Автор: Евпак Ольга Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 "Умка"
Населённый пункт: г. Елизово, Камчатский край
Наименование материала: ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: "Приобщение детей к русской народной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Россия
-
Родина
для
многолетнего
поколения,
но
для
того,
чтобы
считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь
своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык,
историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий
патриотизм надо прививать с раннего детства. Сейчас к нам постепенно
возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к
старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое
ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Нравственно
-
патриотическое
воспитание
ребёнка
–
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Детство –
сензитивный
период
для
развития
и
формирования
тончайших
детских
чувств.
Как писал К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли, ни поступки наши не
выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши
чувствования, только в них он слышал характер не отдельной мысли, не
отдельного решения, а всего содержания души и ее строя.
Воспитанию
нравственно
–
патриотических
чувств
в
истории
педагогики
всегда
уделялось
большое
внимание.
К.Д.
Ушинский,
В.Г.
Белинский, Н.А. Добролюбов и другие педагоги считали, что воспитание в
ребёнке
гражданина
своей
Родины
неотделимо
от
воспитания
в
нем
гуманных чувств — доброты, справедливости, способности противостоять
лжи и жестокости.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с
которой
он,
как
правило,
свыкается,
сживается,
которую
впитывает,
как
принято говорить, «с молоком матери».
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,
учить ребёнка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот,
кто
во
имя
своих
желаний
отбрасывает
в
сторону
законы
совести
и
справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает
внимательно
присматриваться
к
культуре
прошлого,
вернее,
к
тому,
что
сохранило сь
от
неё,
а
также
производить
и н т е л л е ктуа л ь н ы е
«археологические»
раскопки,
восстанавливающие
подлинную
картину
развития
культуры
в
определённый
исторический
период.
А
также
определить своё собственное место в историческом и культурном наследии
общества.
Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время
можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего
государства
и
общества
в
целом.
Воспитывая
детей
на
национальных
традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребёнку
почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны,
научиться уважать традиции, ценить прошлое и настоящее, заботиться и
волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Перемены,
происходившие
в
нашей
стране
после
распада
СССР,
привели к тому, что утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют
чувства
патриотизма
и
человеколюбия;
исчезли
идеалы
человека
–
труженика,
воина
–
защитника
Отечества.
Забыты
семейно
–
бытовые
традиции,
обычаи,
уважение
и
почитание
старших,
секреты
взаимного
уважения
и
«лада»
в
семье;
девочки,
носительницы
родового
уклада,
равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих
детей рабами сиюминутных удовольствий.
В настоящий момент, когда в мире пахнет войной, террористическими
угрозами, правительство нашей страны, понимает, что необходимо менять
мировоззрение
наших
людей.
Что
только
настоящие
патриоты
смогут
противостоять
этим
угрозам,
оно
стремительно
пытается
увеличивать
рождаемость
населения,
повышает
статус
«семьи»,
мотивирует
людей
пересматривать жизненные ценности с позиции «Мы великая держава, сила
нашего духа непобедима». Ведь отстояли кровью наши деды и прадеды
землю
русскую,
не
покорились
врагу
они.
И
ведь
жива
память
наша
и
гордость,
когда
в
день
Победы
видим
Бессмертный
полк
в
российских
городах. История наша не умерла и не умрёт никогда, пока будет учитель
ученику своему рассказывать о подвиге солдата, мать петь ребёнку русскую
народную колыбельную, а бабушка рассказывать внукам сказки народные, о
добре и зле, храбрости и трусости, верности и предательстве.
В
современных
условиях
наступления
«массовой
культуры»
становится
актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения
национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к
своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру,
доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм,
толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы
должны
возвратить
подрастающему
поколению.
Чтобы
дети
знали
и
помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими
родства”.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново
открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью могу сказать, что большинство современных людей, к
сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили
русские
люди?
Как
работали
и
как
отдыхали?
Что
их
радовало,
а
что
тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем
мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь
времён, вернуть утраченные ценности.
Наши
дети
должны
хорошо
знать
не
только
историю
Российского
государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и
активно
участвовать
в
возрождении
национальной
кул ьту р ы ;
самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и
все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых
дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества или
устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем.
Знание
культуры
собственного
народа,
умение
понять,
желание
приобщиться
к
ее
дальнейшему
развитию
могут
стать
основой
для
воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной
культурой с самого раннего детства, а верным проводником и запечатлением
исторического наследия выступает - книга, художественное слово.
Первые годы жизни ребёнка — важный этап в его воспитании. В этот
период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо
смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере
определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке свое-
го
народа,
который
усваивает
ребёнок,
в
его
песнях,
музыке,
играх
и
игрушках, которыми он забавляется. Во впечатлениях от природы родного
края,
труда,
быта,
нравов
и
обычаев
людей,
среди
которых
он
живёт.
Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили
оригинальность
и
самобытность,
удивительную
свежесть
и
яркость
народного творчества. Это творчество несёт в себе много национальных
традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем
он жил в прошлом. Близость детям творчества своего народа обусловлена
именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной
природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого
народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями
русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в
первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь
русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир,
мысли, чувства наших предков.
Русский танец, русская песня, русская
музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о
душе,
стыде,
совести,
грехе,
доброте,
справедливости,
правде.
На
Руси
считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев,
воровство, скупость, не милосердие и т.п. Считалось, что у человека, не
совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.
Все
духовные
ценности
были
вплетены
в
единую
ткань
и
осознавались
неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц,
поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и
нравственности,
служивший
нашим
предкам
идеалом
в
жизни
и
труде.
Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское
народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем
и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для
становления личности ребёнка.
Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные
каче ства
лично сти
ребёнка,
навыки
культурного
п о в е д е н и я .
Общечеловеческие
ценности,
несомненно,
должны
внести
вклад
в
воспитание чувства красоты и добра.
Так я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанни-
ков, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать
ребят в национальных традициях.
Поэтому цель моей работы:
Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств
через
активное
приобщение
их
к
русской
народной
культуре,
развития
социально
значимых
ценностей
нравственности
и
патриотизма
через
ознакомление их с фольклором, традициями русского быта.
Исходя из данной цели, определилась с задачами:
1.
Формировать предметно – развивающую среду и условия для
приобщения детей к народной культуре.
2.
Дать
детям
представление
о
фольклоре,
как
специфической
области народного творчества, включающую целую систему поэтических и
музыкально – поэтических жанров.
3.
Формировать у детей общее представление о традиционных и
обрядовых праздниках.
4.
Знакомить
с
произведениями
русского
народного
искусства
формируя эмоциональную отзывчивость, яркость, народность.
5.
Воспитывать
интерес
к
русским
народным
играм,
выявляя
самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
6.
Привить детям любовь к художественному слову, уважение к
книге.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка
инновационных
подходов
к
патриотическому
воспитанию,
реа лизация
которых
способствовала
бы
созданию
качественно
новых
подходов
в
организации
этой
деятельности
с
подрастающим
поколением.
Исходя
из
целевых
ориентиров
ступеней
дошкольного
образования,
которые
представлены
в
виде
возрастных
характеристик
ребёнка
и
отражают
идеальные
социокультурные
ожидания,
для
детей
на
этапе
завершения
дошкольного образования характерно:
- проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление
оказать помощь, поддержку другому человеку;
- уважение к достоинству других;
- стремление к познанию окружающей действительности;
- решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве
мира;
-
бережное
отношение
к
окружающей
природе,
результатам
труда
других людей, чужим и своим вещам.
Словесное
русское
народное
творчество
заключает
в
себе
большие
поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для
воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их
внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как одевание, купание,
требуют
сопровождения
словом,
и
здесь
русское
народное
творчество
незаменимо. С раннего детства ребёнок откликается на потешки, приговорки,
попевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно
переоценить.
Восприятие
литературного произведения будет полноценным только
при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо
обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные
средства
языка
сказки,
рассказа,
стихотворения
и
других
произведений
художественной литературы.
Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, собиратель
народного
фольклора
П.В.Киреевский
говорил:
«Кто
не
слыхал
русской
песни ещё над своей колыбелью, и кого её звуки не провожали во всех
переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенётся при её звуках, на
которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит...»
Изучив
идею
педагогов
о
значимости
народной
культуры
для
возрождения и восстановления прерванной связи времён, я пришла к выводу
о
необходимости
приобщении
дошкольников
к
живительному
источнику
народной мудрости - русской народной культуре.
Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания
о русском быте, я совместно с родителями воспитанников:
• создаём мини-музей народного творчества;
• оформили в русском стиле горницу для наших кукол, нарядив их в русские
костюмы;
• подобрали иллюстрации о традиционной русской семье;
•
собираются
альбомы «Русское декоративно-прикладноеискусство»,
гд е
отражены
такие
виды
художественной
росписи
как
гжель,
хохлома,
палех , «Русский народный костюм», «Русская изба»;
• «Русские
народные
промыслы»
-
знакомятся
с
различными
видами
художественного прикладного творчества и русских промыслов.
Используя различные формы взаимодействия, творческий стиль
общения,
вовлекаю детей
в
познавательную,
речевую,
художественно
–
эстетическую, игровую деятельность.
Взаимодействие с семьями воспитанников строю на основе творческого
сотрудничества и активного вовлечения в образовательную деятельность.
Использую следующие формы взаимодействия с родителями: мастер-
классы, консультации, беседы, проектную деятельность, выставки, конкурсы,
фольклорные праздники, открытые тематические занятия, ярмарки, народное
гуляние
«Масленица». К
совместному
творчеству
привлекаю
и
бабушек,
таким образом, сохраняется связь поколений. Наши бабушки помогают нам в
организации
ярмарок,
вяжут
салфетки,
шьют
костюмы
к
народным
праздникам, пекут сладости к чайным посиделкам. Очень весело проходят
тематические
вечера
как
«Ярмарка»,
«Посиделки»,
где
используются
атрибуты из быта русского народа: платки, самовар, расписные ложки, чашки
и плошки, и даже ухват.
Вместе с музыкальным руководителем использую и на занятиях, и в
повседневной жизни, русские народные песни и музыкальные произведения.
В
работе
с
детьми
добиваюсь,
чтобы
они
были
не
только
пассивными
слушателями, но и активными исполнителями песен, потешек, хороводов.
Мои дети очень любят русские народные сказки, разучивают их,
инсценируют. Совместно с музыкальным руководителем была поставлена
сказка «Колобок» на новый лад». Дети с удовольствием показывают сказку не
только малышам, но и взрослым. Художественная система
русского
фольклора
своеобразна,
чрезвычайно
разнообразны
жанровые
формы произведений – былины, сказки, легенды, песни. А также малые
формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых
прост, точен, выразителен.
Работая с детьми над фразеологизмами, привлекаю внимание к
необычным
выражениям
(«зарубить
на
носу»
-
запомнить
навсегда;
«повесить голову» - загрустить). А подбирая вместе с ними синонимы и
антонимы
к
фразеологизмам,
развивается
осознание
смысла
малых
фольклорных форм.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок.
Привлекаю
их
к
повторению
запомнившихся
ими
отдельных
слов,
выражений,
песенок
персонажей.
Например,
после
слушания
сказок
«Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» предлагаю детям повторить песенки
действующих лиц. Ведь из сказок дети узнают о культурных ценностях,
расширяют свой кругозор, развивают речь. В сказке раскрываются такие
понятия
как
«лень»,
«жадность»,
«упрямство»,
высмеивается
трусость
и
приветствуется трудолюбие, правдивость, смелость, верность.
При работе с детьми считаю основными следующие формы:
• Организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение
пребывания ребёнка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.).
Ознакомление с народным фольклором и рассматривание иллюстраций.
• Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение народных
песен, индивидуальные занятия с детьми на музыкальных инструментах,
показ
кукольного
настольного
театра;
рассказывание историй,
сказок
о
звуках, музыке, мелодиях).
• Организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры,
инсценировки сказок, отгадывание загадок).
• Занятия по интересам (студии, кружки).
• Организация выставок детского творчества.
• Конкурсы по выявлению творческих способностей.
Новизна
моего
опыта
заключается в использовании
предметно-
пространственной развивающей
среды и художественной литературы, как
средств,
для
знакомства
с
историческим
наследием,
формирующих
национальное сознание, воспитывающих русский дух и приобщающих к
культурному
наследию
подрастающее
поколение.
Воспитательное,
познавательное
и
эстетическое
значение
художественной
литературы
огромно, так как она, расширяя знания об окружающей действительности,
развивает
умение
тонко
чувствовать
художественную
форму,
мелодику
и
ритм родного языка.
При систематической работе по приобщению детей к истокам русской
культуре, планирую следующие результаты:
Приобщение детей и взрослых к опыту русской культуры;
Расширение знаний детей и взрослых о народных традициях,
праздниках;
Развитие
знаний
о
формах
традиционного
семейного
уклада,
пониманию
своего
места
в
семье
и
посильному
участию
в
домашних делах;
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
Формирование ценности и роли чтения в семье, как источника
приобщения к русской культуре;
Развитие
способностей
к
самосовершенствованию
и
самостоятельному творчеству;
Формирование основ ценностных сфер личности;
Формирование
коллектива,
где
каждый
самоценен
и
все
пребывают в гармонии друг с другом.
Формирование
эмоционально
–
образного
во сприятия
произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения,
малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным
средствам
художественной
речи,
умения
воспроизводить
эти
средства в своём творчестве.
Воспитание любви к родному языку, родной семье, малой Родине,
культуре России.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,
которое
раскрывает
истоки
духовной
жизни
русского
народа,
наглядно
демонстрирует
его
моральные,
эстетические
ценности,
художественные
вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным
искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты
(словесные,
музыкальные,
изобразительные).
Слушая
сказку,
получают
представление
о
добре
и
зле.
Рассматривая
произведения
декоративно
-
прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от
ярких жизнерадостных цветов.
Народные игры способствуют воспитанию
сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей,
приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура
— это дорожка от прошлого, через настоящее, в
будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной
культуры,
русского
народного
творчества,
народного
фольклора,
находит
отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие
детей,
раскрывает
творческие
способности
каждого
ребёнка,
формирует
общую духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо
с
малых
лет.
Детские
впечатления
неизгладимы.
Дети
очень
доверчивы,
открыты.
К
счастью,
детство
—
это
время,
когда
возможно
подлинное
искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой,
яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит
мягкий
юмор
потешек,
успокаивает
колыбельная
песня,
вызывает
смех,
улыбку
задорная
пляска,
музыкальные
игры,
хороводы.
И
все
это
обеспечивает психологическую нагрузку. В результате уходит тревожность,
страх,
угнетенное
состояние.
Появляется
спокойствие,
чувство
защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они
являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных
традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно
влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» – произнес когда-то великие слова
Лев
Николаевич
Толстой.
И
с
ними
нельзя
не
согласиться.
Когда
ты
ощущаешь
принадлежность
к
своей
стране,
культуре,
семье,
когда
восхищаешься
родными
просторами,
знаешь
историю
своей
земли,
тебе
большего для счастья и не нужно. Ты счастлив у себя дома!!!