Автор: Воложанина Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Кокуйская СОШ №2"
Населённый пункт: пгт Кокуй, Сретенский район, Забайкальский край
Наименование материала: доклад
Тема: "Дифференцированный подход к обучению как главный аспект образовательной деятельности по ФГОС"
Раздел: начальное образование
Дифференцированный подход к обучению как главный аспект
образовательной деятельности по ФГОС.
Вопросы дифференциации в образовании не новы, они изучаются уже более
столетия. Однако при переходе на ФГОС эта тема в школе вновь зазвучала
актуально. Думаю,
не
только
у
меня,
но
и
у
многих
педагогов
появилась
проблема:
как
организовать образовательную деятельность, чтобы разные по
уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети
овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и
психическое здоровье?
Вспоминаются слова великого педагога и психолога Шалвы Александровича
Амонашвили: «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство
свободного выбора». Он абсолютно прав: ситуация выбора напрямую влияет на
становление положительной учебной мотивации.
А
на
создание
ситуации
выбора,
в
свою
очередь,
н ап р а вл е н
дифференцированный подход.
Что же такое дифференцированный подход?
Термин дифференциация (от лат. «различие») – расчленение, разделение
целого на ступени и формы.
Дифференцированным считается
учебно-воспитательный
процесс,
для
которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Дифференцированный
процесс
обучения
–
это
широкое
использование
различных
форм,
методов
обучения
и
организации
учебной
деятельности
на
основе
результатов
психолого-педагогической
диагностики
учебных
возможностей, склонностей, способностей учащихся. Уровневая дифференциация,
основываясь
на
индивидуальных
особенностях
обучаемых,
создает
благоприятные условия для развития личности в образовательном процессе.
Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в 20-ых
годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной педагогике
начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации
1
обучения,
поиск
путей
выхода
из
сложившейся
критической
ситуации
в
образовании:
Разработки
в области индивидуализации и дифференциации образования в
России, Западной Европе и Америке начались приблизительно в одно и то же
время в начале 20-го века.
Ведущее
место
в
формировании теоретических
основ
дифференциации
обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них, можно
назвать
работы
Б.Г.Ананьева,
А.Н.Леонтьева,
Б.Ф.
Ломова,
Г.И.
Щукиной
и
многих
других. По проблемам мотивации деятельности, работы А.А.Бодалева,
А.Б.Леонтьева.
Индивидуально-личностным
характеристикам
деятельности
посвящены работы К.М.Гуревич, С.Л.Рубинштейна.
В
конце
50-х
начале
60-ых
гг.
встал
вопрос
о
разработке
целой
системы
параметров,
по
которым
могут
осуществляться
дифференциация
обучении
и
внутри нее индивидуальный подход к школьникам. В научной школе Натальи
Александровны Мечинской были выделены педагогические и психологические
показатели учебной работы детей. К педагогическим относились такие показатели,
как темп усвоения материала, успешности выполнения учебных заданий, типы и
количество ошибок в этих заданиях, рецидивы ошибок. К психологическим были
причислены
такие
о собенно сти
мыслительной
деятельно сти,
ка к
гибкость/ригидность
мышления,
широта/узость
переноса
усвоенных
знаний,
продуктивность/репродуктивность
подхода
школьников
к
новой
задаче,
соотношение операций анализа и синтеза в умственной деятельности и др.
В советское время одна из первых попыток изменить систему обучения в целях
повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята
под руководством Леонида Владимировича Занкова (1963г.). Главным параметром
в
этой
научной
школе
являлся
уровень
успешности
овладения
учебным
материалом.
Главным
параметром
дифференциации
обучения
и
о с н о ва н и е м
индивидуального подхода к ребенку являлся
и
является уровень успешности
овладения учебным материалом.
2
После изучения и обобщения литературы, я определила для себя основные
ш а г и для
успешного
применения
дифференцированного
подхода
в
образовательной деятельности.
1 шаг.
Главным
двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в
центре школьной жизни. Именно на него возлагается не только образовательная
функция,
но
и
задача
по
воспитанию
в
подрастающем
поколении
духовных,
нравственных и гуманитарных основ. Раскрытие способностей каждого ученика;
личности инициативной, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь
выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Это
обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать
свое
педагогическое
мастерство,
постоянно
учиться.
То
есть
непрерывное
образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся
важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.
2 шаг.
И
учителю,
и
родителю
необходимо
знать
об
индивидуальных
особенностях ребёнка.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и
усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия
и
переработки
информации
людей
условно
можно
разделить
на
3
категории
(Ананьев 1992 г, Гвоздева 2000) :
1. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью
зрения.
2. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
3. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через
другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия
информации у ребенка. Самый простой тест предложил А. Лурий, основатель
нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать
3
слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами —
визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все
каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из
них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных
навыков.
Распознать
у
ребёнка
ведущий
канал
восприятия
и
переработки
информации
можно
по
наблюдениям,
также
нужно
обращать
внимание
на
словарь
общения,
направление
взгляда,
особенности
внимания,
особенности
запоминания.
Поэтому учитель должен индивидуально подходить к каждому ребёнку и в
учебной работе, и в отдыхе.
(Приложение 1 – даны характеристики каждой категории)
Отсюда
следует: построение
дифференцированного
процесса
обучения
невозможно
без
учета
индивидуальности
каждого
ученика
как
личности
и
присущим только ему личностным особенностям.
Учитель
должен
помнить,
что
ребенку
необходимо
помогать
добиваться
результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха,
которые способствуют повышению уровня качества знаний учебного материала,
что помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.
3 шаг.
Дифференцированное обучение ставит своей целью обеспечить учащимся
свободный выбор обучения на вариативной основе.
Овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний,
умений
и
навыков.
Нормативными
документами
предусматривается
стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного
процесса.
4
Стандартизируемая часть представляет минимум, нижнюю планку содержания
и является рефлексией на заказ общества.
Нестандартизируемая,
вариативная
часть
содержания,
выходит
за
рамки
стандартов,
предполагает
широкий
выбор
предметных
и
образовательных
областей
самим
учеником
и
его
родителями
и,
таким
образом,
является
рефлексией на заказ самой личности.
Постоянное
осуществление
на
всех
этапах
учебного
процесса
«единства
требований»
ко
всем
учащимся
без
учета
особенностей
их
индивидуально-
психологического
развития
тормозит
и
нормальное
обучение,
становится
причиной отсутствия учебных интересов, понижает мотивацию к обучению.
По наблюдениям за детьми своего класса мною было определено, что в классе
10 человек - 39 % (гол.цв) – аудеалов, 12 человек - 46% (крас. цв.) – визуалов, 4
человека - 5% (зел.цв) – кинестетиков. Используя данную информацию стараюсь
во время урока использовать разные методы и формы работы.
Аудиалы очень реагируют на тембр голоса, ритм речи. Поэтому хорошо, во
время объяснения новой темы - выделять интонационно важные моменты и
новые
правила.
Для
лучшего
запоминания
аудиалу
требуется
проговорить
полученную информацию вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.
Визуалам
надо
показывать
графики,
картинки,
фотографии.
Они
легче
запомнят
правило,
если
будут
видеть
его
написанным
на
плакате
яркими
буквами.
При
создании
наглядных
изображений
педагогам
рекомендуется
использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным
цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.
Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки
и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите
п ол ь зо в а т ь с я
ц в ет н ы м и
ру ч ка м и ,
ка р а н д а ш а м и
и
м а р к е р а м и -
текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и
прочим раздаточным материалом.
В
классе
детей – кинестетиков
легко узнать по их активности. Именно
кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если
5
такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать,
сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить
волосы.
Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения.
При объяснении темы, необходимо позволять такому ребенку что-то делать
руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.
Один
важный
момент:
предоставьте
кинестетику
алгоритм
действий:
что
мы
делаем сейчас, а что потом. И обязательное объяснените — для чего это
нужно?
Практическая "привязка" любого правила или информации к жизненным
реалиям – успех обеспечен.
Дети-кинестетики
обычно
с
трудом
учатся
читать,
часто
не
могут
запомнить
и
применить
даже
самое
простое
правило.
Зато
именно
из
кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.
Приведу несколько примеров использования дифференцированного обучения из
своей практики.
При изучении новой темы «Миллиметр» ребятам была предложена работа с
карточками. На первых карточках нужно было измерить отрезки разной длины и
записать результат, тем самым мы вспомнили единицы длины. Вторая карточка
предлагала измерить длину насекомых. И здесь возникли затруднения.
Одни
насекомые были меньше сантиметра, вторые чуть больше. После чего детьми
была сформулирована тема урока – познакомиться с новой единицей измерения
длины. После было предложено
задание
построить в тетради домик для
понравившегося насекомого и поселить его туда.
На данном этапе урока постаралась представлять информацию детям, используя
каналы восприятия для визуалов, аудиалов и кинестетиков.
На
уроке
русского
языка
при
изучении
темы
«Различение
приставок
и
предлогов» после изучения новой темы для закрепления правила был составлен
кластер. Опять же использовались разные каналы восприятия новой темы.
Часто
использую
разноуровневую
самостоятельную
работу.
Ребята
из
предложенных
заданий
выбирают
то,
что
могут
сделать.
Каждому
уровню
6
соответствует определённая оценка. 1 уровень самый
легкий – «3» балла, 2
уровень
–«4»,
3
уровень
-
«5»
баллов.
Учащиеся
учатся
оценивать
свои
возможности, свои знания, чаще всего выбирают адекватно, не завышая свою
самооценку.
Пример
из
урока
математики
разноуровневой
самостоятельной
работы.
Действия с выражениями.
Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в
выражениях и выполните вычисления.
Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения
выражений.
Задание
для
3-й
группы.
Выполните
задание
для
2-й
группы.
Добавьте
в
каждую группу по одному примеру.
Активно использую приёмы взаимооценки и самооценки, что не только
активирует внимание ребят, но и актуализирует изученный материал.
Домашние задания задаю на выбор, на усмотрение учащихся. Кому-то нужно
повторить то, что не усвоил на уроке, кто-то выбирает задание, которое сможет
сделать без помощи взрослых. Очень хорошо это работает перед контрольными
работами.
В
УМК
«Школа
2100»
после
изучения
каждой
темы
даются
упражнения для работы дома. Каждое упражнение направлено на повторение
определенных умений по теме, просматривая дома задания, школьники сами
делают выбор, над чем им стоит поработать.
В
заключение
хочется
ещё
раз
назвать положительные
аспекты
дифференцированного обучения:
1) Отсутствие в классе отстающих учащихся.
2) Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к
уровню.
7
3) Формирование
личностных
качеств:
самостоятельности,
трудолюбия,
уверенности в себе, творчества.
4) Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению.
5) Развитие творческих способностей учащихся.
Трудности в реализации дифференцированного подхода:
1) Большая подготовительная работа учителя перед уроком.
2) Переработка содержания материала.
3) Подготовка учащихся к такой форме работы.
4) Педагогический мониторинг.
Дифференцированный подход к обучению помогает обучающимся раскрыться
в
тех
направлениях,
которые
невозможны
при
общем
подходе,
без
учета
индивидуальности каждого школьника.
Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый
урок
рассчитывать
на
каждый
тип
ребенка
отдельно.
Не
существует
стопроцентных
кинестетиков
или
визуалов.
В
каждом
ребенке
изначально
заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно
знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на
зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и
кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и
дети начнут лучше успевать по предмету.
8