Напоминание

"Развитие связной речи у дошкольников с ЗПР"


Автор: Медведева Валерия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №131
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи у дошкольников с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи у дошкольников с ЗПР

Одним из основных элементов воспитания ребенка в дошкольном

возрасте является развитие у него навыка связной речи на родном языке.

Воспитание такого навыка должно начинаться с самого раннего возраста, так

как это является базой для развития многих других элементов формирования

– общения, обучения, укрепления физического и психического здоровья

ребенка. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития

и тяжёлыми нарушениями речи.

Для ребенка с таким нарушением характерно отсутствие ясности –

главной характеристики связной речи. Чёткая, понятная речь решающий

показатель общего развития в дошкольном возрасте как умственного,

эмоционального, эстетического, так и речевого. Такую речь можно

охарактеризовать, как ряд связанных между собой логически,

композиционно, грамматически, непротиворечивых по смыслу и

эмоциональной окраске, развернутых и законченных высказываний.

Благодаря такой речи появляется возможность оценить общий уровень

развития ребенка, степень владения средствами языка, умение подбирать

наиболее уместные и подходящие для данного случая, места и ситуации

слова и грамматические конструкции, наиболее подходящие по смыслу.

Совершенствование грамотной речи у детей с ЗПР осложнено общим

речевым недоразвитием и требует вмешательства специалиста-логопеда,

который на основе наблюдений за развитием ребенка( в том числе и на

ранних этапах онтогенеза) и современных методик проводит коррекцию и

развитие в соответствии с дидактическими принципами. Важную роль в этом

процессе играет развитие коммуникативной функции – в форме диалога и

монолога, а также развернутых ответов на вопросы, описаний, составление

рассказов по картинкам, пересказ воспринятого на слух текста. Всё это

должно опираться на развитие у детей навыков наблюдения, обобщения,

сравнения и оценки явлений внешней среды.

В случаях у детей с ЗПР всё это сильно осложнено тем, что у них зачастую

снижено внимание, имеются проблемы с запоминанием услышанного,

понижена концентрация и усидчивость, сильно проявляется утомляемость во

время выполнения заданий, снижена эффективность волевых функций.

Задача специалиста в такой ситуации способствовать обучению на основе

которых возможно развитие различных форм речи.

При работе с детьми с ЗПР, в целях образовательного и коррекционного

развития, следует развивать познавательную активность, обогащать

зрительные представления ребенка. В первом приближении нужно

развивать основы умственной деятельности – умение обобщать,

группировать, сравнивать и анализировать. Мотивацией должно служить

поощрение интереса к познанию окружающего мира, развитие «чувства

языка».

Важным этапом формирования связной речи является формирование

развернутых ответов на поставленные вопросы, построение фраз,

соответствующих предмету обсуждения, умение дать обоснование своим

суждениям и умозаключения. В конечном счете, необходимо сформировать

умение логически обоснованного высказывания как в монологе, так и в

диалоге, что закрепляет навык коммуникации у ребёнка.

Чтобы добиться указанных целей необходимо применять различные

методы коррекции, которые обязательно должны развивать у ребенка с

задержкой психического развития, навыки наблюдения и запоминание

наблюдаемого, а затем выбор точных определений к увиденному. Для этого

можно применять рассказ об увиденных событиях, пересказ историй по

одной или нескольким связанным картинкам, составление собственного

рассказа по наблюдаемому сюжету. При постепенном усложнении заданий, с

учетом возможностей памяти и логического мышления ребенка, а также

возрастных изменений, это приводит к высокому уровню связной речи.

При отсутствии должного внимания к развитию грамотной, чёткой и

свободной речи у детей с ЗПР в дальнейшем могут возникать большие

затруднения в обучении, а также при общении со сверстниками и

взрослыми. Что в свою очередь может привести к проблемам в

психологическом развитии и нежелательным отклонениям в поведении.



В раздел образования