Напоминание

"Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС"


Автор: Гусарова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ

с учетом ФГОС

Гусарова Светлана

Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4

2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6

3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 10

ВВЕДЕНИЕ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой

комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств

вычислительной техники в учебном процессе.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым

требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить

качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс

усвоения знаний.

Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников

заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих

способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы

дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога.

Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в

дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами

мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое

мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В октябре 2013 года был принят федеральный

государственный образовательныйстандарт дошкольного образования. В данном стандарте

прописаны обязательные требования к дошкольному образованию.

Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго поколения, так

называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения в образовательном процессе.

Новые стандарты ориентированы на результаты освоения основных образовательных

программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение

применять эти знания в практической деятельности.

В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие

основные положения:

• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;

• Принцип равноправного уважительного взаимодействия взрослых (родителей и

педагогов) и детей;

• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной возрастной группы.

При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и

особенности ребенка. Вводится такое понятие как «образовательные

потребности» ребенка, которые зависят от различных факторов, таких как состояние

здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.

Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на

решение следующих задач:

1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в

период дошкольного детства;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в

рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.

Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на

решение следующих задач:

1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в

период дошкольного детства;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в

рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

потенциала каждого ребенка;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

6) формирования общей культуры личности детей;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных

форм дошкольного образования;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности

родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

На основе данных принципов дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)должно

выстроить свою работу таким образом, чтобы иметь возможность реализовать поставленные

задачи и создать условия для «позитивной социализации ребенка, его всестороннего

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе

сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту

видов деятельности».

Таким образом, в соответствии с принятыми ФГОС, дошкольное образованиевпервые

стало самостоятельным уровнем общего образования.

2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС

В условиях внедрения ФГОС второго поколения в образовательный

процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в различных

игровых технологиях.

Выделяют следующие технологии:

1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические,

сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие,

реже обучающие и диагностические игры. Выделим:

• развивающие игры (игры на развитие математических представлений, игры на развитие

фонематического слуха и обучения чтению, игры для музыкального развития);

• игры, направленные на развитие основных психических процессов;

• Игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие

детей.

2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность

детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх,

которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены

для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет

создавать программа PowerPoint.

3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т. е. технология

разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная

литература, познание). Занятия включают в себя разнообразнуюпродуктивную

деятельность детей.

При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет важную роль

для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время

выбор различных компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно

широк. Оговоримся, что большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию

задач, поставленных в ФГОС. Соответственно, данные технологии могут использоваться

лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания,

памяти, мышления.

Отметим, что на современном этапе ИКТ в дошкольном образовательном учреждении

используется в основном для автоматизированных систем управления. Данная технология

реализуется в учреждении с целью осуществления управления, организации

педагогического процесса, методической службы. Использование ИКТ в ДОУ обеспечивает

планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков.

В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению

его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников,

расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей

и детей, не посещающих детский сад.

Таким образом, ФГОС предусматривает и дает

возможность использоватьинформационно-коммуникационные технологии в

условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.

3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ

Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт с учетом ФГОС в

дошкольное учреждение возникает ряд проблем. Исследователи выделяют следующие:

• При внедрении ИКТ как игровой технологии возникают вопросы, связанные с

возникновением негативных проявлений использования данных средств (влияние игры на

состояние психического и физического здоровья ребенка, отказ от коммуникаций,

возникновение ранней компьютерной зависимости);

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности

экономического характера (техническая поддержка);

• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не только использование

современной техники, но и умение создавать собственные образовательные ресурсы.

Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время ведется дискуссия по

проблеме разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.

Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою

позицию с различных методологических подходов.

К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ относят:

• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность, ухудшение зрения,

головные боли и др.);

• зацикливание ребенка на компьютерной игре (уход от реальности, погружение в

виртуальный мир и др.);

Тем не менее, выделяют и положительные последствия дозированного использования

ИКТ в детский садах:

использование развивающих игр способствует развитию детей;

• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;

• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир.

Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть направлено на

развивающий компонент образовательного процесса. Целесообразно

использовать информационные технологии в развитии познавательных способностей

дошкольников. Грамотное использование технических информационных средств позволяет

расширить возможности образовательного процесса.

На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в

дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС.

Создание образовательныхкомплексов как средства обучения и как компонента

воспитательно-образовательнойсистемы ДОУ в соответствии с ФГОС, должно включать в

себя средства для образования, воспитания и развития детей.

Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для

повышения качества образовательного процесса.



В раздел образования