Напоминание

Формы и методы патриотического воспитания


Автор: Поликарпова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 65 имени Н.Сафронова
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы патриотического воспитания
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

:

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и

инновации»

Хорошо известна поговорка «Учиться никогда не поздно». А вот с воспитанием

можно опоздать. И это будет опоздание длиной в целую жизнь. Мы воспитываем не

поколение сегодняшнего дня, а тех, кто будет главной активной частью нашего об-

щества через десять, пятнадцать лет. И это поколение должно стать культурнее, об-

разованнее, грамотнее, сильнее. Какими мы их воспитаем – такой и быть России.

Музейная педагогика обладает уникальными возможностями для преодоления

разрыва между образованием и культурой.

В своей статье мы хотим поделиться опытом использования возможностей инно-

вационных музейных форм в работе классного руководителя, учителя начальных

классов.

Занятие, проводимые в музеях, нацелены на личностное переживание учащими-

ся явлений культуры, решают задачи расширения горизонтов знаний, воздействуют

на формирование системы ценностей: самоуважение, нравственное начало, эколо-

гическую, эстетическую культуру, культуру отношения к предметному миру.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями разных

видов искусства (литературой, живописью, прикладным искусством, скульптурой,

музыкой). Учащиеся сравнивают особенности мировосприятия писателя, живопис-

ца, композитора на близких по тематике литературных, живописных, музыкальных

произведениях.

Формируя познавательные универсальные учебные действия, учитель вместе с

учащимися осуществляет поход в «Музейный дом». Целью таких уроков является

поиск и анализ живописных произведений. Еще Джек Дьюк говорил: «Никакое

число наглядных уроков не может заменить соприкосновение с природой и знаком-

ства с подлинными вещами». Для знакомства с жанрами мы используем возможно-

сти образовательной программы «Воспитай патриота» Ульяновского областного ху-

дожественного музея. Для проведения уроков приобретаем абонемент «Жанры ис-

кусства». На каждом из занятий в художественном музее учащиеся знакомятся с на-

тюрмортом, пейзажем, портретом, исторической живописью. На экскурсии по теме

«Натюрморт. Мир вещей и его отражение в живописи» на примере подлинных

произведений русской и западноевропейской школ в экспозиции музея учащиеся

рассмотрят натюрморт как жанр живописи, смогут почувствовать и увидеть красоту

предметного мира. Экскурсия по теме «Пейзаж» знакомит детей с пейзажем как

жанром живописи, с особенностями «лирического», «эпического» пейзажей, пейза-

жа настроения, марины. Экскурсия развивает способности переживания пейзажно-

го образа и эмоционального восприятия цвета. Занятие по теме «Портрет» раскры-

вает роль портрета в формировании интереса к человеку, к миру его чувств, пор-

третный образ и реальный человек, представление о разновидностях портрета – ка-

мерный и парадный, романтический и реалистический портреты. Экскурсия по

теме «Историческая живопись и бытовой жанр» раскрывает историю появления ис-

торического и бытового жанров живописи, разнообразие тем и сюжетов, осознание

детьми мысли, что исторический и бытовой жанры – это отражение разных сторон

жизни человека.

Таким образом все занятия по абонементу «Жанры искусства» дают возмож-

ность детально понимать содержание живописного произведения, пейзажей, пор-

третов бытового жанра.

Приоритетным направлением воспитательной работы классного руководителя

мы считаем направление «Ульяновск – родина В. И. Ленина». Для этого мы приоб-

ретаем абонемент проекта «Воспитай патриота». Посещение музеев позволяет:

- стимулировать ребят к изучению краеведения;

- воспитывать чувства гордости за жизнь выдающихся земляков;

- включать детей в различные виды деятельности по изучению традиций культу-

ры и ремесленничества Симбирской губернии;

- стимулировать развитие творческих способностей школьников;

- сформировать потребность в посещении музея как формы интеллектуального

досуга.

День знаний, 1 сентября мы проводим в Симбирской классической гимназии.

Поднимаемся на высокое крыльцо, открываем двери музея и попадаем в учебное

заведение прошлого – старую гимназию. Полутемная шинельная. Так и кажется,

что войдут сюда гимназисты, оставят на вешалках форменные шинели и фуражки,

разойдутся по классам постигать премудрости латыни. Учащиеся узнают, что с

1918 года, кроме русского, немецкого и французского языков гимназисты изучали

греческий язык и новый предмет – логику. Также учащиеся узнают, что гимназисты

сдавали ежегодно переводные экзамены. В музее представлены документы и мате-

риалы об учебе братьев Ульяновых. При гимназии было три библиотеки: фундамен-

тальная для преподавателей, ученическая для приходящих воспитанников и отдель-

ная библиотека для гимназистов. Во время экскурсии учащиеся рассматривают ка-

бинеты: физический, исторический, географический. Интерактивная часть занятия:

увлекательный урок по «гимназической программе», под руководством научного

сотрудника дети делают опыты самостоятельно. В заключении на специальном ме-

сте с символикой музея учащиеся перьевой ручкой пишут пушкинское стихотворе-

ние «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».

Образовательно-воспитательный потенциал музеев Государственного историко-

мемориального музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» мы используем для про-

ведения уроков и внеурочной деятельности.

Урок ОБЖ мы проводили в музее «Пожарная охрана Симбирска – Ульяновска».

Экскурсия по теме «Чтоб не ссориться с огнем, нужно больше знать о нем» позна-

комила учеников с профессией пожарных, ролью огня в жизни человека, понятием

пожара, костюмом для защиты современного пожарного, пожарными инструмента-

ми, пожарными автомобилями, причинами пожаров в современных квартирах. За-

нятие способствовало воспитанию не боязни, а осторожности в обращении с огнем,

формированию навыков правильного поведения в случае возникновения пожара.

Учащиеся активно обсуждали мультфильм по теме занятия.

Урок музыки был проведен в музее «Симбирские типографии». Тема урока зву-

чала так «О чем расскажет старый рояль». На уроке – экскурсии мы познакомились

с экспозицией «Музыкальная жизнь Симбирска», увидели подлинные музыкальные

инструменты: рояль, фисгармонию, домашний орган, музыкальную шкатулку, цит-

ру и мандолину. Во время урока – экскурсии учащиеся слушали звучание этих

инструментов.

Для проведения урока окружающего мира мы выбрали музей «Симбирская чу-

вашская школа. Квартира И. Я. Яковлева». Целью урока было познакомить учащих-

ся с культурой коренных жителей Поволжья: чуваш, русских, татар, мордвы. Уча-

щиеся определяли общие черты каждой нации, тесную связь устного народного

творчества с природой, народные праздники и забавы, особенности языка, народно-

го костюма, традиций. Урок – экскурсия проходил в активной форме: детям предо-

ставлялась возможность примерить головные уборы традиционного народного ко-

стюма чуваш, русских, татар, мордвы, поучаствовать в народных играх.

Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» мы проводиливместе с

сотрудниками музея «Симбирская фотография». Тема занятия называлась «Остано-

вись, мгновенье». Учащиеся с увлечением путешествовали в мир фотографии, зна-

комились с ее историей и жанрами посредством сюжетов и презентаций: «Симбир-

ский портрет», «Мир глазами фотографов», «С высоты небес». На занятие учащие-

ся смогли заглянуть с помощью фотографии в самые неизведанные уголки нашей

планеты Земля и в процессе экспериментов открыть для себя тайну «Светописи».

Ребята познакомились с действующим павильоном, с особенностями работы фото-

графа и ретушера, посмотрели выставку современной фотографии. Интерактивная

часть занятия заключалась в костюмированном фотографировании, в игре «Мешок

фотографа».

Проектная и исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях

стала необходимостью с внедрением в практику учителей ФГОС. Недавно открыв-

шийся музей Эйнштейна, имеющий более 70 интерактивных экспонатов, предо-

ставляет широкие возможности для проведения опытов, экспериментов, исследова-

ний.

Неоспоримым

преимуществом

этого

музея

являются

выездные

занятия

с

детьми. Наши ученики участвовали в интерактивной программе по теме «Кристал-

лизация». Вместе с сотрудниками музея они погружались в удивительный мир кри-

сталлов, узнали какими они бывают и для чего их выращивают. Учащиеся сами

строили кристаллическую решетку, видели мгновенную кристаллизацию, выращи-

вали свой кристалл самостоятельно, изготавливали сладкую вату из сахара. В пери-

од работы летнего школьного лагеря сотрудники музея Эйнштейна организовывали

для нас мыльную эстафету. Ребята, отдыхающие в школьном лагере, приручали

мыльные пузыри, выдували гигантские шлейфы, увидели завораживающие трюки.

Все дети принимали активные участие в конкурсах и эстафетах.

Воспитательно-образовательный потенциал музеев мы используем для внекласс-

ной работы. В музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX веков»

нами был проведен праздник «Мы за чаем не скучаем». Интерактивная экскурсия с

элементами беседы проходила по комнатам старинного дома, из которой мы узнали

о назначении каждой комнаты. Мы почувствовали себя гостем в доме Симбирянина

среднего достатка. В уютном помещении летней кухни мы услышали рассказ о тра-

дициях русского народа. Наше занятие закончилось чаепитием.

Используя возможности инновационных музейных форм работы, нацеленных на

сотрудничество педагога и музейного сотрудника, мы стимулируем наших учеников

к изучению краеведения и формируем у них потребность в посещении музея как

формы интеллектуального досуга

.



В раздел образования