Автор: Потетнева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Лиски, Воронежской области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№7» комбинированного вида (МКДОУ «Детский сад №7). Адрес 397906
Воронежская область г. Лиски, ул. Островского,д.17-«а»
Доклад
с использованием презентации на педсовете
на тему:
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми
дошкольного возраста».
Воспитатель: Потетнева Л.И.
Использование мнемотехники в логопедической группе для работы с детьми, довольно
интересно.
Рисунки-символы,
расположенные
согласно
тексту,
позволяют
облегчить
процесс запоминания речевого материала.
Мнемотехника
-
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель
мнемотехники
-
развитие
памяти,
мышления,
воображения,
внимания,
т.е.
тех
психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Данная
технология
в
работе
даёт
устойчивые
результаты
обучения
и
развития
дошкольников.
Практика
показывает,
что
большинство
детей
при
заучивании
стихотворения
наизусть
запоминают,
пока
таким
образом
“рисуют”
его.
Постепенно
память
дошкольников
укрепляется,
становится
более
“цепкой”,
развивается
образное
мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму,
легче и эмоциональнее
Как сделать процесс этого заучивания не только полезным, но и доступным.
Использование
мнемотехники
в
настоящее
время
становиться
актуальным.
Основной
«секрет»
мнемотехники
очень
прост
и
хорошо
известен,
когда
человек
в
своем
воображении соединяет
несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при
припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все раннее
воссоединенные образы. И прежде всего зрительные образы.
С помощью мнемотехники можно решить такие задачи:
развитие
основных
психических
процессов
–
памяти,
внимания,
образного
мышления и речи;
развитие зрительно – пространственных функций;
развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом
воспроизведении;
развитие связной речи
развитие умения преобразовывать образы в символы.
Почему я использую в работе мнемотехнику?
Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита
память,
лучше
развита
зрительная
память)
испытывают
трудности
при
запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.
Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также
решает
задачи
формирования
звуковой
культуры
речи:
помогает
овладению
средствами
звуковой
выразительности
(тон,
тембр
голоса,
темп,
сила
голоса,
интонация, способствует выработке четкой дикции).
В-третьих,
что
связная
речь
является
важным
показателем
умственных
способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В-четвертых,
поэзия,
как
один
из
жанров
литературы,
является
источником
и
средством обогащения образной речи.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1
этап-
Берем
заданное
на
изучение
стихотворение.
Выразительно
читаем
это
стихотворение.
2 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено, перекодирование
информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап:
-
Разбиваем
стихотворение
для
удобства
на
блоки
по
две
или
четыре
строчки
для
облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждую строчку
стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок,
можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как
удобнее.Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который
пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам
ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и
нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой
и понятной картинки.
4 этап:
- После этого, просим ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то
есть нарисованные картинки.
5 этап:
- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с
помощью воспоминания нарисованных образов.
Вывод:
Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов:
значительно сокращается время заучивания;
увеличивается длительность запоминания стихов;
развивается ассоциативное мышление, способность к замещению;
активизируется речь;
появляется интерес к заучиванию поэтических произведений;
дети
преодолевают
робость,
застенчивость,
учатся
свободно
держаться
перед
аудиторией.