Автор: Поликарпова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 65 имени Н.Сафронова
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы патриотического воспитания
Раздел: начальное образование
Тема
:
«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и
инновации»
Хорошо известна поговорка «Учиться никогда не поздно». А вот с воспитанием
можно опоздать. И это будет опоздание длиной в целую жизнь. Мы воспитываем не
поколение сегодняшнего дня, а тех, кто будет главной активной частью нашего об-
щества через десять, пятнадцать лет. И это поколение должно стать культурнее, об-
разованнее, грамотнее, сильнее. Какими мы их воспитаем – такой и быть России.
Музейная педагогика обладает уникальными возможностями для преодоления
разрыва между образованием и культурой.
В своей статье мы хотим поделиться опытом использования возможностей инно-
вационных музейных форм в работе классного руководителя, учителя начальных
классов.
Занятие, проводимые в музеях, нацелены на личностное переживание учащими-
ся явлений культуры, решают задачи расширения горизонтов знаний, воздействуют
на формирование системы ценностей: самоуважение, нравственное начало, эколо-
гическую, эстетическую культуру, культуру отношения к предметному миру.
На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями разных
видов искусства (литературой, живописью, прикладным искусством, скульптурой,
музыкой). Учащиеся сравнивают особенности мировосприятия писателя, живопис-
ца, композитора на близких по тематике литературных, живописных, музыкальных
произведениях.
Формируя познавательные универсальные учебные действия, учитель вместе с
учащимися осуществляет поход в «Музейный дом». Целью таких уроков является
поиск и анализ живописных произведений. Еще Джек Дьюк говорил: «Никакое
число наглядных уроков не может заменить соприкосновение с природой и знаком-
ства с подлинными вещами». Для знакомства с жанрами мы используем возможно-
сти образовательной программы «Воспитай патриота» Ульяновского областного ху-
дожественного музея. Для проведения уроков приобретаем абонемент «Жанры ис-
кусства». На каждом из занятий в художественном музее учащиеся знакомятся с на-
тюрмортом, пейзажем, портретом, исторической живописью. На экскурсии по теме
«Натюрморт. Мир вещей и его отражение в живописи» на примере подлинных
произведений русской и западноевропейской школ в экспозиции музея учащиеся
рассмотрят натюрморт как жанр живописи, смогут почувствовать и увидеть красоту
предметного мира. Экскурсия по теме «Пейзаж» знакомит детей с пейзажем как
жанром живописи, с особенностями «лирического», «эпического» пейзажей, пейза-
жа настроения, марины. Экскурсия развивает способности переживания пейзажно-
го образа и эмоционального восприятия цвета. Занятие по теме «Портрет» раскры-
вает роль портрета в формировании интереса к человеку, к миру его чувств, пор-
третный образ и реальный человек, представление о разновидностях портрета – ка-
мерный и парадный, романтический и реалистический портреты. Экскурсия по
теме «Историческая живопись и бытовой жанр» раскрывает историю появления ис-
торического и бытового жанров живописи, разнообразие тем и сюжетов, осознание
детьми мысли, что исторический и бытовой жанры – это отражение разных сторон
жизни человека.
Таким образом все занятия по абонементу «Жанры искусства» дают возмож-
ность детально понимать содержание живописного произведения, пейзажей, пор-
третов бытового жанра.
Приоритетным направлением воспитательной работы классного руководителя
мы считаем направление «Ульяновск – родина В. И. Ленина». Для этого мы приоб-
ретаем абонемент проекта «Воспитай патриота». Посещение музеев позволяет:
- стимулировать ребят к изучению краеведения;
- воспитывать чувства гордости за жизнь выдающихся земляков;
- включать детей в различные виды деятельности по изучению традиций культу-
ры и ремесленничества Симбирской губернии;
- стимулировать развитие творческих способностей школьников;
- сформировать потребность в посещении музея как формы интеллектуального
досуга.
День знаний, 1 сентября мы проводим в Симбирской классической гимназии.
Поднимаемся на высокое крыльцо, открываем двери музея и попадаем в учебное
заведение прошлого – старую гимназию. Полутемная шинельная. Так и кажется,
что войдут сюда гимназисты, оставят на вешалках форменные шинели и фуражки,
разойдутся по классам постигать премудрости латыни. Учащиеся узнают, что с
1918 года, кроме русского, немецкого и французского языков гимназисты изучали
греческий язык и новый предмет – логику. Также учащиеся узнают, что гимназисты
сдавали ежегодно переводные экзамены. В музее представлены документы и мате-
риалы об учебе братьев Ульяновых. При гимназии было три библиотеки: фундамен-
тальная для преподавателей, ученическая для приходящих воспитанников и отдель-
ная библиотека для гимназистов. Во время экскурсии учащиеся рассматривают ка-
бинеты: физический, исторический, географический. Интерактивная часть занятия:
увлекательный урок по «гимназической программе», под руководством научного
сотрудника дети делают опыты самостоятельно. В заключении на специальном ме-
сте с символикой музея учащиеся перьевой ручкой пишут пушкинское стихотворе-
ние «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».
Образовательно-воспитательный потенциал музеев Государственного историко-
мемориального музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» мы используем для про-
ведения уроков и внеурочной деятельности.
Урок ОБЖ мы проводили в музее «Пожарная охрана Симбирска – Ульяновска».
Экскурсия по теме «Чтоб не ссориться с огнем, нужно больше знать о нем» позна-
комила учеников с профессией пожарных, ролью огня в жизни человека, понятием
пожара, костюмом для защиты современного пожарного, пожарными инструмента-
ми, пожарными автомобилями, причинами пожаров в современных квартирах. За-
нятие способствовало воспитанию не боязни, а осторожности в обращении с огнем,
формированию навыков правильного поведения в случае возникновения пожара.
Учащиеся активно обсуждали мультфильм по теме занятия.
Урок музыки был проведен в музее «Симбирские типографии». Тема урока зву-
чала так «О чем расскажет старый рояль». На уроке – экскурсии мы познакомились
с экспозицией «Музыкальная жизнь Симбирска», увидели подлинные музыкальные
инструменты: рояль, фисгармонию, домашний орган, музыкальную шкатулку, цит-
ру и мандолину. Во время урока – экскурсии учащиеся слушали звучание этих
инструментов.
Для проведения урока окружающего мира мы выбрали музей «Симбирская чу-
вашская школа. Квартира И. Я. Яковлева». Целью урока было познакомить учащих-
ся с культурой коренных жителей Поволжья: чуваш, русских, татар, мордвы. Уча-
щиеся определяли общие черты каждой нации, тесную связь устного народного
творчества с природой, народные праздники и забавы, особенности языка, народно-
го костюма, традиций. Урок – экскурсия проходил в активной форме: детям предо-
ставлялась возможность примерить головные уборы традиционного народного ко-
стюма чуваш, русских, татар, мордвы, поучаствовать в народных играх.
Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» мы проводиливместе с
сотрудниками музея «Симбирская фотография». Тема занятия называлась «Остано-
вись, мгновенье». Учащиеся с увлечением путешествовали в мир фотографии, зна-
комились с ее историей и жанрами посредством сюжетов и презентаций: «Симбир-
ский портрет», «Мир глазами фотографов», «С высоты небес». На занятие учащие-
ся смогли заглянуть с помощью фотографии в самые неизведанные уголки нашей
планеты Земля и в процессе экспериментов открыть для себя тайну «Светописи».
Ребята познакомились с действующим павильоном, с особенностями работы фото-
графа и ретушера, посмотрели выставку современной фотографии. Интерактивная
часть занятия заключалась в костюмированном фотографировании, в игре «Мешок
фотографа».
Проектная и исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях
стала необходимостью с внедрением в практику учителей ФГОС. Недавно открыв-
шийся музей Эйнштейна, имеющий более 70 интерактивных экспонатов, предо-
ставляет широкие возможности для проведения опытов, экспериментов, исследова-
ний.
Неоспоримым
преимуществом
этого
музея
являются
выездные
занятия
с
детьми. Наши ученики участвовали в интерактивной программе по теме «Кристал-
лизация». Вместе с сотрудниками музея они погружались в удивительный мир кри-
сталлов, узнали какими они бывают и для чего их выращивают. Учащиеся сами
строили кристаллическую решетку, видели мгновенную кристаллизацию, выращи-
вали свой кристалл самостоятельно, изготавливали сладкую вату из сахара. В пери-
од работы летнего школьного лагеря сотрудники музея Эйнштейна организовывали
для нас мыльную эстафету. Ребята, отдыхающие в школьном лагере, приручали
мыльные пузыри, выдували гигантские шлейфы, увидели завораживающие трюки.
Все дети принимали активные участие в конкурсах и эстафетах.
Воспитательно-образовательный потенциал музеев мы используем для внекласс-
ной работы. В музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX веков»
нами был проведен праздник «Мы за чаем не скучаем». Интерактивная экскурсия с
элементами беседы проходила по комнатам старинного дома, из которой мы узнали
о назначении каждой комнаты. Мы почувствовали себя гостем в доме Симбирянина
среднего достатка. В уютном помещении летней кухни мы услышали рассказ о тра-
дициях русского народа. Наше занятие закончилось чаепитием.
Используя возможности инновационных музейных форм работы, нацеленных на
сотрудничество педагога и музейного сотрудника, мы стимулируем наших учеников
к изучению краеведения и формируем у них потребность в посещении музея как
формы интеллектуального досуга
.