Автор: Медведева Валерия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №131
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи у дошкольников с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи у дошкольников с ЗПР
Одним из основных элементов воспитания ребенка в дошкольном
возрасте является развитие у него навыка связной речи на родном языке.
Воспитание такого навыка должно начинаться с самого раннего возраста, так
как это является базой для развития многих других элементов формирования
– общения, обучения, укрепления физического и психического здоровья
ребенка. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития
и тяжёлыми нарушениями речи.
Для ребенка с таким нарушением характерно отсутствие ясности –
главной характеристики связной речи. Чёткая, понятная речь решающий
показатель общего развития в дошкольном возрасте как умственного,
эмоционального, эстетического, так и речевого. Такую речь можно
охарактеризовать, как ряд связанных между собой логически,
композиционно, грамматически, непротиворечивых по смыслу и
эмоциональной окраске, развернутых и законченных высказываний.
Благодаря такой речи появляется возможность оценить общий уровень
развития ребенка, степень владения средствами языка, умение подбирать
наиболее уместные и подходящие для данного случая, места и ситуации
слова и грамматические конструкции, наиболее подходящие по смыслу.
Совершенствование грамотной речи у детей с ЗПР осложнено общим
речевым недоразвитием и требует вмешательства специалиста-логопеда,
который на основе наблюдений за развитием ребенка( в том числе и на
ранних этапах онтогенеза) и современных методик проводит коррекцию и
развитие в соответствии с дидактическими принципами. Важную роль в этом
процессе играет развитие коммуникативной функции – в форме диалога и
монолога, а также развернутых ответов на вопросы, описаний, составление
рассказов по картинкам, пересказ воспринятого на слух текста. Всё это
должно опираться на развитие у детей навыков наблюдения, обобщения,
сравнения и оценки явлений внешней среды.
В случаях у детей с ЗПР всё это сильно осложнено тем, что у них зачастую
снижено внимание, имеются проблемы с запоминанием услышанного,
понижена концентрация и усидчивость, сильно проявляется утомляемость во
время выполнения заданий, снижена эффективность волевых функций.
Задача специалиста в такой ситуации способствовать обучению на основе
которых возможно развитие различных форм речи.
При работе с детьми с ЗПР, в целях образовательного и коррекционного
развития, следует развивать познавательную активность, обогащать
зрительные представления ребенка. В первом приближении нужно
развивать основы умственной деятельности – умение обобщать,
группировать, сравнивать и анализировать. Мотивацией должно служить
поощрение интереса к познанию окружающего мира, развитие «чувства
языка».
Важным этапом формирования связной речи является формирование
развернутых ответов на поставленные вопросы, построение фраз,
соответствующих предмету обсуждения, умение дать обоснование своим
суждениям и умозаключения. В конечном счете, необходимо сформировать
умение логически обоснованного высказывания как в монологе, так и в
диалоге, что закрепляет навык коммуникации у ребёнка.
Чтобы добиться указанных целей необходимо применять различные
методы коррекции, которые обязательно должны развивать у ребенка с
задержкой психического развития, навыки наблюдения и запоминание
наблюдаемого, а затем выбор точных определений к увиденному. Для этого
можно применять рассказ об увиденных событиях, пересказ историй по
одной или нескольким связанным картинкам, составление собственного
рассказа по наблюдаемому сюжету. При постепенном усложнении заданий, с
учетом возможностей памяти и логического мышления ребенка, а также
возрастных изменений, это приводит к высокому уровню связной речи.
При отсутствии должного внимания к развитию грамотной, чёткой и
свободной речи у детей с ЗПР в дальнейшем могут возникать большие
затруднения в обучении, а также при общении со сверстниками и
взрослыми. Что в свою очередь может привести к проблемам в
психологическом развитии и нежелательным отклонениям в поведении.