Автор: Гусарова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
с учетом ФГОС
Гусарова Светлана
Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6
3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 10
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой
комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств
вычислительной техники в учебном процессе.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым
требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить
качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс
усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников
заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих
способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы
дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами
мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое
мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В октябре 2013 года был принят федеральный
государственный образовательныйстандарт дошкольного образования. В данном стандарте
прописаны обязательные требования к дошкольному образованию.
Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго поколения, так
называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения в образовательном процессе.
Новые стандарты ориентированы на результаты освоения основных образовательных
программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение
применять эти знания в практической деятельности.
В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие
основные положения:
• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;
• Принцип равноправного уважительного взаимодействия взрослых (родителей и
педагогов) и детей;
• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной возрастной группы.
При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и
особенности ребенка. Вводится такое понятие как «образовательные
потребности» ребенка, которые зависят от различных факторов, таких как состояние
здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на
решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на
решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
6) формирования общей культуры личности детей;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
На основе данных принципов дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)должно
выстроить свою работу таким образом, чтобы иметь возможность реализовать поставленные
задачи и создать условия для «позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту
видов деятельности».
Таким образом, в соответствии с принятыми ФГОС, дошкольное образованиевпервые
стало самостоятельным уровнем общего образования.
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
В условиях внедрения ФГОС второго поколения в образовательный
процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в различных
игровых технологиях.
Выделяют следующие технологии:
1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические,
сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие,
реже обучающие и диагностические игры. Выделим:
• развивающие игры (игры на развитие математических представлений, игры на развитие
фонематического слуха и обучения чтению, игры для музыкального развития);
• игры, направленные на развитие основных психических процессов;
• Игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие
детей.
2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность
детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх,
которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены
для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет
создавать программа PowerPoint.
3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т. е. технология
разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная
литература, познание). Занятия включают в себя разнообразнуюпродуктивную
деятельность детей.
При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет важную роль
для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время
выбор различных компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно
широк. Оговоримся, что большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию
задач, поставленных в ФГОС. Соответственно, данные технологии могут использоваться
лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания,
памяти, мышления.
Отметим, что на современном этапе ИКТ в дошкольном образовательном учреждении
используется в основном для автоматизированных систем управления. Данная технология
реализуется в учреждении с целью осуществления управления, организации
педагогического процесса, методической службы. Использование ИКТ в ДОУ обеспечивает
планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков.
В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению
его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников,
расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей
и детей, не посещающих детский сад.
Таким образом, ФГОС предусматривает и дает
возможность использоватьинформационно-коммуникационные технологии в
условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.
3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ
Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт с учетом ФГОС в
дошкольное учреждение возникает ряд проблем. Исследователи выделяют следующие:
• При внедрении ИКТ как игровой технологии возникают вопросы, связанные с
возникновением негативных проявлений использования данных средств (влияние игры на
состояние психического и физического здоровья ребенка, отказ от коммуникаций,
возникновение ранней компьютерной зависимости);
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности
экономического характера (техническая поддержка);
• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не только использование
современной техники, но и умение создавать собственные образовательные ресурсы.
Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время ведется дискуссия по
проблеме разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою
позицию с различных методологических подходов.
К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ относят:
• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность, ухудшение зрения,
головные боли и др.);
• зацикливание ребенка на компьютерной игре (уход от реальности, погружение в
виртуальный мир и др.);
Тем не менее, выделяют и положительные последствия дозированного использования
ИКТ в детский садах:
• использование развивающих игр способствует развитию детей;
• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;
• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир.
Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть направлено на
развивающий компонент образовательного процесса. Целесообразно
использовать информационные технологии в развитии познавательных способностей
дошкольников. Грамотное использование технических информационных средств позволяет
расширить возможности образовательного процесса.
На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в
дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС.
Создание образовательныхкомплексов как средства обучения и как компонента
воспитательно-образовательнойсистемы ДОУ в соответствии с ФГОС, должно включать в
себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для
повышения качества образовательного процесса.