Напоминание

"Любят сказки эти старики и дети"


Автор: Быченкова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №58" Советский район
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: ООД
Тема: "Любят сказки эти старики и дети"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ

«ЦРР- детский сад №58»

Советский район

Тема: «Любят сказки эти

старики и дети»

Реализация о/о Художественно-эстетическое развития

(открытое занятие для родителей старшая группа

)

Составил:

Воспитатель группы №10

Быченкова С.В.

г. Воронеж 2017 год

Любят сказки эти старики и дети

Фольклорные и авторские сказки народов и мира

Программное содержание: продолжать знакомить детей с литературным

жанром – сказка. Проводить элементарный анализ сказок,

дифференцировать народные и авторские сказки. Формировать слуховое

внимание, произвольную память. Побуждать оценивать поступки героев

сказки. Воспитывать культуру поведения, любовь к устному народному

творчеству, нравственные начала: дружбу, взаимопомощь, заботу о

ближнем.

Материал: тряпичная кукла Баюнок; волшебный сундучок; билеты для театра

(можно использовать плоскостные фигуры Дьенеша). Аудиозапись авторских

и народных сказок, видеозапись сказки Р. Киплинга «Слоненок».

Конспект:

Раздается стук в дверь и входит Баюнок (мягкая тряпичная игрушка-мальчик).

-Вы меня узнали? Вот и опять мы с вами встретились. Мы с вами так давно не

виделись, вы все повзрослели, загорели. Я очень рад нашей встречи. Давайте

поиграем. Проводится дидактическая ига «Здравствуй, Баюнок».

Воспитатель подходит с куклой Баюнком к каждому ребенку, здоровается.

Ребенок должен сказать: «Здравствуй, Баюнок. Меня зовут Миша Мальцев»

и т.д.

-Дети, а кто из вас помнит, почему меня назвали Баюнком? (ответы детей

обсуждаются)

Справка-подсказка для воспитателя:

-Давным-давно, когда бабушки и дедушки были очень маленькими, у них не

было кукол и других игрушек. Но они очень хотели играть. И тогда люди

придумали из тряпочек делать куклы. С одной из таких кукол дети любили

ложиться спать и называли ее Дрема. От слова дремать, спать. Такие куклы

оберегали сон малышей и напевали спящим детям колыбельные. Когда дети

подрастали, они просили уже рассказать им перед сном сказку. И тогда

долгими вечерами на печи другая кукла баила, т.е. говорила, рассказывала

детям сказки. Вот поэтому и прозвали эту куклу Баюнок. Баить-значит

рассказывать.

- Ребята, вы догадались, зачем пришел к нам Баюнок? (ответы обсуждаются)

-Прежде, чем Баюнок расскажет нам интересную сказку, мы с ним поиграем.

Проводится дидактическая игра «Волшебный сундучок». Воспитатель

вместе с Баюнком поворачивает ручку волшебного сундучка и начинает

звучать аудиозапись фрагмента из сказки. Дети должны отгадать название

сказки и определить, какая сказка, авторская или народная (не обязательно

дети должны называть автора).

1. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

(«Репка» - русская народная сказка)

2. У меня зазвонил телефон,

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

(«Телефон» - авторская сказка К.И. Чуковского)

3. Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в

колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить- не выскочишь.

Сидит лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет по той же дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает,

по сторонам поглядывает.

(«Лиса и козел» - русская народная сказка)

4. –Чирик! Чирик!Чирик!Чирик!

Тюрлю! Тюрлю! Тюрлю! Тюрлю!

Слушайте, слушайте, слушайте все!

Это я, Мафин, пою!

(«Мафин и его друзья» - авторская сказка Э. Хогарт)

5. Жили- были старик да старуха. У них были дочка Аленушка да сынок

Иванушка.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка)

6. Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут.

(«Сова» - авторская сказка В. Бианки)

7. Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот

забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там

уже много зайцев собралось. Он начал им хвастать: …

(«Заяц- хвастун» - русская народная сказка)

8. Дети никогда раньше не видели живого зайца, но не испугались его: Лек

показался им добрым и милым.

(«Чудесные истории про зайца по имени Лек» - народная зарубежная

сказка)

Воспитатель предлагает детям объяснить Баюнку, почему одни сказки мы

называем авторские, а другие народными.

Баюнок благодарит детей, приглашает послушать и посмотреть авторскую

скаку про Слоненка, которые не знал, что кушают крокодила на обед.

-А вот кто автор этой сказки, Баюнок забыл. Воспитатель напоминает Баюнку,

что автор сказки «Слоненок» английский писатель Р. Киплинг. На русский

язык перевели эту сказку К.И. Чуковский и С.Я. Маршак.

Баюнок раздает детям билеты за название любимой сказки. Проводится

дидактическая игра «Скажи Баюнку, какая твоя любимая сказка».

Дети поочередно подходят к Баюнку, называют свою любимую сказку, берут

билет и садятся на стульчики перед ширмой.

-Усаживайтесь, дети, поудобнее, внимательно слушайте и смотрите.

Любят сказки эти

Старики и дети.

Любят слушать утром

И по вечерам.

Можно прочитать,

Можно рассказать,

Ну а мы решили

Показать их вам.

Сказка, сказка, приходи.

С нами рядом посиди.

Мы хотим тебя послушать,

Ты скорее приходи!

Проводится показ видеозаписи авторской литературной сказки Р. Киплинга

«Слоненок», перевод с английского К. Чуковского, стихи в переводе С.

Маршака.

Р. Киплинга «Слоненок»

Это только теперь, милый мой мальчик, у Слона есть хобот. А прежде,

давным-давно, никакого хобота не было у Слона. Был только нос, вроде как

лепёшка, чёрненький и величиною с башмак. Этот нос болтался во все

стороны, но всё же никуда не годился: разве можно таким носом поднять

что-нибудь с земли?

Но вот в то самое время, давным-давно, жил один такой Слон, или, лучше

сказать, Слонёнок, который был страшно любопытен, и кого бывало ни

увидит, ко всем пристаёт с расспросами. Жил он в Африке, и ко всей Африке

приставал он с расспросами.

Он приставал к Страусихе, своей долговязой тётке, и спрашивал её, отчего у

неё на хвосте перья растут так, а не этак, и долговязая тётка Страусиха давала

ему за то тумака своей твёрдой-претвёрдой ногой.

Он приставал к своему длинноногому дяде Жирафу и спрашивал его, отчего у

него на шкуре пятна, и длинноногий дядя Жираф давал ему за то тумака

своим твёрдым-претвёрдым копытом.

Но и это не отбивало у него любопытства.

И он спрашивал свою толстую тётку Бегемотиху, отчего у неё такие красные

глазки, и толстая тётка Бегемотиха давала ему за то тумака своим толстым-

претолстым копытом.

Но и это не отбивало у него любопытства.

Он спрашивал своего волосатого дядю Павиана, почему все дыни такие

сладкие, и волосатый дядя Павиан давал ему за то тумака своей мохнатой,

волосатой лапой.

Но и это не отбивало у него любопытства.

Что бы он ни увидел, что бы ни услышал, что бы ни понюхал, до чего бы ни

дотронулся, — он тотчас же спрашивал обо всём и тотчас же получал тумаки

от всех своих дядей и тёток.

Но и это не отбивало у него любопытства.

И случилось так, что в одно прекрасное утро, незадолго до равноденствия,

этот самый Слонёнок — надоеда и приставала — спросил об одной такой

вещи, о которой он ещё никогда не спрашивал. Он спросил:

— Что кушает за обедом Крокодил?

Все испуганно и громко закричали:

— Тс-с-с-с!

И тотчас же, без дальних слов, стали сыпать на него тумаки.

Били его долго, без передышки, но, когда кончили бить, он сейчас же

подбежал к птичке Коло- коло, сидевшей в колючем терновнике, и сказал:

— Мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, и все мои тётки

колотили меня, и все мои дяди колотили меня за несносное моё

любопытство, и всё же мне страшно хотелось бы знать, что кушает за обедом

Крокодил?

И сказала птичка Колоколо печальным и громким голосом:

— Ступай к берегу сонной, зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо; берега

её покрыты деревьями, которые нагоняют на всех лихорадку. Там ты узнаешь

всё.

На следующее утро, когда от равноденствия уже ничего не осталось, этот

любопытный Слонёнок набрал бананов — целых сто фунтов! — и сахарного

тростнику — тоже сто фунтов! — и семнадцать зеленоватых дынь, из тех, что

хрустят на зубах, взвалил всё это на плечи и, пожелав своим милым родичам

счастливо оставаться, отправился в путь.

— Прощайте! — сказал он им. — Я иду к сонной, зловонной, мутно-зелёной

реке Лимпопо; берега её покрыты деревьями, которые нагоняют на всех

лихорадку, и там я во что бы то ни стало узнаю, что кушает за обедом

Крокодил.

И родичи ещё раз хорошенько вздули его на прощанье, хотя он чрезвычайно

учтиво просил их не беспокоиться.

И он ушёл от них, слегка потрёпанный, но не очень удивлённый. Ел по дороге

дыни, а корки бросал на землю, так как подбирать эти корки ему было

нечем. Из города Грэма он пошёл в Кимберлей, из Кимберлея в Хамову

землю, из Хамовой земли на восток и на север и всю дорогу угощался

дынями, покуда наконец не пришёл к сонной, зловонной, мутно-зелёной

реке Лимпопо, окружённой как раз такими деревьями, о каких говорила ему

птичка Колоколо.

А надо тебе знать, мой милый мальчик, что до той самой недели, до того

самого дня, до того самого часа, до той самой минуты наш любопытный

Слонёнок никогда не видал Крокодила и даже не знал, что это такое.

Представь же себе его любопытство!

Первое, что бросилось ему в глаза, — был Двуцветный Питон, Скалистый

Змей, обвившийся вокруг какой-то скалы.

— Извините, пожалуйста! — сказал Слонёнок чрезвычайно учтиво. — Не

встречался ли вам где-нибудь поблизости Крокодил? Здесь так легко

заблудиться.

— Не встречался ли мне Крокодил? — презрительно переспросил

Двуцветный Питон, Скалистый Змей. — Нашёл о чём спрашивать!

— Извините, пожалуйста! — продолжал Слонёнок. — Не можете ли вы

сообщить мне, что кушает Крокодил за обедом?

Тут Двуцветный Питон, Скалистый Змей, не мог уже больше удержаться,

быстро развернулся и огромным хвостом дал Слонёнку тумака. А хвост у него

был как молотильный цеп и весь покрыт чешуёю.

— Вот чудеса! — сказал Слонёнок. — Мало того, что мой отец колотил меня,

и моя мать колотила меня, и мой дядя колотил меня, и моя тетка колотила

меня, и другой мой дядя, Павиан, колотил меня, и другая моя тётка,

Бегемотиха, колотила меня, и все как есть колотили меня за ужасное моё

любопытство, — здесь, как я вижу, начинается та же история.

И он очень учтиво попрощался с Двуцветным Питоном, Скалистым Змеем,

помог ему опять обмотаться вокруг скалы и пошёл себе дальше; его

порядком потрепали, но он не очень дивился этому, а снова взялся за дыни и

снова бросал корки на землю — потому что, повторяю, чем бы он стал

поднимать их? — и скоро набрёл на какое-то бревно, валявшееся у самого

берега сонной, зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо, окружённой

деревьями, нагоняющими на всех лихорадку.

Но на самом деле, мой милый мальчик, это было не бревно, это был

Крокодил. И подмигнул Крокодил одним глазом — вот так!

— Извините, пожалуйста! — обратился к нему Слонёнок чрезвычайно учтиво.

— Не случилось ли вам встретить где-нибудь поблизости в этих местах

Крокодила?

Крокодил подмигнул другим глазом и высунул наполовину свой хвост из

воды. Слонёнок (опять-таки очень учтиво!) отступил назад, потому что ему не

хотелось получить нового тумака.

— Подойди-ка сюда, моя крошка! — сказал Крокодил. — Тебе, собственно,

зачем это надобно?

— Извините, пожалуйста! — сказал Слонёнок чрезвычайно учтиво. — Мой

отец колотил меня, и моя мать колотила меня, моя долговязая тётка

Страусиха колотила меня, и мой длинноногий дядя Жираф колотил меня, моя

другая тётка, толстая Бегемотиха, колотила меня, и другой мой дядя,

мохнатый Павиан, колотил меня, и Питон Двуцветный, Скалистый Змей, вот

только что колотил меня больно-пребольно, и теперь — не во гнев будь вам

сказано — я не хотел бы, чтобы меня колотили опять.

— «Подойди сюда, моя крошка», — сказал Крокодил, — потому что я и есть

Крокодил.

И он стал проливать крокодиловы слёзы, чтобы показать, что он и вправду

Крокодил.

Слонёнок ужасно обрадовался. У него захватило дух, он упал на колени и

крикнул:

— Вас-то мне и нужно! Я столько дней разыскиваю вас! Скажите мне,

пожалуйста, скорее, что кушаете вы за обедом?

— Подойди поближе, я шепну тебе на ушко.

Слонёнок нагнул голову близко-близко к зубастой, клыкастой крокодиловой

пасти, и Крокодил схватил его за маленький носик, который до этой самой

недели, до этого самого дня, до этого самого часа, до этой самой минуты был

ничуть не больше башмака.

— Мне кажется, — сказал Крокодил, и сказал сквозь зубы, вот так, — мне

кажется, что сегодня на первое блюдо у меня будет Слонёнок.

Слонёнку, мой милый мальчик, это страшно не понравилось, и он

проговорил через нос: — Пусдиде бедя, бде очедь больдо! (Пустите меня,

мне очень больно!)

Тут Двуцветный Питон, Скалистый Змей, приблизился к нему и сказал:

— Если ты, о мой юный друг, тотчас же не отпрянешь назад, сколько хватит у

тебя твоей силы, то моё мнение таково, что не успеешь ты сказать «раз, два,

три!», как вследствие твоего разговора с этим кожаным мешком (так он

величал Крокодила) ты попадёшь туда, в ту прозрачную водяную струю…

Двуцветные Питоны, Скалистые Змеи, всегда говорят вот так.

Слонёнок сел на задние ножки и стал тянуть назад. Он тянул, и тянул, и тянул,

и нос у него начал вытягиваться. А Крокодил отступил подальше в воду,

вспенил её, как сбитые сливки, тяжёлыми ударами хвоста, и тоже тянул, и

тянул, и тянул.

И нос у Слонёнка вытягивался, и Слонёнок растопырил все четыре ноги, такие

крошечные слоновьи ножки, и тянул, и тянул, и тянул, и нос у него всё

вытягивался. А Крокодил бил хвостом, как веслом, и тоже тянул, и тянул, и

чем больше он тянул, тем длиннее вытягивался нос у Слонёнка, и больно

было этому носу у-ж-ж-жас-но!

И вдруг Слонёнок почувствовал, что ножки его заскользили по земле, и он

вскрикнул через нос, который сделался у него чуть не в пять футов длиною:

— Довольдо! Осдавьде! Я больше де богу!

Услышав это, Двуцветный Питон, Скалистый Змей, бросился вниз со скалы,

обмотался двойным узлом вокруг задних ног Слонёнка и сказал:

— О неопытный и легкомысленный путник! Мы должны понатужиться

сколько возможно, ибо впечатление моё таково, что этот военный корабль с

живым винтом и бронированной палубой, — так величал он Крокодила, —

хочет загубить твоё будущее…

Двуцветные Питоны, Скалистые Змеи, всегда выражаются так.

И вот тянет Змей, тянет Слонёнок, но тянет и Крокодил. Тянет, тянет, но так

как Слонёнок и Двуцветный Питон, Скалистый Змей, тянут сильнее, то

Крокодил в конце концов должен выпустить нос Слонёнка, и Крокодил

отлетает назад с таким плеском, что слышно по всей Лимпопо.

А Слонёнок как стоял, так и сел и очень больно ударился, но всё же успел

сказать Двуцветному Питону, Скалистому Змею, спасибо, а потом принялся

ухаживать за своим вытянутым носом: обернул его холодноватыми листьями

бананов и опустил в воду сонной, мутно-зелёной реки Лимпопо, чтобы он

хоть немного остыл.

— К чему ты это делаешь? — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей.

— Извините, пожалуйста, — сказал Слонёнок, — нос у меня потерял прежний

вид, и я жду, чтобы он опять стал коротеньким.

— Долго же тебе придётся ждать, — сказал Двуцветный Питон, Скалистый

Змей. — То-есть удивительно, до чего иные не понимают своей собственной

выгоды!

Слонёнок просидел над водою три дня и всё поджидал, не станет ли нос у

него короче. Однако нос не становился короче, и — мало того — из-за этого

носа глаза у Слонёнка стали немного косыми.

Потому что, мой милый мальчик, ты, надеюсь, уже догадался, что Крокодил

вытянул Слонёнку нос в самый заправдашный хобот — точь-в-точь такой,

какие имеются у всех нынешних Слонов.

К концу третьего дня прилетела какая-то муха и ужалила Слонёнка в плечо, и

он, сам не замечая, что делает, приподнял хобот и прихлопнул муху.

— Вот тебе и первая выгода! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей.

— Ну, рассуди сам: мог бы ты сделать что-нибудь такое своим прежним

булавочным носом? Кстати, не хочешь ли ты закусить?

И Слонёнок, сам не зная, как у него это вышло, потянулся хоботом к земле,

сорвал добрый пучок травы, хлопнул им о передние ноги, чтобы стряхнуть с

него пыль, и тотчас же сунул себе в рот.

— Вот тебе и вторая выгода! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей. —

Попробовал бы ты проделать это своим прежним булавочным носом! Кстати,

заметил ли ты, что солнце стало слишком припекать?

— Пожалуй, что и так! — сказал Слонёнок.

И, сам не зная, как у него это вышло, зачерпнул своим хоботом из сонной,

зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо немного илу и шлёпнул его себе на

голову; мокрый ил расквасился в лепёшку, и за уши Слонёнку потекли целые

потоки воды.

— Вот тебе третья выгода! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей. —

Попробовал бы ты проделать это своим прежним булавочным носом! И,

кстати, что ты теперь думаешь насчёт тумаков?

— Извините, пожалуйста, — сказал Слонёнок, — но я, право, не люблю

тумаков.

— А вздуть кого-нибудь другого? — сказал Двуцветный Питон, Скалистый

Змей.

— Это я с радостью! — сказал Слонёнок.

— Ты ещё не знаешь своего носа! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый

Змей. — Это просто клад, а не нос. Вздует кого угодно.

— Благодарю вас, — сказал Слонёнок, — я приму это к сведению. А теперь

мне пора домой. Я пойду к милым родичам и проверю мой нос.

И пошёл Слонёнок по Африке, забавляясь и помахивая хоботом.

Захочется ему фруктов — он срывает их прямо с дерева, а не стоит и не ждёт,

как прежде, чтобы они свалились на землю. Захочется ему травки — он рвёт

её прямо с земли, а не бухается на колени, как бывало. Мухи докучают ему —

он сорвёт с дерева ветку и машет ею, как веером. Припекает солнце — он

опустит свой хобот в реку, и вот на голове у него холодная, мокрая нашлёпка.

Скучно ему одному шататься без дела по Африке — он играет хоботом песни,

и хобот у него куда звончее сотни медных труб.

Он нарочно свернул с дороги, чтобы разыскать толстуху Бегемотиху (она

даже не была его родственницей), хорошенько отколотить её и проверить,

правду ли сказал ему Двуцветный Питон, Скалистый Змей, про его новый нос.

Поколотив Бегемотиху, он пошёл по прежней дороге и подбирал с земли те

дынные корки, которые разбрасывал по пути к Лимпопо, — потому что он

был Чистоплотным Толстокожим.

Стало уже темно, когда в один прекрасный вечер он пришёл домой к своим

милым родственникам. Он свернул хобот в кольцо и сказал:

— Здравствуйте! Как поживаете?

Они страшно обрадовались ему и сейчас же в один голос сказали:

— Поди-ка, поди-ка сюда, мы дадим тебе тумаков за несносное твоё

любопытство!

— Эх, вы! — сказал Слонёнок. — Много смыслите вы в тумаках! Вот я в этом

деле понимаю. Хотите, покажу?

И он развернул свой хобот, и тотчас же два его милых братца полетели от

него вверх тормашками.

— Клянёмся бананами! — закричали они. — Где это ты так навострился и что

у тебя с носом?

— Этот нос у меня новый, и дал мне его Крокодил на сонной, зловонной,

мутно-зелёной реке Лимпопо, — сказал Слонёнок. — Я завёл с ним разговор

о том, что он кушает за обедом, и он подарил мне на память новый нос.

— Безобразный нос! — сказал волосатый, мохнатый дядя Павиан.

— Пожалуй, — сказал Слонёнок. — Но полезный!

И он схватил волосатого дядю Павиана за волосатую ногу и, раскачав,

закинул в осиное гнездо.

И так разошёлся этот недобрый Слонёнок, что отколотил всех до одного

своих милых родных. Бил он их, бил, так что им жарко стало, и они

посмотрели на него с изумлением. Он выдернул у долговязой тётки

Страусихи чуть не все её перья из хвоста; он ухватил длинноногого дядю

Жирафа за заднюю ногу и поволок его по колючим терновым кустам; он

разбудил громким криком свою толстую тётку Бегемотиху, когда она спала

после обеда, и стал пускать ей прямо в ухо пузыри, но никому не позволял

обижать птичку Колоколо.

Дело дошло до того, что все его родичи — кто раньше, кто позже —

отправились к сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо,

окружённой деревьями, нагоняющими на всех лихорадку, чтобы и им

подарил Крокодил по такому же носу.

Вернувшись, никто уже больше не давал тумаков никому, и с той поры, мой

мальчик, у всех Слонов, которых ты когда-нибудь увидишь, да и у тех,

которых ты никогда не увидишь, у всех совершенно такой самый хобот, как у

этого любопытного Слонёнка.

Вопросы к детям:

Как называется сказка, которую мы сейчас с вами посмотрели?

Какими словами начинается эта сказка?

Что можно сказать о Слоненке, какой он?

Где жил Слоненок?

За что все жители Африки давали Слоненку тумаков?

Что хотел узнать Слоненок у жителей Африки?

Как бы вы поступили на месте родственников Слоненка, когда он

задавал бы вам вопросы?

Что произошло со Слоненком, когда он решил узнать, что кушает

крокодил на обед?

Как называлась река, где жил крокодил?

Кто стал верным другом маленькому Слоненку и почему?

Почему слоненку стало выгодно быть с длинным носом?

Почему Слоненок никому не позволял обижать птичку Колоколо?

Чем кончилась сказка?

Чему нас учит эта сказка?

Ак вы понимаете слова пословицы: «Не ходи в лес, коли зайца

боишься»?

В конце занятия можно с детьми нарисовать любимые фрагменты сказки

«Слоненок» или дать это задание выполнить дома вместе с родителями.



В раздел образования