Напоминание

"Психологическая готовность детей к школьному обучению"


Автор: Павлова Лилия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Орел,Орловкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 87 г.Орел»

Статья «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Подготовила :

педагог-психолог

Павлова Л.В

Проблема

подготовки

детей

к

школьному

обучению

сегодня

приобрела

особую остроту и актуальность. В концепции говорится, что 2Готовность

ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как

общая его готовность, включающая в себя физиологическую, личностную,

интеллектуальную».

В старшем дошкольном возрасте (5 – 7(8) лет) отмечается бурное развитие и

перестройка

в

работе

всех

физиологических

систем

организма

ребенка:

нервной,

сердечно

сосудистой,

эндокринной,

опорно

двигательной.

Ребенок быстро прибавляет в росте и в весе, изменяются пропорции тела.

Происходят

существенные

изменения

высшей

нервной

деятельности.

По

своим

характеристикам

головной

мозг

шестилетнего

ребенка

в

большей

степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм

ребенка в период от 5 – 7(8) лет свидетельствует о готовности к переходу на

более

высокую

ступень

возрастного

развития,

предполагающую

более

интенсивные

умственные

и

физические

нагрузки,

связанные

с

систематическим школьным обучением.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Готовность

ребенка

к

обучению

в

школе

в

одинаковой

мере

зависит

от

физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не

разные

виды

готовности

к

школе,

а

разные

стороны

ее

проявления

в

р а з л и ч н ы х

ф о р м а х

а к т и в н о с т и .

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он

пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития,

моторики,

состояния

нервной

системы.

И

это

далеко

не

единственное

условие.

Одним

из

самых

необходимых

компонентов

является

п с и х о л о г и ч е с к а я

г о т о в н о с т ь .

«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень

психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях

о б у ч е н и я

в

к о л л е к т и в е

с в е р с т н и к о в »

( В е н е р г ) .

У

большинства

детей

она

формируется

к

семи

годам.

Содержание

психологической

готовности

включает

в

себя

определённую

систему

требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно,

чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под

«готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их

определённый

набор,

в

котором

должны

присутствовать

все

основные

элементы,

хотя

уровень

их

развития

может

быть

р а з н ы м и .

Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и

интеллектуальную,

эмоционально-этическую,

волевую

и

мотивационную

п о д г о т о в л е н н о с т ь

р е б е н к а

Мотивационная

готовность

это

наличие

у

детей

желания

учиться.

Волевая

готовность

необходима

для

нормальной

адаптации

детей

к

школьным

условиям.

Речь

идёт

не

столько

об

умении

ребят

слушаться,

сколько

об

умении

слушать,

вникать

в

содержание

того,

о

чём

говорит

взрослый.

Интеллектуальная готовность — многие родители считают, что именно она

является

главной

составляющей

психологической

готовности

к

школе,

а

основа

её

это

обучение

детей

навыкам

письма,

чтения

и

счёта.

Это

убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к

школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На

самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка

каких-то

определённых

сформированных

знаний

и

умений

(например,

чтения),

хотя,

конечно,

определённые

навыки

у

ребёнка

должны

быть.

Мною, как педагогом – психологом ДОУ, ежегодно проводится диагностика

на

определение

уровня

психологической

готовности

к

школе

детей

п о д г о т о в и т е л ь н ы х

г р у п п .

Рассмотрим подробнее используемые методики для диагностики.

Для

диагностического

обследования

старших

дошкольников

на

предмет

готовности их к школьному обучению использовалась методика психолого-

педагогической оценки готовности ребёнка к началу школьного обучения

авторов

Н.Я.

Семаго,

М.М.

Семаго.

Также

для

диагностики

детей

логопедической

группы

были

дополнительно

выбраны

и

проведены

следующие

методики:

методика

«Представь

себе...»

для

оценки

направленности ребёнка на процесс обучения в школе; «10 слов» для оценки

объема и устойчивости слуховой памяти, повторение чисел, повторение фраз

для оценки уровня внимания; выделения лишнего предмета, классификация

по

заданному

принципу

для

оценки

процессов

мышления

(сравнения,

обобщения, анализа); «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-

Йирасека» для оценки вербального мышления; «Графический диктант» (Д.Б.

Эльконина) для оценки уровня развития предпосылок учебной деятельности.

Проводилась беседа для выявления знаний ребёнка о самом себе, своей

семье, об окружающем мире.

П р ед ъ я вл я е м ы е

д е тя м

з а д а н и я

п о з вол и л и

о ц е н и т ь

у р о в е н ь

сформированности

предпосылок

к

учебной

деятельности:

возможность

работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно

действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определённого

уровня работоспособности у детей, а также умение вовремя остановиться в

выполнении

того

или

иного

задания

и

переключиться

на

выполнение

следующего. Кроме этого, были оценены сформированность навыков звуко-

буквенного анализа, соотнесения числа и количества, умение сравнивать два

числовых

множества,

что

показывает

усвоение

детьми

программы

дошкольного

образования

в

подготовительной

группе.

Также

оценивался

уровень

развития

моторных

навыков,

в

частности

мелкой

моторики,

возможность

удержания

простой

моторной

программы

в

графической

деятельности.

Разброс результатов составил

Кол-во

обследуемы

х

детей

Общее

кол-во

баллов

набранных

всеми детьми

% от возможного

результата

Средний

п о к а з ат е л ь

б а л л о в

п о

г р у п п е

обследуемых детей

60

1161,22

77,41

19,35

Итоговые результаты готовности детей к началу

регулярного обучения

Уровень готовности

Б а л л ы

с

у ч е т о м

корректирующих

коэффициентов

Кол-во

детей

%

1 уровень

Готовность

к

началу

регулярного обучения в

школе

17-25

46

76%

2 уровень

Условная

готовность

к

началу обучения

14-17

10

18%

3 уровень

Условная

неготовность

к

началу

регулярного

обучения

11-14

4

6%

4 уровень

Неготовность

к

началу

регулярного

обучения

н а

м о м е н т

обследования

ниже 10

-

-

К началу регулярного обучения готовы 76% детей. Условно готовы к началу

обучения 18% детей. Отчасти можно прогнозировать у них попадание в

группу

риска

по

школьной

дезадаптации.

У

этих

детей

недостаточна

регуляторная зрелость, что допустимо на данном возрастном этапе.

С 6% детей, отнесённым по результатам обследования к 3 уровню, следует

проводить дальнейшую работу по развитию фонематических навыков, так

как низкие результаты они показали именно при выполнении стандартных

требований программы звуко-буквенного анализа.

Неготовыми к началу регулярного обучения детей на момент обследования

нет.

Диагностика сформированности учебной мотивации

Очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребенок был готов к принятию

новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего

круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни. Этот тип

готовности называется личностным. Он выражается том, как ребенок

относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.

Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при

наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет

учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него

непосредственный интерес. Но если – нет и надо выполнять учебные задания

из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его

небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.

Сформированность «внутренней позиции школьника», а также развитие

мотивационно – потребностной сферы выявляется в свободной беседе с

использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.

В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и

учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет.

В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. Считается, что у детей высокий

уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое

желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т.п.

таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они

предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на

вопросы».

Ко 2 — му уровню готовности относят детей, также выражающих желание

идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят

днем», «Все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают

роль учителя.

К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по

отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и

т.п.

К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающие идти в

школу.

В итоге, в нашем ДОУ из 60 обследованного дошкольника показывают 1-ый

уровень сформированности внутренней позиции школьника 32 ребенка

(52%); 2-ой уровень – 22 ребенка (36%); 3-ий уровень – 4 ребенка (7%); 4-

уровень -3 ребенка (5%).

Вопросы для экспериментальной беседы

1. Ты хочешь идти в школу? Почему?

2. Ты хочешь еще на один год остаться в детском саду?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Работу, которая у тебе не получается, ты стараешься выполнить или

бросаешь ее?

8. Тебе нравятся школьные принадлежности?

9. Если тебе дома разрешат пользоваться школьными принадлежностями, а в

школу разрешат не ходить, устроит тебя это? Почему?

10. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел

быть: учеником или учителем? Почему?

11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или

перемена? Почему?

Для ориентировочной оценки уровня школьной зрелости,психического

развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о

выраженности тонких двигательных координаций использовался тест Керна

— Ирасека. Результаты оказались следующими:

Школьно — зрелые – 45 дошкольников (74 %)

средне – зрелые – 15 дошкольников (26 %),

незрелые – 0 детей (0%).

Слуховое восприятие

Выявить уровень слухового восприятия — выявить поминание ребенком на

слух читаемого и диктуемого текста.

Задание. Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся,

позавтракал, взял портфель и пошел в школу». После этого его спрашивают о

порядке действий Сережи.

Оценка результатов.

Безошибочные ответы оцениваются знаком + — 1-й уровень. Если ребенок

допустил 1-3 ошибки, ответ оценивается знаком + — 2-й уровень, более 3х

ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком — — 3-й

уровень.

Итого:

Зрительное восприятие

высокий уровень – 48 детей – 79%

средний уровень – 10 детей – 16%

низкий уровень – 3 ребенка – 5%

Слуховое восприятие

высокий уровень – 42 ребенка– 69%

средний уровень – 17 детей – 28%

низкий уровень – 2 ребенка – 3%

Исследование памяти

Кратковременная речевая память

Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и

запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось,

в любом порядке». Слова для запоминания:

1. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, хлеб.

Кратковременная зрительная память

Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у

тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом

порядке». Время предъявления картинок— 25–30 секунд.

Результаты оказались следующими:

Кратковременная зрительная память

высокий уровень – 14 детей – 23%

средний уровень – 45 детей – 74%

низкий уровень – 1 ребенка – 3%

Кратковременная речевая память

высокий уровень – 2 ребенок– 1%

средний уровень – 55 детей – 91%

низкий уровень – 3 детей – 8%

Исследование мышления

Операционными компонентами мышления является система мыслительных

операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения,

классификации, систематизации. При проведении теста «Положи

последовательно и составь рассказ» выявлялся уровень понимания

главного в картине, способность к установлению причинно — следственных

связей и взаимозависимостей. Рассказ по серии картинок характеризует речь

ребенка (произношение, словарный запас, грамматический строй

предложения).

Таким образом, подводя итоги психологической диагностики, результаты

оказались следующими:

Высокий уровень готовности к школе показали 46 дошкольников(76%)

Средний уровень готовности к школе – 10 дошкольников (18 %)

Низкий уровень готовности к школе – 4 дошкольника (6 %).

Данное обследование проводится в два этапа (в начале учебного года и в

конце).

После

всесторонней

обработки

результаты

обследования

ребенка

заносятся

в

бланк

регистрации

индивидуальных

результатов.

С

детьми,

показавшие

в

начале

учебного

года

слабые

результаты,

намечается

коррекционная

работа

в

течение

года.

Она

может

проводиться

как

и н д и в и д у а л ь н о ,

т а к

и

в

б о л ь ш и х

и

м а л ы х

г р у п п а х .

Анализируя

эффективность

выполнения

тестовых

заданий,

следует

учитывать не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он

знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может

достичь с помощью взрослого. Расхождение между уровнем актуального

развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач,

и уровнем, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым,

определяет его «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Литература:

1. Айзман Р.И, Г.Н. Жарова. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.

2. Бабкина Н. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие

для психологов и специалистов корреционно – развивающего обучения.- М.:

Айрис –пресс, 2006.

3. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в

условиях разноуровневой дифферециации. – М.: Новая школа, 1994.

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого –педагогическая

готовность ребенка к школе: Пособие для психологов, педагогов и родителей.

– М., 2001.



В раздел образования