Автор: Жданова Антонида Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ школа-интернат № 113
Населённый пункт: город Пермь Пермский край
Наименование материала: презентация к уроку "Весна"
Тема: "Весна"
Раздел: начальное образование
Что такое пейзаж!
Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины,
изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).Пейзаж (франц. paysage,
от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения
является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды
городов, зданий.
Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой
второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая
старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во
взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное
искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах
современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое
раздумье или тревожное предупреждение.
В пейзаж входят некоторые основные элементы:
Земная поверхность
Растительность
Человеческие постройки
Перспектива вида
Картина также может включать:
водоёмы (озера, моря, реки)фаунулюдейсветметереологические образования (облака, дождь)Пейзаж - это
состояние природы застывшее в в мгновении, миге, в цвете красок или переливах графики
Что такое натюрморт!
Натюрморт (фр. nature morte — букв. «мертвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в
изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической
или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными
гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в
«Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания
портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта. Ранние натюрморты часто
выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и
фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую
аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле
Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве
случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим
значением.
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как
самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников,
как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах
Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного
натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или
комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Натюрморт (франц. nature morte, буквально - мёртвая природа; англ. still life - неподвижная жизнь) - жанр
изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых
предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и
тем самым обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ -
насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По
сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста
быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.
Учебный натюрморт
Учебный натюрморт - постановка
различных по цвету, форме, структуре
предметов, направленная на
улучшение восприятия материалов
предметов молодыми художниками.
Учебные натюрморты бывают
тематическими, жанровыми,
светлыми и темными,
направленными на изучение той или
иной структуры материалов.
Например постановка их 7 бутылок
различных цветов и плотности стекла.
Цель: передать разницу материалов.
Или Белая ваза с белым цветком на
белом фоне. Цель: уловить разницу
белых предметов и т.п.
Учёный натюрморт
Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного»
натюрморта, получает название «суета сует» или «memento
mori» и является наиболее интеллектуальным видом
натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и
традиций религиозной символики (характерны картины
Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах
этого направления присутствуют иллюзионистские приемы,
создающие искусный обман зрения. В свою очередь
увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к
возникновению особого вида натюрморта — так называемых
«обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно
распространены в середине XVII века и снискали
невероятную популярность в стране и за ее пределами
Цветочный натюрморт
Начиная с 40-х годов XVII века,
натюрморт в голландской живописи
получил широкое распространение как
самостоятельный жанр. Одним из самых
первых выделился цветочный
натюрморт в произведениях таких
художников, как Амброзиус Босхарт
Старший и Бальтасар ван дер Аст, и
далее продолжал своё развитие в
роскошных натюрмортах Яна Давидса
де Хема и его последователей уже во
второй половине XVII столетия. Причины
популярности цветочного натюрморта
можно найти в особенностях быта
голландского общества — традиции
иметь сады, загородные виллы или
комнатные растения — а также
благоприятных природных условиях для
развития цветоводства.
Что такое портрет!
Портрет
- жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или
группы людей. Портрет — один из древнейших жанров изобразительного искусства.
Портрет
(фр. portrait, от cтарофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») —
изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры,
скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель
раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через
изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является
отобразить визуальные характеристики модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него
и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем
человека».
Данная статья посвящена рассмотрению портрета в изобразительном искусстве
На развитие портретного жанра влияют две тенденции:
прогресс технических изобразительных навыков
и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин
портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей
силы. «Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее
представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит
индивидуальному, а реализуется через него и в нем». Именно поэтому жанр находится в упадке в ХХ веке:
«как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?»Периодами расцвета портрета
считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
Отличие портрета от фотографии
Юрий Лотман пишет: «Бытовое представление склонно отождествлять функцию
портрета и фотографии: предметами обоих является отражение человеческого лица,
причем отражение это в основе своей механическое… Портрет представляется
наиболее „естественным“ и не нуждающимся в теоретическом обосновании жанром
живописи. Кажется, что если мы скажем нечто вроде: Портрет — живопись,
которая выполняла функцию фотографии тогда, когда фотография еще не была
изобретена, то мы исчерпаем основные вопросы, невольно возникающие у нас,
когда мы начинаем размышлять об этом жанре живописи. Слова о „загадочности“ и
„непонятности“ функции портрета в культуре кажутся надуманными. Между тем, не
убоявшись возражений этого рода, осмелимся утверждать, что портрет вполне
подтверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней… У фотографии нет
прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени. Время портрета —
динамично, его „настоящее“ всегда полно памяти о предшествующем и
предсказанием будущего…Портрет постоянно колеблется на грани художественного
удвоения и мистического отражения реальности».
[5]
Портретист XVIII века Латур в
одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности,
умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство
движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от
колебания мыслей, от чувств души; а ведь каждое изменение создает новый портрет,
не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в
соответствии с движением солнца и времени».
Сходство в портрете
Изображение внешности персонажа — единственное средство построения
художественного образа человека в изобразительном искусстве. (Все эти и
нижеследующие требования по большей части не соблюдаются в портрете ХХ века,
приближающемся к нефигуративному искусству, см.: История портрета).
Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал
в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера,
в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией.
Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к
высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками,
способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и
мастерство.
Сходство в портрете — результат не только верной передачи внешнего облика
портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве
индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю
определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Однако
вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с
моделью портретом часто называют всякое
индивидуализированное
изображение
человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой
художественного произведения.