Напоминание

"Путешествие в страну геометрических фигур"


Автор: Андреева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Колокольчик" пос. Нового"
Населённый пункт: г. Георгиевск, пос. Новый, Ставропольский край
Наименование материала: Проект по математическому развитию в средней группе
Тема: "Путешествие в страну геометрических фигур"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по математическому развитию в средней группе

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Подготовила и провела:

воспитатель Андреева Е. В.

Паспорт проекта

1.

Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фигур».

2.

Вид проекта: познавательно-игровой.

3.

Сроки реализации: 1 месяц

4.

Участники:

дети

средней

группы,

родители

воспитанников,

воспитатель Андреева Елена Викторовна.

Проблема

У детей среднего дошкольного возраста недостаточно сформировано

математическое

развитие

с

их

возрастными

особенностями

(знание

геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в

окружающей обстановке, счёт и зрительное запоминание цифры).

Актуальность проекта

На

всех

этапах

развития

дошкольников

проблема

математического

развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы

считаю актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие среднего

дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития

ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование

математического

развития

один

из

важнейших

разделов

программы.

Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом

виде

продуктивной

деятельности

рисовании,

лепке,

аппликации,

конструировании.

Цель проекта:

1.

Систематизировать знания детей о геометрических фигурах, счёте и

зрительном запоминании цифры.

2.

Создать

условия

для

реализации

математических

и

творческих

способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

1.

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом,

треугольником, овалом.

2.

Закреплять

умение

обследовать

форму,

различать

и

называть

круг,

квадрат, треугольник.

3.

Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и

форме.

4.

Развивать

умение

находить

геометрические

фигуры

в

окружающей

обстановке.

5.

Развивать логическое мышление путём видения на что похожа цифра.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное

развитие

- Непосредственно-образовательная деятельность.

-

Дидактические

игры:

«Прокати

такой

же

шарик»,

«Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы»,

«Найди

предмет

такой

же

формы»,

«Чудесный

мешочек»,

«Сложи

квадрат»,

«Какую

фигуру

забыл

нарисовать

художник»,

«Построим

фигуру»,

«Найди

лишнюю фигуру», «На что похоже».

- Презентация геометрических фигур.

-

Сюжетно-ролевые

игры:

«Магазин»,

«Детский

сад»,

«День рождение куклы Кати».

Социально –

коммуникативное

развитие

- Итоговая выставка творческих работ воспитанников.

- Создание семьями воспитанников коллекции рисунков

«На что похожа цифра»

-

Само стоятельно-художе ственная

и

и г р о ва я

деятельность детей

Речевое развитие

-

Заучивание

стишков

о

геометрических

фигурах,

заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».

- Рассказывание русской народной сказки «Три

медведя».

- Отгадывание загадок по теме.

- Разучивание физкультминуток.

Художественно –

эстетическое

развитие

-

П р од у кт и в н а я

д е я т е л ь н о с т ь . А п п л и к а ц и я :

«Декоративная

салфетка»,

«Шарфик

для

мишки»,

«Кораблик», «Танк».

-

Самостоятельно-художественное

творчество

детей:

выкладывание геометрических фигур из бус.

Физическое

развитие

- Разучивание физкультминуток.

- Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по

кругу»,

«Мой

веселый

звонкий

мяч»,

«Пузырь»,

«Карусели».

1 этап – подготовительный (одна неделя)

Исходя из интересов детей, проводиться круглый стол с родителями,

обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий,

необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (2 недели)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый (одна неделя)

Включает

в

себя

сбор

и

обработку

методических,

практических

материалов,

соотнесение

поставленных

и

прогнозируемых

результатов

с

полученными; обобщение материалов проекта

.

При

условии

реализации

данного

проекта

можно

предположить

следующие результаты:

расширение представлений о геометрических фигурах;

развитие

умений

соотносить

форму

предметов

с

известными

геометрическими фигурами;

сформировать

умение

различать

и

называть

геометрические

фигуры.

знать порядковый счёт в пределах пяти.

умение видеть цифру и называть её.

Обеспечение:

1.

Развивающие игры.

2.

Наглядно-дидактические пособия.

3.

Геометрические фигуры различных форм и цветов.

4.

Трафареты для свободного рисования.

5.

Специальная методическая литература.

6.

Геометрический конструктор различных цветов.

7.

Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).

Продукт

проектной

деятельности: непосредственно-образовательная

деятельность «Мишка в гости к нам пришел»

Презентация проекта: «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник»

Алгоритм планирования и организации деятельности

п/п

Мероприятие

Цели

Ответствен-

ные

Сроки

проведения

1 этап - подготовительный

1

Сбор информации,

материалов для

реализации проекта

Расширить знания детей о

математических представления

у детей среднего возраста

Воспитатель

1-я неделя

2

«Круглый стол» с участием

родителей и детей

О б суд и т ь

ц е л и

и

з а д а ч и

проекта. Сформировать интерес

у

родителей

по

созданию

у с л о в и й

д л я

р е а л и з а ц и и

проекта.

Составление

плана

проекта.

Воспитатель,

родители

1-я неделя

3.

Разработка

конспектов

НОД,

сценария

итогового

мероприятия,

подготовка

презентации

Закреплять

с

детьми

названия

геометрических

фигур,

умение

обследовать

форму

фигур,

используя зрение и осязание.

Воспитатель

1-я неделя

4.

Подбор

дидактиче ских

и г р ,

п а л ь ч и к о в ы х

игр, физкультминуток

Р а с ш и р я т ь

з н а н и я

о

геометрических

фигурах

и

цифрах.

Воспитатель

1-я неделя

5

Оформление

родительского

у гол ка :

р а з м е щ е н и е

с т а т е й ,

консультации,

рекомендации

по

теме

проекта

Информировать

родителей

по

теме проекта.

Воспитатель

1-я неделя

6

П о д б о р

н а г л я д н о -

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала для занятий игр.

С о з д а т ь

у с л о в и я

д л я

о з н а к о м л е н и я

с

геометрическими фигурами.

Воспитатель

1-я неделя

2 этап - основной

7

Непосредственно-

образовательная

д е я т е л ь н о с т ь

п о

познавательному развитию

с

и с п о л ь з о в а н и е м

презентации «Три веселых

друга

круг,

квадрат

и

треугольник»

З н а к о м и т ь

д е т е й

с

геометрическими

формами

-

круг, квадрат, треугольник

Воспитатель

2-я неделя

8.

Непосредственно-

образовательная

д е я т е л ь н о с т ь

п о

познавательному развитию

«Круг и квадрат»

Систематизировать

знания

о

геометрических формах, умение

различать круг и квадрат

Воспитатель

2-неделя

9.

Рассказывание сказки «Три

м е д в е д я »

с

использованием

театрализованных

элементов

Формировать

математические

представления

детей

через

и с п о л ь з о в а н и е

р у с с к и х

народных сказок

Воспитатель

2-я неделя

10.

Продуктивная

деятельность. Аппликация

на

тему

«Декоративная

тарелочка»

Закрепить

геометриче скую

форму круг, умение наклеивать

и

располагать

изображение

на

круге

Воспитатель

2-я неделя

11.

Сюжетно-ролевые

игры:

«Магазин», «Детский сад»,

«День

рождение

куклы

Кати»

Развивать

мат е мат и ч е с к и е

представления детей в игровой

деятельности

Воспитатель,

дети

2-я - 3-я

неделя

12.

Подвижные игры: «Найди

свой домик», «Мы идем по

кругу»,

«Мой

веселый

звонкий

мяч»,

«Пузырь»,

«Карусели»

Закреплять

название

и

формы

г е ом е т р и ч е с к и х

ф и г у р

с

использованием художественно-

литературного сопровождения

Воспитатель,

дети

3-я неделя

13.

Художественное

творчество: выкладывание

геометрических

фигур

из

бус

З а к р е п и т ь

з н а н и е

г е о м е т р и ч е с к и х

ф о р м

в

самостоятельно-

художественном

творчестве

с

использованием

нетрадиционной технологии

Дети

3-я неделя

14.

Непосредственно-

образовательная

д е я т е л ь н о с т ь

п о

познавательному развитию

«Мишка

в

гости

к

нам

пришел» (итоговое)

У м е н и е

р а з л и ч а т ь

г е о м е т р и ч е с к и е

ф и г у р ы ,

и с п о л ь зуя

з р и т е л ь н ы й

и

т а кт и ль н ы е

а н а л и з а т о р ы ,

воспитывать доброе отношение

друг

другу,

желание

помочь

сказочному

герою,

интерес

к

занятиям по математике.

Воспитатель,

дети

3-я неделя

3 этап - заключительный

15.

Обработка и оформление

материалов проекта

Воспитатель

4-неделя

16.

Анализ результативности

Воспитатель

4-я неделя

Результаты проекта:

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое

дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах

продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе

коммуникативные, познавательные способности.

Были

разучены

и

освоены

новые

физкультминутки,

подвижные

и

дидактические игры.

У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва,

2013.

2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие.

- М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.:

Просвещение, 2010.

4. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для

педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.

5. Леушина

А.М.Теория

и

методика

формирования

элементарных

математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К.

Велби, 2009.

6. Развивающие

методические

игры-занятия

В

ДОУ.

Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. –

Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.

7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях

для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.

8. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников

математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009

Материал, используемый при проведении проекта:

Картотека дидактических игр

Игра «Найди лишнюю фигуру».

Детям

поочередно

показывают

карточки

с

и зо б р а же н и е м

геометрических фигур (круга, квадрата, овала, треугольника), предлагают

рассмотреть

их

и

спрашивают:

«Чем

похожи

фигуры?

Чем

отличаются

фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».

Игра «Чудесный мешочек».

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В

«чудесном

мешочке»

лежат

геометрические

фигуры

разных

цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают

их и называют цвета.

Игра «Построим фигуру».

Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Детям

предлагают

в

окружающем найти

предметы

определенной

формы – круглой, квадратной, овальной, треугольной;

Игра «На что похожа цифра»

Детям показывают сказочные цифры и предлагают подумать и назвать,

на что они похожи, например, двойка на уточку, тройка на змею, ноль на

воздушный шарик.

Стихи про фигуры

Треугольник

Самолет летит по небу,

Треугольное крыло,

На моем велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет – угольник,

И все это – треугольник.

***

Треугольник - три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых -

Треугольник – «остроносый».

***

Стороны в нем тоже три:

Раз, два, три – ты посмотри.

Треугольник мы рисуем,

Знать теперь его мы будем.

Круг

Посмотрите-ка вокруг!

Пальчиком рисуем круг.

Куклы были вместе в ряд,

А теперь в кругу сидят.

***

Наше солнышко в окне -

Золотой круг в вышине.

Круглый мячик здесь лежит,

В ручки к вам он поспешит.

Квадрат

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире:

***

Стороны четыре в нём,

Две скрепляются углом.

Круг в нем может разместиться,

В куб он сможет превратиться.

Загадки

***

Три угла, три стороны

Могут разной быть

длины (треугольник)

***

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

***

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

***

Он давно знаком со мной

Каждый угол в ней прямой

Все четыре сторон одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат)

***

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня ... (квадрат)

***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг)

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному

развитию на тему: «Сказочная картина из геометрических фигур»

для детей средней группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Форма проведения: игра.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое

развитие»; «Социально - коммуникативное развитие»

Цель: обогащение

речевого

потенциала

у

детей

через

речевое

развитие.

Задачи:

Формировать у детей умение ориентироваться на поверхности листа

бумаги;

Закрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа».

Закрепить знание геометрических фигур и цветов;

Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр высоты;

Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость.

Материалы

и

оборудование: «Посылка»

с

игрушками

(машины,

матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат, треугольник, овал, круг разных

цветов.

Раздаточный материал. Круги, квадраты, треугольники, овалы, разных

цветов.

Ход НОД:

Игровая ситуация «Почтальон принес посылку»

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что почтальон принес в

посылке.

Воспитатель

достаёт

из

посылки

несколько

фигур

и

уточняет

у

детей, что это за фигуры

Дети: Это геометрические фигуры.

Воспитатель:

Но

сначала

обратите

внимание

и посмотрите

внимательно, у вас на столе лежит лист, на котором мы будем собирать

по порядку сказочную картинку из геометрических фигур.

Воспитатель: - Дети, какая это фигура?

Дети: - Круг.

Воспитатель: - Какого цвета круг? На что он похож?

Дети: - Жёлтый круг похож на солнце.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг, а теперь кладите круг в

правом верхнем углу листа, что он будет нам напоминать.

Дети: Круг будет солнцем.

Затем достаёт овал, кладет рядом с кругом.

Воспитатель: - Дети, какая это фигура?

Дети: - Овал.

Воспитатель: - Какого цвета Овал? На что он похож?

Дети: - Синий овал похож на облако.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем овал, кладите овал в левом

верхнем углу.

Воспитатель: - Дети, какая это фигура? Какого он цвета? У квадрата

есть стороны и углы.

Дети: - Это квадрат. Он зелёного цвета.

Воспитатель: - Что есть у квадрата?

Дети: - Стороны и углы.

Воспитатель: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат. Кладите квадрат

внизу посередине. Что мы можем построить из квадрата?

Дети: Из квадрата можно построить домик.

Воспитатель: - Да квадрат будет служить стенами нашего домика.

Воспитатель:

-

Дети,

какая

это

фигура?

Какого

он

цвета?

У

треугольника тоже есть стороны и углы.

Дети: - Это треугольник. Он красного цвета.

Воспитатель: - Что есть у треугольника?

Дети: - Стороны и углы.

Воспитатель: - Чем нам может послужить треугольник?

Дети: - Крышей для домика

Воспитатель: - Правильно и поставим мы его сверху на квадрат. Ребята

посмотрите, а получилась ли у нас картина?

Дети: Да, получилась.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

В гости к пальчику большому, приходили прямо к дому (большой палец

отогнут, остальные сжаты в кулак)

Указательный

и

средний,

безымянный

и

последний (разгибать

поочерёдно все пальцы).

Сам мизинчик - малышок постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья, друг без друга нам нельзя! (сжать пальцы в

кулак и разжать их)

Воспитатель: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.

Игровое упражнение «Покажи и прокати».

У детей на столах лежат круги и квадраты.

Воспитатель: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его

рукой.

Аналогичные действия выполняют с квадратом.

Воспитатель: - Давайте прокатим по столу сначала круг.

Воспитатель: - Круг катится по столу?

Дети:- Да!

Воспитатель:

Да,

кругу

ничего

не

мешает.

А

теперь

попробуйте

прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?

Дети: - Нет!

Воспитатель: - Что мешает квадрату?

Дети: - Углы.

Воспитатель: Молодцы!

Из каких геометрических фигур солнышко?

Обведи фигуру по контуру.

Раскрась цифру.

Вызван интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Какая фигура и какого она цвета?



В раздел образования