Автор: Давыдова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: Тимашевский район,станица Роговская
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей"
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей»
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума,
который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в
первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания
родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с
их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья
не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни
родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и
укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение
роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу
жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место
в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который
может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа
жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей
знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления
здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной
целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть
обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих
здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым
«критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде
происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов,
формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются
быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение
сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических
реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в
полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.
Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно
способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так
и установлению благоприятного семейного микроклимата.
ДОУ определяет основные принципы в работе с семьей.
1.
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи
воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и
родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2.
Системность и последовательность работы
3.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
4.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
Была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с
родителями. Суть ее заключается в следующем:
Доверительное общение не может быть навязано, оно должно
возникнуть как естественное желание другой стороны;
Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные
этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить
взаимодействие;
Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а
переход в другую стадию возможен только при наличии определенных
промежуточных результатов.
Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм
работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что
оказание реальной помощи родителям становится возможным только при
условии взаимодействия, установления доверительных отношений.
1. Целью нашей работы стало
— Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах
формирования навыков по сохранению здоровья.
2. Задачи:
обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком
с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-
психологического климата;
оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий
для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
учесть пожелания родителей при составлении программ
индивидуальной работы;
привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса,
созданию здоровой среды;
расширить спектр средств и способов работы с родителями;
3. Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его
сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической
подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в
здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и
здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
ДОУ предлагает следующие формы работы с семьёй
Досуговые
формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные
отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные
отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм
способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной
атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в
дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять
педагогическую информацию.
Познавательные
формы организации общения педагогов с семьей предназначены для
ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического
развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для
формирования у родителей практических навыков. Основная роль
продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как
собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше.
Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение
педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога,
открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по
общению Наглядно-
информационные
формы организации общения педагогов и родителей решают задачи
ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания
детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить
деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего
воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Папки –
передвижки, странички сайта, презентации и т. д.