Напоминание

"Развитие речи у младших школьников"


Автор: Ефремова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Гимназия №2
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи младших школьников.

Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым

для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно,

понятно, красиво говорить на своём языке».

В.И.Чернышёв

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуника-

ции. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать,

обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и прояв-

ляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, об-

разная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного разви-

тия.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере опре-

деляют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют

формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической

зоркости.

Сегодня остро стоит проблема

недоразвитие речи школьников – низ-

кий показатель духовной культуры личности.

В нашей гимназии – филологическое направление – это приоритетное

направление. На развитие обучающихся в данном направлении способствует

урочная деятельность – это уроки русского языка и литературы, а также внеу-

рочная деятельность – «Литературная гостиная» (развитие речи), сценическое

искусство, «Школа вежливых ребят».

Нам бы хотелось подробнее остановиться на программе по внеурочной

деятельности «Литературная гостиная».

Основная идея обучения — развитие речевой культуры через активи-

зацию познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса к ли-

тературе и развития их творческих способностей.

Цель занятий, проводимых по данной программе: -

способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на

уроке,

содействовать развитию речи детей,

совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

повышать уровень языкового развития школьников,

воспитывать познавательный интерес к родному языку,

решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного

слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также вос-

питание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся:

любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия

учащимися художественного текста используются упражнения, на повыше-

ние техники чтения (ребус-метод, слогофон-говоряшка, логоритмика).

Задания организующие работу воссоздающего воображения; задания,

направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения харак-

теризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных

представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направлен-

ные на расширение читательского кругозора.

Эти

задания

реализуем

через

учебный

курс «Обучение смысловому

чтению»

Предлагаются познавательные тексты: учебных, научных, научно-популяр-

ных, сказочных и информационных текстов – от параграфа в учебнике до

инструкции по пользованию пылесосом включительно.

В процессе обучения школьники будут такие тексты:

• понимать;

• анализировать;

• сравнивать;

• видоизменять;

• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Тексты пособия составлены таким образом, что позволяют организовать как

индивидуальную работу с учеником, так и работу в группах, в парах,

фронтальную. Формы работы при этом могут быть самые разнообразные.

Например, один учащийся читает текст про себя, потом пересказывает его, а

остальные дети, не видя текста, пытаются дополняет или видоизменяет свою

историю до тех пор, пока ученики

не смогут ответить на вопрос.

Очень полезно для каждого вопроса найти в тексте и процитировать то место,

которое содержит нужную для ответа информацию.

Можно задать вопросы, которые учащийся должен запомнить, и только потом

выдать текст для прочтения и анализа. Если после чтения ребёнок забыл во-

прос или не смог на него ответить, нужно вместе с ним разобраться, почему

так получилось.

Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к

заданиям, требующим творческого подхода.

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подроб-

ности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информа-

цию. Всего за год предполагается провести 35 занятий.

Программа по данному предмету составлена на основе Программы кур-

са «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного пе-

дагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой,

С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

Данная программа является адаптированной, имеет научно- познава-

тельную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеуроч-

ной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа

данного

курса представляет

систему овладения

родным

языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, со-

здание условий для речевой деятельности детей, рассчитанной на четыре года

обучения.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоя-

щий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из воз-

можных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2)принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;

3) увеличение объема материала (принцип спирали);

4) наращивание темпа выполнения заданий;

5) смена разных видов деятельности.

Структура занятий:

1)Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполне-

нию заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого

характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий

у

ребенка

происходит

становление развитых

форм

самосознания,

само-

контроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необос-

нованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В ре-

зультате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству

развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных

упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На

занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и

упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что

привлекательно для младших школьников.

Данный материал очень тесно переплетается с программой русского

языка и литературного чтения. Он позволяет углубить и расширить знания

по определённым темам.

Русский язык:.

Слово, как лексическая единица языка.

Фонетический анализ слова.

Части речи.

Члены предложения.

Состав слова.

Пунктуация.

Например: по программе русского языка во 2 и 3 классе мы проходим

темы: «Многозначные слова», «Синонимы», «Антонимы». На уроки по дан-

ным темам отводится по одному часу. Более прочно усвоить материал позво-

ляют упражнения в тетрадях по развитию речи. Здесь же вводятся новые по-

нятия: омофоны, омофоры. Такие задания расширяют кругозор детей, словар-

ный запас, развивают образное мышление.

В учебниках по литературному чтению у нас есть поэтические страни-

цы. Работая со стихами, мы знакомим обучающихся с выразительными сред-

ствами языка, такими как олицетворении, метафора, эпитет, сравнение. Зада-

ния в тетрадях тесно переплетаются с материалом учебника, позволяют уча-

щимся регулярно использовать полученные знания на практике. И начиная

новую поэтическую тетрадь, учителю не придётся много времени тратить на

то, чтобы вспомнить выразительные средства языка.

Очень хорошо в тетрадях по развитию речи организована работа с тек-

стом.

Выделение темы, микротемы, основной мысли текста. Опорные слова.

Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный ( художественный и научный).

Умение

определять

стилистическую

принадлежность

текстов,

составлять

текст в заданном стиле.

Определение

типов

текста.

Повествование,

описание,

рассуждение.

Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художе-

ственном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами

описания. И многие другие упражнения.

Все тексты подобраны согласно возрасту, познавательны и очень ин-

тересны. Работа с текстом позволяет усилить работу по подготовке к написа-

нию изложений, сочинений, ведь на уроках русского языка и литературы на

это практически не отводится времени.

Очень хорошо организована работа с фразеологтзмами.

А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий. Одно задание

на активизацию мыслительной деятельности. Другое задание проблемно по-

искового характера.

Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные

задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам

русского языка, литературы; развивает у ребят быстроту мышления; желание

научиться говорить правильно и выразительно.

Дополнительное занятие обеспечит учащимся возможность:

· получить дополнительные знания по темам; более сильным учащимся под-

готовиться к олимпиадам.

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

«Язык не может быть плохим или хорошим…Ведь язык – это только зеркало.

То самое зеркало, на которое глупо пенять.» С.Довлатов



В раздел образования