Автор: Шкуратова Людмила Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Филиала МКДОУ Антиповский дс "Саломатинский дс"
Населённый пункт: с.Саломатино,Камышинского района, Волгоградской области
Наименование материала: /Конспект музыкального тематического занятия для детей средней группы/
Тема: ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС
Раздел: дошкольное образование
ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС
/Конспект музыкального тематического занятия для детей средней группы/
Программное содержание.
Дать представление о красоте зимнего времени года.
Развивать фантазию детей в движении, умение ориентироваться в
пространстве.
Учить детей выразительно передавать движениями характер музыки: легко
бегать, звенеть колокольчиками, точно реагировать на окончание музыки. Упражнять в
выполнении плясовых движений.
Учить детей слушать, воспринимать, анализировать музыкальное
произведение. Развивать представление о различном характере музыки,
активизировать словарь словами, определяющими характер прослушанной
Закреплять умение выразительно исполнять песню спокойного характера,
слаженно петь в ансамбле. Закреплять с детьми названия знакомых танцевальных
движений через логоритмические упражнения (движение и слово).
Музыкальный репертуар.
«Танец Феи Драже», П.Чайковского,
Звуки природы – птицы,
«Баркаролла» Оффенбаха,
«Колокольчики звенят», В.Моцарта,
«Погуляем», Т.Ломовой,
«Санки», В.Красева,
Оборудование: телевизор,
компьютер,
портрет
композитора
В.А.
Моцарта,
мешочек, колокольчики по количеству детей, кукла, игрушечные санки; снежинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
Вводная часть.
Музыкальный руководитель приходит в группу.
М.Р.
- Здравствуйте, ребята! Вы видели, сколько снега выпало? Вся
земля покрылась снежным одеялом.
- Куда можно сходить погулять зимой? (На участок детского сада, к
реке, в зимний парк, лес). Вы хотите отправиться на прогулку в сказочный
лес, в настоящее зимнее царство? (Да!)
- Тогда смелее идём за мной! Но будьте осторожны: дорога в зимний
лес очень узкая, поэтому пойдем друг за другом. Шагаем по тропинке
мелкими шагами.
- Посмотрите, дети, тут какие-то следы. Наверно это следы лесных
зверей, они помогут нам добраться до леса. Дальше следы пропадают.
Внимание,
впереди
сугробы,
перешагиваем
через
огромные
сугробы,
высоко поднимаем коленочки (ходьба с высоким подниманием колен).
- Вот мы с вами подошли к нашему сказочному лесу. Прислушайтесь,
там звучит музыка («Танец Феи Драже», П.Чайковского).
- Этот лес не просто волшебный, он музыкальный! Давайте зайдем в
лес тихонечко, на носочках, чтобы не напугать лесных жителей.
(Дети входят в музыкальный зал на носочках, идут за педагогом
змейкой, затем перестраиваются в круг.)
Музыкально-ритмические упражнения
-
Мы
пришли
на
лесную
полянку.
Как
тут
красиво!
Тихо
падает
снежок, слышно пение птиц, послушаем их. (Включает запись).
-
А снежинки все падают и падают. Ребята, послушайте, какая
нежная, ласковая музыка звучит в нашем волшебном лесу («Баркаролла»
Оффенбаха).
-
Под
эту
чудесную
музыку
танцуют
снежинки.
Раскройте
свои
ладошки, и снежинки упадут вам прямо в ручки.
(М.Р. раздает детям снежинки)
-
Дети,
опишите:
какая
снежинка?
(Холодная,
белая,
красивая,
пушистая, легкая и т.д.)
-
Итак, представьте, что мы снежинки, танцующие под чудесную,
музыку.
Дети
вместе
с
музыкальным
руководителем
исполняют
произвольную
танцевальную
композицию.
Побуждать
детей
движениями
выражать
характер
музыкального произведения, добиваться плавности, пластичности, выразительности
исполнения движений.
В
конце
музыки
дети
кладут
снежинки
на
елочки,
землю
(по
желанию), становятся в круг и проводят пальчиковую гимнастику.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
А потом, а потом
Мы из снега слепим ком. Ух!
2. Основная часть.
а) слушание музыки
М.Р. - А теперь немного отдохнем и присядем вон на те пенечки.
(Дети садятся на стульчики)
М.Р. - Ребята, сейчас послушайте пьесу, которую написал австрийский
композитор
Вольвганг
Амадей
Моцарт (показывает
портрет).
Вы
внимательно послушайте и потом скажете, какое у нее настроение.
Исполняется пьеса «Колокольчики звенят», В.Моцарта
М.Р. - Как звучала эта пьеса?
Дети. - Она нежная, звонкая, звучит тоненько, быстро.
М.Р. - Какое название можно ей дать?
Дети придумывают разные названия. Педагог следит, чтобы дети
фантазировали
в
пределах
данного
музыкального
образа.
При
необходимости,
подсказывает,
что звучание пьесы похоже на звучание
какого-то музыкального инструмента.
М.Р.
-
Правильно,
ребята!
Эта
пьеса
называется
«Колокольчики
звенят». Сейчас послушайте ее еще раз, а вы представьте как под эту
музыку звенят колокольчики.
(Исполняется
пьеса
повторно:
развивает
умение
чувствовать
изобразительность в музыке.)
М.Р.
- Ребята,
посмотрите,
под
елочкой
лежит
какой-то
мешочек.
Давайте, посмотрим: что в нем. (Открывает мешочек, достает оттуда
колокольчики.)
- Это колокольчики. Но они разные по размеру, и звучат, наверно, по-
разному.
Послушайте.
(звенит
поочередно,
то
на
одном,
то
на
другом
колокольчике).
- Чем отличается звучание одного колокольчика от другого? (Один
звучит низко, другой - высоко).
-
Давайте
с
вами
покажем
какой толстый
звук
у
большого
колокольчика (надувают
щеки),
а
теперь тоненький
звук
маленького
(втягивают щеки).
(Педагог проводит упражнение на артикуляцию.)
в) музыкально-дидактическая игра
-
Ребята,
приглашаю
вас
погулять
по
нашему
волшебному
музыкальному лесу. Ходить будем спокойно, каждый по своей дорожке,
врассыпную.
Дети
с
воспитателем
врассыпную
ходят
по
комнате,
в
ритме
музыки, слегка покачивая руками. («Погуляем», Т.Ломовой) С окончанием
музыки воспитатель приседает на корточки, прячется, дети повторяют
за ним.
М.Р. - Ой, куда это мои детки подевались, наверно в лесу заблудились.
Попробую
их
позвать,
может
они
откликнутся.
Ау!
Ау! (пропевает
интервал ч4, дети вместе с воспитателем повторяют интонацию)
- Ах , вот вы где, бегите ко мне (Обнимает детей) и больше не
теряйтесь. (Игра повторяется снова еще раз)
г) пение
М.Р. находит под елочкой санки.
-
Посмотрите, ребята, кто-то саночки в лесу оставил. Наверно, это
наша кукла Маша, каталась здесь и потеряла свои саночки. Давайте их
возьмем и споем песенку про саночки. Только сначала вспомним мелодию и
слова этой песенки. Присаживайтесь на пенечки.
Воспитатель исполняет песню «Санки», В.Красева – 1 куплет. Затем
дети поют 2 куплет хором.
М.Р.
напоминает
детям,
что
при
пении
они
должны
хорошо
открывать рот.
М . Р. Смотрите,
колокольчики,
нас
заждались.
Давайте
еще
раз
исполним эту песню, а в третьем куплете позвеним в колокольчики.
При повторном исполнении дети сопровождают пение третьего куплета игрой
на колокольчиках.
Колокольчики собирает в мешок ребенок.
д) логоритмика
М.Р. - Вы хорошо пели, старались, и колокольчики ваши очень весело
звенели. А теперь давайте вспомним: какие вы знаете танцевальные
движения? ( Дети: Пружинка, фонарики, кружение лодочкой, ковырялочка,
притопы, шаг с полуприседанием и т. д.)
М.Р. - Выходите в круг.
- Давайте вспомним «ковырялочку» под стихи. Начинаем движение с правой
ноги.
Каблучками я стучу
Пляску русскую учу
Пляска русская моя
За–ме – ча – тель – ная
М.Р. - А сейчас выполним «шаг с полуприседанием». Начинаем выполнять
в правую сторону.
Шаг – присяду, шаг – присяду
Это танец я учу,
Приседать я не устану
Я танцором стать хочу!
М.Р. - А теперь выполним это движение в левую сторону.
Шаг – присяду, шаг – присяду
Спинку прямо я держу,
Танцевать себя заставлю,
Даже если не хочу.
3. Заключительная часть (танец-песня)
М.Р. Ребята, что-то похолодало в лесу, пора нам возвращаться обратно
в детский сад. И саночки не забудем с собой взять.
Звучит песня «Саночки», дети вместе с воспитателем танцуют по кругу,
подпевают песню.
Детей встречает кукла Маша.
Кукла Маша. - Здравствуйте, дети. У вас такие румяные щечки, где
вы
были? (Дети рассказывают о своей прогулке в зимний лес, отдают
кукле санки).
- Спасибо ребята, что нашли мои саночки, я постараюсь больше их не
терять!
- Понравился вам сказочный музыкальный лес? Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Давайте я провожу вас в группу. Дети уходят в группу.