Напоминание

"Индивидуальная программа корекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом"


Автор: Лобанова Кристина Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 200"
Населённый пункт: Белогорск, Амурская область
Наименование материала: коррекционно-педагогическая программа
Тема: "Индивидуальная программа корекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработала: учитель-логопед Лобанова К.Г.

Содержание

1. Целевой раздел

3стр.

1.1. Пояснительная записка

3 стр.

Цель и задачи реализации программы

4 стр.

Принципы работы с ребёнком после КИ

4 стр.

Методы логопедического воздействия

5 стр.

1.2. Взаимодействие с родителями

5 стр.

1

Индив

идуальн

ая

програм

ма

коррекц

ионно-

педагоги

ческой

помощи

ребенку

с

кохлеар

ным

2. Содержательный раздел 6 стр.

2.1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха 6 стр.

2.2. Развитие и коррекция компонентов речи 6 стр.

2.3. Предполагаемый результат 8 стр.

2.4. Используемый диагностический материал 8 стр.

2.5. Логопедическое представление на дошкольника с КИ 8 стр.

3. Организационный раздел 10 стр.

3.1. График индивидуальных занятий 10 стр.

3.2. Предметно-пространственная среда 10 стр.

3.3. Срок реализации программы 10 стр.

Используемая литература 11 стр.

Приложения

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для

совершенствования

специальной

коррекционно-педагогической

помощи

глухим детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение

для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы

системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании

кохлеарного

имплантирования,

которое

является

адекватной

коррекцией

слуха даже при больших потерях слуха.

Актуальность проблемы

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей,

прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно

2

развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной

речи.

Кохлеарный

имплант

(КИ)

заменяет

только

погибшие

рецепторы

улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые

слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы

ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая

реабилитация.

Успешность слухоречевой реабилитации в целом обусловливается

результатами запускающего этапа, а он, в свою очередь, зависит от многих

факторов, среди которых немаловажное место для прооперированных

дошкольников занимает выполнение следующих условий:

1. Ежедневное полноценное перестроенное на естественную сенсорную

основу общения ребенка в семье.

2. Наличие регулярных занятий по развитию слуха и речи со специалистами:

сурдопедагогом и логопедом или одним из них, при условии, что он может

профессионально выполнять функции того и другого.

3. Речевая среда (пребывание имплантированного кохлеарными имплантами

ребенка в ДОУ в коллективе слышащих сверстников).

Программа разработана на основании учебно-методического комплекта:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения

до

школы»/Под

редакцией

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.

Васильевой. М. Просвещение, 2014 г.

-

Основная

образовательная

программа

дошкольного

образования

МАОУ

«Школа

200»,

утвержденная

приказом

388

от

31.08.2015

года

изменениями).

-

Зонтова

О.В.

Рекомендации

для

родителей

по

развитию

слухового

восприятия у детей с нарушенным слухом / Научн. ред. проф. И.В. Королева.

– СПб.: Умная Маша, 2010. – 200 с.

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста. Практическое пособие. Айрис Пресс, 2008.

Цель программы: развитие слухового восприятия и развитие всех сторон

речи у ребенка с КИ до уровня, приближенного к нормальному. Программа

предназначена для развития слухового восприятия и развития всех сторон

речи после кохлеарной имплантации.

Задачи:

1.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустическую

дифференцированность

признаков

фонем

«гласный

согласный»,

«звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение

узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для

хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это

является основой овладения новыми словами.

3

Накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов,

фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.

2. Развитие интонационной, просодической стороны речи.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Коррекция звукопроизношения.

5. Развитие импрессивной и экспрессивной речи, обогащение словарного

запаса.

6. Коррекция лексико-грамматического строя речи.

7. Коррекция слоговой структуры слова.

8. Развитие общей и мелкой моторики.

Принципы работы с ребёнком после КИ

1. Принцип коммуникативной направленности. Без специального

обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в

которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью,

родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип

ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и

выступает как способ овладения языком. Он предполагает максимальное

приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при

организации свободной деятельности ребенка к условиям естественного

общения.

2. Деятельностный принцип, в рамках которого речь рассматривается как

деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства.

Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего

дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения,

а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность,

например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности

формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное

условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в

общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях

постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление

словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.

3. Принцип тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по

И.В. Королевой)

развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ)

начинается

с

простых

заданий,

переходя

последовательно

к

более

сложным

правильный подбор уровня сложности упражнений для тренировки

(чуть выше уровня возможности ребенка),

ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить

и

проанализировать

его,

поэтому

каждый

звук

должен

повторяться

4

педагогом несколько раз в медленном темпе,

ребенок

должен

сам

несколько

раз

произнести

звук,

внимательно

прислушиваясь к его звучанию,

занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже

хорошо выполняет.

Методы логопедического воздействия:

-Словесный

-Наглядный

- Практический

1.2.

Взаимодействие с родителями

Важным направлением работы логопеда в сопровождении ребенка

является взаимодействие с родителями. Работа с родителями включает в себя

следующие виды деятельности: изучение семейного воспитания, имеющихся

проблем и достижений;

формирование педагогической культуры; обучение

родителей

умениям

взаимодействовать

с

ребенком,

понимать

его

сигналы

и

потребности консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома.

Особое влияние уделяется включению ребенка в семейный социум, по сколько

для

успешной

коррекционной

помощи

важно,

чтобы

с

ребенком

помимо логопеда занимались все члены семьи.

Формы

работы

с

родителями: консультирование;

посещение

занятий

родителями; тетрадь взаимодействия логопеда с родителями.

2.Содержательный раздел

Каждое занятие состоит из двух частей. Первая часть занятия состоит из

заданий, направленных на развитие слухового восприятия, а вторую часть

составляют задания, направленные на развитие всех компонентов речи и их

коррекцию.

2.1. I часть. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Для

работы

над

слуховым

восприятием

применяется

методика

О.В.

Зонтовой, которая состоит из методического пособия и 4 иллюстрированных

рабочих тетрадей. Эти тетради предназначены для выполнения упражнений

по

развитию

слухового

восприятия

детей

в

соответствии

с

4

этапами

развития

слуха.

На

1

этапе

ребенок

учится

обнаруживать

разные

звуки,

5

слышать

различия

в

их

звучании,

выделять

звуки

по

их

отдельным

характеристикам (громкости, длительности, количеству и другим). На 2 этапе

ребенок учится различать часто используемые слова и простые фразы. 3этап

включает в себя комплекс упражнений на развитие фонематического слуха. 4

этап направлен на распознавание устной речи.

2.2. II часть. Развитие и коррекция компонентов речи

1. Развитие общей и мелкой моторики. Логоритмические упражнения

под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Шнуровки,

мозаика. Су-джок терапия. Релаксационный мини-бассейн «Фасолька».

Световой стол для рисования песком.

2. Развитие мимики и эмоций. Формирование мимических поз по

картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

3.Развитие просодической стороны речи. Работа над интонационными

средствами языка. Выработка длительного речевого выдоха для

высказывания. Дутье в музыкальные игрушки, упражнения «Забей мяч в

ворота», «Вскипятим воду», «Сдуй бабочку с цветка» и др.

4.

Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания

-

вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

- вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

- вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

- язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

- присасывание языка к верхним альвеолам; цоканье

- распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

- движение вперёд-назад при открытом рте;

- попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

- движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

- движение влево-вправо;

- движение вверх-вниз;

-

язык

расслаблен

на

дне

ротовой

полости,

при

одновременном

открывании и закрывании рта;

5. Коррекция звукопроизношения

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка и

автоматизация звуков:

«с», «сь», «з», «зь», «ц», «ш», «щ», «ж», «ч», «л», «р»,

«рь», «в», «ф».

______________________________________________________________

6. Развитие импрессивной и экспрессивной речи

Узнавание предметов, действий и признаков предметов по картинкам.

Понимание значения пространственных наречий.

Выполнение 1,2, 3-х действий по одной инструкции.

6

Понимание простейших сравнительных конструкций.

Исключение лишнего предмета.

Узнавание предмета по описанию.

7. Формирование лексико-грамматического строя речи

Называние формы и цвета предметов.

Называние

антонимов:

высокий-низкий,

широкий-узкий,

длинный-

короткий,

толстый-тонкий.

Классификация

предметов.

Упражнения:

«Разложи предметы», «Четвертый лишний», «Найди четвертого».

Развитие валентности слов. Упражнения: «Чей домик?», «Предметы и

профессии», «Подбери предмет к действию», «Подбери признак к предмету».

Составление словосочетаний. Упражнения: «Кто сказал мяу?», «Кто в лесу

ж и в е т ? » ,

и

д р .

Образование

множественного

числа

существительных

в

именительном

и

родительном падежах;

-

образование

имен

прилагательных

от

имен

существительных,

учить

согласовывать – прилагательные с существительными;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование существительных с помощью суффиксов;

- образование антонимов;

- образование существительных уменьшительно-ласкательного значения;

- согласование существительных и числительных;

- образование относительных прилагательных;

- классификация предметов;

- правильное употребление предлогов;

- самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно;

- составлять описательные рассказы

8. Формирование функционального базиса процессов чтения и письма

- Развитие фонематических процессов;

- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины

(зрительного гнозиса: предметного, буквенного);

- расширение объёма и уточнение зрительной памяти (мнезиса);

- формирование пространственных представлений;

- развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

- развитие графо-моторных навыков

9. Развитие звукобуквенного, слогового анализа и синтеза

- Узнавание неречевых звуков;

-

различение

высоты,

силы,

тембра

голоса

на

материале

одинаковых

звуков, слов, фраз;

- различение слов близких по своему звуковому составу;

- дифференциация слогов;

- дифференциация фонем;

- определение порядка слогов и звуков в слове;

- установление различительной роли звука;

7

-развитие фонематического анализа и синтеза слов; выделение

качественных основных характеристик звука.

2.3. Предполагаемый результат

К окончанию коррекционно-педагогического процесса (к концу третьего года

обучения) по данной программе, у ребенка с кохлеарными имплантами будет

сформировано

слуховое

восприятие,

фонематический

слух.

Все

стороны

языковой системы достигнут уровня, приближенного к нормальному.

2.4. Используемый диагностический материал

1.

Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника:

Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 – 48 с. (Практическая логопедия.)

2.

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования

звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие. – Санкт-

Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 – 70 с.

Диагностическое

обследование

помогает выявить

значимые

психологические, интеллектуальные и речевые особенности дошкольника,

обеспечить целостность и системность изучения, наметить основные пути

коррекционно-развивающей

работы, фиксировать результаты тестирования

(Приложение 2).

2.5. Логопедическое представление на дошкольника с КИ

ФИО, год рождения ребёнка:

Даша Б., 2.11.2013

Логопедическое

заключение:

ЗРР

по

типу

сенсоневральной

тугоухости IV

степени.

В

результате

обследования

обнаружено

следующее: Артикуляционная

подвижность. Динамические упражнения артикуляционной гимнастики не

выполняет.

Статические

позиции

не

удерживает.

Наблюдается

рассогласованность

движений

мышц

щек,

губ

и

языка.

Трудности

в

переключении

с

одной

артикуляционной

позиции

на

другую,

подбором

нужной

позиции.

Речевое

дыхание

сформировано

недостаточно.

Произношение ряда согласных звуков сопровождается

надуванием щек.

Общее звучание речи. Произношение слов прерывистое, нет плавности речи.

Речь эмоционально окрашена.

Словарный запас состоит из нечетко произносимых слогов слов (носик –

«ноик»,

дядя

«дяда»,

девочка

-

«декака»

и

т.д.).

Активный

словарь

значительно

меньше

пассивного.

Называет

предметы

на

картинках,

но

затрудняется найти и назвать предметы в обиходе. Обобщающие категории не

8

называет. Грамматический строй речи. Понимает и показывает значение

числа существительных («покажи, где кошка, где кошки»). Не понимает

значение рода и падежа существительных, не образовывает множественное

число

существительных

и

множественное

число

существительных

р од и т е л ь н о го

п а д е ж а ;

ум е н ь ш и т е л ь н о - л а с кат е л ь н у ю

ф о р м у

существительных;

прилагательные

от

имен

су ще с т в и т е л ь н ы х ,

притяжательные прилагательные. Не всегда согласовывает прилагательные с

существительными,

существительные

с

числительными.

Связная

речь.

Рассказ по картинке и серии сюжетных картинок не составляет,

отвечает

только на наводящие вопросы педагога одним-двумя словами. С пересказом

не

справляется. Фонетико-фонематическое восприятие. Дифференциацию

близких по звучанию фонем на слух не воспроизводит. Слоговые цепочки с

оппозиционными звуками не повторяет. Анализ звукового состава речи не

выполняет. Звукопроизношение нарушено. Отсутствуют звуки «с», «сь»,

«з», «зь», «ц», «ш», «щ», «ж», «ч», «л», «р», «рь», «в», «ф».

Внимание

неустойчивое.

Проявляет

активность

и

заинтересованность

на

индивидуальных занятиях, на вопросы педагога отвечает, но часто теряется в

подборе ответа.

3.Организационный раздел

3.1. График индивидуальных занятий

Логопедическое воздействие проводится в индивидуальной форме, в

количестве 3-х занятий в неделю. Время проведения одного занятия

составляет 15 минут.

Понедельни

Вторник

Четверг

9

к

10.40 – 10.55

10.40 - 10.55

10.40 – 10.55

Общее количество занятий

Первый год обучения

2017-2018 г.

Второй год обучения

2018-2019 г.

Третий год обучения

2019-2020 г.

месяц

год

месяц

год

месяц

год

12

72

12

108

12

108

3.2. Предметно-пространственная среда

Сенсомоторная зона.

Зона развития физиологического и речевого дыхания.

Зона развития артикуляционного праксиса.

Учебная зона.

Зона игр и пособий (грамматический строй речи, связная речь,

фонетико-фонематические представления, слоговая структура слов,

общие речевые навыки, мелкая моторика).

ИКТ

3.3. Срок реализации программы

Программа рассчитана примерно на 3 года обучения. На каждый год

обучения составляется перспективный план индивидуальных занятий в

соответствии с целями, задачами программы, результатами обследования

(Приложение 1). Материал усложняется, варьируется, инструкции для

понимания становятся объемнее, задания видоизменяются вследствие

приобретенных новых знаний, умений и навыков.

10

Литература

1.

Зонтова

О.В.

Рекомендации

для

родителей

по

развитию

слухового

восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. -

СПб:Умная Маша, 2010.

2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для

родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

3. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными

имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПб НИИуха,

горла, носа и речи, 2006.

4.

Королева

И.В.

Кохлеарная

имплантация

и

слухоречевая

реабилитация

глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО,

2009.

5.

Королева

И.В.

Развитие

слуха

и

речи

у

глухих

детей

раннего

и

дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие /

И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

6. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста. Практическое пособие. Айрис Пресс, 2008.

11

Приложение

1

Перспективный план индивидуальных занятий учителя-логопеда с

ребенком с КИ на первый год обучения

Октябрь

Адаптационный период, диагностика в период с 13.10 по 30.11

ноябрь

Декабрь

1 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I.

1 ЭТАП. Обнаружение и различение неречевых и

речевых звуков.

1раздел. Выработка условно рефлекторной

двигательной реакции на звук. Упр. 1, 2 «Кнопка»,

«Полет бабочки».

II.

Знакомство с органами артикуляции.

I. Упр.3,4 «Яблоня», «Дождь»

II. Чтение сказки «Веселый язычок»

I. Упр.5,6 «Цыплята», «Конфеты»

II. Повторение названий органов артикуляции (язык, зубы,

губы).

2 Н

Е

Д

Е

Л

Я

2 раздел. Знакомство со звуками окружающего мира

I. Упр.1, 2 «Звуки на улице», «Звуки дома».

II. Закрепление названий органов артикуляции.

I. Упр.3, 4 «Звучащие игрушки», «Слышу – не слышу».

II. Дыхательное упр. «Ароматный цветок»

I. Упр.5 «Ухо»,

II. Упр. для мелкой моторики «Собери бусы», «Закорючка-

колючка»

3 Н

Е

Д

Е

Л

Я

3 раздел. Различение характеристик звуков

I. Упр.3, 4 «Крош кушает - ам», «ПА».

II. Ритмичные хлопки в ладоши с проговариванием слога

«Па».

I. Упр.1, 2 «Один или много барабанов», «Крош прыгает –

прыг».

II. Упр. Для развит высоты голоса «Далеко – близко»,

«Высоко-

I. Упр.5, 6 «Круг - квадрат», «Нос – рука - голова».

II. Артикуляц. упр. «Часики».

4 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр.7 «Нарисуй бусы». Определение длительности и

прерывистости сигнала. Упр. 1 «Машина в гараже».

II. Упр. для макромоторики «Листья плавно падают».

I. Упр.2 «Лист». Определение высоты звука. Упр. 1«Горн и

свисток».

II. Артикуляц.упр «Качели».

12

I. Упр.2 «Мишка топ - топ», Упр.3 «Звук А».

II. Упр. для высоты голоса «Поют Медведь и Маша».

Январь

2 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I.Различение громкости звука .Упр.1,2 «Барабан: громко -

тихо», «Нюша поет».

II. Артикуляц.упр «Качели» . Упр.для мелкой моторики

«Крупинка».

I. Упр.3, 4 «Громкий и тихий звук - покажи», «Очень

громко – громко – нормально – тихо- не слышно».

II. Артикуляц.упр «Часики», рисование на песке .

I. Локализация звука. Упр. 1, 2, 3«Сверху-снизу», «Справа

- слева», «Сверху – снизу и справа – слева».

II. Артикул.упражнение «Чашечка» (Показ и разучивание

– для постановки шипящих звуков. При обследовании

было обнаружено, что ребенок самопроизвольно ставит

язык в артикуляционную позу, при которой произносятся

шипящие звуки и отдаленно, с грубым искажением, но

произносит их. Поэтому постановку начинаем не со

свистящих, а с шипящих звуков.) Дыхат.упр. «Язычку

жарко»

3 Н

Е

Д

Е

Л

Я

4 раздел. Различение звукоподражаний

(Звукоподражания, относящиеся к существительным.

Звукоподражания, относящиеся к глаголам).

I. Упр.1, 2 «Би-би, ту-ту, у-у-у», «Хрю-хрю, ку-ка-реку, ав-

ав». Упр.3 «Кто как голос подает» (Альбом по разв.речи,

стр. 23-25).

II. Артикуляц.упр «Чашечка» (повторение). Дыхат.упр.

«Сдуваем снежинки»

5 раздел. Различение односложных слов.

I. Упр. 1, 2 «Дом и лист», «Жук, кит, кот». Упр.3 «Покажи

где» (Альбом по разв.речи, стр. 40-41)

II. Артикуляц.упр «Чашечка». Дыхат.упр. «Сдуваем

перышки». Постановка звука «Ш»(1 занятие).

I. Упр.3, 4, 5 «Там и тут», «Стол и стул», «Дом и дым».

II. Артикуляц.упр «Чашечка». Дыхат.упр.«Вскипятим

водичку». Постановка звука «Ш»(2 занятие).

4 Н

Е

Д

Е

Л

Я

6 раздел. Различение многосложных слов.

I. Упр. 1, 2 «Сложи в шкаф», «Яблоко и улитка».

II. Артикуляц.упр «Чашечка». Дыхат.упр.«Вскипятим

водичку». Постановка звука «Ш»(3 занятие).

I. Упр.3, 4 «Отвези в свой дом», «Рука или река?»

II. Артикуляц.упр «Качели». Дыхат.упр.«Шарик ».

Постановка звука «Ш»(4 занятие).

2 ЭТАП. Различение часто используемых слов и

простых фраз.

13

1 раздел. Различение имен близких людей.

I. Упр.1, 2, 3 «Реакция на свое имя», «Моя семья»,

«Девочка, мальчик, тетя , дядя».

II. Артикуляц.упр «Качели», «Чашечка» .

Дыхат.упр.«Задуй свечу ». Постановка звука «Ш» (5

занятие). Пальчиковая гимнастика «Веревочка».

5 Н

Е

Д

Е

Л

Я

2 раздел. Части тела и лица.

I. Упр. 1, 2 «Кот и собака», «Человек». Упр. «Части тела»

(Альбом по разв.речи, стр. 8-9).

II. Артикуляц.упр «Дудочка». Постановка звука «Ш» (6

занятие). Рисование пластилином в альбоме.

3 раздел. Цвета.

I. Упр.1,2 « Шарики», «Краски».

II. Артикуляц.упр «Дудочка». Постановка звука «Ш» (7

занятие). Раскрашивание в альбоме по теме: «Цвета».

I. Упр.3 «Машина едет в гараж». Упр. «Найди предметы

нужного цвета»(Альбом по разв.речи, стр. 86).

II. Артикуляц.упр «Вкусное варенье». Постановка звука

«Ш» (8 занятие). Работа с шариком Су-джок.

Феврал

ь

1 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр. «Разложи по коробочкам», Подбери куклам

одежду» (Альбом по разв.речи, стр.87-88).

II. Артикуляц.упр «Вкусное варенье», «Чашечка».

Постановка звука «Ш» (9 занятие).

4 раздел. Размер и количество.

I. Упр.1, 2 «Большие и маленькие игрушки», «Большой,

маленький дом».

II. Упр. «Гусь шипит». Автоматизация звука «Ш» в слогах.

I. Упр. 3, 4 «Узкая и широкая река», «Высокое и низкое

дерево».

II. Упр. «Гусь шипит». Автоматизация звука «Ш» в слогах.

Работа с пескографом.

2 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр. «Скажи наоборот». (Альбом по разв.речи, стр.144-

145)

II. Упр. «Гусь шипит»-автоматизация звука «Ш»

изолированно.

5 раздел. Еда.

I. Упр.1, 2 «Положи на тарелку», «Суп».

II. Упр. «Гусь шипит»-автоматизация звука «Ш»

изолированно.

I. Упр.3, 4 «Компот», «Накрываем стол».

II. Автоматизация звука «Ш» в слогах: ША, ШИ. Упр.

«Лепим слоги». Работа с пластилином.

3 Н

Е

6 раздел. Животные.

I. Упр.1, 2 «Звукоподражания», «Улитка, лягушка,

14

Д

Е

Л

Я

попугай».

II. Автоматизация звука «Ш» в слогах: ША, ШИ. Упр.

«Пишем слоги». Работа с пескографом.

I. Упр.3, 4 «Следы», «Кто что ест?»

II. Автоматизация звука «Ш» в слогах: ШУ, ШО. Упр.

«Пишем слоги». Работа с пескографом.

I. Упр.5 «Смешарики и шарики». Упр. «Покажи грустную

Нюшу и радостного Кроша»- мимическое упражнение.

II. Автоматизация звука «Ш» в слогах: ШУ, ШО. Упр.

«Лепим слоги». Работа с пластилином.

4 Н

Е

Д

Е

Л

Я

7 раздел. Посуда.

I. Рассматривание предметных картинок по теме:

«Посуда», уточнение названий предметов посуды.

Упр.1«Посуда в шкафу». Упр.2 «Раскрась нужную

посуду».

II. Автоматизация звука «Ш» в слогосочетаниях: ША-

ШИ-ШО-ШУ, ШИ-ШО-ШУ-ША, ШО-ШУ-ША-ШИ. Упр.

«Слоговая змейка».

I. Упр. «Зачем нам эта посуда ?» Упр. «Раскрась чашку и

блюдце». Раскрашивание в альбоме.

II. Автоматизация звука «Ш» в слогосочетаниях: ША-

ШИ-ШО-ШУ, ШИ-ШО-ШУ-ША, ШО-ШУ-ША-ШИ. Упр.

«Слоговая змейка».

8 раздел. Игрушки.

I. Упр.1 «Игрушки в коробке». Упр. «Магазин игрушек».

II. Автоматизация звука «Ш» в односложных словах (шаг,

шаль, шах). Раскрашивание картинок игрушек, в названии

которых есть звук «Ш» (машина, плюшевый мишка,

кошка «Машка»).

Март

1 Н

Е

Д

Е

Л

Я

9 раздел. Транспорт.

I. Рассматривание предметных картинок, беседа по теме:

«Транспорт». Упр.1 «Машины в гараже».

II. Автоматизация звука «Ш» в слогосочетаниях: ША-

ШИ-ШО-ШУ, ШИ-ШО-ШУ-ША, ШО-ШУ-ША-ШИ. Упр.

«Слоговой поезд».

I. Упр.2 «Транспорт». Упр. «Покажи транспорт, который

летает»

II. Упр. «Самолеты» (низким/высоким голосом).

Автоматизация звука «Ш» в односложных словах (шип,

шик).

I. Упр. «Покажи транспорт, который плывет по воде», упр.

«Выбери картинки транспорта, который едет по земле».

II. Автоматизация звука «Ш» в односложных словах (шум,

шут).

15

2 Н

Е

Д

Е

Л

Я

10 раздел. Глаголы.

I. Упр.1 «Кто что делает?» глаголы третьего лица (Альбом

по разв.речи, стр. 56-57.)

II. Автоматизация звука «Ш» в односложных словах (шов,

шок).

I. Упр. «Кто что делает» (глагольные странички). Упр.

«Слушай-делай».

II. Автоматизация звука «Ш». Отраженное

проговаривание по слогам двусложных слов со звуком

«Ш» (шаги, шали, шина, шипы, шуба, шумы, шуты).

I. Упр. «Карточки-действия». Упр. «Кто что делает».

II. Автоматизация звука «Ш». Отраженное

проговаривание по слогам двусложных слов со звуком

«Ш» (шаги, шали, шина, шипы, шуба, шумы, шуты). Игра

с мячом «Считай-бросай».

3 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр. «Делай, как я». Упр. «Покажи действие».

II. Автоматизация звука «Ш». Отраженное

проговаривание по слогам двусложных слов со звуком

«Ш» (шаги, шали, шина, шипы, шуба, шумы, шуты).

Игра-шнуровка.

I. Упр. « Кто что делает» (глагольные странички). Упр.

«Карточки-действия»

II. Игра «Игрушки играют» (Выполнение действий

ребенком от лица игрушек, по инструкции логопеда).

I. Упр. «Действия, которые осуществляет транспорт».

II. Разучивание игры «Море волнуется»

4 Н

Е

Д

Е

Л

Я

11 раздел. Числительные.

I. Упр. 1, 2 «Один и много цветов», «Одна и много

конфет».

II. Автоматизация звука «Ш». Отраженное

проговаривание по слогам двусложных слов со звуком

«Ш» (Даша, Маша, Паша, каша).

Игра «Бусы-фрукты». Выкладывание деревянных фруктов

на пескографе (Один банан – много бананов, один ананас

– много ананасов и т.д.)

I. Упр.3, 4 «Цифры», «Поезд»

II. Автоматизация звука «Ш». Отраженное

проговаривание по слогам простых двусложных слов со

звуком «Ш» (шаги, шали, шина, шипы, шуба, шумы,

шуты, Даша, Маша, Паша, каша). Игра «Найди клад»,

«Посчитай золотые монеты».

I. Упр.5, 6 «Один, два, три», «Цифры».

II. Автоматизация звука «Ш». Отраженное

проговаривание простых словосочетаний (Наша Даша.

16

Каша у Наташи. У Паши уши. Шины у машины. Шумят

мыши и т.д.)

Апрель

1 Н

Е

Д

Е

Л

Я

12 раздел. Расширение «закрытого» списка.

I. Упр.1 «Выбери, назови, покажи».

II. Пальчиковая гимнастика «Семья». Автоматизация

звука «Ш». Отраженное проговаривание простых

словосочетаний (Наша Даша. Каша у Наташи. У Паши

уши. Шины у машины. Шумят мыши и т.д.)

I. Упр.2 «Обобщающие слова». (По темам: «Семья»,

«Фрукты», «Транспорт»).

II. Автоматизация звука «Ш». Пальчиковые игры с

использованием перчаток «Кукольный театр».

I. Упр.3 «Как зовут».

II. Автоматизация звука «Ш». Упр. «Придумай имя» (со

звуком «Ш»). Проговаривание.

2 Н

Е

Д

Е

Л

Я

13 раздел. Опознавание простых фраз.

I. Беседа о геометрических формах и цветах. (Альбом по

развит.речи, стр.92) Упр. 1 «Форма - цвет».

II. Автоматизация звука «Ш». Упр. «Обведи контур

геометрической фигуры, раскрась». Работа в альбоме.

I. Упр.2 «Кто чем играет».

II. Показ, объяснение и уточнение артикуляционной позы

губ, языка при произнесении звука «Ж». Артикуляц.гим-

ка для пост.шипящих звуков: «Чашечка», «Дудочка».

Тактильный показ (вибрация голосовых связок).

Постановка звука «Ж». (1 занятие)

I. Упр.3 «Одежда для детей».

II. Показ способа образования звука «Ж», сравнение со

звуком «Ш». Тактильный показ. Постановка звука «Ж».(2

занятие)

3 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр.4 «Смешарики заняты делами».

II. Артикуляц.гим-ка: «Чашечка», «Дудочка».

Дыхательн.упр. «Мыльные пузыри». Постановка звука

«Ж». (3 занятие)

I. Упр.5 «Кто большой, а кто маленький ?».

II. Артикуляц. гим-ка: «Чашечка», «Дудочка».

Дыхательн.упр. «Ветродуйка». Постановка звука «Ж». (4

занятие)

3 ЭТАП. Развитие фонематического слуха.

1 раздел. Различение изолированных звуков.

I. Различение звуков низкой частоты «А,У, О, Э, Ы»,

используя пиктографические обозначения .

Прослушивание, пение звуков Опора на зрительный

гнозис (Карточки с изображением букв, обозначающих

17

данные звуки).

II. Автоматизация изолированного звука. Упр. «Жук

жужжит». Работа над длительным произношением звука.

4 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Различение звуков низкой частоты «М, Н, Р», используя

пиктографические обозначения . Опора на зрительный

гнозис (Карточки с изображением букв, обозначающих

данные звуки).

II. Автоматизация изолированного звука. Дыхат.упр.

«Глубокий вдох – выдох». Упр. «Жук жужжит». Работа

над длительным произношением звука.

I. Различение звуков средней частоты «Т, П, К», используя

пиктографические обозначения. Опора на зрительный

гнозис (Карточки с изображением букв, обозначающих

данные звуки).

II. Автоматизация звука «Ж» в слогах: ЖА, ЖИ. Упр.

«Строим слоги». Работа с шариками-липучками.

I. Различение звуков средней частоты «Ш, Х, Ж»,

используя пиктографические обозначения . Опора на

зрительный гнозис (Карточки с изображением букв,

обозначающих данные звуки).

II. Автоматизация звука «Ж» в слогах: ЖУ, ЖО. Упр.

«Слоги на прищепке».

Май

1 Н

Е

Д

Е

Л

Я

Диагностика

2 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Различение звуков высокой частоты «С, Ц, Ч»,

используя пиктографические обозначения. Опора на

зрительный гнозис (Карточки с изображением букв,

обозначающих данные звуки). II. Автоматизация звука

«Ж» в слогосочетаниях: ЖА-ЖИ-ЖО-ЖУ, ЖИ-ЖО-ЖУ-

ЖА, ЖО-ЖУ-ЖА-ЖИ. Упр. «Слоговая змейка».

I. Упр. «Узнай звук», «Хлопни, если услышишь» (Выбор

на слух заданного звука из двух предложенных к

прослушиванию. Используются резко отличающиеся

частотные звуки: А,Т; У,П; О,К; Э,Ш; Ы,Х; М,Ж; Н,С;

Р,Ч; Р,Ц и т.д.).(1 занятие)

II. Автоматизация звука «Ж» в слогосочетаниях: ЖА-ЖИ-

ЖО-ЖУ, ЖИ-ЖО-ЖУ-ЖА, ЖО-ЖУ-ЖА-ЖИ. Упр.

«Слоговой поезд».

I. Упр. «Узнай звук», «Хлопни, если услышишь» (Выбор

на слух заданного звука из двух предложенных к

18

прослушиванию. Используются резко отличающиеся

частотные звуки: А,Т; У,П; О,К; Э,Ш; Ы,Х; М,Ж; Н,С;

Р,Ч; Р,Ц и т.д.). (2 занятие)

II. Автоматизация звука «Ж» в словах (жук, ужи, ежи и

т.д.). Развит.моторики пальцев, игра «Жук из шариков-

липучек», «Ежик».

3 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр. «Узнай звук», «Хлопни, если услышишь» (Выбор

на слух заданного звука из трёх предложенных к

прослушиванию. Используются резко отличающиеся

частотные звуки:А,Т; У,П; О,К; Э,Ш; Ы,Х; М,Ж; Н,С;

Р,Ч; Р,Ц и т.д.).(2 занятие)

II. Автоматизация звука «Ж» в простых словосочетаниях

(Машин ужин, бежит ежик, ужи у Даши, ежи у Паши и

т.д.).

I. Упр. 1 «С, Ш, Ч»

II. Автоматизация звука «Ж» в простых словосочетаниях .

Прослушивание, инсценировка сказки «Колобок».

I. Упр.2 «Прослушивание среднечастотных и

высокочастотных звуков: Ш, С, Ц, Ч, Щ». Прорисовка на

пескографе образов букв.

II. Показ, объяснение и уточнение артикуляционной позы

губ, языка при произнесении звука «Ч». Артикуляц.гим-

ка для пост.шипящих звуков: «Чашечка», «Дудочка».

Постановка звука «Ч».

4 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр.3, 4 «А, И», «О, У».

II. Автоматизация звука «Ч» изолированно. Упр.

«Тишина».

I. Упр.5 «Три сложных звука».

II. Автоматизация звука «Ч» в слогах: ЧА, ЧИ, ЧУ, ЧЕ в

разных вариациях. Упр. «Скажи наоборот»

2 раздел. Различение слогов.

I. Упр.1, 2 «АУ, УА», «УМ, МУ»

II. Автоматизация звука «Ч» в односложных словах. (Чай,

чан, чин, чек, Чук). Упр. «Один, много»

5 Н

Е

Д

Е

Л

Я

I. Упр.3, 4 «ЛЯ, Я», «Мама, папа».

II. Автоматизация звука «Ч» в простых словосочетаниях.

(Чай на даче, чин начальника, чек на куче, Чук учит).

I. Различение на слух слогов, в состав которых входят

звуки разных частот. Закрепление. Упр. «Слоги-братья».

(Различение слогов: БА-ПА, ДА-ТА, ГА-КА, ЖА-ША, Т-

Ч).

II. Постановка звука «Щ». Автоматизация изолированного

звука.

19

I. II. Автоматизация звука «Щ» в одно-, двусложных

словах (щуп, гуща, чаща, щавель, вещи).

20



В раздел образования