Напоминание

"Детство со сказкой"


Автор: Мочалова Ольга Геннадьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 390"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Детство со сказкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья « Детство со сказкой».

Приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание любви к книге,

я считаю, одним из важных направлений в работе педагога дошкольного учреждения.

В наш современный век информации и научных технологии, проблема падения

всеобщего уровня культуры, чтения и грамотности, проблема воспитания маленького

читателя становится все более актуальной. Результат международных исследований

показывает: в 70-е годы 87% взрослых читали своим детям книги, сейчас - 7%. В 90-е годы

было 79% регулярно читающего населения, сейчас - 24%. 25% детей пятилетнего возраста

страдают нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи

наблюдался только у 4% детей того же возраста. Цифры говорят сами за себя! «Самое

тяжелое преступление перед книгами - это их не чтение», - говорил И. Бродский.

«Человек за это расплачивается жизнью, а нация - историей». Изменилось наше

общество, которое в свое время считалось самым читающим в мире. Меньше стали

читать родители, меньше читают и дети, у многих вообще нет интереса к книге. А ведь

культура чтения внесена в число двенадцати важнейших показателей нации. СМИ

заменили живое общение детей с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины

колыбельные, папины прибаутки. Современные дети все больше времени проводят у

телевизоров и компьютеров, зачастую подражая своим родителям. Старую добрую книгу с

красочными иллюстрациями, живым изустным словом заменяют электронные версии.

Культура речи, любовь к чтению с неимоверной скоростью снижаются до нуля. И это

касается и детей, и родителей. Дети плохо формулируют свои мысли, не умеют грамотно

высказаться, их речь бедна и примитивна. А ведь дети - зеркальное отражение своих

родителей. В силу своей занятости и увлеченности компьютерами, мы стали реже

общаться со своими детьми. А уж чтобы найти время для совместного чтения с ребенком

книги, а тем более собственного чтения, об этом говорить не приходится.

Дошкольный возраст – важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга –

мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего,

и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не

мириться со злом.

Я считаю, очень важным научить детей слушать сказки, рассказы и стихи, следить за

развитием действия, сопереживать героям произведений, объяснить детям поступки

персонажей и последствия этих поступков. Вместе с детьми мы выбираем наиболее

понравившиеся отрывки художественных произведений и разыгрываем их, договаривая

слова персонажей и несложные для воспроизведения фразы, с русских сказок: «Репка»,

«Колобок», «Теремок», «Царевна лягушка», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Курочка

ряба». Содержание этих сказок близко и понятно детям младшего дошкольного возраста.

Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен урок, который они

постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Приобщая детей к устному

народному творчеству посредством сказок, мы не только развиваем их речь, но и помогаем

детям окунуться в мир волшебства. Детям рекомендовано читать русские народные сказки

даже потому, что они осуждают такие свойства человеческого характера, как, лень,

жадность, упрямство, трусость, зависть и напротив, одобрять трудолюбие, верность,

смелость. Малыши учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где

хорошо, где плохо. Замечательно, если после прочтения сказок, дети совместно с

педагогами подготовят и покажут кукольные спектакли. Например, «Три медведя» по

сказкам Л.Н. Толстого, «Сказку про курочку Рябу на новый лад» С. Маршака, «Кто сказал

«мяу» В. Сутеева. Я стараюсь зародить и воспитать как у детей, так и родителей интерес

и любовь к художественной литературе, учить их общению с книгой, знакомить с

процессом ее создания, художниками - иллюстраторами, биографией поэтов и писателей.

Но чтобы воздействие было по - настоящему прочным, необходимо продолжать эту

работу в семье и закреплять у детей то, что приобретено в детском саду. Приобщить

родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской книжкой,

как средством воспитания – одна из важных моих задач. Процесс формирования

грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и семье первоначально как

процесс формирования грамотного слушателя. Книга должна войти в мир ребенка как

можно раньше, чтобы обогатить его необычными открытиями, и тогда малыш полюбит

книгу, будет тянуться к ней, воспринимать общение с печатным словом как праздник.

Книга – источник обогащения. Если мы, педагоги-дошкольники, не будем

способствовать формированию привычки к чтению в детстве, после подросткового

периода шансы стать развитым читателем у наших воспитанников невелики. Слово

«читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. Детский интерес к книге на

первых порах полностью зависит от взрослых, их умения выбрать книгу, прочитать ее

вслух поговорить о ней.

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу: там, где в семье читают детям книги с малых

лет, уделяют внимание и время общению с детьми, беседуют по прочитанному, видны

результаты детского развития. Эти дети более общительны, любознательны, их речь более

правильная. Художественная литература развивает ум ребенка. Сказки наталкивают на

фантазирование, развивая воображение, рисунки в книгах, помимо эстетического и

эмоционального воздействия на детей, помогают яснее представить предмет, явление

либо действие, о котором идет речь, закрепив в их памяти и речи новое слово.

Каждодневная работа воспитателя с детьми по формированию у малышей интереса к

книге, несомненно, дает свои плоды, но все же золотые ключики от потайной дверцы в

мир чтения лежат в кармане читающего родителя. Семья всегда была и остается жизненно

необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных

ценностей.

В ДОУ я провожу активную информационно-разъяснительную работу с родителями

по проблемам детского чтения, даю советы по комплектации детских библиотек,

организации семейного чтения. Систематически родители получают информацию о

книгах, которые мы читаем с детьми в детском саду. С большим интересом отношусь к

книгам, которые дети приносят из дома, (книги с разными авторами и с интересными

сказками) обязательно благодарю родителей, рассматриваю новую книгу с детьми, читаю

ее в свободное время. Такой прием «заражает примером» и других детей, которые дома

побуждают родителей подобрать книгу для чтения в детском саду. Родители активно

принимают участие и в организуемых мною книжных выставках. В группе были

организованны выставки на темы: «Г.Тукай о детях и для детей», «Добрый дедушка

Корней», «Сказки Г.Х. Андерсена: «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовочка»,

«Сказочная страна Шарля Перро: «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка».

В моих планах проведение семейно - групповых праздников по творчеству А. Усачева

и В. Степанова, проведение конкурса «Папа, мама, я – читающая семья», а в

подготовительной группе и турнира эрудитов «Знатоки книг» между командами детей и

родителей.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, сказка - благодатный и ничем не

заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в

глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,

доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на

жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что

она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете:

дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал

соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на

бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного

духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок

познает сердцем родной народ. В сказках ставится проблема личности педагога,

направленности его воспитательных усилий. Сказки показывают, отличительной их

особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи,

но и их родителей. Это весьма характерно.



В раздел образования