Автор: Павлова Лилия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Орел,Орловкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 87 г.Орел»
Статья «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Подготовила :
педагог-психолог
Павлова Л.В
Проблема
подготовки
детей
к
школьному
обучению
сегодня
приобрела
особую остроту и актуальность. В концепции говорится, что 2Готовность
ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как
общая его готовность, включающая в себя физиологическую, личностную,
интеллектуальную».
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7(8) лет) отмечается бурное развитие и
перестройка
в
работе
всех
физиологических
систем
организма
ребенка:
нервной,
сердечно
–
сосудистой,
эндокринной,
опорно
–
двигательной.
Ребенок быстро прибавляет в росте и в весе, изменяются пропорции тела.
Происходят
существенные
изменения
высшей
нервной
деятельности.
По
своим
характеристикам
головной
мозг
шестилетнего
ребенка
в
большей
степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм
ребенка в период от 5 – 7(8) лет свидетельствует о готовности к переходу на
более
высокую
ступень
возрастного
развития,
предполагающую
более
интенсивные
умственные
и
физические
нагрузки,
связанные
с
систематическим школьным обучением.
Методика определения и критерии готовности детей к школе
Готовность
ребенка
к
обучению
в
школе
в
одинаковой
мере
зависит
от
физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не
разные
виды
готовности
к
школе,
а
разные
стороны
ее
проявления
в
р а з л и ч н ы х
ф о р м а х
а к т и в н о с т и .
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он
пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития,
моторики,
состояния
нервной
системы.
И
это
далеко
не
единственное
условие.
Одним
из
самых
необходимых
компонентов
является
п с и х о л о г и ч е с к а я
г о т о в н о с т ь .
«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень
психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях
о б у ч е н и я
в
к о л л е к т и в е
с в е р с т н и к о в »
( В е н е р г ) .
У
большинства
детей
она
формируется
к
семи
годам.
Содержание
психологической
готовности
включает
в
себя
определённую
систему
требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно,
чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под
«готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их
определённый
набор,
в
котором
должны
присутствовать
все
основные
элементы,
хотя
уровень
их
развития
может
быть
р а з н ы м и .
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и
интеллектуальную,
эмоционально-этическую,
волевую
и
мотивационную
п о д г о т о в л е н н о с т ь
р е б е н к а
Мотивационная
готовность
—
это
наличие
у
детей
желания
учиться.
Волевая
готовность
—
необходима
для
нормальной
адаптации
детей
к
школьным
условиям.
Речь
идёт
не
столько
об
умении
ребят
слушаться,
сколько
об
умении
слушать,
вникать
в
содержание
того,
о
чём
говорит
взрослый.
Интеллектуальная готовность — многие родители считают, что именно она
является
главной
составляющей
психологической
готовности
к
школе,
а
основа
её
–
это
обучение
детей
навыкам
письма,
чтения
и
счёта.
Это
убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к
школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На
самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка
каких-то
определённых
сформированных
знаний
и
умений
(например,
чтения),
хотя,
конечно,
определённые
навыки
у
ребёнка
должны
быть.
Мною, как педагогом – психологом ДОУ, ежегодно проводится диагностика
на
определение
уровня
психологической
готовности
к
школе
детей
п о д г о т о в и т е л ь н ы х
г р у п п .
Рассмотрим подробнее используемые методики для диагностики.
Для
диагностического
обследования
старших
дошкольников
на
предмет
готовности их к школьному обучению использовалась методика психолого-
педагогической оценки готовности ребёнка к началу школьного обучения
авторов
Н.Я.
Семаго,
М.М.
Семаго.
Также
для
диагностики
детей
логопедической
группы
были
дополнительно
выбраны
и
проведены
следующие
методики:
методика
«Представь
себе...»
для
оценки
направленности ребёнка на процесс обучения в школе; «10 слов» для оценки
объема и устойчивости слуховой памяти, повторение чисел, повторение фраз
для оценки уровня внимания; выделения лишнего предмета, классификация
по
заданному
принципу
для
оценки
процессов
мышления
(сравнения,
обобщения, анализа); «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-
Йирасека» для оценки вербального мышления; «Графический диктант» (Д.Б.
Эльконина) для оценки уровня развития предпосылок учебной деятельности.
Проводилась беседа для выявления знаний ребёнка о самом себе, своей
семье, об окружающем мире.
П р ед ъ я вл я е м ы е
д е тя м
з а д а н и я
п о з вол и л и
о ц е н и т ь
у р о в е н ь
сформированности
предпосылок
к
учебной
деятельности:
возможность
работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно
действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определённого
уровня работоспособности у детей, а также умение вовремя остановиться в
выполнении
того
или
иного
задания
и
переключиться
на
выполнение
следующего. Кроме этого, были оценены сформированность навыков звуко-
буквенного анализа, соотнесения числа и количества, умение сравнивать два
числовых
множества,
что
показывает
усвоение
детьми
программы
дошкольного
образования
в
подготовительной
группе.
Также
оценивался
уровень
развития
моторных
навыков,
в
частности
мелкой
моторики,
возможность
удержания
простой
моторной
программы
в
графической
деятельности.
Разброс результатов составил
Кол-во
обследуемы
х
детей
Общее
кол-во
баллов
набранных
всеми детьми
% от возможного
результата
Средний
п о к а з ат е л ь
б а л л о в
п о
г р у п п е
обследуемых детей
60
1161,22
77,41
19,35
Итоговые результаты готовности детей к началу
регулярного обучения
Уровень готовности
Б а л л ы
с
у ч е т о м
корректирующих
коэффициентов
Кол-во
детей
%
1 уровень
Готовность
к
началу
регулярного обучения в
школе
17-25
46
76%
2 уровень
Условная
готовность
к
началу обучения
14-17
10
18%
3 уровень
Условная
неготовность
к
началу
регулярного
обучения
11-14
4
6%
4 уровень
Неготовность
к
началу
регулярного
обучения
н а
м о м е н т
обследования
ниже 10
-
-
К началу регулярного обучения готовы 76% детей. Условно готовы к началу
обучения 18% детей. Отчасти можно прогнозировать у них попадание в
группу
риска
по
школьной
дезадаптации.
У
этих
детей
недостаточна
регуляторная зрелость, что допустимо на данном возрастном этапе.
С 6% детей, отнесённым по результатам обследования к 3 уровню, следует
проводить дальнейшую работу по развитию фонематических навыков, так
как низкие результаты они показали именно при выполнении стандартных
требований программы звуко-буквенного анализа.
Неготовыми к началу регулярного обучения детей на момент обследования
нет.
Диагностика сформированности учебной мотивации
Очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребенок был готов к принятию
новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего
круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни. Этот тип
готовности называется личностным. Он выражается том, как ребенок
относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.
Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при
наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет
учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него
непосредственный интерес. Но если – нет и надо выполнять учебные задания
из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его
небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.
Сформированность «внутренней позиции школьника», а также развитие
мотивационно – потребностной сферы выявляется в свободной беседе с
использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.
В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и
учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет.
В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. Считается, что у детей высокий
уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое
желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т.п.
таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они
предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на
вопросы».
Ко 2 — му уровню готовности относят детей, также выражающих желание
идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят
днем», «Все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают
роль учителя.
К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по
отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и
т.п.
К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающие идти в
школу.
В итоге, в нашем ДОУ из 60 обследованного дошкольника показывают 1-ый
уровень сформированности внутренней позиции школьника 32 ребенка
(52%); 2-ой уровень – 22 ребенка (36%); 3-ий уровень – 4 ребенка (7%); 4-
уровень -3 ребенка (5%).
Вопросы для экспериментальной беседы
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на один год остаться в детском саду?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебе не получается, ты стараешься выполнить или
бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе дома разрешат пользоваться школьными принадлежностями, а в
школу разрешат не ходить, устроит тебя это? Почему?
10. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел
быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или
перемена? Почему?
Для ориентировочной оценки уровня школьной зрелости,психического
развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о
выраженности тонких двигательных координаций использовался тест Керна
— Ирасека. Результаты оказались следующими:
Школьно — зрелые – 45 дошкольников (74 %)
средне – зрелые – 15 дошкольников (26 %),
незрелые – 0 детей (0%).
Слуховое восприятие
Выявить уровень слухового восприятия — выявить поминание ребенком на
слух читаемого и диктуемого текста.
Задание. Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся,
позавтракал, взял портфель и пошел в школу». После этого его спрашивают о
порядке действий Сережи.
Оценка результатов.
Безошибочные ответы оцениваются знаком + — 1-й уровень. Если ребенок
допустил 1-3 ошибки, ответ оценивается знаком + — 2-й уровень, более 3х
ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком — — 3-й
уровень.
Итого:
Зрительное восприятие
высокий уровень – 48 детей – 79%
средний уровень – 10 детей – 16%
низкий уровень – 3 ребенка – 5%
Слуховое восприятие
высокий уровень – 42 ребенка– 69%
средний уровень – 17 детей – 28%
низкий уровень – 2 ребенка – 3%
Исследование памяти
Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и
запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось,
в любом порядке». Слова для запоминания:
1. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, хлеб.
Кратковременная зрительная память
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у
тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом
порядке». Время предъявления картинок— 25–30 секунд.
Результаты оказались следующими:
Кратковременная зрительная память
высокий уровень – 14 детей – 23%
средний уровень – 45 детей – 74%
низкий уровень – 1 ребенка – 3%
Кратковременная речевая память
высокий уровень – 2 ребенок– 1%
средний уровень – 55 детей – 91%
низкий уровень – 3 детей – 8%
Исследование мышления
Операционными компонентами мышления является система мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения,
классификации, систематизации. При проведении теста «Положи
последовательно и составь рассказ» выявлялся уровень понимания
главного в картине, способность к установлению причинно — следственных
связей и взаимозависимостей. Рассказ по серии картинок характеризует речь
ребенка (произношение, словарный запас, грамматический строй
предложения).
Таким образом, подводя итоги психологической диагностики, результаты
оказались следующими:
Высокий уровень готовности к школе показали 46 дошкольников(76%)
Средний уровень готовности к школе – 10 дошкольников (18 %)
Низкий уровень готовности к школе – 4 дошкольника (6 %).
Данное обследование проводится в два этапа (в начале учебного года и в
конце).
После
всесторонней
обработки
результаты
обследования
ребенка
заносятся
в
бланк
регистрации
индивидуальных
результатов.
С
детьми,
показавшие
в
начале
учебного
года
слабые
результаты,
намечается
коррекционная
работа
в
течение
года.
Она
может
проводиться
как
и н д и в и д у а л ь н о ,
т а к
и
в
б о л ь ш и х
и
м а л ы х
г р у п п а х .
Анализируя
эффективность
выполнения
тестовых
заданий,
следует
учитывать не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он
знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может
достичь с помощью взрослого. Расхождение между уровнем актуального
развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач,
и уровнем, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым,
определяет его «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).
Литература:
1. Айзман Р.И, Г.Н. Жарова. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.
2. Бабкина Н. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие
для психологов и специалистов корреционно – развивающего обучения.- М.:
Айрис –пресс, 2006.
3. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в
условиях разноуровневой дифферециации. – М.: Новая школа, 1994.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого –педагогическая
готовность ребенка к школе: Пособие для психологов, педагогов и родителей.
– М., 2001.