шумелка (бутылочка из- под питьевого йогурта)
3.Шуршалки (бутылочки из- под сока)
4. Барабан (пластиковое ведро и использованные фломастеры)
5.Рубель(использованные цветные карандаши)
6.Стучалки (цветные крышки)
7.Трещётка (деревянные использованные линейки и бусинки)
8.Румба (металлические крышки и деревянная палочка)
9.Колотушка (бутылочка из-под соевого соуса и большая бусина)
10. Шейкеры (банка из-под кофе с мелким наполнителем)
11.Там-там (большая банка из-под кофе)
12.Маракасы (бочонки из-под использованных новогодних хлопушек, крупа)
Крупы: горох, рис, гречка для звучания
Чтобы
музыкальные
инструменты
были
яркими,
привлекательными
для
детей, можно использовать самоклеящуюся бумагу, цветную бумагу пайетки,
разноцветную тесьму и т.д.
2.Музыкальный
руководитель
раздаёт
материал
для
работы
и
демонстрирует способы изготовления музыкально-шумовых инструментов.
Сегодня
я
предлагаю
вам
изготовить
музыкальные
инструменты
из
того
материала, который представлен.
Изготовление маракасов из кидер яиц. ( понадобятся баночки с разной
крупой, ленточки для украшения , паетки, карандаши, яйца, ножницы,
цветной скотч)
3. Музицируем вместе
Музыкальный
руководитель:
-
Уважаемые
коллеги,
для
проведения
мастер-класса мне необходимо 6 человек. Приглашаю вас. А чтобы вы вошли в
образ
детей
у
меня
для
вас
вот
такие
бантики.
Проходите,
садитесь.
( присаживаются полукругом на пол, перед педагогамилежат инструменты . в
тиом числе и изготовленные ими самими маракасы)
Предлагаю вам с помощью разных инструментов озвучить сказку –шумелку.
(понадобится: шуршащая бумага, маракасы самоделки, металлафон, крышечки )
«Трусливый заяц»
Жил-был
в
лесу
заяц-трусишка.
Вышел
однажды
заяц
из
дома,
а
ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
Шуршим пакетом
Испугался заяц и бежать.
быстро встряхиваем кастаньеты
Бежал,
бежал
и
присел
на
пенёк
отдохнуть.
А
дятел
на
сосне
как
застучит!
стучим ложками
Бросился заяц бежать.
быстро встряхиваем кастаньеты
Бежал,
бежал,
забежал
в
самую
чащу,
а
там
сова
крыльями
как
захлопает!
шлёпаем руками по ногам
Побежал заяц из леса к речке.
быстро встряхиваем кастаньеты
А на берегу речки лягушки сидели.
проводим палочкой по рубелю
Увидели они зайца и прыг в воду.
проводим палочкой по металлофону
Обрадовался заяц, что лягушки его
испугались
-Вот какой я смелый меня все в
лесу бояться!
и смело поскакал обратно в лес.
медленно
ударяем
кастаньетами
по
ладони ("смелый заяц") или используем
барабан
А сейчас дорогие участники мастер –класса
я предлагаю всем вам стать
музыкантами «Веселого оркестра».
- Собирайся, народ! Кто в «Веселый оркестр» пойдет?
Не, ленись, не зевай, инструмент по душе подбирай!
На первую часть музыки выполняем музыкальные ритмические движения.
На вторую часть музыки импровизированно играем.
Звучит музыка « Свободная импровизация»
М.Р. - Какой замечательный оркестр,
музыканты играли слаженно, задорно!
Надеюсь наш ««Весёлый оркестр» поднял всем настроение.
Звуки вырастают, как цветы,
Грустные, веселые, любые;
То горячие до красноты,
То холодновато-голубые.
Я желаю все хорошего настроения и творческих успехов. Спасибо за внимание!
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение -
детский сад №/2 г. Татарска
Мастер - класс для воспитателей ДОУ
« Использование нетрадиционного оборудования в музыкальном –
эстетическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС»( в
рамках районного методического объединения- февраль 2018г)
Мастер- класс подготовила и провила:
Эрентраут Светлана Юрьевна
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МКДОУ- детский сад № 2