Автор: Есикова Инна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия г.Алдан"
Населённый пункт: г.Алдан
Наименование материала: методическая разработка праздника
Тема: "Прощание с Азбукой"
Раздел: начальное образование
Сценарий праздника «Прощание Азбукой»
Составила: учитель начальных классов
Есикова И.А.
Цели праздника:
мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к
более тесному общению с книгой.
Участвуют 2 класса.
Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами.
Фонограммы песен, музыкальное сопровождение праздник. Оформлены выставки поделок
«Живая азбука», выставка «Мир моих увлечений».
Учитель:
Дорогие
ребята,
уважаемые
гости!
Сегодня
у
нас
необычный
праздник.
Праздник,
на
котором
мы
прощаемся
с
первой
вашей
книгой
–
Азбукой.
Давайте
вспомним, как всё начиналось.
Песня «Я иду в школу» 1 «А»
1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли
" Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
Вот проходит день за днём,
Изучаем «Азбуку»
Учитель: Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что в мире надо много знать.
У. - А теперь давайте обратимся к нашим гостям и покажем, чему мы научились за эти
полгода.
Ученик 1
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2
Вот Азбука-
Начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышать в тот же час
Увлекательный рассказ.
Ученик 3
Самый первый свой учебник
1
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Ученик 4
А папе с мамой не понять,
Как сложно было прочитать
Нам в первый раз «Ау», «Уа» -
Такие трудные слова.
Ученик 5
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари
Загогулинки, значочки,
А всего их – 33!
Ученик 5
Так чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
Ученик 6
Знаем мы не понаслышке:
Чудеса и вправду есть.
Мы теперь любые книжки
Можем запросто прочесть!
7. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
8.Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
9. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать
10. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
11. Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог,
Ма и ша, а вместе Маша
2
К нам явились на урок.
12. Мы знаем буквы, знаем слоги
Умеем говорить, знаем слоги.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
13. И в десять лет и в шесть, и в пять
Так хорошо уметь читать!
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски.
Все прочитаем в жизни сказки.
14. Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она
15. Мы прочтём хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель. Постепенно день за днем мы с вами учили буквы. А сколько всего букв в
русском алфавите?
1А 33 РОДНЫХ СЕСТРИЦЫ
- Ребята 1-го ряда, прочитайте нам стихи про свои буквы! (затем выходят дети 2го ряда)
А А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Б Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В Вот буква В
Видна вдали - красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Е Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась.
Ё Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Р Дрожу от страха
До сих пор! - воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
С Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Ф Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
X X - забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.
Ц Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
3
Ж Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж!
3 3 - не просто завитушка,
3 - пружинка, крендель, стружка.
И
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? -Три!
А какая буква? -И!
Й Букву Й зовут « И кратким».
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К Это - Ж, а это -К:
Целый жук
И полжука.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
М Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали
Н На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
О Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну совсем, как буква О.
П На хоккее, на футболе,
Буква П - ворота в поле.
1 В «АЗБУКА»
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Щ На расческу Щ похожа,
Три зубца всего?
Ну что же?
Ъ Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — Ъ,
Чтобы не облиться.
Ы Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать ее должны.
Ь Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ю Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась... буква Ю.
Я Я сказала про себя:
- Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит.
Гол! Закончен алфавит!
У.- Угадайте, о каких буквах идёт речь в этих загадках.
(Загадывают ученики)
1.Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
2.Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква …(Ю)
3.Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
4
4.Вы посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу? (Б)
У. - Молодцы, вы хорошо знаете буквы.
У.- Ребята, а какая буква в русском алфавите последняя?
А знаете почему?
Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Неизвестно?
Дети. Неизвестно!
Учитель. Интересно?
Дети. Интересно!
Учитель. Ну так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
– Я, – сказала буква "Я", –
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "эф",
От обиды покраснев.
Буква С.
– Срам! –
Сердито "эс" сказало.
Буква В.
"Вэ" кричит:
– Воображала!
5
Буква П.
Проворчало "пэ":
– Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик. "Я" затопала ногами.
Буква Я.
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
– Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Буква Я.
– Чтобы я
Да не сумела, -отвечала буква Я -
Я ж не кто-нибудь
А "Я"!
Рассказчик.
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела –
Написать она сумела
Только:
"Я – я – я – я – я!"
Буква Х.
Как зальется буква "ха":
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!
Буква О. "О" от смеха покатилось!
Буква А. "А" за голову схватилось!
Буква Б. "Б" схватилось за живот...
6
Рассказчик.
Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я.
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Буква Ю.
– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква "Я"
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!
Учитель.
Давайте
еще
раз
перелистаем
нашу
Азбуку
и
вспомним
любимые
стихотворения… (Стихотворения рассказывают дети).
- «Овощи» Ю. Тувим
- «А я могу писать» В. Орлов
- «Помощница» А.Барто
- «Котята» С.Михалков
- «Угомон» С.Маршак
1 «В» - «Радуются дети»
У. - Игра «Отгадай-ка».
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
Очень скоро встретит вас ваш весёлый, звонкий (класс)
В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс (звонок)
То, какой ты ученик, всем расскажет твой (дневник)
Быть должны всегда в порядке твои школьные (тетрадки)
Кто карандаш свой потерял, тот кто забыл, что есть (пенал)
Я сижу, едва не плача: очень трудная (задача)
Коль вертеться будешь много, знай – накажут очень (строго)
Долгожданный дан звонок, это кончился (урок)
Веселятся Коля, Лена – это значит (перемена)
У. Все ученики очень любят перемены. Но иногда случаются вот такие истории.
Сценка « Кто сказал, что мы подрались?»
1.Кто, сказал, что мы подрались?
7
2.Мы не дрались, а боролись.
1.Правда, мы чуть-чуть кусались.
2.И щипались, и кололись.
1.Правда, мы друг друга мяли.
2.И бадались, и лягались.
1.Нас, конечно, разнимали.
2.Мы, конечно, упирались.
1.Кто сказал, что это драка?
2.Правда, он мне руку стиснул.
1.Правда, я чуть-чуть заплакал.
2.Правда, я немножко взвизгнул.
1.И расстались мы, поссорясь.
2.Но сначала мы боролись.
1 Драка после получилась.
Учитель. Но странные истории случаются не только с учениками, вот какая «Штранная
иштория» однажды произошла со звуками
Сценка «Штранная иштория» (Петр Синявский).
Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук: - Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомиться!
Оса: - Увазззззаемый прохозззззый! Ну на стозззззз это похоззззе! Вы не представляете,
как вы сссепелявите!!!
Автор: И красавица оса улетела в небеса!
Жук: - Шшштранная гражданка! Наверно иношшштраннка!
Автор: - Жук с досады кренделями по поляне носится. Это ж надо было так
опростоволоситься!
Жук: - Как бы вновь не оказаться в положении таком надо срочно заниматься
иношшштранным яжжжжиком!
ЧАСТУШКИ
1)Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
2)Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Припев: Ёлочки-ёлочки
ёлочки, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
3)Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
4)Говорят, что каждый год
Разные учебники.
Как же все их изучить?
Мы же не волшебники?
8
Ёлочки- ёлочки
ёлочки, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
5)Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
6)Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Припев: Ёлочки-ёлочки
ёлочки, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
7)Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.
8)С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
Припев: Ёлочки-ёлочки
ёлочки, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
9)Ах, ты Азбука моя!
Такая такая родненькая!
Что же ты Азбука моя
Ты такая тоненька?
10)Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
11)Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Припев: Ёлочки-ёлочки
ёлочки, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Учитель: Азбуку прочли до корки.
Вам по чтению «пятёрка».
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
И теперь без передышки
Можете прочесть
Любые книжки.
9
Ученик 1.Закончена Азбука,
Буквы мы знаем,
Стихи и рассказы свободно читаем.
Добру в ней учила нас
Русская речь,
И мы её будем
Любить и беречь!
Ученик 2.Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
Учитель: Ребята сегодня мы прощаемся с вашей первой книгой «Азбукой». Теперь вам
интересно будет знакомиться, и читать новые книги. И вам осталось пройти последнее
испытание. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будете, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
1 А «Расстаемся с букварём»
Ученик 1.Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.
10
Ученик 2.
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Учитель. Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много
красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний.
ТАНЕЦ
Учитель. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И
всегда просить прощения за любое огорчение! В добрый путь по дороге знаний!
Ребята
возвращаются
в
классы.
В
подарок
от
родителей
ученики
получают
художественные книги.
11