Автор: Пашев Алексей Николаевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДООЦ "ОРИОН"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СМЕЛОСТИ И АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СПОРТСМЕНОВ КУДО
Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СМЕЛОСТИ И АКТИВНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У СПОРТСМЕНОВ КУДО
В
настоящее
время
очень
популярны
среди
молодежи
занятия
спортивными
единоборствами
и
различными
проявлениями
восточных
единоборств, в частности кудо, что требует внедрения в систему подготовки и
воспитания спортсменов необходимых методик формирования таких важных
качеств в спортивном бою, как смелость и отвага.
В
каждом
человеке
существует
инстинкт
самосохранения,
и
чем
не
увереннее мы себя чувствуем относительно своих физических возможностей,
тем больше укрепляется этот инстинкт, перерастая в чувство страха, а иногда в
откровенную трусость. Но наивно думать, что для приобретения уверенности
достаточно выучить несколько приемов боевых единоборств.
Если
говорить
о
кудо,
необходимо
владеть
достаточно
высоким
мастерством. А для этого надо несколько лет систематически тренироваться. Для
приобретения спортивного мастерства в кудо необходимо, прежде всего, уметь
одерживать
победы
над
собой,
двигаясь
к
намеченной
цели,
обладать
способностью побеждать себя, занимаясь ради дела тяжелым, непосильным на
первый
взгляд
трудом
через
овладение
основами
техники
выполнения
обширного
комплекса
физических
упражнений
и
освоение
техники
боевых
искусств,
а
также
формирование
и
поддержание
необходимого
уровня
физического и психического здоровья занимающихся, воспитание у каждого из
них
в
тренировочном
процессе
основ
духовной
и
физической
культуры,
привитие
представления
о
непреходящей
ценности
здоровья,
как
своего
собственного, так и окружающих людей.
При систематических занятиях кудо создаются благоприятные условия не
только
для
физического
развития,
но
и
для
интеллектуального
развития,
творческой
самореализации
личности
спортсмена,
ее
интеграции
в
систему
мировой и отечественной культуры.
И, что особенно важно, – происходит
социальное и профессиональное самоопределение. Занятия кудо можно считать
и работой по профилактике асоциального поведения занимающихся. В рамках
реализации
тренировочной
программы
большое
внимание
уделяется
взаимодействию
с
родителями
спортсмена.
В
дальнейшем,
социальная
значимость
кудо
проявляется
и
в
воздействии
на
качество
трудовой
деятельности,
общественные
отношения,
организацию
досуга,
дальнейшее
образование. Владение кудо имеет высокое прикладное значение. Кудо позволяет
тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями,
добиваться высокой производительности труда. Навыки кудо и высокий уровень
физической подготовки помогает и в боевой обстановке (служба в горячих
точках, спецподразделениях и т.д.). Большинству ребят после окончания школы
придется служить в армии, и прошедшим обучение по тренировочной программе
кудо,
будет
намного
легче
нести
воинскую
службу,
имея
определенную
физическую подготовку. Поэтому кудо можно рассматриваться как средство
формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения запросов, как
отдельных людей, так и общества в целом.
Тренировочный процесс в кудо организуется в соответствии с основными
педагогическими принципами:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сочетания коллективной и индивидуальной работы;
- принцип доступности и постепенности;
- принцип сознательности и активности.
В
тренировочной
программе
также
исходим
из
общепринятых
методических положений спортивной педагогики:
- преемственность задач, средств и методов тренировки детей и юношей;
- возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки;
- непрерывное совершенствование качества технических действий (техники);
- рациональное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с
учетом физиологических и психологических особенностей занимающихся;
- развитие основных физических качеств на всех этапах подготовки.
Данные теоретические аспекты направлены на систематизацию и порядок
проведения спортивных занятий по кудо. Однако простая систематика не имеет
сильного
влияния
на
психологическое
состояние
и
формирование
смелости
спортсмена.
Необходимо
внедрение
особых
техник,
реализация
которых
позволит спортсмену проявить отвагу перед соревновательным боем и в ходе
боя. Это очень важная часть подготовки спортсмена, так как психологическое
состояние
–
это
то,
что
управляет
человеком
и
в
случае,
если
возникает
психологический дисбаланс – все технические навыки, полученные в результате
тяжелой физической подготовки, будут неконтролируемы.
Развитие смелости и активных действий в ходе занятий по кудо:
-
формирование
хороших
физических
кондиций
вселяют
уверенность
в
спортсмене в своих возможностях;
- увеличение объема технико-тактической и психологической подготовки на
тренировочных занятиях;
- систематические тренировки в непривычных условиях (в темноте, в воде, с
утяжелителями, в лесу и т.п) закаляют волю и характер спортсменов;
- проведение поединков в рамках тренировки (полноконтактные и условный
контакт) помогают перебороть страх перед соперником в соревновательном бою,
так как поединки создают имитацию реального боя;
-
рассказы,
беседы,
анкетирование,
просмотр
видеоматериалов
об
истории
развития
кудо,
о
легендах,
примерах
из
жизни
известных
спортсменов
и
мастерах восточных единоборств.
Таким
образом,
систематический
подход
к
проведению
занятий,
включение в программу тренировок разнообразных техник и подходов позволит
спортсмену закалить характер и развить сильные личностные качества – отвагу,
мужество, смелость, необходимые для успешной карьеры спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бу н д з е н
П . В .
С о в р е м е н н ы е
т е х н о л о г и и
у к р е п л е н и я
психофизического состояния и психосоциального здоровья населения : (аналит.
обзор) / П.В. Бундзен, О.М. Евдокимова, Л-Э. Унесталь // Теория и практика
физической культуры, 2014. № 8. С. 57-63.
2.
Горбунов Ю.Я. Волевая активность в спорте / Ю.Я. Горбунов : Перм.
гос. пед. ун-т. Пермь : Изд-во Перм. гос. пед. ун-т, 2015. 128 с.
3.
Комарова
О.Н.
Соотношение
интеллектуальных
характеристик
и
волевых свойств в структуре личности : автореф. дис... канд. психол. наук / О.Н.
Комарова: Мос. Гуманит.- соц. акад. М., 2013. 24 с.
4.
Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г.
Озолин. М. : Физкультура и спорт, 2014. 478 с.
5.
Черникова О.А. Эмоции в спорте: природа эмоций и их значение в
спорте / О.А. Черникова. М. : Физкультура и спорт, 2015. 227 с.