Автор: Керимханова Алсу Валижановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 120 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Современный подход к формированию грамматического строя речи у
детей дошкольного возраста
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим
условием его полноценного речевого и общего психического развития,
поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и
речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка,
самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. К. Д.
Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать
привычку правильной разговорной речи.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания,
является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут
к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на
более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка
очень важно обратить внимание на правильность формирования
грамматического строя речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка
происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова
способствует усложнению структуры предложения, и наоборот,
использование определённой структуры предложения в устной речи
одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение
грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в
течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому
развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала.
Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и
словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять
предложения второстепенными и однородными членами предложения,
работать с деформированным предложением, самостоятельно находить
ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей
сформировать грамматические категории у воспитанников становится
особенно значимой.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её
следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе
работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и
заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз
упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким
образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя
различные виды игр:
настольно-печатные;
дидактические;
подвижные игры;
сюжетно – ролевые;
компьютерные игры.
Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию
грамматических категорий:
«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён
существительных;
«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных
родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка
словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок -
яблочный);
«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с
существительными;
«Назови ласково»– формирование навыка образования уменьшительно-
ласкательных существительных.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по
формированию грамматического строя речи.
Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото».
На материале данной игры можно отрабатывать:
- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с
числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?
- падежные формы имён существительных.
У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)
Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)
Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)
О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.);
- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-
белочка, заяц-зайчик.
- образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? –
беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.
Следующий вид игр – это словесные дидактические игры. Это самые
известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что
нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?»
и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно
использовать, как словесно-дидактическую.
В
процесс
обучения
включаются
игры,
помогающие
осознать
изменение
значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики
- усищи; кот - котик – котище.
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит
в
процессе
речевого
общения,
где
основным
методическим
приемом
выступают
вопросы
воспитателя:
"Почему?",
"Зачем?",
"Что
было
бы,
если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить
п р ед л оже н и я
р а з н ы х
т и п о в
я вл я ют с я
с п е ц и а л ь н ы е
и г р ы
и
упражнения: "Закончи
предложение",
"Дополни
предложение",
"Кого
покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.
Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры
освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на
занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и
мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно,
побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над
формированием грамматического строя речи. Подвижные игры
многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию
движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры
соревновательного характера, игры-аттракционы.
Игры с мячом:
«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с
прилагательными).
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное,
обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,
подходящее к данному прилагательному.
Примеры:
красный – мак, огонь, флаг;
оранжевый – апельсин, мяч;
желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от
существительных).
Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы
голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «…
коровья».
Примеры:
у кошки голова – кошачья;
у зайца голова – заячья;
у лошади голова – лошадиная;
у медведя голова – медвежья;
у собаки голова – собачья.
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)
Мы конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или
животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)
был раньше названный объект:
цыплёнок – яйцом;
лошадь – жеребёнком;
корова – дуб – жёлудем;
рыба – икринкой.
«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)
яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;
гусеница – бабочкой;
головастик – лягушкой.
Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими
детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья»,
«Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-
ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более
глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В
играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом
относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и
вводят их в свою речь.