Автор: Григорьева Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 41"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: технологическая карта урока окружающего мира
Тема: "Какие части культурных растений используют люди" 2 класс
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Учитель
Григорьева Елена Александровна
Место работы
МОУ СОШ № 41
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Окружающий мир
Тема урока
Какие части культурных растений используют люди.
Класс
2 г
Предметная программа и ее автор
УМК «Перспективная начальная школа»
Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.
Трафимов.
Тип урока
урок усвоения новых знаний
Цель
учить распознавать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;
расширить знания учащихся о культурных растениях нашего края;
выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу.
Задачи урока
Повторить группы культурных растений(овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и
части растений.
Выявить , какие части растений используют люди в пищу.
Продолжить развивать исследовательские способности.
Воспитывать чувства толерантности , умение работать в группах
Планируемые результаты
личностные
самоопределение мотивации учения
уметь находить ответ на вопрос
участвовать в диалоге
предметные
сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем теме
действия контроля и оценки
метапредметные
познавательные
построение логической цепи рассуждений,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся.
Коммуникативные УУД
взаимодействие с учителем, друг с другом
слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
принятие решения и его реализация
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Компьютер, мультимедийный проектор
Материал
Окружающий мир: 2 класс - учебник; тетрадь на печатной
основе, карточки для индивидуальной работы.
Этап урока
Цель:
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Универсальные учебные
действия
Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
1.Организационны
й этап.
Цель: настроить на
положительные
эмоции,
способствовать
созданию
внутреннего
комфорта.
Организую ситуацию,
позволяющую настроится на
положительные эмоции, проверить
готовность к уроку.
-А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
- Ребята, давайте улыбнёмся друг
другу; повернёмся к гостям, им
улыбнёмся, поздороваемся кивком
головы; повернёмся ко мне. Пусть
этот урок принесёт всем радость
общения и поработаем так, чтобы
у всех осталась радость на душе.
-Сначала повторим материал
прошлого урока. У каждого из вас
на парте карточка с таблицей.
Задание: вы должны стрелкой
соединить растения правого
столбика с соответствующей
группой из левого столбика.
-А теперь сверим с эталоном –
Слайд 1
-Итак, зачем люди выращивают
культурные растения?
-Отложите карточки на край стола.
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
-Проверяют готовность и
самоготовность к уроку.
-Выполняют задание.
-Проверяют и исправляют
ошибки.
-Питание, корм для животных,
изготовление тканей, для
изготовления лекарств.
Личностные:
самоопределение;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
2.Актуализация
знаний.
Определение темы
урока. Постановка
цели урока.
Цель: организовать
и направить к
восприятию нового
материала; суметь
проанализировать
ситуацию и назвать
тему и цель урока
Просмотр второго слайда
-Какие части растений вы знаете?
-Покажите на слайде эти части.
-В пищу, человек использует все
части растения, но мы должны
знать, у какого растения какие.
-Любопытный красный нос
По макушку в грядку врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёненькие прядки
Слайд 3
-Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда её в нём нет
На грядке под землёй растёт –
В народе ей всегда почёт.
Слайд 4
- Щёки розовы, нос белый
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
Просмотр пятого слайда
-Стебель, лист, корень, цветок,
плод, семена.
Один учащийся выходит к доске
и показывает все части.
-Морковь
Ученик – Богомолов Сергей
рассказывает про морковь.
- Свёкла
Витя Максименко рассказывает о
свёкле.
- Редис.
Харина Вика рассказывает про
Личностные: Учебно-
познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой
задачи.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу; в
сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять синтез как
составление целого и частей.
Коммуникативные: уметь
высказывать свое мнение в
доступной форме.
-Что у этих растений мы
используем в пищу?
Слайд 6 (о корнеплодах)
- И зелен, и густ, на грядке вырос
куст
Покопай немножко, под кустом…
Слайд 7
-Никого не огорчаю, а всех плакать
заставляю.
Просмотр восьмого слайда.
-В России, когда свирепствовали
заразные болезни (чума), в каждом
доме висели связки лука. Его
фитонциды (летучие вещества)
убивают многие болезнетворные
бактерии.
-Что человек использует в пищу у
этих растений?
редис.
- Корнеплоды.
- Картошка
Карпов Герман рассказывает про
картофель.
- Лук
- Клубни, луковицы –
видоизменённые стебли, листья
(у зелёного лука).
3. Первичное
усвоение новых
знаний. Постановка
цели урока.
- Ребята, поговорим?
-О разном и о прочем. О том, что
хорошо и что не очень. Что-то
- О чём?
-Поговорим, нам будет
интересно.
Познавательные: логический
– анализ объектов с целью
выделения признаков;
Коммуникативные: умение
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Цель: организовать
и направить к
восприятию нового
материала.
Цель для учащихся:
суметь
проанализировать
ситуацию и назвать
тему и цель
занятия.
знаете вы, а что-то мне известно.
Поговорим?
-Сегодня тема урока окружающего
мира…, а впрочем, отгадайте сами.
А поможет вам в этом отрывок из
известной русской народной
сказки.
Просмотр отрывка сказки
-Из какой сказки этот отрывок. Вы
догадались?
Учитель открывает доску и сам
зачитывает.
-Медведь этого не знал, поэтому с
ним произошла такая история. А
мы с вами должны знать.
- Ребята с интересом смотрят
сказку.
-Вершки и корешки
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении.
Регулятивные: уметь
извлекать важную
информацию из доклада
одноклассника.
4. Физминутка Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Сполоснём и отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
5. Практическое
применение
знаний.
Цель: дать
возможность
самостоятельно
изучить новый
материал с
помощью
практической
деятельности.
-На жарком солнышке подсох и
рвётся из стручков…
Слайд 9
Много видов есть фасоли
И растёт она не в поле
Или по верху плетётся
Где придётся, как придётся.
Хорошо когда на грядке
Она будет вкусной сладкой,
В винегретах и салатах
Витаминами богатых.
А огромные бобы
Любят люди как грибы.
- У этих культурных растений
человек использует в пищу бобы,
которые находятся в стручке.
-В землю бросили зерно –
Прорасти спешит оно!
Корни пустит,
А росток
Сам пробьёт наверх оконце,-
И туда, где всходит солнце, -
Утром смотрит на восток…
- Горох.
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении; умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации; умение
договариваться и приходить к
общему выводу.
Познавательные: логический
анализ объектов с целью
выделения признаков; решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
Просмотр 10 слайда
-В пищу используют зерно. Из
зерновых пекут хлеб, варят каши.
Слайд 11
-Что это за растения?
-А что у них используют в пищу?
-Листья, плоды.
6. Первичная
проверка
понимания.
Цель: проверить
уровень усвоения и
понимания нового
материала.
- Теперь мы знаем, какие части
культурных растений человек
может использовать в пищу.
-Ешьте овощи и фрукты!
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней и их полезней!
Подружитесь с овощами,
И с салатами и с щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
-У нас скоро наступит Новый год.
Давайте приготовим вкусные
блюда на праздничный стол. Я
раздам 3 группам рецепты, а вы
должны придумать название блюда
и сказать, какие части растений в
них используются
Учитель раздаёт рецепты.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование.
Познавательные: решение
проблемы, построение
логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
-Можно взять в помощь учебник:
страницы 92-93.
8.Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
Цель для учителя:
сообщить
учащимся о
домашнем задании,
разъяснить
методику его
выполнения.
Цель для учащихся:
выбрать и
правильно
выполнить
домашнее задание
из предложенного
списка.
.
Регулятивные:
самостоятельно, адекватно
выбирать уровень сложности
задания.
Коммуникативные: уметь
аргументировать свой выбор.
9.Рефлексия
(подведение итогов
занятия).
Цель:
проанализировать,
дать оценку
успешности
- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно
сегодня поработали!
-Выполните в листе самооценке
последние отметки.
-А сейчас посмотрите, перед вами
-Заполняют последнюю графу.
Коммуникативные:
высказывать и
аргументировать свое мнение.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
достижения цели и
наметить
перспективу на
будущее.
Цель для учащихся:
аргументировать
свое мнение,
осознавать
значимость
полученных знаний
и готовность
использовать их в
жизни.
на столах лежат капельки воды,
нарисуйте в виде улыбки на ней,
свое настроение от урока, тем
цветом, который присутствует на
наших индикаторах,
соответственно.
- а теперь я предлагаю вам
устроить теплый летний дождик,
вывесив все ваши капельки под
нашу голубую тучку. (на тучке
написана тема урока и она
вывешена на доску с самого
начала).
- Урок окончен!!! Еще раз всем
большое спасибо!
Дети рисуют улыбку – зеленным
цветом, если урок понравился, и
он активно потрудился; желтым –
если урок понравился, но что-то
не получалось; и красным – урок
не понравился, я работал не
активно.
(цвет улыбки, соответствует
также и цвету в листах
самооценки).
осознание того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества
и уровня усвоения.
Приложение 1
Лист самооценки
Фамилия Имя класс
Предмет
Тема урока
Зеленый
0
Желтый
0
Красный
0
1.
Определение темы и
цели урока.
2.
Распределение
обязанностей в
группе.
3.
Выполнение
обязанностей в
группе.
4.
Все ли было
понятно?
5.
Понравился ли
урок.
6.
Как ты оцениваешь
свою работу на
уроке.