Автор: Ефремова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Гимназия №2
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Развитие речи младших школьников.
Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым
для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно,
понятно, красиво говорить на своём языке».
В.И.Чернышёв
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуника-
ции. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать,
обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и прояв-
ляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, об-
разная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного разви-
тия.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере опре-
деляют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют
формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической
зоркости.
Сегодня остро стоит проблема
недоразвитие речи школьников – низ-
кий показатель духовной культуры личности.
В нашей гимназии – филологическое направление – это приоритетное
направление. На развитие обучающихся в данном направлении способствует
урочная деятельность – это уроки русского языка и литературы, а также внеу-
рочная деятельность – «Литературная гостиная» (развитие речи), сценическое
искусство, «Школа вежливых ребят».
Нам бы хотелось подробнее остановиться на программе по внеурочной
деятельности «Литературная гостиная».
Основная идея обучения — развитие речевой культуры через активи-
зацию познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса к ли-
тературе и развития их творческих способностей.
Цель занятий, проводимых по данной программе: -
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на
уроке,
содействовать развитию речи детей,
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
повышать уровень языкового развития школьников,
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного
слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также вос-
питание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся:
любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия
учащимися художественного текста используются упражнения, на повыше-
ние техники чтения (ребус-метод, слогофон-говоряшка, логоритмика).
Задания организующие работу воссоздающего воображения; задания,
направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения харак-
теризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных
представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направлен-
ные на расширение читательского кругозора.
Эти
задания
реализуем
через
учебный
курс «Обучение смысловому
чтению»
Предлагаются познавательные тексты: учебных, научных, научно-популяр-
ных, сказочных и информационных текстов – от параграфа в учебнике до
инструкции по пользованию пылесосом включительно.
В процессе обучения школьники будут такие тексты:
• понимать;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Тексты пособия составлены таким образом, что позволяют организовать как
индивидуальную работу с учеником, так и работу в группах, в парах,
фронтальную. Формы работы при этом могут быть самые разнообразные.
Например, один учащийся читает текст про себя, потом пересказывает его, а
остальные дети, не видя текста, пытаются дополняет или видоизменяет свою
историю до тех пор, пока ученики
не смогут ответить на вопрос.
Очень полезно для каждого вопроса найти в тексте и процитировать то место,
которое содержит нужную для ответа информацию.
Можно задать вопросы, которые учащийся должен запомнить, и только потом
выдать текст для прочтения и анализа. Если после чтения ребёнок забыл во-
прос или не смог на него ответить, нужно вместе с ним разобраться, почему
так получилось.
Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к
заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подроб-
ности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информа-
цию. Всего за год предполагается провести 35 занятий.
Программа по данному предмету составлена на основе Программы кур-
са «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного пе-
дагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой,
С.А. Климовой, Н.С. Песковой.
Данная программа является адаптированной, имеет научно- познава-
тельную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеуроч-
ной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».
Программа
данного
курса представляет
систему овладения
родным
языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, со-
здание условий для речевой деятельности детей, рассчитанной на четыре года
обучения.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоя-
щий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из воз-
можных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2)принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;
3) увеличение объема материала (принцип спирали);
4) наращивание темпа выполнения заданий;
5) смена разных видов деятельности.
Структура занятий:
1)Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполне-
нию заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого
характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий
у
ребенка
происходит
становление развитых
форм
самосознания,
само-
контроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необос-
нованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В ре-
зультате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных
упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На
занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и
упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Данный материал очень тесно переплетается с программой русского
языка и литературного чтения. Он позволяет углубить и расширить знания
по определённым темам.
Русский язык:.
Слово, как лексическая единица языка.
Фонетический анализ слова.
Части речи.
Члены предложения.
Состав слова.
Пунктуация.
Например: по программе русского языка во 2 и 3 классе мы проходим
темы: «Многозначные слова», «Синонимы», «Антонимы». На уроки по дан-
ным темам отводится по одному часу. Более прочно усвоить материал позво-
ляют упражнения в тетрадях по развитию речи. Здесь же вводятся новые по-
нятия: омофоны, омофоры. Такие задания расширяют кругозор детей, словар-
ный запас, развивают образное мышление.
В учебниках по литературному чтению у нас есть поэтические страни-
цы. Работая со стихами, мы знакомим обучающихся с выразительными сред-
ствами языка, такими как олицетворении, метафора, эпитет, сравнение. Зада-
ния в тетрадях тесно переплетаются с материалом учебника, позволяют уча-
щимся регулярно использовать полученные знания на практике. И начиная
новую поэтическую тетрадь, учителю не придётся много времени тратить на
то, чтобы вспомнить выразительные средства языка.
Очень хорошо в тетрадях по развитию речи организована работа с тек-
стом.
Выделение темы, микротемы, основной мысли текста. Опорные слова.
Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный ( художественный и научный).
Умение
определять
стилистическую
принадлежность
текстов,
составлять
текст в заданном стиле.
Определение
типов
текста.
Повествование,
описание,
рассуждение.
Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художе-
ственном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами
описания. И многие другие упражнения.
Все тексты подобраны согласно возрасту, познавательны и очень ин-
тересны. Работа с текстом позволяет усилить работу по подготовке к написа-
нию изложений, сочинений, ведь на уроках русского языка и литературы на
это практически не отводится времени.
Очень хорошо организована работа с фразеологтзмами.
А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий. Одно задание
на активизацию мыслительной деятельности. Другое задание проблемно по-
искового характера.
Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные
задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам
русского языка, литературы; развивает у ребят быстроту мышления; желание
научиться говорить правильно и выразительно.
Дополнительное занятие обеспечит учащимся возможность:
· получить дополнительные знания по темам; более сильным учащимся под-
готовиться к олимпиадам.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
«Язык не может быть плохим или хорошим…Ведь язык – это только зеркало.
То самое зеркало, на которое глупо пенять.» С.Довлатов