Автор: Андрюхова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №122 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: конспект НОД по подготовке обучению грамоте
Тема: "Путешествие с Буратино"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад №122 комбинированного вида «Золотая рыбка»
Калининского района
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в
подготовительной к школе группе
«Путешествие с Буратино»
Цель:
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание
играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении
предложений, нахождение места звуков в слове;
воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык
самоконтроля и самооценки;
четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию
дошкольника;
закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный,
согласный, мягкий, твердый;
закреплять с детьми звуковой разбор слов;
развивать память, внимание, логическое мышление при разгадывании
загадок, ребусов;
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к
занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности
малоактивных детей.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Материалы:
Разрезная картинка, карточки-задания, кукла Буратино, карточки-слоги,
цветные фишки, карточки-буквы, сундучок, букварь и ключик, план, мячик.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар с конвертом. Странный
какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и
посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит
разрезная картинка и письмо). Давайте мы её сейчас собирём и тогда может
быть узнаем от кого письмо (Дети собирают картинку, на картинке
изображен Буратино).
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино)
-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Буратино. Теперь мы можем с вами
его прочесть.
"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в
школу. Я тоже очень хочу пойти в школу, но Лиса Алиса и кот Базилио
отняли у меня золотой ключик от сундучка, в котором лежит Букварь.
Ребята, помогите вернуть ключик!»
Алиса и кот Базилио просто так не хотят отдавать ключик для Буратино,
поэтому они придумали задания, а мы с вами, ребята, должны помочь их
выполнить. Поможем?
Ребята, смотрите корзина (дети находят корзину с мячами). На каждом
мячике цифра, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо
выполнить.
По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания.
Задание № 1
«Отгадай загадки»
-Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит,
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звук)
-Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква)
-Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог)
-Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту … (слово)
-Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение)
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются
голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и
мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
Задание № 2
Игра «Кто внимательный?»
- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную
фишку, если согласный, то синюю. (Выполнение задания). Молодцы, ребята!
С этим заданием вы справились.
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Задание № 3
Задание «Раздели слова на слоги»
- Я вам буду показывать картинки, а вы будете делить слово на слоги и
определять ударный слог. Как поставить ударение? Слово нужно позвать и
тот слог, который тянется будет ударным.(Выполнение задания). Молодцы, и
с этим заданием вы справились.
Ещё задание "Слоговой аукцион".
К одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.
ГУ
ЗА
ЛУ
СИ
НО
МЫ
ВА
ЛО
НА
КНИ ГА
КИ
В результате получаем слова: Гуси, Мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга.
Задание № 4
Игра «Буквы рассыпались»
Необходимо собрать слово школа, пенал.
- Давайте немного отдохнём. Игра с мячом « Назови ласково - грубо».
Рука – ручка - ручища
Сапоги-сапожки-сапожищи
Нога – ножка - ножища
Коса – косичка-косища
Волк - волчок-волчище
Дом - домик-домище
Река – речка – речушка
Задание № 5
Как вы понимаете выражения:
«крепкая ткань», «крепкий сон», «крепкий чай», «песня льётся», «дом
растёт», «ручьи бегут», «лес дремлет», «дождь озорничает».
Задание № 6
Придумайте предложения со словом портфель, ручка, тетрадь, карандаш.
Графически запишите в тетрадь.
Задание №7
Звуковой анализ слов буква, книга.
- Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики с
заданиями. А на дне золотой ключик. Но где же сундук с букварём для
Буратино? Тут ещё и какой- то план. Ребята, да это же план нашей группы. И
здесь показано, где находится сундук.
Дети находят сундук, открывают его, достают букварь. Приходит Буратино.
- Ребята, вы справились со всеми заданиями, спасибо вам за букварь. Я тоже
пойду в школу. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5».
- Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии (Ответы детей).