Напоминание

"Систематизация деятельности педагога ДОО по формированию у воспитанников когнитивно - деятельностной компетенции основ безопасности жизнедеятельности"


Автор: Крисько Валерия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Систематизация деятельности педагога ДОО по формированию у воспитанников когнитивно - деятельностной компетенции основ безопасности жизнедеятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Систематизация деятельности педагога ДОО

по формированию у воспитанников

когнитивно - деятельностной компетенции основ безопасности жизнедеятельности

Крисько Валерия Витальевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф

ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами,

еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита

человека от

негативных воздействий, достижение комфортных условий жизнедеятельности в

дошкольных образовательных учреждениях первостепенные задачи нашей страны.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая

техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за

сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний

сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного

учреждения. (рисунок1)

Рисунок 1 «Комплексная безопасность ДОУ»

1

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и

закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить

всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты

своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно

все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку

правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на

велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать

детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них

представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные

программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам

решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в

частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей

дошкольного возраста. ( рисунок 2)

Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,

которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются

основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта

2

о

б

щ

а

я

б

е

з

о

п

а

с

н

о

с

т

ь

Безопасность на

улицах города

Пожарная

безопасность

Безопасность дома

и в детском саду

дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного

поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6

разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье

ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». В каждом

разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу « Один дома», по

которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет

учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую

помощь себе, сверстникам и взрослым.

Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и

подкрепляются сказочными сюжетами;

Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально

опасные ситуации;

Применение видеоматериалов;

Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Основная задача в работе ДОУ - охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное

учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как

предвидеть, научить, уберечь. Прежде чем начать работу , необходимо соблюдать

следующие принципы организации работы.

Принцип полноты

Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо

раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от

представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности

Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении

содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия

целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной

и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут

осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать

определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение

недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного

ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина,

когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь

закреплять пройденный материал.

3

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все

спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут

потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой

ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип учета условий городской и сельской местности

Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с

окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в

условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как

вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто

оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице, в общественном

транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует

свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и

семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в

непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной

педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности

При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается

последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного

возраста, другие – для среднего, третьи - для старших дошкольников.

Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в

разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы,

соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции

Содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы.

Прежде всего это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности,

по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а

также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком

В условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны

стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на

предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического

процесса.

4

Особое внимание в своей профессиональной деятельности следует уделять созданию

организационно – педагогических условий:

создание развивающей среды, организованной в виде центров активности,

наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами,

стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию

образования;

формы организации работы с детьми в виде открытых тематических проектов,

обеспечивающих каждому ребенку право выбора участия, темы содержания, форм,

методов работы в ходе совместной деятельности на основе диалога с взрослыми и с

другими детьми;

педагогическую поддержку, основанную на готовности педагога вести

целенаправленное систематическое наблюдение за проявлениями детей, готовности

принимать и стимулировать инициативу ребенка, признавать достижения ребенка,

окультуривая его опыт;

сочетание в деятельности воспитателей роли фасилитатора, актуализирующего

субъективный опыт ребенка и педагога, формирующего представления ребенка об

окружающем мире во всем многообразии его проявлений.

В практике своей работы я широко использую следующие методы ознакомления детей

с основами безопасности:

Метод сравнения

Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании

этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по

сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по

подобию.

Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и

классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления,

требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это

способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например:

детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые

будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием

классификации способствует познавательной активности, если используется не как

самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для

тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

Метод моделирования ситуаций

5

Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного

учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве,

соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты,

отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в

группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай

ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций

дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает

мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных

ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в

ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить

гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать,

что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо

сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети

предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д.

Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и

самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно

обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции,

назначению, и правила безопасного обращения с ними. (Приложение 1)

Метод повторения

Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о

прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как

ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они

усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному

формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты

Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или

опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему

нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много

красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече

снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а

опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что

он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или

опровержение собственных представлений.

Игровые приемы

6

Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению

чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое

путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например:

«Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как

же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним

камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи

огня. Что мы расскажем им об этих способах?» «К нам в гости пришел Незнайка, давайте

ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…»

раскрепощает детей , снимает обязательность изучения и делает этот процесс

естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек,

который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем

об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают

игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения

художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы

Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много

электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации,

которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения

«Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает

сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного

произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и

последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных

особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает

приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка .

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной

работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию

сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно

решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями

(рисунок 3)

7

Рисунок 3 «Взаимодействие с семьями воспитанников»

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности

детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить

круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. По проблеме

безопасности с родителями наших воспитанников регулярно проводятся:

Родительское собрание: «Безопасность детей – дело взрослых»;

Семинары-практикумы: «Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи»;

Заочный родительский университет: «Ребенок дома »,«Травматизм детей на качелях

».

Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом.

Педагогическая библиотека для родителей

Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов

деятельности.

Информационные проспекты для родителей на стенде «Меры предосторожности на

игровой площадке».

Папки-передвижки: «Безопасность на спортивной площадке »;

Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии.

Выставки семейных творческих работ: «Безопасность», совместных изобретений из

природного и бросового материала на темы «Ловушка для песка», «Безопасная

скакалка», «В стране безопасных игрушек»,

Участие в городских конкурсах творческих работ: «Сохраним своё здоровь»,

«Островок безопасности».

Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности .

8

Кроме того, в практике работы активно используем электронные диски с информацией

для родителей по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, основам

безопасности жизнедеятельности. На дисках помещаем как теоретический, так и

практический материал для ознакомления и использования в домашних условиях: в виде

консультаций рекомендаций, мультфильмов, дидактических игр. Подготовленный готовый

материал активно используем в работе с родителями при проведении: недели

безопасности, декад, месячников. Затем при проведении родительских собраний в группе

выносятся на обсуждение. Полученные знания родителями еще используются в решении

проблемных ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня

знаний в области безопасности. Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания

малоактивных родителей.

Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,

способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и

подготовить ребенка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.

Литература

1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007. «Основы

безопасности детей дошкольного возраста»

2.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. –

160 с. « Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности

детей старшего дошкольного возраста».

3.К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005. «Как

обеспечить безопасность дошкольников»

4. Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002. Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и

родителей. «Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице для среднего и старшего

дошкольного возраста:

5.Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008. «Школа дорожных наук»

6 Хромцова Т.Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007. «Воспитание безопасного

поведения дошкольников на улице»

9

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Конспект занятия

«Спички – не игрушка, огонь не забава»

10

Ход занятия

Цель: выявить и. закрепить знания детей о пожаре: причины пожара, первые действия при

пожаре, порядок действия на пожаре.

Воспитатель: Дети, по словам отгадайте, пожалуйста, о чем мы будем сегодня

разговаривать? (Мы будем говорить о пожарных, об огне, отчего бывают пожары, как не

допустить пожар, как остановить беду).

Воспитатель: Чтобы нам четко, красивыми предложениями рассказать, каким добрым,

полезным, гостеприимным бывает огонь, и когда он злой. безжалостный, коварный,

потренируем язычок. Проговорим чистоговорку. Почему она так называется? Говорим

чисто - чисто, понятно? (Выделение интонацией слова).

Дети проговаривают два раза с воспитателем:

ШИ-ШИ-ШИ - загорелись камыши. ШИ-ШИ-ШИ - ты пожар туши.

ШИ-ШИ-ШИ - побежали малыши, Тушим, тушим, мы пожар потушим.

Воспитатель: Ребята, найдите плакат, где с бабушкой случилась беда (вот этот плакат,

здесь дом сгорел, сидит бабушка, ей холодно, одежда сгорела, котику тоже холодно, негде

спать и нечего есть);

Воспитатель: Ребята, а какое у нее настроение? (грустное, печальное. плохое);

А котик как на нас смотрит? (испуганно, глаза у него большие);

Пожалеем бабушку с котиком. Погрустим. (Кто-то подойдет, погладит котика, кто-то

потрогает седые волосы старушки);

Ребята, какую пословицу можно сказать, когда видим такую картину: пламя все съедает

на своем пути? ("Красный петух" прошелся);

Молодцы, ребята. Почему случилась беда? (Бабушка свечку оставила. Грелся у

обогревателя, забыл его выключить);

Воспитатель: Вспомним еще пословицу об огне. (Огонь - хороший слуга, но плохой

хозяин. Упустишь огонь - не потушишь);

Воспитатель: Посмотрите на плакаты. Какой бывает огонь? (Разный, удивительный.

волшебный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший,

полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный,

коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий); (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, дети. Найдем на плакатах тех, кто спасает людей от пожара (Дети

подошли к плакатам, где работают пожарные. Пожарные спасают людей);

11

Воспитатель: Во что одеты пожарные? (Пожарные одеты в защитную одежду. На голове

каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги);

Воспитатель: Чем тушат пожар? (Пожарные машины заливают огонь водой, вода в

цистернах, бочках, вода побеждает огонь);

Воспитатель: А какую загадку вы знаете об огне?

Все ест - не наестся, а пьет - умирает.

Шипит и злится, а воды не боится.

Висит - молчит, а перевернешь-шипит и пена летит);

Воспитатель: Вот у меня книжечка-памятка «Малышам об огне» разобрана по листочку,

возьмите себе по одному, встаньте красиво и расскажите, как нельзя делать.

Сам костер не разжигай,

И другим не позволяй:

Даже крошка огонек

От пожара недалек.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может делать зла.

Не бери из печки жар,

Ведь и он хранит пожар.

Уголек хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый

Наш надежный, старший друг.

игра : «Найди ответ»

- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-

ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-

ответ);

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно

подобраны картинки? У всех ли?

игра: «Как делать нельзя»

- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так:

сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.

игра: "Найди выход"

12

Воспитатель: Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план

своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым

будет в коридоре. Посмотрите друг у друга. Верно ли дан ответ?

Воспитатель: Нарисуйте план своей комнаты. Как вы будете выходить, если в комнате

дым? Укажите стрелочкой. (Проверяю у всех ребят).

Физминутка

- Показываю иллюстрации к сказке К. Чуковского "Путаница". Откуда эта картинка? (Из

сказки К. Чуковского "Путаница") ;

- Что сделала бабочка? (Море потушила);

- Мы будем бабочками. Повторяйте за мной:

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать-

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Дидактическая игра: "Слушай внимательно"

Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я,

это я,

это все мои друзья».

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.

- Какое у вас настроение? (Хорошее)

-Покажите настроение. (Все улыбаются)

13

14



В раздел образования