Автор: Мочалова Ольга Геннадьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 390"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Детство со сказкой"
Раздел: дошкольное образование
Статья « Детство со сказкой».
Приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание любви к книге,
я считаю, одним из важных направлений в работе педагога дошкольного учреждения.
В наш современный век информации и научных технологии, проблема падения
всеобщего уровня культуры, чтения и грамотности, проблема воспитания маленького
читателя становится все более актуальной. Результат международных исследований
показывает: в 70-е годы 87% взрослых читали своим детям книги, сейчас - 7%. В 90-е годы
было 79% регулярно читающего населения, сейчас - 24%. 25% детей пятилетнего возраста
страдают нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи
наблюдался только у 4% детей того же возраста. Цифры говорят сами за себя! «Самое
тяжелое преступление перед книгами - это их не чтение», - говорил И. Бродский.
«Человек за это расплачивается жизнью, а нация - историей». Изменилось наше
общество, которое в свое время считалось самым читающим в мире. Меньше стали
читать родители, меньше читают и дети, у многих вообще нет интереса к книге. А ведь
культура чтения внесена в число двенадцати важнейших показателей нации. СМИ
заменили живое общение детей с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины
колыбельные, папины прибаутки. Современные дети все больше времени проводят у
телевизоров и компьютеров, зачастую подражая своим родителям. Старую добрую книгу с
красочными иллюстрациями, живым изустным словом заменяют электронные версии.
Культура речи, любовь к чтению с неимоверной скоростью снижаются до нуля. И это
касается и детей, и родителей. Дети плохо формулируют свои мысли, не умеют грамотно
высказаться, их речь бедна и примитивна. А ведь дети - зеркальное отражение своих
родителей. В силу своей занятости и увлеченности компьютерами, мы стали реже
общаться со своими детьми. А уж чтобы найти время для совместного чтения с ребенком
книги, а тем более собственного чтения, об этом говорить не приходится.
Дошкольный возраст – важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга –
мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего,
и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не
мириться со злом.
Я считаю, очень важным научить детей слушать сказки, рассказы и стихи, следить за
развитием действия, сопереживать героям произведений, объяснить детям поступки
персонажей и последствия этих поступков. Вместе с детьми мы выбираем наиболее
понравившиеся отрывки художественных произведений и разыгрываем их, договаривая
слова персонажей и несложные для воспроизведения фразы, с русских сказок: «Репка»,
«Колобок», «Теремок», «Царевна лягушка», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Курочка
ряба». Содержание этих сказок близко и понятно детям младшего дошкольного возраста.
Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен урок, который они
постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Приобщая детей к устному
народному творчеству посредством сказок, мы не только развиваем их речь, но и помогаем
детям окунуться в мир волшебства. Детям рекомендовано читать русские народные сказки
даже потому, что они осуждают такие свойства человеческого характера, как, лень,
жадность, упрямство, трусость, зависть и напротив, одобрять трудолюбие, верность,
смелость. Малыши учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где
хорошо, где плохо. Замечательно, если после прочтения сказок, дети совместно с
педагогами подготовят и покажут кукольные спектакли. Например, «Три медведя» по
сказкам Л.Н. Толстого, «Сказку про курочку Рябу на новый лад» С. Маршака, «Кто сказал
«мяу» В. Сутеева. Я стараюсь зародить и воспитать как у детей, так и родителей интерес
и любовь к художественной литературе, учить их общению с книгой, знакомить с
процессом ее создания, художниками - иллюстраторами, биографией поэтов и писателей.
Но чтобы воздействие было по - настоящему прочным, необходимо продолжать эту
работу в семье и закреплять у детей то, что приобретено в детском саду. Приобщить
родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской книжкой,
как средством воспитания – одна из важных моих задач. Процесс формирования
грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и семье первоначально как
процесс формирования грамотного слушателя. Книга должна войти в мир ребенка как
можно раньше, чтобы обогатить его необычными открытиями, и тогда малыш полюбит
книгу, будет тянуться к ней, воспринимать общение с печатным словом как праздник.
Книга – источник обогащения. Если мы, педагоги-дошкольники, не будем
способствовать формированию привычки к чтению в детстве, после подросткового
периода шансы стать развитым читателем у наших воспитанников невелики. Слово
«читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. Детский интерес к книге на
первых порах полностью зависит от взрослых, их умения выбрать книгу, прочитать ее
вслух поговорить о ней.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу: там, где в семье читают детям книги с малых
лет, уделяют внимание и время общению с детьми, беседуют по прочитанному, видны
результаты детского развития. Эти дети более общительны, любознательны, их речь более
правильная. Художественная литература развивает ум ребенка. Сказки наталкивают на
фантазирование, развивая воображение, рисунки в книгах, помимо эстетического и
эмоционального воздействия на детей, помогают яснее представить предмет, явление
либо действие, о котором идет речь, закрепив в их памяти и речи новое слово.
Каждодневная работа воспитателя с детьми по формированию у малышей интереса к
книге, несомненно, дает свои плоды, но все же золотые ключики от потайной дверцы в
мир чтения лежат в кармане читающего родителя. Семья всегда была и остается жизненно
необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных
ценностей.
В ДОУ я провожу активную информационно-разъяснительную работу с родителями
по проблемам детского чтения, даю советы по комплектации детских библиотек,
организации семейного чтения. Систематически родители получают информацию о
книгах, которые мы читаем с детьми в детском саду. С большим интересом отношусь к
книгам, которые дети приносят из дома, (книги с разными авторами и с интересными
сказками) обязательно благодарю родителей, рассматриваю новую книгу с детьми, читаю
ее в свободное время. Такой прием «заражает примером» и других детей, которые дома
побуждают родителей подобрать книгу для чтения в детском саду. Родители активно
принимают участие и в организуемых мною книжных выставках. В группе были
организованны выставки на темы: «Г.Тукай о детях и для детей», «Добрый дедушка
Корней», «Сказки Г.Х. Андерсена: «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовочка»,
«Сказочная страна Шарля Перро: «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка».
В моих планах проведение семейно - групповых праздников по творчеству А. Усачева
и В. Степанова, проведение конкурса «Папа, мама, я – читающая семья», а в
подготовительной группе и турнира эрудитов «Знатоки книг» между командами детей и
родителей.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, сказка - благодатный и ничем не
заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в
глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,
доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на
жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что
она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете:
дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал
соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на
бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного
духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок
познает сердцем родной народ. В сказках ставится проблема личности педагога,
направленности его воспитательных усилий. Сказки показывают, отличительной их
особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи,
но и их родителей. Это весьма характерно.