Напоминание

"Весна"


Автор: Жданова Антонида Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ школа-интернат № 113
Населённый пункт: город Пермь Пермский край
Наименование материала: презентация к уроку "Весна"
Тема: "Весна"
Раздел: начальное образование





Назад




Что такое пейзаж!

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины,

изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).Пейзаж (франц. paysage,

от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения

является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды

городов, зданий.

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой

второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая

старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во

взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное

искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах

современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое

раздумье или тревожное предупреждение.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

Земная поверхность

Растительность

Человеческие постройки

Перспектива вида

Картина также может включать:

водоёмы (озера, моря, реки)фаунулюдейсветметереологические образования (облака, дождь)Пейзаж - это

состояние природы застывшее в в мгновении, миге, в цвете красок или переливах графики

Что такое натюрморт!

Натюрморт (фр. nature morte — букв. «мертвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в

изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической

или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными

гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в

«Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания

портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта. Ранние натюрморты часто

выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и

фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую

аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле

Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве

случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим

значением.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как

самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников,

как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах

Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного

натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или

комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Натюрморт (франц. nature morte, буквально - мёртвая природа; англ. still life - неподвижная жизнь) - жанр

изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых

предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и

тем самым обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ -

насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По

сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста

быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

Учебный натюрморт

Учебный натюрморт - постановка

различных по цвету, форме, структуре

предметов, направленная на

улучшение восприятия материалов

предметов молодыми художниками.

Учебные натюрморты бывают

тематическими, жанровыми,

светлыми и темными,

направленными на изучение той или

иной структуры материалов.

Например постановка их 7 бутылок

различных цветов и плотности стекла.

Цель: передать разницу материалов.

Или Белая ваза с белым цветком на

белом фоне. Цель: уловить разницу

белых предметов и т.п.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного»

натюрморта, получает название «суета сует» или «memento

mori» и является наиболее интеллектуальным видом

натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и

традиций религиозной символики (характерны картины

Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах

этого направления присутствуют иллюзионистские приемы,

создающие искусный обман зрения. В свою очередь

увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к

возникновению особого вида натюрморта — так называемых

«обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно

распространены в середине XVII века и снискали

невероятную популярность в стране и за ее пределами

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века,

натюрморт в голландской живописи

получил широкое распространение как

самостоятельный жанр. Одним из самых

первых выделился цветочный

натюрморт в произведениях таких

художников, как Амброзиус Босхарт

Старший и Бальтасар ван дер Аст, и

далее продолжал своё развитие в

роскошных натюрмортах Яна Давидса

де Хема и его последователей уже во

второй половине XVII столетия. Причины

популярности цветочного натюрморта

можно найти в особенностях быта

голландского общества — традиции

иметь сады, загородные виллы или

комнатные растения — а также

благоприятных природных условиях для

развития цветоводства.

Что такое портрет!

Портрет

- жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или

группы людей. Портрет — один из древнейших жанров изобразительного искусства.

Портрет

(фр. portrait, от cтарофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») —

изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры,

скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель

раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через

изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является

отобразить визуальные характеристики модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него

и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем

человека».

Данная статья посвящена рассмотрению портрета в изобразительном искусстве

На развитие портретного жанра влияют две тенденции:

прогресс технических изобразительных навыков

и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин

портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей

силы. «Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее

представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит

индивидуальному, а реализуется через него и в нем». Именно поэтому жанр находится в упадке в ХХ веке:

«как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?»Периодами расцвета портрета

считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.

Отличие портрета от фотографии

Юрий Лотман пишет: «Бытовое представление склонно отождествлять функцию

портрета и фотографии: предметами обоих является отражение человеческого лица,

причем отражение это в основе своей механическое… Портрет представляется

наиболее „естественным“ и не нуждающимся в теоретическом обосновании жанром

живописи. Кажется, что если мы скажем нечто вроде: Портрет — живопись,

которая выполняла функцию фотографии тогда, когда фотография еще не была

изобретена, то мы исчерпаем основные вопросы, невольно возникающие у нас,

когда мы начинаем размышлять об этом жанре живописи. Слова о „загадочности“ и

„непонятности“ функции портрета в культуре кажутся надуманными. Между тем, не

убоявшись возражений этого рода, осмелимся утверждать, что портрет вполне

подтверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней… У фотографии нет

прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени. Время портрета —

динамично, его „настоящее“ всегда полно памяти о предшествующем и

предсказанием будущего…Портрет постоянно колеблется на грани художественного

удвоения и мистического отражения реальности».

[5]

Портретист XVIII века Латур в

одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности,

умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство

движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от

колебания мыслей, от чувств души; а ведь каждое изменение создает новый портрет,

не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в

соответствии с движением солнца и времени».

Сходство в портрете

Изображение внешности персонажа — единственное средство построения

художественного образа человека в изобразительном искусстве. (Все эти и

нижеследующие требования по большей части не соблюдаются в портрете ХХ века,

приближающемся к нефигуративному искусству, см.: История портрета).

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал

в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера,

в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией.

Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к

высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками,

способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и

мастерство.

Сходство в портрете — результат не только верной передачи внешнего облика

портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве

индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю

определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Однако

вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с

моделью портретом часто называют всякое

индивидуализированное

изображение

человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой

художественного произведения.



В раздел образования