Напоминание

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста


Автор: Керимханова Алсу Валижановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 120 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современный подход к формированию грамматического строя речи у

детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим

условием его полноценного речевого и общего психического развития,

поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и

речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка,

самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. К. Д.

Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать

привычку правильной разговорной речи.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания,

является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном

детстве, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут

к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на

более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка

очень важно обратить внимание на правильность формирования

грамматического строя речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка

происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова

способствует усложнению структуры предложения, и наоборот,

использование определённой структуры предложения в устной речи

одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение

грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в

течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому

развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала.

Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и

словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять

предложения второстепенными и однородными членами предложения,

работать с деформированным предложением, самостоятельно находить

ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей

сформировать грамматические категории у воспитанников становится

особенно значимой.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её

следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе

работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и

заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз

упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким

образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя

различные виды игр:

настольно-печатные;

дидактические;

подвижные игры;

сюжетно – ролевые;

компьютерные игры.

Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию

грамматических категорий:

«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён

существительных;

«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных

родительного падежа;

«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка

словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок -

яблочный);

«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с

существительными;

«Назови ласково»– формирование навыка образования уменьшительно-

ласкательных существительных.

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по

формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото».

На материале данной игры можно отрабатывать:

- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с

числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?

- падежные формы имён существительных.

У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)

Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)

Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)

О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.);

- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-

белочка, заяц-зайчик.

- образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? –

беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.

Следующий вид игр – это словесные дидактические игры. Это самые

известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что

нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?»

и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно

использовать, как словесно-дидактическую.

В

процесс

обучения

включаются

игры,

помогающие

осознать

изменение

значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики

- усищи; кот - котик – котище.

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:

Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит

в

процессе

речевого

общения,

где

основным

методическим

приемом

выступают

вопросы

воспитателя:

"Почему?",

"Зачем?",

"Что

было

бы,

если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить

п р ед л оже н и я

р а з н ы х

т и п о в

я вл я ют с я

с п е ц и а л ь н ы е

и г р ы

и

упражнения: "Закончи

предложение",

"Дополни

предложение",

"Кого

покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры

освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на

занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и

мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно,

побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над

формированием грамматического строя речи. Подвижные игры

многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию

движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры

соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с

прилагательными).

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное,

обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,

подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

красный – мак, огонь, флаг;

оранжевый – апельсин, мяч;

желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «…

коровья».

Примеры:

у кошки голова – кошачья;

у зайца голова – заячья;

у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья;

у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или

животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)

был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими

детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья»,

«Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-

ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более

глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В

играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом

относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и

вводят их в свою речь.



В раздел образования