Напоминание

"Приобщение к истокам русской культуры"


Автор: Титаренко Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34 "Ромашка"
Населённый пункт: х.Ленина,Аксайский район,Ростовской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение к истокам русской культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Аксайского района детский сад №34 Ромашка

«Приобщение к истокам русской культуры»

Воспитатели

Титаренко Мария Николаевна

“Как нет человека без

самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

В связи с усовершенствованием цифровых, информационных и других

технологий каждое последующее поколение людей становится слабее,

нежнее предыдущего. «Жизнь с комфортом» приводит к расхолаживанию,

ослаблению как психического так и физического здоровья современных

детей, в частности дошкольников. Уже нет той дисциплины, чувства

уважения к взрослым, стойкого интереса к играм. Мы все понимаем, как

трудно будет жить нашим детям в подобном обществе, если мы, взрослые не

сможем привить им с уже с ранних лет те, черты характера, которые с

древности были присущи русскому народу-победителю многих войн. Сила

духа, здоровье, смекалка, культурные и другие ценности, умение радоваться

жизни такой какая она есть - всё это мы русские просто обязаны не только

сохранить, но и передавать их из поколения в поколение.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам,

педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном

направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям

сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам

классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств,

театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям,

обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических

трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего

поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали

старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить

преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические

настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное

отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет

бездуховности.

Основная направленность проекта: приобщение к национальной

культуре посредством народной педагогики.

Цель: Воспитание любви к своей Родине, культуре, традициям,

уважения к себе, окружающим, формирование национальной памяти.

Участники проекта: Воспитанники и их семьи.

Сроки реализации: сентябрь 2017- май 2018 года

При реализации проекта решены следующие задачи:

Создана система работы, по приобщению детей и их семей к истокам

русской народной культуры, посредством народной игры.

Привлечены педагоги, родители в воспитательно-образовательный

процесс через участие в развлечениях, народных праздниках, играх с детьми.

·Использованы все виды фольклора (устное народное творчество, игры,

песни, пляски) для развития творческой личности дошкольников.

Для решения задач проекта были использованы формы и методы

работы:·организованная образовательная деятельность; беседы, чтение

художественной литературы; совместная деятельность; праздники и

развлечения; просмотр видеофильмов, слушание музыки; использование всех

видов фольклора; выполнение творческих заданий; игровая деятельность:

подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением,

театрализация; совместная деятельность с музыкальным руководителем

инструктором по физическому воспитанию, воспитателями.

Статья 18 "Закона об образовании" гласит: "Родители являются

первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем

возрасте". Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями

возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы

услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают

большие трудности в общении с родителями. Очень много зависит от

инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать

профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей-это

наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек,

окружающего ребенка пространства зависит каким он будет человеком.

Для преодоления барьеров общения с родителями использовались

такие методы как традиционные так и инновационные: индивидуальные

беседы, консультации ( в том числе на личном сайте педагога),

информационные памятки, анкетирование, участие в праздниках и

развлечениях. Для воспитателей проведены мастер-классы.

Приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной

культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных

форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических

задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми,

тщательному изучению возможностей и психологических особенностей

каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской

национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам

организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и

развлечения. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех

возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

Экскурсии в церковь.

В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту.

По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с

записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц,

русских народных песен. Создана библиотека красочных книг с русскими

народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для

театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и

шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы,

разнообразные виды театров, игры: "Подбери картинку", "Собери сказку",

"Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку".

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна

при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом

направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого

ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия

способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что

оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

По итогам работы своим достижением считаем создание в группе атмосферы

доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате

приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они

научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм

родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений,

эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Выпуск 2016 года

Количество

детей,

принимавших

участие

в

мониторинге

25

воспитанников (100%);

Количество

детей,

не

принимавших

участие

в

мониторинге

0…

человека (…0..%);

Общий уровень освоения детьми образовательной программы:

1. Показатель высокого уровня освоения детьми программы составил –

53 %;

2. Показатель среднего уровня освоения детьми программы составил –

47 %;

3 .Показатель низкого уровня освоения детьми программы составил – 0

%.

Освоение программы

Высокий

Средний

Низкий

Сравнительный анализ освоения образовательной программы показал:

По

направлениям

социально

коммуникативное

развитие,

познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие, физическое

развитие. На протяжении 3 лет наблюдается стабильно высокий уровень

освоения образовательной программы «Детство» в подготовительной группе,

В+С+В уровни составил 153%, низкий уровень отсутствует.

Заинтересованность родителей.

родители

высокая

степень

средняя

степень

ничего не

интересует

Сохраняя память прошлого мы строим будущее!



В раздел образования